Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество М.Совиной и В.КомиссаржевскойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Великая русская актриса М.Г. Савина родилась 30 марта (11 апреля) 1854 года в городе Каменец-Подольске в семье учителя Г.Н. Подраменцева, который впоследствии стал посредственным провинциальным актером и выступал под сценическим псевдонимом Стремлянов. Этот же псевдоним использовала и ее мать, также актриса, М.П. Подраменцева (Стремлянова). Театр вошел в жизнь Марии Савиной очень рано – уже с семи лет ее начали занимать в спектаклях. Иногда ей приходилось играть роль девочки, а иногда она изображала мальчика. Маша училась в гимназии в Одессе, а в 1869 году, в 15 лет, стала профессиональной актрисой, дебютировав на сцене в Минске, в пьесе “Бедовая бабушка”. С тех пор она уже регулярно выходила на театральную сцену и использовала тот же самый псевдоним ее родителей – Стремлянова. Мария играла с все возраставшим успехом в Харькове, а уже через год она вышла замуж за актера Н.Н. Савина (его настоящая фамилия – Славич) и выступала под его фамилией в Калуге, куда поехала вслед за мужем. Первыми сценическими шагами М.Г. Савиной были роли в амплуа инженю. Она играла молодых, обаятельных, наивных девушек, лукавых, кокетливых и чувствительных – вплоть до начала 1890-х, когда она перешла в иной репертуар, раскрывший богатейшие стороны дарования актрисы. Она обладала безупречным театральным чутьем, и поэтому опасалась драматического, тем более, трагедийного репертуара. Романтические драмы и даже комедии в стихах были за пределами возможностей актрисы. И тем не менее всю жизнь Савина искала собственные драматические средства, подвластные ее достаточно узкому диапазону, превратив свои недостатки в свои достоинства. Восприимчивая к музыке, пластике, ритму Савина вдохновенно пела и танцевала в опереттах Оффенбаха, водевилях, играла в незатейливых комедиях скромных девушек в ситцевых платьях и платочках, органично перекочевавших с провинциальных подмостков на сцену Александринского театра. Для императорского столичного театра того времени, находившегося в кризисе, Савина оказалась находкой. Ее природное обаяние, изящество и уверенное владение техникой сразу были отмечены столичной критикой: "С г-жою Савиной русский театр ожил и напоминает старые дни золотого своего века, когда артисты играли с вдохновением. Игра ее проста, дикция превосходная, вместе с грациозностью в осанке и изяществом в движениях". Савина не обладала "героическими" данными, но все же она смогла стать "царицей русской сцены", несмотря на негласные театральные законы, по которым актриса с амплуа инженю не могла премьерствовать. Первое десятилетие Савиной на сцене Александринки (с 1874 года до середины 1880-х) отличалось невероятной плодотворностью актрисы и по количеству, и по качеству сыгранных ею ролей. Главной заслугой Савиной того периода стало открытие нового женского типа. До Савиной на русской сцене, кроме знаменитой в 1830-е годы Варвары Асенковой, "были водевильные попрыгуньи интернационального типа, были мелодраматические невинности, но русской девушки, русской женщины наша сцена не знала", - отмечал критик. Своим юным героиням Савина передавала огромный заряд оптимизма, веры в себя и в свою любовь, не чуждую обаятельного каприза, изящной игры, легкомыслия, под которым неожиданно скрывался и острый ум, и глубина чувств. Актриса играла в пьесах В.А. Дьяченко, Н.А. Потехина, И.В. Шпажинского, В.Крылова, которые становились известны благодаря ее участию. Савина всю жизнь следовала совету великого актера и педагога М.С. Щепкина "брать образцы из жизни", - ее главным учителем была сама сцена, хотя училась она также у актрисы и педагога, ученицы Щепкина, А.И. Шуберт, которая оказала на нее большое влияние. Главным итогом первого десятилетия творчества М.Г. Савиной на Александринской сцене стали три важнейшие для актрисы роли из русской классики: Верочка (“Месяц в деревне” И.Тургенева, 1879), Мария Антоновна (“Ревизор” Н.Гоголя, 1881), Варя (“Дикарка” А.Островского и Н.Соловьева,1880). Роль Верочки была непревзойденным шедевром савинского лиризма. В этой роли наиболее ярко проявился драматизм жеста, выраженный не словами, но молчанием и особым глубоким подтекстом. Современники увидели живое, беспредельно чистое и трогательное существо, девушку, впервые полюбившую, доверчивую и робко ощутившую пробуждение неведомых ранее чувств. Так постепенно находила себя актриса в драме, оттачивая и развивая свои индивидуальные возможности, чуждые идеализации и патетики. Наиболее органичной была Савина в комедии. Большой удачей в этом жанре была роль гоголевской Марии Антоновны, в которой проявился талант Савиной, как острохарактерной актрисы. В ее исполнении уездная барышня была воздушным созданием, сочетавшей очарование юности с бесконечной ограниченностью и утонченно-пошлыми манерами. Четверть века актриса исполняла эту роль, постоянно совершенствуя ее. В дикарке Варе Савина изображала характер незаурядной силы, под внешней беспечностью которого скрывался самобытный ум, мятежность и драматизм. Все творчество Савиной было неразрывно связано с Петербургским Императорским Александринским театром, в котором она служила в течение 40 лет, неоднократно повторяя: "Сцена – моя жизнь". Александринский театр всегда недоверчиво относился к страстным порывам души, возвышающему обману, проповеди и исповеди на сцене. "Петербург вообще не верил в романтику", - писал петербургский актер Ю.М. Юрьев, игравший в классических трагедиях и бывший своего рода исключением из правил. В отличие от Малого театра, в Петербурге актеры не мнили себя властителями дум. Свое призвание они понимали проще – не поучать и просвещать, а развлекать, пробуждая "чувства добрые" в сердцах зрителя через мастерскую игру. Тема социального протеста была для театра чуждой. Северная столица, придворная и европеизированная, была куда менее демократичной, чем Москва. На ее подмостках не столь бушевали страсти, сколь создавались "типы". Страсть к игре, к лицедейству брала верх надо всем. Именно в этой сфере Савиной не было равных. Умное мастерство, аналитический талант, точный и строгий отбор выразительных средств, эстетическая взвешенность: "лучше недоиграть, чем переиграть", - эти качества характеризуют Савину, находящуюся уже в расцвете своего творчества. Ей был чужд натурализм П.А. Стрепетовой, так же, как чуждо искусство исповедничества, связанное с творчеством В.Ф. Комиссаржевской. Савиной принадлежит высказывание: "Если бы все актеры играли по вдохновению и переживали свои роли, мир наполнился бы домами для душевнобольных". Савинская игра отличалась отчетливостью, выверенной техникой, но отнюдь не холодностью. Большое значение в театральной жизни М.Г. Савиной сыграло творчество А.Н. Островского. В пьесах Островского она дебютировала, удачно сыграв девушку Надю в “Воспитаннице”. После выдающегося успеха Савиной в ролях Вари и Поликсены (“Правда хорошо, а счастье лучше”), Островский дает ей многие главные роли. Однако ни Лариса (“Бесприданница”, 1878), ни Саша Негина (“Таланты и поклонники”, 1882), ни Катерина (“Гроза”, 1888) Савиной не удались. Эти роли значительно лучше сыграли М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, В.Ф. Комиссаржевская. Зато Савина прекрасно сыграла роль Юлии Тугиной (“Последняя жертва”) и продолжала ее играть более 30 лет. В этой роли прослеживался своеобразный Савинский "тихий" драматизм. В 1890-х годах, обогащенная этим опытом, актриса сыграла с большим пониманием и глубиной многие роли Островского, в том числе ранее не удававшиеся или принципиально отвергнутые. Это Евлалия (”Невольницы”), Параша (“Горячее сердце”), Елена (“Женитьба Белугина”), Вера Филипповна (“Сердце не камень”), Людмила (“Поздняя любовь”), а также острохарактерные – Клеопатра Мамаева (“На всякого мудреца довольно простоты”) и Матрена Курослепова (“Горячее сердце”). Ближе всех для Савиной продолжал оставаться И.С. Тургенев. Она сыграла главные роли во всех его пьесах: Маша (“Холостяк”), Маша (“Вечер в Сорренто”), Дарья Ивановна (“Провинциалка”), Лиза Калитина в инсценировке “Дворянского гнезда”. Но подлинной удачей стала роль Натальи Петровны (“Месяц в деревне”), сыгранная в 1903 году. Драму поздней любви своей героини актриса раскрыла очень сдержанно и по-тургеневски поэтично. В этой роли слились глубочайший психологизм с "кружевной", "филигранной" техникой актрисы, и наиболее чуткие современники обратили внимание на некоторое сходство драматизма Савиной со стилевой манерой актеров Московского Художественного театра. Из чеховского репертуара Савина сыграла Сару из “Иванова” (1897), Аркадину и Раневскую (“Чайка” и “Вишневый сад”). Роль Сары получилась удачной, а вот Аркадина и Раневская стали для Савиной проходными, вероятно, по причине эстетической новизны этих пьес, чуждой стилистике Александринского театра. Неподдельный интерес актрисы к творчеству Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского выразился в попытке осмысления их творчества. Анна Дмитриевна Каренина (“Живой труп”, 1911) была сыграна несколько односторонне. Настасья Филипповна (“Идиот”, 1899) была все же отмечена положительно, хотя и не совсем была ролью Савиной. Репертуар Савиной очень богат и разнообразен: это роли самого противоположного свойства, от наивных и шаловливых девочек в современной лёгкой драматургии до крупных комических или истинно драматических типов в произведениях Гоголя, Островского, Тургенева, Лопе де Вега («Собака садовника»), Шекспира («Укрощение строптивой»). Современные иностранные драматурги (Ибсен, Зудерман и др.) нашли в ней тоже прекрасную исполнительницу; многие из современных русских писателей обязаны главным образом ей успехом своих произведений. Отличительные черты таланта Савиной – поэтическая женственность, искренняя весёлость наряду с глубоко трогающим драматизмом, развитая до высокой степени совершенства мимика. Савина создала удивительное разнообразие образов, при этом для актрисы важнейшим условием было внутреннее перевоплощение, а не внешнее лицедейство. Понятие "грим души", введенное критиком А.Кугелем, относилось к ней, петербургской "царице сцены". Савина отличалась аналитическим складом ума и смелостью художника, причем это была смелость, основанная на тонком расчете. Творческие эксперименты Савиной, например, ее Акулина, всегда были продуманы. Актриса рассматривала современную героиню, как женщину расчета и позы, эгоистических страстей и надлома. В 1880-1890 годах Савина сыграла в нескольких современных пьесах: Ольгу Ранцеву (Б.М. Маркевич “Чад жизни”), Елену Протич (М.И. Чайковский “Симфония”), Нину Волынцеву (А.И. Сумбатов-Южин “Цепи”), Татьяну Репину (А.В. Суворин “Татьяна Репина”). В.Комиссаржевская. Вера Фёдоровна Комиссарже́вская (27 октября (8 ноября) 1864 - 10 (23) февраля 1910) — русская актриса. Вера Фёдоровна Комиссаржевская (до революции её фамилию писали Коммиссаржевская) родилась в Петербурге 8 ноября (27 октября по старому стилю) 1864 года в семье русского артиста оперы и музыкального педагога Ф. П. Коммисаржевского. В 1891 году в Санкт-Петербурге Комиссаржевская впервые выступила на любительской сцене в Морском собрании Флотского экипажа в роли Зины (пьеса «Горящие письма» П. П. Гнедича). Затем начала принимать участие в спектаклях Общества искусства и литературы (Москва), руководимого К. С. Станиславским. Исполнением роли Бетси в «Плодах просвещения» (1891) Комиссаржевская обратила на себя внимание деятелей профессионального театра. Она была приглашена в Новочеркасск в антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в 1893—1894 годах) на роли «инженю» и водевильные роли с пением. Весёлостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях. В 1894—1896 годах Комиссаржевская работала в Вильно в антрепризе К. Н. Незлобина, сыграв в это время около 60 ролей: Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Луиза («Коварство и любовь» Шиллера), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Клерхен («Гибель Содома» Зудермана) и др. Новый театр Однако, будучи не удовлетворенной художественной атмосферой театра, чувствуя себя творчески чужой и одинокой, летом 1902 Вера Комиссаржевская покинула императорскую сцену. Следующие два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра. Открывшийся осенью 1904 в помещении петербургского Пассажа Драматический театр, оказался в центре общественного внимания накануне первой русской революции. Спектакли «Дядя Ваня» Чехова, «Дачники», «Дети солнца» М. Горького, «Кукольный дом (Нора)» и «Строитель Сольнес» Генриха Ибсена стали ядром нового театра — Театра Комиссаржевской. В начале сезона 1906-1907 годов одновременно с переездом в новое помещение в театре грянули перемены, связанные с приглашением в качестве режиссера В. Э. Мейерхольда. Осуществленные им эксперименты в области символистского театра («Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева) увлекли актрису, одержимую поиском путей освобождения сценического искусства от внешнего быта ради проникновения в духовную сущность. Но спустя год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву. Весной 1908 Вера Комиссаржевская совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех этих гастролей, актрису не покидают сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния. 8 февраля 1909 Комиссаржевская, в последний раз выступив перед петербургской публикой, отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра. Там же заразилась черной оспой, ставшей причиной ее смерти. Она скончалась 23 февраля 1910 года. Умерла Комиссаржевская в Ташкентеот оспы во время своих гастролей 10 февраля (23 февраля по новому стилю) 1910 года. Творчеству Веры Фёдоровны посвящён фильм «Я — актриса» (1980, режиссёр Виктор Соколов).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.7.212 (0.014 с.) |