Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Генриха фон Клейста

Поиск

Особенности мировоззрения и творческого метода Г.Клейста. Мотив рока в творчестве Клейста. Экспериментальный характер драматургии Клейста. Концепция романтической любви в драмах Клейста «Пентесилея» и «Кетхен из Гейльброна». Категорический императив Канта и проблема личности и закона в драме «Принц Гомбургский». Жанр новеллы в творчестве Клейста.

Творчество Гофмана

Универсальность фигуры Гофмана. Художественный мир Гофмана. Тема музыки в творчестве Гофмана. «Музыкальные новеллы» Гофмана. Романтический синтез искусств. Романтический гротеск. Идея двоемирия в творчестве Гофмана: фантастическое и реальное. «Золотой горшок». Трансформация жанра сказки в творчестве Гофмана. Социальная и философская сатира в сказках Гофмана: «Крошка Цахес». Особенности «Ночных повестей» Гофмана. Новая трактовка романтических идей и образов. Тема безумия. Мотив двойничества. Значение образов автоматов. Эволюция образа художника в творчестве Гофмана. «Житейские воззрения кота Мурра». Особенности композиции романа. Функции романтической иронии и гротеска.

Творчество Шамиссо.

. «Чудесная история Петера Шлемиля». Взаимодействие с гуманистической идеологией Просвещения. Романтический смысл сделки с дьяволом, воплощенном в «человеке в сером».

ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ II.

 

ЗАДАНИЯ БАЛЛЫ
Назовите время развития иенского романтизма и состав группы. 1балл
Что понимается под романтическим историзмом? 1балл
Какой жанр и почему романтики называли «универсальным»? 1балл
Какой смысл вкладывает А.Шлегель в тезис о преобразующей роли искусства? 2балл
Охарактеризуйте жанр фрагмента. 1балл
Назовите основные положения теории «магического идеализма» 3балла
Раскройте содержание понятий «романтическая ирония» и «романтическй гротеск» 3балла
Каково значение музыки и живописи в философии и эстетике немецких романтиков романтиков? 3балла
В чём суть философии «гейдельбергского народничества»? 2балла
В чём суть разногласий между Брентано и братьми Гримм? 2балла
В чём различие оценки средневековья у йенских и гейдельбергских романтиков? 2балла
Какую роль сыграла философия Канта в формировании философско-этической концепции Клейста? 3балла
Как решается проблема личности и закона в прозе Клейста? 3балла
Какую смысловую нагрузку несёт образ тени в повести Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля»? 2балла
Какую эстетическую программу выдвигает Гофман в «Рассказах в манере Калло»? 3балла
Перечислите произведения Гофмана, глее главенствующей темой является музыкальная. 2балла
Как реализуется идея синтеза искусств в творчестве Гофмана? 3балла
Как реализуется в сказках Гофмана идея двоемирия? 2балла
Какую функцию выполняет мотив безумия в «Ночных повестях» Гофмана? 2балла
Охарактеризуйте особенности композиции романа «Житейские воззрения кота Мура». 2балла
Что принципиально нового вносит Гофман в трактовку образа художника в романе «Житейские воззрения кота Мура». 3балла
Какую функцию выполняет романтический гротеск в романе Гофмана в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мура». 1 балл
0 –24 балла - «неудовлетворительно»; 25 - 32 балла – «удовлетворительно»; 33 – 37 баллов – «хорошо»; 38 - 43 балла – «отлично».  

 

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Теория романа в работах Ф.Шлегеля.

Жанр сказки в литературе немецкого романтизма.

Мотив странничества в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» и

Л.Тика «Странствования Франца Штернбальда».

Эволюция роман воспитания в литературе немецкого романтизма.

Оперная реформа Р.Вагнера.

Тема романтического своеволия и смирения в драматургии Клейста.

Мотив безумия в творчестве Гофмана.

Литература к модулю II

 

Аверинцев С.С. Поэзия Клеменса Брентано // К.Брентано. Избранное. М., 1985

Анищук Т.В. Народная песня в эстетике гейдельбергских романтиков // Вестник СГУ. Сер.9.Филология. – 1982, №1, с.66-71

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973

Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. Спб., 2002

Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987

Бент М.И. Поздняя новеллистика Людвига Тика. Проблема метода и жанра // Известия АН ССР. Серия литературы и языка. Т.49. 1990. №4

Бент М.И. От философской повести к новелле-сказке: «Необыкновенная история Петера Шлемиля» Шамиссо // Филологические науки. 1992. №1.

Ботникова А.Б. Немецкмй романтизм: диалог художественных форм. Воронеж, 2004

Вайнштейн О. Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля / Российский государственный гуманитарный университет. М., 1994. (Чтения по истории и теории культуры. Вып.6. Историческая поэтика)

Ванслов В.В. Этетика романтизма.М., 1963.

Васкиневич А.И. Символ в творчестве гейдельбергских романтиков. АКД. М., 2000

Виндельбанд В. Гельдерлин и его судьба // Виндельбанд В. Дух и история. М., 1995.

Виткоп-Менардо Г. Э.Т.А.Гофман.- Челябинск, 1999

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма (Ф. Шлегель, Новалис). М., 1978

Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. М., 1981

Грешных В.И. Ранний романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991

Грешных В.И. Мистерия духа. Художественная проза немецких романтиков. Калининград, 2001.

Дейч А. Судьбы поэтов: Гельдрлин, Клейст, Гейне, - 2-е изд. М., 1974

Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975

Дмитриев А.С. Немецкая поэзия XIX века // Немецкая поэзия XIX века. М., 1984

Девиц Ингеборг. Беттина фон Арним: Романтизм. Революция. Утопия. М., 1991

Европейский романтизм. М., 1973

Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Избр. тр. Л., 1981

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. М.,1996

Карельский А.В. От героя к человеку. М., 1992

Карельский А.В. О творчестве Генриха фон Клейста (1777-1811) // Генрих фон Клейст. Избранное. М., 1977

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992

Кривушина Е.С. Поэтика романтической прозы.- Иваново, 1988

Ладыгин М.Б. Романтический роман. М., 1981

Манн Т. Шамиссо // Манн Т. Собр. Соч.: в 10 т. Т.9. М., 1960.

Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М., 1993

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995

Музыкальная эстетика Германии XIX в. М., 1981

Неизученные страницы европейского романтизма / Редкол.: Ю.А.Кожевников и др. М., 1975

Пастернак Б. Генрих Клейст // Пастернак Б. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М., 1990.

Ро

Тодоров Цв. Теории символа. М., 1999

Тураев С.В. Концепция личности в литературе романтизма / Контекст. 1977.М.: Наука, 1978

Тураев С.В. Немецкая литература //История всемирной литературы. Т.6. М., 1989

Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988

Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Гофмана. Рига, 1972

Хамурзаев К.Г.Немецкий романтический роман. Генезис. Поэтика. Эволюция жанра. Махачкала. 1998.

Храповицкая Г.Н. Пейзаж в литературе и живописи немецкого романтизма // Филологические науки.1997. №4

Художественный мир Гофмана. М., 1982

Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992.

Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М., 1997

Шеллинг. Философия искусства М.,1966

Эстетика немецких романтиков/ Сост.А.В.Михайлов. – М., 1987

Эстетические взгляды и творческий метод писателя. М., 1973

МОДУЛЬ ΙΙΙ Английский романтизм

Темы данного модуля призваны охарактеризовать особенности исторического развития Англии в конце в конце XVIII – первой трети X I X в, выявить основные тенденции в развитии социально – философской и эстетической мысли Англии и показать их преломление в художественной практике писателей.

3.1 Ранний английский романтизм. «Озёрная школа».

Проблема национальной специфики и своеобразия английского романтизма. Влияние литературы предромантизма на формирование английского предромантизма. Кельтское возрождение. Английская романтическая критика. Предисловие ко второму изданию «Лирических баллад» как манифест романтической поэзии. Общая характеристика эстетической программы «Озерной школы». Реформа поэтического языка Вордсворта. «Литературная биография» Кольриджа. Влияние идей Шеллинга на формирование философско-эстетической системы Кольриджа. Учение о воображении. Романтическая концепция природы. Понятие объективной природы и субъективного разума в философии Кольриджа. Концепция символа в эстетике Кольриджа.

Пантеизм У. Вордсворта. Тема естественного состояния в лирике

У. Вордсворта. Фрагментарность как ведущий философско художественный принцип С.Т.Кольриджа. Философско-символическая поэма С.Т. Кольриджа «Сказание о старом мореходе». Прием контраста и его роль в исследовании психологического состояния. Образная система поэмы. Многозначность трактовки образов «Старого морехода»: альбатроса, отшельника. Христианские мотивы в «Сказании о старом мореходе» и «Кристабели». 3. 2 Творчество Дж. Гордона Байрона и П.Б.Шелли.

Особенности поэтического мышления Байрона. Понятия «байронизм» и «байронический герой». Полемика Байрона с лейкистами. «Английские барды и их шотландские обозреватели». Периодизация творчества. Раннее творчество Байрона. Жанровое своеобразие поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». Лирическое и эпическое в поэме.

Образ автора. Новаторство в изображении лирического героя. «Восточные поэмы Байрона» Образ героя – бунтаря. Концепция любви в «Восточных поэмах». Особенности композиции и поэтического языка. Философские драмы Байрона. «Манфред». Фаустианские мотивы. Мотив трагичности познания. Тема трагического одиночества. Тема богоборчества в мистерии «Каин». Переосмысление библейского сюжета. Жанровое своеобразие романа «Дон Жуан». Новая трактовка образа Дон Жуана. Роль лирических отступлений. Дегероизация высоких тем раннего творчества. «Бурлескное» переворачивание высокого. Функциональность языка, литературные аллюзии в поэме. Лирика Байрона. Байронический герой в русской литературе. Пушкин о Байроне.

Основные идеи эстетического трактат трактат П.Б.Шелли «Защита поэзии». Роль разума и воображения в поэзии. Связь этического и

эстетического начал в творчестве П.Б.Шелли. Концепция природы Шелли.

Мифологические мотивы в поэма Шелли «Прометей Освобождённый».

3.3 Формирование исторического романа в литературе английского романтизма. Прозаические жанры в литературе английского романтизма.

Теория исторического романа в литературно-критических работах Скотта. Соотношение нравственных и социальных факторов в развитии истории. Диалектика индивидуального и национально-исторического в эстетике Скотта. Соотношение исторической правды и художественного вымысла в романе. Художественные открытия Скотта. «Синтетическая» (Реизов Б.Г.) природа его романов. Принцип драматизации, прогрессивный традиционализм. Романтические и реалистические тенденции в романах В.Скотта. Основные циклы романов В.Скотта.

Трансформация «готической» традиции английском романе первой трети Х1Х века. Формирование жанра философского романа в литературе английского романтизма (Ч.Р.Метьюрин, М.Шелли). Интеллектуальная проза Т.Пикока. «Роман идей».

Формирование неоромантизма в английской литературе. Творчество Стивенсона. Мотив «двойничества» в повести Стивенсона «Странная история мистера Джекила и доктора Хайда».

ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

 

ЗАДАНИЯ БАЛЛЫ
Какие историко-культурные факторы предопределили специфику английского романтизма 3 балл
Охарактеризуйте основные эстетические принципы «Озерной школы». 3 балла
В чём смысл наказания, постигающего Старого Морехода в поэме С.Т.Кольриджа. 1 балла
Назовите основные мотивы лирики У.Вордсворта 1 балла
Какой смысл вкладывают в понятие «байронизм»? 2 балла
Охарактеризуйте «Паломничество Чайльд Гарольда» как новый тип романтической поэмы. 3 балла
Как раскрывается тема природы лирике П.Б.Шелли 2 балла
Перечислите основные принципы историзма В. Скотта. 3 балл
Охарактеризуйте основные циклы романов В.Скотта 2 балла
Назовите английских романтиков - авторов прозаических произведений. 1 балл
Как меняется облик неоромантического героя по сравнению с героем романтическим. 2 балла
0 –10 баллов - «неудовлетворительно»; 11 - 16 баллов – «удовлетворительно»; 17 – 19 баллов – «хорошо»; 20 - 22 балла – «отлично».  

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Оссианизм в русской поэзии и европейской литературе («Страдания юного Вертера»).

Образ Дон Жуана в творчестве Э.Т.А. Гофмана и Дж.Г. Байрона.

Жанр философского романа в литературе английского романтизма.

Образ Прометея в произведениях Дж.Г. Байрона, П.Б.Шелли, М.Шелли.

ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ ΙΙΙ

 

Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи конца XVIII – начала XIX века. Л., 1982

Анненский И. Избранные произведения. Л. 1988

Аникст А.А. Байрон-драматург // Байрон. Пьесы. М., 1959

Бельский А. Английский роман 1800-1810 годов. Пермь, 1968.

Бальмонт К. Романтики: Призрак меж людей // Бальмонт К. Избранное. М., 1990

Батай Ж. Литература и зло (Блейк, Бодлер, Кафка). М., 1994

Великий романтик. Байрон и мировая литература. М., 1991.

Веселовский А. Байрон: Биографический очерк, М.,1914

Гумилев Н. Поэма о старом моряке С.Т. Колриджа // Гумилев Н. Соч.: в 3 т. Т.3. М., 1991

Гусманов И.Г. Лирика английского романтизма. В.Блэйк, В.Вордсворт, С.Т.Кольридж, Т.Мур, Д.Г.Байрон, Д.Китс. Перводы и комментарии. Орел, 1995

Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. М., 1987.

Долинин А. История, одетая в роман. Вальтер Скотт и его читатели. М., 1988.

Дубашинский И.А. Поэма Байрона «Дон Жуан». М., 1976

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978

Дьяконова Н.Я. Китс и его современники. М., 1973.

Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М.,1975.

Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974

Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. СПб, 1994.

Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблема английского романтизма. Л., 1970

Елистратова А.А. Байрон. М., 1956

Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978

Зыкова Е. Певец Озерного края // Уильям Вордсворт. Избранная лирика. М., 2001

Зверев А.М. Звезды падучей пламень. Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988

Клименко Е.И. Стиль Шелли // Клименко Е.И. Проблемы стиля в английской литературе первой трети XIX в. Л., 1959. С.215-271.

Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. Л., 1971

Корнилова Е.Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западного европейского романтизма. М., 2001.

Ладыгин М. Романтический роман М.Шелли «Франкенштейн» // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX вв. Иваново, 1982.

Марчанд Л. Лорд Байрон. М., 2002

Мошкина Н.В. У.Блейк // Западная поэзия конца XVIII – начала XIX века. М., 1999

Некрасова Е.А. Творчество Уильяма Блейка. М., 1962.

Неупокоева И.Г. Революционный романтизм Шелли. М., 1959

Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.

Пинский Л.Е. Исторический роман Скотта // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

Пирсон Х. Вальтер Скотт. М., 1983

Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М., 1965.

Ромм А.С. Джордж Ноел Гордон Байрон. Л., 1961.

Сиповская М.П. К вопросу о творческом методе Вордсворта // Филологические науки. 1987. №6.

Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988

Уоррен Р.П. Поэма, порожденная чистым воображением. Опыт прочтения [ о «Старом мореходе» Колриджа] // Уоррен Р.П. Как работает поэт. М., 1988.

Урнов Д.М. Английская литература. Романтизм // История всемирной литературы. Т.6. М., 1989

Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18-20 вв. М.,1968

Шайтанов И.О. Джон Китс // Китс Дж. Стихотворения и поэмы. М., 1989.

Элиот Т.С. Вордсворт и Колридж // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев, 1997.

Элиот Т.С. Шелли и Китс // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев, 1997.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.008 с.)