Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цикла опд по специальности 031000 филологияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Составитель: к.ф.н., доцент Кафедры теории и истории мировой литературы Григорьева Е.В. Ростов-на-Дону 1. Пояснительная записка к курсу
Курс «История зарубежной литературы XIXвека» студенты дневной формы обучения отделения романо-германской филологии (бакалавриат и специалитет) слушают в течение первого семестра третьего года обучения. Цель курса: дать представление об основных закономерностях литературного процесса в странах Европы и Америки в XIXвеке в его историко-культурном контексте. Для успешного овладения этим курсом требуется знание не только историко-литературного материала, но и знакомство с основными тенденциями развития философии и эстетики в странах Европы и Америки. Задачи курса: показать историко-литературный процесс XIXстолетия в динамике и взаимодействии всеобщего и национального, представить романтизм Европы и Америки как литературное направление в синтезе с музыкой, живописью и другими видами искусств. Составить представление о философских и эстетических теориях эпохи романтизма и их отражении в художественной практике писателей. Лекции по курсу читаются в течение семестра (34 часа). В конце каждого модуля предлагается список обязательных для прочтения художественных текстов и учебных пособий, включающий не только работы по истории литературы, но также по философии и эстетике XIXвека, перечень контрольных вопросов и тем для самостоятельного изучения. Литература из дополнительного списка рекомендуется для самостоятельной работы. При изучении курса студентам необходимо обращаться к литературоведческим энциклопедическим изданиям и хрестоматиям. Рабочая учебная программа 2.1 Учебно-тематический план дисциплины
2.2 Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы X I X века»
Данная рабочая программа содержит подробные характеристики основных модулей и входящих в них как лекционных тем, а так и тем, вынесенных на самостоятельное изучение.
МОДУЛЬ I. Романтизм как художественная система Темы данного модуля призваны охарактеризовать основные особенности исторического развития Европы в конце XVIII – первой половине X I X в, показать специфику развития философской мысли эпохи и их влияние на литературный процесс, выявить социокультурные предпосылки возникновения романтизма в европейских литературах. Эпоха романтизма и ее роль в европейском историко-культурном процессе Социально- исторические предпосылки возникновения романтизма в европейских литературах. Значение Великой французской революции. Социокультурный контекст эпохи. Кризис философско – эстетической доктрины Просвещения и предромантические тенденции в европейской культуре последней трети XVIII столетия: сентиментализм, «готическое возрождение», интерес к фольклору, средневекой архитектуре и литературе. Этимология понятия «романтический». Романтизм как историческая и универсально-эстетическая категория. Проблемы периодизации романтического движения. Романтики о специфике искусства, об источнике, предмете и цели художественного творчества. Понятия "гений" и "природа". "Подражание природе" у романтиков. Утверждение субъективно-творческого начала в искусстве. Проблема "синтеза" в литературе и романтическая концепция романа. "Романтическая ирония". Проблема историзма у романтиков. Романтическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг). Идея двоемирия в эстетике романтиков. Романтическое учение о видах искусств. Проблема синтеза искусств. Историческое и национальное в эстетике романтизма. Концепция средневековья. Неомифологизм в романтизме. Концепция личности и типология героя в литературе романтизме. Индивидуализм как основное положение философско-этических концепций романтизма Личность универсальная и индивидуалистическая. Обновление жанровой системы (лиро-эпические и лиро-эпико-драматические произведения, исторический роман, исповедальная проза, жанр фрагмента). Проблема романтического психологизма. Особенности романтической стилистики. ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ I.
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ
Руссо и романтизм. Проблема синтеза искусств в романтической эстетике. Теория драмы в романтической эстетике (А.Шлегель, С.Т.Кольридж, В.Гюго). Жанровые модификации романтического романа. Оперная реформа Р.Вагнера Пейзаж в романтическом искусстве (Д.Констебл, У.Тёрнер). Романтизм во французской живописи (Т.Жерико, Э.Делакруа) Романтизм в музыке. Н.Паганини.
Литература к модулю I. Учебники. История всемирной литературы: в 9 т. М., 1987. Т. 6. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А. Соловьёвой М., 2000. История западно-европейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия / Под редакцией Т.В. Соколовой. – М.: Высшая школа, 2003. Зарубежная литература 19 века: Романтизм: Хрестоматия историко- литературных материалов. Сост. А.С.Дмитриев и др. М., 1990 Ковалева О.В. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Учеб. пособие. М., 2005 Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980 Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 2001. Философия немецких романтиков. – М., 1980 Эстетика немецких романтиков. – М.,1982. Эстетика раннего французского романтизма. – М., 1982.
Дополнительная литература. Аникст А.А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. М, 1980. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж, 2004. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966. Ванштейн О.Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., 1994. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1978. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1974. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа Х1Х – ХХ вв.Очерки. М., 2001. Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. М., 2001.
Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992. Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб., 2004. Корнилова Е.Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М., 2001. Ладыгин М.Б. Романтический роман. – М., 1981. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Литература и мифология // Под.ред. Григорьева Л.А. Л., 1975. Литература и живопись.Л., 1982. Литературоведение на пороге Х1Х века. М.,1988. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М., 2002. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1983. Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989. Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М.,1988. Романтизм – вечное странствие // Под ред. Н.А.Вишневской М., 2005. Романтизм в музыке. Минск, 2000. Романтизм:эстетка и творчество. Тверь.1994. Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. М., 1995. Темница и свобода в художественном мире романтизма. М., 2002 Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII – начала XIX в. М., 1983. МОДУЛЬ II. Романтизм в Германии. Темы данного модуля призваны определить особенности культурно - исторического развития Германии в конце XVIII – первой трети X I X века и охарактеризовать основные этапы развития немецкого романтизма. Особое внимание будет уделено теоретическим вопросам, связанным с формированием философско-эстетической концепции немецкого романтизма. Иенский романтизм Влияние немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг) на теорию и художественную практику немецких романтиков. Категория «незаинтересованного прекрасного» в эстетике Канта. Специфика эстетического суждения. Концепция «гения» у Канта и Шеллинга. Натурфилософия Шеллинга и ее место в романтической эстетике. Романтическая рецепция философии Фихте и её модификация. Искусство и мораль. «Дух» художественного произведения. Эстетические идеи братьев А.и Ф.Шлегелей. Тезис о «преобразующей роли искусства». Антиномия «классического» и «прогрессивного» в работах Ф.Шлегеля. Теория романтической иронии. Концепция «прогрессивной универсальной поэзии». Концепция мировой литературы А.Шлегеля. Роман как универсальный жанр романтической поэзии. Концепция романтического героя в романе Ф.Шлегеля «Люцинда». Полемика с художественно-эстетическими принципами классицизма и Просвещения в романе. Жанр новеллы в творчестве Л.Тика. Философско- эстетические взгляды Новалиса. Философия «магического идеализма». «Генрих фон Офтердинген» как философско-эстетическая утопия. Значение образа «голубого цветка». Роль философских диалогов в романе. Роль лирического начала в поэтике романа. Гейдельбергский романтизм Новая «эстетическая культура» гейдельбергских романтиков. Интерес к национальной старине. Понятие исторического сознания и «народного духа». Средневековье в оценке гейдельбержцев. Концепция фольклора А.фон Арнима и К.Брентано. «Волшебный рог мальчика». Понятие «естественной поэзии» в работах братьев Гримм. Кризис романтического идеала. Философия гейдельбергского «народничества».
Творчество К.Брентано. Мотивы романтического своеволия и смирения в «Повести о честном Касперле и пригожей Аннерль».Критика романтического индивидуализма. Отражение идей «гейдельбергского народничества» в повести. Особенности композиции и образной системы в повести Брентано.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.03 с.) |