МОДУЛЬ IV Романтизм во Франции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОДУЛЬ IV Романтизм во Франции



Темы данного модуля призваны охарактеризовать своеобразие французского романтизма, обусловленного спецификой социально-политического и культурно-исторического развития Франции на рубеже

веков, познакомить студентов с основными тенденциями в развитии философско-эстетической и художественной мысли Франции в первой трети девятнадцатого столетия.

Национальное своеобразие романтизма во Франции, обусловленное социальной активностью нации, бурным и стремительным развитием общества в период революций, наполеоновских войн. Проблема классицизма во французской литературе в начале столетия. Полемика между классиками и романтиками.

Ранний французский романтизм. Историко- культурная концепция Ж.де Сталь. Теория национального характера. Сопоставление разных национальных исторических и литературных опытов

Оппозиция северной и южной культуры. Эстетические идеи Шатобриана. Античная цивилизация и эпоха христианства. Критерии оценки нравственных и художественных ценностей при сопоставлении дохристианского и христианского искусства.

Понятие «смутности страстей». Проблема «исторической психологии».

Психологический роман в литературе раннего французского романтизма. Исповедальный роман как специфическая национальная разновидность романтического романа. Интеллектуальная рефлексия как основная форма психологического анализа.

Понятие исторической психологии в трактате Шатобриана «Гений христианства». Проблемы психологической мотивации в романе «Рене». Разрыв с поэтикой сентиментализма.

Функции рационалистического самоанализа в романе Б.Констана «Адольф». Диалектика сознательного и бессознательного. Аналитический

психологизм А.де Мюссе. «Исповедь сына века».

 

Описательная, философская по своему характеру эпическая поэма французских романтиков (Виньи, Ламартин). Отношение к английскому романтизму. Исторический роман 18io — 1830-х гг. как феномен французской культуры, не вполне аналогичный английскому историческому роману. Манифесты французского романтизма в контексте историко-литературного процесса.

«Исповедь сына века» Мюссе — беллетризованная история романтизма, отражающая разные этапы его эволюции. Теоретические открытия французских романтиков — романтический гротеск, реформа языка («нет слов-патрициев и нет плебеев-слов»), местный колорит, специфика эпохи, наиболее полным освещением которой является драма.

Драматургия Гюго и реформа французского театра. Массовые сцены, местный колорит при воссоздании разных национальных характеров и нравов.

Теория драмы В.Гюго Предисловие к драме «Кромвель» . Драма как искусство высшей ступени цивилизации. Концепция гротеска В.Гюго. Понятие «характерного» и «живописного». «Местный колорит». Теория исторического романа. Романтическая историография. Идея исторического развития и исторической закономерности. Соотношение исторической правды и художественного вымысла в романе. Правда фактическая и правда высшая. Проблема героя: персонажи исторические и вымышленные. «Местный колорит» как средство познания и изображения прошлого. Нравы как специфическое романтическое понятие. Философия истории и её художественное воплощение в исторических романах В.Гюго. «Собор Парижской богоматери».

Отражение эпохи Зрелого Средневековья, когда «книга убьет здание». Метод «пристального чтения» для уяснения системы изобразительных средств романа. Тема революции в романе «93 год».

Концепция истории А.де Виньи. Полемика с В.Скоттом. Проблема взаимоотношения политики и нравственности. «Сен Мар» как роман философско-исторический.

Периодизация творчества Ж.де Сталь. Ж.де Сталь и утопический социализм

Лирика французских романтиков (В.Гюго,А.де Виньи, Ламартин).

 

ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Какие теории и течения во французской литературе можно считать предромантическими? 2 балла

В чем особенность периодизации французского романтизма? (2 балла)

В чем заключается теория утопического социализма и в произведениях каких авторов она выражена? (2 балла)

Что понимает Ж. де Сталь под «северной» и «южной» литературой? (2 балла)

Что вкладывает В. Гюго в понятие гротеска? (2 балла)

Какое произведение Гюго называют манифестом французского романтизма? (2 балла)

Сопоставляя характеры Ришелье и Сен-Мара, делает ли Виньи выбор в пользу одного их них? (2 балла)

О какой «болезни века» говорит Мюссе и каковы ее основные признаки? (2 балла)

Виньи трактует исторический роман как синтетический жанр. Какие три основных компонента входят в него? (2 балла)

Что понимает Шатобриан под «смутностью страстей», которую считает неотъемлемой характеристикой романтического героя? (2 балла)

Почему Гюго считает драму жанром, наилучшим образом отражающим современность? (2 балла)

Как меняется трактовка «естественного человека» Руссо в творчестве Шатобриана? (2 балла)

Какие писатели входили в возглавляемый Гюго кружок «Сенакль»? (2 балла)

Какие социальные институты Ж.Санд считает тираническими по своей природе? (2 балла)

Как называлось произведение, художественными иллюстрациями к которому должны были стать повести «Атала» и «Рене» Шатобриана? (2 балла)

Что такое сенсимонизм? (2 балла)

Кто является автором «Последней песни «Паломничества Чайльд Гарольда»? (2 балла)

Какие писатели французского романтизма делают тему женской эмансипации одной из главных в своем творчестве? (2 балла)

Гюго описывает в своем творчестве три варианта рока. Что это за варианты и в каких романах они отражены? (2 балла)

Основные жанровые свойства исповедального романа. (2 балла)

:

33-40 баллов – «отлично»

25- 32 балла – «хорошо»

17 – 24 балла – «удовлетворительно»

0-16 баллов – «неудовлетворительно»

ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ IV

 

Алексеев М.П. Виктор Гюго и его русские знакомства: Встречи, письма, воспоминания // Литературное наследство. Т.31, 32. М., 1937Ахматова А.А.»Адольф» Констана в творчестве Пушкина // Временник пушкинской комиссии №1. М., Л., 1936

Бельская Е.А. Роман Шатобриана «Рене»: (О характере исторической и этетической интерпретации героя) // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX – XX веков. Пермь, 1983.

Бондарев А.П. Эволюция французского романизма: (Из истории французского романа XVIII-XIX вв.) // Художественное осмысление и действительность. М., 1988. С.75-82.

Великовский С. Пьер Жан Беранже .- В кн.: Писатели Франции. М.1964.

Великовский С.И. Поэты французских революций, 1789-1848. М., 1963

Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977. С.276-280.

Готье Т. История романтизма // Готье Т. Избранные произведения: В 2 т. Т.1. М., 1972.

Даоин В.М. Историки Франции XIX-XX веков. М., 1981.

Достоевский Ф.М. Смерть Жоржа Занда; Несколько слов о Жорже Занде // Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973.

Евнина Е. Виктор Гюго. М., 1976.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов-на-Дону, 1992.

Затонский Д.В. Романтики и чувство истории // Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М., 1973. С.104-111.

Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. М., 2002

Золя Э. Жорж Санд // Золя Э. Собр. Соч.: В 26 т. Т.25. М., 1966.

Золя Э. Мюссе // Золя Э. Собр. Соч.: В 26 т. Т.25. М., 1966

Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. М., 1998.

Карельский А.В. Французская литература // История всемирной литературы. Т.6., М., 1989

Карлейль Т. Французская революция: История. М., 1991

Кривушина Е.С. Французская литература XVII-XX веков: поэтика текста. Иваново, 2002

Кривушина Е.С. Художественное время / пространсто в романах В.Гюго // Проблемы стиля в зарубежной литературе XIX-XX веков. Ульяновск, 1983

Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). М., 1984

Мешкова И.В. Творчество Виктора Гюго, Саратов, 1971

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго, М., 1971.

Моруа А. Жорж Санд. М., 1967.

Моруа А, Альфред де Мюссе // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.

Муравьева Н.И. Гюго. М., 1961

Рассказов Ю.С. Ламартин // Западная поэзия конца XVIII – начала XIX века. М., 1999

Резник Р. Снова Гюго // Вопросы литературы. 1979. №10.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в. М., 1969.

Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.

Сент-Бев Ш. Альфред де Мюссе // Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

Соколова Т.В. Философская поэзия А.де Виньи.- Л., 1981

Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература (1830-1831) Л., 1973.

Трапезникова Н.С. Романтизм Жорж Санд. Казань, 1976.

Трескунов М.С. Альфред де Мюссе // Мюссе А. Избр.произв.: В 2 т., 1957ю Т.1

Трескунов М.С. Виктор Гюго. Л., 1969.

Франс А. Жорж Санд и идеализм в искусстве // Франс А. Собр. Соч.: В 8 т. Т.8. М., 1960.

Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18-20 вв.М.,1968

Черневич М.Н. Жизнь и творчество Жермены де Сталь // Сталь Ж. де. Коринна. М., 1969

Шевякова Э.М. Семантическая структура романа Мюссе «Исповед сына века» // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983.

Шрейдер Н.С. Французская литература периода Консульства и Империи.- Днепропетровск, 1972.

Эстетика раннего французского романтизма М., 1982

Эткинд Е. Справки о французских поэтах // Французские стихи в переводах русских поэтов XIX – XX вв., М., 1969.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.011 с.)