ТОП 10:

Инструментальные среды AGE и ОРМ



Инструментальная среда AGE представляет собой набор заранее сформированных модулей — компонентов, из которых пользователь может создавать прикладную экспертную систему [Nii and Aiello, 1979]. Компонент— это набор переменных и функций на языке LISP, которые описывают как реальные, так и концептуальные объекты. Из компонентов можно "собирать" и продукционную экспертную систему, использующую стратегию обратной цепочки логического вывода, как в MYC1N, и систему на основе доски объявлений. Источник знаний в структуре с доской объявлений представляет собой помеченный набор порождающих правил, с которым связаны предусловия для его активизации. Эти предусловия специфицируют ситуации, в которых применимы правила из данного источника. По отношению к каждому источнику может быть использована как стратегия активизации единственного правила, так и стратегия параллельной активизации нескольких правил.

Описания концептуальных и реальных объектов, а также связей между ними могут иметь объектно-ориентированное представление, как это сделано в пакете UNITS, созданном в среде AGE [Stefik, 1979]. (Пакет UNITS является прототипом системы КЕЕ, о которой упоминалось в главе 17.) Правила в источниках знаний имеют доступ к управляющей информации на доске объявлений. В результате одни источники знаний могут манипулировать другими и всю конструкцию можно считать частью управляющей структуры.

Правила в источниках знаний могут быть активизированы в разных режимах применимости — когда выполняются все условия, специфицированные в левой части правила или когда выполняется только часть этих условий. Среда предоставляет пользователю (разработчику экспертной системы) определить, какой именно режим применимости следует использовать в отношении того или иного правила. В состав среды входит набор простых функций оценки (например, функция "все-условия-должны-быть-истинными"), которые пользователь может встраивать в проектируемую систему. В правой части правил специфицируются изменения, которые нужно внести в структуру гипотезы или в базу знаний. Возможные изменения разбиты на три группы (типа):

события— реальные изменения элементов гипотезы, связей или базы знаний; информация о таких изменениях немедленно помещается в список событий на доске объявлений и становится доступной другим источникам знаний;

предполагаемые изменения структуры гипотезы или базы знаний помещаются в список ожидаемых на доске объявлений; этот список также доступен другим источникам знаний как часть управляющей информации;

желательные изменения структуры гипотезы или базы знаний — цели; эти изменения помещаются в список целей.

Те изменения, которые вносятся правилами, можно связать с параметром, отражающим степень уверенности в импликации, которую необходимо вывести при условиях, указанных в левой части правила. Этот параметр конструктор экспертной системы должен выразить в тройках "атрибут-значение-вес" элемента гипотезы, задействованного при выполнении правила. Веса в правилах и значения параметров, присвоенные атрибуту гипотезы, должны быть каким-то образом объединены. В целях достижения максимальной гибкости среда AGE предлагает пользователю задать предпочтительный метод вычисления такой комбинированной оценки в виде функции, которая служит для корректировки весов. Пользователь может выбрать либо одну из встроенных в среду функций, либо разработать ее самостоятельно.

В работе [Aiello, 1983] описаны три варианта реализации экспертной системы PUFF с помощью среды AGE, в которых использованы разные модели структуры.

Экспертная система ОРМ [Hayes-Roth, 1985], предназначенная для планирования выполнения множества задач, представляет собой систему управления доской объявлений. В ней решение проблем из предметной области и управления объединены в едином цикле управления, причем не предусматривается использование какой-либо заранее запрограммированной стратегии управления. Выбор очередной операции выполняется на основании независимых суждений о том, какие операции желательны в текущей ситуации и какие возможны, причем при принятии решения используется комбинация множества управляющих эвристик. Основное назначение системы — планирование мероприятий. Программа использует четыре глобальных структуры данных.

(1) Доска объявлений, которая разбита на пять "панелей":

метапланирование (цели планирования);

абстракции планирования (решения о планировании);

база знаний;

план (выбранные действия);

Исполнение (выбранные для выполнения записи активизации источников знаний).

(2) Список событий для хранения изменений, вносимых на доску объявлений.

(3) Карта соответствия, указывающая пункты проведения мероприятий.

(4) Список актуальных записей источников знаний.

Источники знаний содержат в своем составе и пусковые образцы, с помощью которых определяется соответствие источника знаний текущему узлу на доске объявлений, и программы проверки, с помощью которой выясняется, возможно ли применение определенной записи активизации в текущей ситуации. При планировании работы с источниками знаний предпочтение отдается тем записям активизации, которые влияют на текущий узел доски объявлений.

Хотя при разработке системы ОРМ предполагалось использовать ее как инструмент моделирования процесса принятия решений человеком, у нее есть несомненные достоинства и с точки зрения системной организации. Возможность интегрировать управляющие знания в однородную среду знаний открывает довольно интересные перспективы для реализации метауровневой архитектуры

Среда с доской объявлений ВВ

В работе [Hayes-Roth et al, 1988] описана среда ВВ для построения экспертных систем, использующих модель доски объявлений с трехуровневой структурой. Система четко разделена на три уровня — прикладные программы, оболочки задач и архитектуры, — которые, несмотря на такое явное разделение, довольно тесно интегрированы. При разработке акцент сделан на те интеллектуальные системы, которые должны обладать способностью судить о собственном поведении, используя для этого знания о возникающих событиях, состояниях, действиях, которые можно предпринять, и отношениях, существующих между событиями, действиями и состояниями

Уровни абстракции в среде ВВ

На верхнем уровне абстракции — уровне архитектуры — представлен набор базовых структур знаний (представляющих действия, события, состояния и т.п.) и механизм, который служит для отбора и реализации действий. Этот вид знаний обособлен не только от конкретной предметной области, но также независим и от метода решения отдельных задач и проблемы в целом. Идея состоит в том, что архитектура проектируемой системы должна обеспечивать поддержку решения разнообразных задач в множестве предметных областей (точно так же и способность человека мыслить не связана с какой-либо отдельной задачей или областью знаний). На этом же уровне представлены и способности рассуждать о поведении, обучаться и пояснять свои действия.

Оболочки задач — это следующий, более низкий уровень абстракции. На нем представлены промежуточные структуры знаний о действиях и событиях, касающихся определенной задачи, например о неисправностях в тестируемой системе или о конструкциях, удовлетворяющих определенным ограничениям. Методы, которые представлены на этом уровне, могут быть общими для нескольких родственных предметных областей. Здесь есть прямая аналогия с тем, как человек планирует свои действия в разных ситуациях, используя ограниченный набор опробованных стратегий. Примером такой оболочки может служить система ACCORD, которая решает задачу планирования сборки изделия из множества компонентов.

Наиболее специфический уровень — прикладной, на котором сконцентрированы структуры знаний о конкретных действиях в конкретных обстоятельствах и методы решения конкретных классов проблем. Примером системы, в которой используется этот уровень, являются PROTEAN — система вывода структуры протеинов при заданных ограничениях [Hayes-Roth et al, 1986] и SIGHTPLAN — система проектирования архитектурных планировок [Tommelein et al., 1988].

Системы ВВ1 и ACCORD

Перечисленные выше особенности архитектуры среды ВВ можно проиллюстрировать на примере систем ВВ 1 и ACCORD.

Как и в других системах, использующих модель доски объявлений, в системе ВВ 1 источники знаний активизируются событиями на связанном с этими источниками уровне доски объявлений, в результате чего формируется запись активизации источника знаний [Johnson and Hayes-Roth, 1986]. Собственно активизация источника знаний откладывается. Запись активизации находится в списке заявок до тех пор, пока не будут выполнены все предусловия, которые, как правило, связаны со свойствами объектов доски объявлений. Но помимо доски объявлений и источников знаний предметной области, система ВВ1 управляет также и источниками знаний управляющей доски объявлений. Планировщик организует исполнение активизированных источников знаний обоих типов — и предметной области и управления — в соответствии с планом, который динамически корректируется компонентами управляющей доски объявлений. Результат активизации источника знаний сказывается на состоянии уровня доски объявлений, подключенного к его выходу, и таким образом активизируются другие источники знаний.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.005 с.)