Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Guthrie Govan уроки, консультации.Глава 4.5 Работа со звуком

Поиск

Регуляторы Tone


Простите, если это прозвучит банально, но я думаю, что многие гитаристы упускают множество звуковых вариаций, которые могли бы извлечь из своей гитары, если бы поигрались срегуляторами громкости (Volume) и тембра (Tone). Если ваш усилитель настроен на совершенно чистый звук, то ручка Volume меняет именно то, что на ней написано, но с перегрузом она влияет не только на громкость, но и на «жирность» того, что вы играете — гитара производит «толстый» звук, если ручка выкручена на полную, уменьшая громкость вы делаете звук более «тонким». Скрутив её почти до минимума вы получите очень полезный чистый звук, более острый и качественный, чем тот, который слышите включив канал Clean на усилителе. (Для наглядности послушайте чистый звук на альбомах Ван Халена. Когда Эдди разработал свою подписную гитару MusicMan, то поставил условие, что единственная ручка громкости должна быть подписана как Tone, обосновав тем, что он, в основном, использует её для контроля насыщенности перегруженного звука, а не громкости.) Многие блюз/рок гитаристы могут провести целый концерт используя только один канал усилителя, контролируя уровни громкости и перегруза непосредственно на гитаре.
Кстати, это применимо и когда вы используете канал Clean. Я встречал многих учеников, которые пытались добиться хорошего чистого звука просто включая передний хамбакер и выключая перегруз. Звук получается слишком гудящий, а люди обычно винят в этом своё оборудование. Если эта ситуация вам знакома, то запомните, что уменьшив громкость на пару делений часто можно сделать звук заметно менее толстым и устранить гудение, так что экспериментируйте.

Регулятор тембра тоже игнорируется некоторыми гитаристами — особенно металлисты любят включать бриджевый хамбакер и устанавливать все ручки на 10 по-умолчанию — но очень полезно знать какой спектр звучаний можно получить, покрутив ручку Tone. Если вы неравнодушны к «Woman tone» Эрика Клэптона (то есть звуку, который вы слышите на альбомах Cream) или характерному «гундосому» звучанию соло Роббина Форда, то поймете как можно добиться такого. Разумеется, если вы слишком сильно уберёте тембр, то рискуете получить рыхлый и расплывчатый звук, поэтому лучше ищите золотую середину.

(Маленькое отступление для владельцев стратов, вы можете получить звук очень похожий на классический звук хамбакера, если переключатель звукоснимателей поставить во вторую или четвертую позицию и скрутить тембр для среднего звукоснимателя. Таким образом вы смешаете два звукоснимателя, один гудящий, а другой с более высоким звуком, получив, так называемый, плотный звук.)

Конечно, вы не найдете положение ручки Tone «на все случаи жизни». Если вы используете много флажолетов, то вам нужен будет такой тонкий звук, какой только возможно, но если вы играете быстрые отрывки на относительно чистом звуке и не используете интервалы или аккорды, то обнаружите, что тонкий звук может выделить слабые стороны вашей техники, а уменьшение тембра может сделать звук вашей игры немного более «совершенным». (Вы когда-нибудь удивлялись тому, что джазмены так любят убирать тембр? Или почему ваши отрывки в стиле Вая звучат более гладко, если вы переключаетесь на нековый звукосниматель?)

Guthrie Govan уроки, консультации.Глава 4.4 Работа со звуком

Эффекты

В продолжение темы работы над разборчивостью звучания, пришло время сказать пару слов об эффектах. Большинство заводских «пресетов» в гитарных процессорах настроены с целыми волнами ревёрба и хоруса, преступно громким дилэем и слишком большим количеством перегруза. Почему? Потому что производители знают, что их потенциальные покупатели будут пробовать процессоры в магазинах. Чем насыщеннее будет звук пресета, тем сильнее он впечатлит клиента. Но когда вы в первый раз возьмёте этот процессор на репетицию с группой, то обнаружите, что приходится уменьшать количество каждого эффекта. Обработка сигнала это замечательная вещь в умеренных дозах (совсем как абсент), но при злоупотреблении им, вы потеряете ясность (точно как абсент!). Если вы утопите гитару в эффектах, то её звучание станет более далёким, как если бы звук доносился через стену из соседней комнаты.

Ещё один нюанс в отношении эффектов, связан с громкостью на которой вы играете и природой окружающего пространства. В двух разных зданиях не может получиться одинаковый звук, каждое помещение обладает собственным, присущим только ему эхом, это понятно по названям разных типов ревёрба — «Cathedral» (кафедральный собор), «Small Hall» (маленький зал), «Live Room» (гостиная) и тому подобное. Если помещение уже само по себе производит эхо, то довольно логично будет убрать искуственный ревёрб, генерируемый вашим оборудованием.

Конечно, важность этого зависит от размеров и формы здания, не говоря уже о поглощательной способности поверхности стен. Однажды я был на гастролях в Германии и половина помещений были переоборудованными пивоварнями, тогда я своими ушами услышал, что происходит когда вы помещаете шумную рок-группу в огромный концертный зал с высокими потолками и множеством металлических труб. В таких местах эхо становится неестественно чётким, и единственное, что можно сделать это выставить все эффекты на самый минимум и ограничить громкость.

 

Guthrie Govan уроки, консультации.Глава 3.1 Теория без слез. Игра с листа. Ритм

Ритм


Ещё одно серьёзное преимущество нот перед табами состоит в том, что ноты показывают, не только высоту звука, но и ритм. Когда вы топаете ногой в такт музыке, то отмеряете основные доли, и обычно, каждые несколько долей слышна точка, в которой цельный ритмический шаблон — такт — словно завершает круг и начинается с начала. Количество долей в такте называется музыкальным размером, он указывается в самом начале нотоносца, сразу после ключа и ключевых знаков. В любых нотах вы можете увидеть вертикальные линии, они называются тактовыми чертами и разделяют музыкальный отрывок на такты.
Вы заметите, что музыкальный размер обозначается двумя числами, одно над другим, как в дроби. Верхнее число определяет ритмическую форму музыки, а нижнее — как записываются доли. Говоря более точно, верхнее число это количество долей в каждом такте, а нижнее число это относительная музыкальная длительность каждой доли.

Для начала давайте рассмотрим самые распространенные длительности нот. Говоря простым языком, в зависимости от того, как долго звучит нота, её нужно по разному рисовать. Для пауз разной длительности тоже существуют разные символы. Посмотрите на пример ниже.

Пример 5

За каждой нотой в схеме следует вполовину более короткая, а в для названий в качестве точки осчета берётся длительность такта 4/4 (безусловно, самый распространённый размер в популярной западной музыке).

Обычно группу коротких нот объединяют общим ребром, это позволяет сделать более понятным, где начинается доля. Сравните примеры.

Пример 6

Не правда ли, с рёбрами запись более удобочитаема?

Мы описали длительности кратные двум, но иногда нужно вместить три ноты в то время, за которое обычно играется две. Для этого используется такая нотация:

Пример 7

Вторая половина каждого такта в этом примере иллюстрирует ритм три-за-время-двух. Конечно, музыкальные произведения обычно более сложны, чем в примере, но вы удивитесь тому, как много музыки можно описать с помощью тех длительностей, которые мы уже изучили.

Другие понятия нотной записи, с которыми вам нужно ознакомиться (пожалуйста, потерпите ещё немного, мы почти закончили) это мелизмы, залигованные ноты и ноты с точкой. Следующий пример иллюстрирует эти понятия:

Пример 8

Теоретически, мелизмы вообще не имеют длительности — они играются так быстро, как это возможно, сразу переходя в полноценную ноту, которая за ними следует (с точки зрения гитары, вы извлекаете мелизм, а потом хаммером, слайдом или бендом переходите к основной ноте).

Чтобы сыграть группу нот, объединенных лигой, вы извлекаете первую ноту и оставляете её звучать всё суммарное время нот объединенных лигой. В предыдущем примере общая длительность звучащей ноты равна полутора долям. (Странно, но Гован не указал, что связующая лига относится только к одинаковым по высоте нотам. Лига, которая объединяет разные по высоте ноты называется фразировочной и встречается очень часто. Такие ноты играются связно, одной фразой, например, пуллами и хаммерами. — прим. переводчика).

Последняя нота в примере отмечена точкой после головки. Это увеличивает длительность ноты на 50%, то есть, если четвертная нота звучит в течение одной доли, то четвертная нота с точкой звучит полторы доли. Иногда после ноты можно увидеть более одной точки. Каждая из них добавляет к ноте половину того, что добавляет предыдущая, то есть две точки после четвертной ноты удлинняют её длительность на три четверти доли, три точки добавляют семь восьмых от доли, и так далее.

Ключом к умению чтения ритма с нот является способ, которым вы считаете время. Представьте равномерный счет «1, 2, 3, 4» на каждый такт, каждая цифра считается на долю и, соответственно, на клик метронома. Сыграйте нижеприведённый пример считая подобным образом, звучание каждой ноты начинается под соответствующую цифру. (Говану хорошо говорить, four произносится одним слогом, нам приходится произносить четыре, например, как чты — прим. переводчика).

Пример 9

Если вы играете восьмые ноты, то вам нужно считать «раз-и-два-и-три-и-четыре-и…». Числа произносим так, как в предыдущем примере, и добавляем «И» точно между ними.

Пример 10

Если шестнадцатые ноты показали свои уродливые головы, то вам нужно заполнять промежутки между долями и нашими «И». Можно считать, например, так «раз-а-и-да-два-а-и-да-три-а-и-да-четыре-а-и-да» (в оригинале «1 e and a 2 e and a 3 e and a 4 e and a…»). Читатели знакомые с математикой заметят, что этот процесс похож на фракталы — деление вдвое при уменьшении «масштаба».


Пример 11
Триоли можно считать «раз-и-да-два-и-да…», растягивая слова так, чтобы они равномерно заполняли доли, как на рисунке внизу.

Пример 12

Если длительность ноты в триоли больше восьмой, то получается, всё равно, практически то же самое. Посмотрите и попытайтесь разобраться в примере, здесь 3 над нотами это сокращение для «три эти ноты втиснуты во время, которое обычно отводится на две такие ноты».

Пример 13

В каждом из вышеприведённых примеров важно держать ровный и точный счет, он является основой и указателем для того, когда вам нужно играть ноты. Как и в то время, когда вы учились читать слова, вам, наверняка, будет проще для начала считать вслух. Через довольно короткое время, счет станет для вас естественным и приобретёте умение чувствовать счет, не произнося его.

Ещё одно сходство с обучением чтению состоит в том, что когда вы изучаете музыку, вы разбираете ритм нота за нотой, как тот, кто учится считать, пытается разобрать каждое слово отдельно, произнося вслух букву за буквой и повторяя эту серию звуков быстрее, пока не будут звучать похоже на слово. Через некоторое время, многие распространённые шаблоны станут для вас привычны и вы сможете обрабатывать информацию большими кусками. Когда вы читаете слово яблоко, вы узнаёте образ слова, а не читаете каждую букву отдельно. Поэтому вы часто не замечаете опечаток, но можете усваивать информацию быстрее, что позволяет вам сосредочиться на смысле написанного. То же самое и с ритмом — немного попрактиковавшись вы сможете узнавать распространённые шаблоны ритмов и вам не нужно будет силиться их понять или разобрать.

Итак, думаю я охватил основные темы. Если вы рассмотрите музыку в этой книге и сравните это с тем, что слышите в аудиопримерах, то начнёте улавливать как всё это устроено. Остальное — практика.

Тем не менее, не решенным остался вопрос «Важно ли уметь играть с листа?». Я считаю, что вы можете быть настолько музыкально неграмотными, насколько хотите, и все равно узнать много полезного из этой книги, поскольку, я постарался изложить все максимально подробно и, к тому же, с книгой идут аудиопримеры, в которых показано, как что звучит.

Тем не менее, понимание основ записи музыки очень разнообразные возможности — вы можете учиться по музыке записанной для других инструментов (две моих самых удачных находки это Omnibook Чарли Паркера и «Сонаты и партиты для скрипки соло» И. С. Баха, обе они написаны не для гитаристов). Кроме того, вы обнаружите, что нотная запись это отличный способ объяснить свою идею людям, играющим на других инструментах, такой способ общения сэкономит вам очень много времени и нервов.

И наконец, точно так же как умение читать дает вам несравнимо больше перспектив в поиске работы, представьте волнующий и полезный опыт чтения вашей партии прямо на концерте, даже не зная заранее аранжировки и других людей в группе. Возможно вы иногда слышали, как кто-то говорит, что нотная грамота это уныло, бессмысленно или «не слишком рок-н-ролльно», но обычно люди которые так думают, это те, кто с нотной грамотой не знакомы. Чтение нот может очень помочь вашему развитию, как гитариста, так что не позволяйте никому вам мешать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.008 с.)