Гатри Гован. Техника. Не зашоривайтесь.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гатри Гован. Техника. Не зашоривайтесь.



Цели.

Время от времени меня приглашают провести гитарные семинары. Я делаю это с огромным удовольствием, ведь это значит, что мне предстоит выйти к группе из 20-30 человек, с верной гитарой в руках, и разговаривать об одном из моих любимых занятий – игре на гитаре.

Помню, несколько лет тому назад на одном из подобных мероприятий я распинался по поводу изобилия транскрипций и бэк-треков, которое сегодня можно встретить на музыкальном рынке. Справедливо будет сказать, что в этом отношении гитаристам никогда ещё не было так хорошо, ведь какое бы произведение вам ни захотелось разучить, скорее всего, где-то уже имеется его качественная транскрипция; я же пытался акцентировать внимание на том, что такое положение вещей может породить поколение ленивых гитаристов. Я подчеркнул, насколько важно иметь хороший музыкальный слух (а это возможность понимать то, что слышишь, и повторять это на своем инструменте, снимать соло с записей, на ходу импровизировать с другими музыкантами и т.д.), и стал размышлять, а не навредят ли слуху современного гитариста все эти великолепные обучающие продукты. Я встречал гитаристов, знавших каждую ноту монументального альбома Стива Вая (англ. Steve Vai) “Passion And Warfare”, но при этом не способных к импровизации под 12-тактовый блюз, и лично меня такая ситуация несколько удручает. Впору задать вопрос: всё-таки эти парни (да-да, кажется, это явление действительно свойственно в основном лицам мужского пола) на самом деле занимаются музыкой, или же для них это нечто вроде школьного диктанта, только с гитарой?

В общем, как бы то ни было, на том семинаре я стоял и горько сокрушался по поводу таких вот печальных примет нашего времени, как вдруг один из присутствующих учеников поднял руку и буквально выдал следующее: «Я понимаю, о чём вы говорите, но не думаю, что это относится ко мне».

Я был заинтригован. Он продолжил фразу, объяснив мне, что он достаточно занятой гинеколог, и у него нет намерения устраивать революцию в мире рок-гитары, – на самом деле, у него так много работы, что не получается даже участвовать регулярно в джемах с другими музыкантами. «Всё, что я хочу, – сказал он в завершение, – так это прийти домой после долгого рабочего дня и попробовать сыграть “Wonderful Tonight”. Мне некогда подбирать её самому, поэтому не будь таких вот транскрипций, то я бы не смог получить и половины удовольствия от своего хобби».

Справедливое замечание. Я просто забыл, что не у всех гитаристов есть время и желание каждый свой час посвящать изучению инструмента, и вышеупомянутый диалог в очередной раз напомнил мне, что разные люди играют на гитаре, исходя из разных побуждений. И я думаю, что какой бы ни была ваша цель, она в любом случае оправдана, если приносит вам радость.

Подходя же к вопросу о том, как правильно применять информацию из этой книги, я считаю, что рассказанная мной история лишний раз доказывает, насколько важно чётко понимать, в чём именно заключается твоя цель с тем, чтобы использовать собственное время более эффективно. Иначе как вы собираетесь работать над достижением поставленных задач, если даже толком не представляете, в чём они состоят?

Если вы любите время от времени разобрать чужую транскрипцию какой-нибудь песенки и при этом игра на гитаре для вас – это своего рода терапия музыкой или же просто возможность отличиться на вечеринке с парой музыкальных номеров, то вам, скорее всего, и не нужно открывать никаких «новых граней» в музыке, хотя, осмелюсь заявить, что некоторые аспекты игры на гитаре, освещённые здесь, и вы для себя найдёте информативными.

Если вы бывалый концертант, учившийся по слуху, то, возможно, имея великолепный звук, вы на самом деле не понимаете, что именно вы делаете. Такие гитаристы, скорее всего, извлекут максимум из раздела книги, посвящённого теории.

Если вы маньяк-шреддер (словарь Уэбстера даёт следующее определение: это гитарист, который играет хэви-метал и видит смысл своего существования в том, чтобы втиснуть максимальное число нот в каждый такт в надежде вселить ужас в сердца своих музыкальных собратьев), то, может быть, вы уткнулись в барьер на пути достижения ещё больших скоростей. Если вы относите себя к данной категории, то, возможно, вас заинтересует раздел этой книги, относящийся к исполнительской технике.

Кстати сказать, я никогда не стремился как-то очернить эту технику, требующую воистину олимпийского духа. В конце концов, если одержимость скоростью побуждает человека заниматься больше, то это не может быть совсем уж плохо! Однако стоит задаться следующей мыслью: «Как определить, что я уже играю достаточно быстро?» Полагаю, что совершенствование техники ради самой техники – это хобби, ничуть не менее достойное, чем все остальные, но вот что я вам скажу: нет никакого смысла в том, чтобы играть быстрее, чем ты способен думать. Если вы вдруг обнаружили, что дошли до такой точки, то, вероятно, вам нужны новые идеи!

Я думаю, что музыка как вид искусства была создана с целью укрепления общности между людьми – т.е. музыкант должен играть с людьми и для людей, общаясь как со своими коллегами по группе, так и со слушателями. Я высоко ценю данный аспект музыки и считаю, что истинная цель настоящего музыканта – быть активным участником выступающей группы. Поразмыслите над этим – вы часть команды, вы развлекаете людей, опять же пиво всегда под рукой… Если именно в этом вы видите свои приоритеты, то вам, скорее всего, будет интересно сосредоточиться на улучшении коммуникации с группой и слушателями, на рациональном использовании своего времени, на способности «раскачать» публику и так далее. Безусловно, здесь есть за что зацепиться, однако в этой книге ключ к решению интересующих вас проблем вам придётся искать самим!

Нередко можно наблюдать и такую ситуацию: какой-нибудь гитарист начинает боготворить определённого музыканта, покупает такой же аппарат, одевается один в один и вообще пытается в малейших деталях скопировать исполнительский стиль своего героя. Это может быть чревато некоторыми психологическими проблемами – я знал одного гитариста, который звучал настолько похоже на Эрика Клэптона (англ. Eric Clapton), что даже сам Эрик ему бы позавидовал, и, честно говоря, от этого было немного не по себе – однако в принципе в подражании своему кумиру нет ничего плохого. Если это побуждает вас играть, то почему бы и нет?

Тем не менее, я считаю, что правильнее всего воспринимать такое идолопоклонничество лишь как один из этапов музыкального развития – выяснив, что именно вам нравится в игре любимого гитариста, быть может, стоит пойти дальше и постараться найти собственный саунд. Учиться у великих музыкантов – это воистину бесценно, и тот же Эдди Ван Хален (англ. Eddie Van Halen) играл бы совершенно по-другому, не изучай он в молодости фразы Клэптона, однако если предел ваших мечтаний состоит в том, чтобы под чистую скопировать чужой стиль, то учтите, что в будущем подобный подход только затормозит ваш собственный музыкальный рост.

Вот вам пища для размышлений: разве не здорово было бы услышать музыканта, который звучит одновременно как Джордж Бенсон (англ. George Benson), Джефф Бек (англ. Jeff Beck), Шоун Лейн (англ. Shawn Lane) и Джерри Донахью (англ. Jerry Donahue)? Конечно, это моё предположение само по себе довольно абсурдно, но я пытаюсь заострить ваше внимание вот на чём: нужно стараться учиться на всём, что ты слышишь вокруг себя, а не развивать узкий кругозор, концентрируясь на каком-то одном гитаристе. Ведь в этом случае вы впитаете целый спектр различных музыкальных влияний, которые, соединившись уникальным образом, и дадут вам тот самый, неповторимый, а главное – ваш собственный саунд.

 

 

Гатри Гован. Техника. Не зашоривайтесь.

Не зашоривайтесь.

Данный раздел написан с единственной целью – отстоять принцип «Будьте беспристрастны в отношении музыкальных жанров». Например, неприязнь к хэви-металу может помешать вам открыть для себя двуручный тэппинг, в результате чего вы упустите шанс овладеть техникой, с помощью которой можно не только вытворять фокусы в духе Ван Халена (англ. Van Halen), но и создавать очень характерные аккорды с фортепьянной фактурой голосов. И наоборот, если вы прожжённый рокер, то, возможно, вы в совершенстве владеете техникой тэппинга, но при этом не имеете ни малейшего понятия о восточной пентатонике, благодаря которой Марти Фридман (англ. Marty Friedman) создал свой особенный стиль. И если вы послушаете дебютный альбом Майкла Ли Фиркинса (англ. Michael Lee Firkins), названный именем своего автора, то услышите, как вроде бы типичный рок-гитарист задействует рычаг вовсе не для того, чтобы пускать эти вездесущие дайв-бомбы (чего можно было бы ожидать от любого рокера), а для создания эффекта звучания слайд-гитары с характерным привкусом кантри.

Мне нравится наблюдать за выражением лица упёртого метал-гитариста, впервые услышавшего хорошую запись «24-х каприсов» для скрипки Паганини, или же акустический шедевр “Friday Night In San Francisco” с участием Эла Ди Меолы (англ. Al DiMeola), Джона Маклафлина (англ. John McLaughlin) и Пако де Лусии (англ. Paco de Lucia). В каком бы стиле вы ни играли, приятным открытием для вас станет альбом Марка О’Коннора (англ. Mark O’Connor) под названием “The New Nashville Cats”.И уж если даже потрясающая скрипичная игра Марка вас не проймёт, то, по крайней мере, вы не будете спорить с тем, что музыкант, играющий у Марка на педальной стил-гитаре, может поделиться парочкой фраз, которые великолепно подойдут для исполнения на обычной гитаре… если только вы сумеете сообразить, как их к ней приспособить! В то же время, если вам больше по душе акустика, то в этом случае обязательно следует познакомиться с двуручной перкуссивной техникой великого Майкла Хеджеса (англ. Michael Hedges), к сожалению, от нас уже ушедшего.

Словом, жадно впитывайте как можно больше разной музыки. В «Наставлениях для жизни в новом тысячелетии» Далая Ламы среди прочего имеется следующий совет: «Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были прежде», и, следуя духу этого напутствия, хорошо бы оставаться открытым для музыки, которая не имеет никакого отношения к игре на гитаре, и даже более того, – стремиться изучать формы музыки, о которых вы не имеете ни малейшего представления. Вот вы, к примеру, были когда-нибудь на живом выступлении первоклассного оркестра?

Последний пример: вам обязательно нужно достать альбом Джеффа Бэка (англ. Jeff Beck) “Guitar Shop” и найти трек №5 под названием “Where Were You?” В этой композиции Джефф манипулирует флажолетами при помощи рычага, выдавая при этом просто незабываемые музыкальные фразы – одни из самых навязчивых, застревающих в памяти мотивов, которые только можно услышать. И он утверждает, что источником вдохновения для него стал один малоизвестный альбом болгарской хоровой музыки.

« Последнее редактирование: Марта 10, 2013, 22:03:49 от sterile_space »

 

Травмы кончиков пальцев.

Из всех видов болезненных ощущений большинству гитаристов наиболее известен Синдром Чувствительных Кончиков Пальцев. Это состояние здоровья с таким вот псевдонаучным названием (да, этот термин я придумал сам), является следствием усердных занятий, что делает кончики пальцев настолько чувствительными, что становится больно даже прикоснуться к струне, не говоря уж о том, чтобы выполнить подтяжку на четыре лада.

Имейте в виду, что гитаристы со стажем тратят годы на то, чтобы кончики пальцев загрубели и на них появились твёрдые мозоли (так называются области аномально плотной кожи). Если подвергать пальцы небольшому, но постоянному насилию, коим фактически и является игра на гитаре, то в ответ они, как правило, становятся жёстче, кожа на них слегка уплотняется, становится менее восприимчивой к боли и по своему строению скорее похожей на ту, что обычно бывает на подошвах ног. Однако не стоит требовать от них слишком многого, иначе в результате можно заполучить воспалённые, красные, блестящие кончики пальцев со стёртым наружным слоем кожи, а если не повезёт, то в придачу ещё и водянистый пузырь или сразу два. На какое-то время это может вывести вас из строя, и этого, конечно же, следует избегать. Да, есть таки рок-мученики, как Тед Ньюджент (англ. Ted Nugent), заявлявший, что в юности он ночи напролёт занимался на гитаре, пока пальцы не начинали кровоточить, – история действительно душещипательная, но на самом деле в кровоточащих пальцах нет ничего хорошего. Пузыри – это плохо, они причиняют боль, без которой можно обойтись, делают ваш звук хуже, да и вряд ли в этом случае вас кто-то пожалеет. При первых симптомах появления подобных травм следует отложить гитару на день или пару дней, чтобы дать пальцам время на восстановление. Если перестараться, то в результате можно потратить не одну неделю на то, чтобы привести руки в прежнюю рабочую форму, и к тому моменту вы упустите достаточно времени, которое можно было потратить на гитару, таким образом сведя на нет всю пользу от того самого рокового занятия.

Кстати сказать, существует довольно традиционный способ, с помощью которого можно защитить кончики пальцев. Погружение в медицинский спирт заставит их загрубеть быстрее, чем при старом-добром подходе «просто продолжай играть».

Развивая тему «профилактика лучше лечения», мне бы хотелось упомянуть ещё пару вещей, относящихся к вопросу поддержания мозолей в рабочем состоянии. Во-первых, брать гитару в руки сразу после того, как они побывали в воде, – далеко не самая лучшая идея. После душа или любой другой гигиенически полезной процедуры, связанной с мытьём, мозоли становятся предельно мягким, и пяти минут обычной игры на гитаре достаточно, чтобы изодрать их в клочья. Когда руки высохнут, вашему взору предстанут лохмотья кожи, болтающиеся на кончиках пальцев. К сожалению, эти лохмотья совсем недавно были вашими мозолями. Печально.

Во-вторых, с известной осторожностью отнеситесь к мысли о том, чтобы увеличить высоту струн над грифом или их калибр. Для принятия такого решения есть очень веские основания, как вы поймёте из следующего раздела, однако это серьёзно увеличит нагрузку на кончики ваших пальцев, означая, что им придётся стать на порядок жёстче и намного менее чувствительными к механическому воздействию струн. Не забывайте о том, что увеличивать калибр нужно постепенно – даже если до сего момента вы играли уже не один год, перескочив с комплекта .009 сразу на .013, вы запросто можете угробить руки.

В-третьих, полезно время от времени менять струны, а также протирать их после игры. Старые струны становятся ржавыми и шершавыми, причиняя больше страданий при слайдах вверх и вниз, чем при выполнении тех же движений, но на новом комплекте.

В-четвёртых, уж если на кончиках ваших пальцев сформировались твёрдые мозоли, то будьте добры поддерживать их в сохранности. Понятно, что лучше всего постоянно играть на гитаре, но, должен признать, в жизни всегда бывают периоды, когда это невозможно, – всё, что угодно, начиная от приятной перспективы предстоящего отпуска и до определённо менее приятной перспективы закопаться в работе, может вмешаться в ваши самые хитроумные планы. Если вы вдруг обнаружите, что в вашем календаре наметились месяцы, в течение которых вы точно знаете, что будете лишены возможности заниматься так же, как обычно, то стоит рассмотреть возможность приобретения недорогой акустики. Чем более дешёвой и менее приспособленной для игры она будет, тем лучше, поскольку в отношении поддержания кончиков пальцев в нужной форме игра на паршивом инструменте в течение двух минут по своей эффективности не уступит целому часу занятий на вашей любимой шред-машине (как и 98 процентов всех моих статистических выкладок, эта, конечно же, тоже взята с потолка, но, думаю, что саму идею вы уловили).

Ну, и наконец, если вы вдруг зашли в индейский ресторанчик и официант принёс ваш заказ на раскалённой железной сковородке с деревянной подставкой, то лучше поверить его предостережению и не трогать её. Я помню музыканта, у которого были настолько плотные мозоли, что он машинально взял такую штуковину голыми руками, как ни в чём не бывало положил еды на тарелку, при этом абсолютно не чувствуя боли до того момента, пока не попытался убрать руку со сковородки. Как вы, наверное, догадались, его мозоли прилипли к горячему металлу (сейчас можете содрогнуться, если хотите), и впоследствии ему пришлось их очень долго восстанавливать.

Однако если вы гитарой зарабатываете на жизнь, то тут вступают в силу несколько иные принципы. Если вы музыкант-профессионал, то ваш долг – дать шоу, несмотря ни на что. Как-никак, люди платят свои кровные за возможность прийти и увидеть вас, и какие бы трудности вы ни испытывали, публике знать о них совершенно необязательно. Данный принцип объясняет подоплёку жутких историй вроде той легенды о Бадди Гае (англ. Buddy Guy), который втыкал иголки в кончики пальцев для ускорения регенерации мозольной ткани на них (честно говоря, не уверен в эффективности данного метода, однако в случае с Бадди это сработало), или об отвратительной пересадке кожи, которую Стиви Рэй Вон (англ. Stevie Ray Vaughan) устраивал сам себе.

Если вы раньше не слышали об этом, то вот предыстория. Обычно Стиви на свою гитару ставил струны калибра .013 (для верхней «ми»), и предполагают, что иногда он доходил до 0.018 (правда, стоит признать, что при этом он настраивался несколько ниже стандарта). Как приверженец техасского блюза, Стиви в своей игре использовал большое количество широких бендов, и легко представить, как его пальцы реагировали на столь жестокое обращение – иногда они просто не выдерживали. Стиви нашёл следующее решение данной проблемы: он приклеивал кончики пальцев левой руки к правому предплечью суперклеем, ждал, когда он подсохнет, а затем отрывал! Полагаю, что его цель состояла в том, чтобы позаимствовать немного эпидермиса с той части тела, где он не так сильно необходим, и перенести его туда, где он требуется больше всего, – на кончики пальцев. Кстати, как мне кажется, суперклей был изобретён во время одной из мировых войн как средство на скорую руку подлатать раненых солдат при отсутствии нормальных операционных условий или подходящих хирургических материалов (суперклей действительно был впервые получен во время Второй мировой войны, однако начало его использования для оказания первой медицинской помощи отмечено только в ходе войны во Вьетнаме – прим. переводчика). В свете этих данных применение, которое Стиви нашёл суперклею, не кажется такой уж экзотикой. Тем не менее, для большинства людей это всё-таки перебор (хотя известно, что некоторые музыканты, играющие на струнных инструментах, также прибегают к суперклею, формируя с его помощью защитный слой поверх мозолей на кончиках пальцев – прим. переводчика).

Приведу другой пример – любой, кто застал музыкальные магазинчики 1980-х годов, вспомнит, что в ту пору почти все регулярно наведывающиеся в магазин басисты, едва завидев безголовую бас-гитару, тут же брали её в руки и, затянув ремень потуже, так чтобы она висела под самым подбородком, начинали яростно колошматить большим пальцем по струнам. Ответственность за такое поведение почти целиком лежит на лидере группы Level 42, басисте Марке Кинге (англ. Mark King), который вознёс слэповый стиль игры на бас-гитаре к новым вершинам популярности и технического совершенства, вдохновив своим примером многих музыкантов. Так вот, постоянно лупить по струнам боковой стороной большого пальца так же полезно для кожи, как играть свирепые блюзы на тринадцатых струнах, и господин Кинг обнаружил, что мозоль на его большом пальце время от времени лопается. Он нашёл следующий выход – для того, чтобы защитить это уязвимое место, он стал наматывать изоленту на большой палец. После чего он заметил, что не только большой палец перестал болеть, но и сам звук изменился в лучшую сторону – благодаря изоленте в начале каждой ноты появился небольшой щелчок, придающий звучанию перкуссивность, прекрасно сочетавшуюся со слэповым характером его игры. Таким образом, эта история закончилась вполне счастливо!

Всё вышеупомянутое относится к лёгким травмам кончиков пальцев, которые проходят сами собой – стоит лишь дать рукам небольшую поблажку. Однако вы можете столкнуться с ещё одной неприятностью – намного более серьёзной и трудной в лечении. Я имею в виду проблемы с сухожилиями.

« Последнее редактирование: Марта 10, 2013, 22:01:08 от sterile_space »

 

 

Съём музыки.

Я думаю, что будет очень полезно завести тетрадь для записи того, над чем вы работаете, чтобы можно было зафиксировать аккордовые последовательности и фразы, которые приходят на ум. Даже если вы не очень знакомы с нотной грамотой, всё равно можно записывать идеи в форме табулатур (это такая система нотации, разработанная специально для гитары, в которой шесть горизонтальных линий соответствуют шести гитарным струнам, расположенным так, как вы их видите, играя на инструменте, и где последовательностью цифр обозначаются нужные лады). Музыканты, без труда читающие с листа, обычно довольно презрительно относятся к табулатурам, насмешливо называя их «нотами для идиотов», однако не стоит забывать о том, что в старину все музыканты, сочиняющие для гитары и лютни, в качестве стандартного метода нотации использовали табулатуры в том или ином виде, поэтому мне думается, что такая форма записи имеет полное право на существование. Кроме того, по сравнению с общепринятым нотным письмом у табулатуры есть одно бесспорное преимущество – она всегда чётко показывает, где что играть.

Обсуждаемый вопрос становится тем важнее, чем активнее вы начинаете использовать в собственных целях те или иные музыкальные фразы с записей других гитаристов. Полезно совершенствовать навык съёма музыки, чтобы можно было фиксировать всё, что разучиваешь, – как-никак, память-то ведь не резиновая. Я бы предложил выписывать отдельные фразы вместо того, чтобы выгрлюбить всё соло ради двух тактов, которые вам особенно понравились, и практичнее всего здесь будет отмечать контекст каждого из рассматриваемых музыкальных фрагментов (т.е. какой именно аккорд обыгрывается) и придумывать собственные вариации. Джазовые музыканты особенно любят создавать «библиотеки ликов» – им нравится классифицировать каждую фразу на основании того, к какому ладу она принадлежит, и того, какие аккорды с ней сочетаются.

В начале этой главы я упомянул, что нужно иметь хороший музыкальный слух и уметь воспроизводить всё, что слышишь, – безусловно, это играет первостепенную роль при съёме музыки. Развитие хорошего слуха строится на способности узнавать интервалы (расстояния между нотами в тонах и полутонах) и ритмические рисунки. Далее вы найдёте множество советов на эту тему, так что сейчас мне бы не хотелось слишком вдаваться в детали, тем не менее, полагаю, что всё же полезно будет дать несколько указаний общего характера.

Начать лучше всего с разбора общей структуры произведения, отмечая аккордовые последовательности и определяя, сколько долей и тактов длится каждый аккорд. Справиться с наиболее сложными фрагментами поможет следующая тактика: сначала необходимо отметить общий ритмический контур, затем обозначить особо выдающиеся ноты (т.е. те, которые сразу привлекают к себя внимание, – наиболее громкие или же очень высокие/низкие по звучанию), и только после этого следует заполнять промежутки между ними. Если вам кажется, что все ноты рассматриваемой фразы укладываются в одну и ту же гамму, то это стоит взять себе на заметку.

Другим навыком, требующим отработки, является умение в нужном месте нажать кнопку «Пауза» на CD-плеере. Каждый раз, слушая тот или иной пассаж, следует концентрироваться на отдельной ноте или группе нот; услышав интересующий вас фрагмент, необходимо без промедления остановить музыку – всё, что вы будете слышать после этого, только отвлечёт ваше внимание, затуманивая звучание нот, которые вы стараетесь распознать. Теоретически, разбирая каждую отдельную ноту последовательно, друг за другом, вы должны совладать с любой музыкальной фразой – а по мере развития слуха вы сможете усваивать информацию более крупными блоками.

Кстати, замедлив фонограмму, можно значительно облегчить себе жизнь, тем более, что в настоящее время в продаже имеются т.н. «фразовые сэмплеры», которые как раз для того и предназначены (особой популярностью пользуется продукция Akai), – эти устройства замедляют музыку, растягивая её во времени без искажения высоты звуков, которая остаётся постоянной независимо от скорости воспроизведения. Если у вас есть компьютер, то, возможно, вам понравится недорогая программа с говорящим за себя названием – “Amazing Slow Downer”. Этот аналог фразового сэмплера к тому же имеет функцию караоке, которая благодаря использованию фазового подавления позволяет элиминировать определённый сигнал в выбранной части стереозаписи. Говоря нормальным языком, вы можете сделать гитарную партию более разборчивой, приглушив негитарные звуки в миксе. Чем чётче будут слышны нужные звуки, тем лучше, и даже обладая весьма скромной хай-фай системой, можно попробовать оптимизировать полезный сигнал, немного поэкспериментировав с настройками панорамирования и эквализации.

Рассуждая о пользе замедления, необходимо оговориться, что эта уловка, к сожалению, не сможет решить все проблемы, возникающие при съёме композиции. Пытаясь разобраться с тем, в какой части грифа играется та или иная фраза, важно попробовать несколько разных аппликатурных позиций, чтобы на слух определить, какие струны лучше всего воспроизводят тон оригинала, – и сделать это намного легче, когда слушаешь запись на нормальной скорости.

Данное положение можно проиллюстрировать с помощью простого примера: попробуйте сыграть открытую первую струну, затем прижатую на пятом ладу вторую струну, то же самое проделайте на девятом ладу третьей, на 14-м ладу четвёртой, на 19-м ладу пятой и, наконец, на 24-м ладу (если, конечно, он у вас есть!) шестой струны. При этом каждый раз вы будете слышать одну и ту же ноту, однако по мере движения вверх по грифу тембр звука будет становиться всё более мутным. Немного потренировавшись, вы научитесь определять, на какой примерно струне была исполнена та или иная нота. Если же у вас это не получилось, то можно попробовать сыграть данную фразу в нескольких позициях и выбрать из них наиболее удобную – удивительно, но чаще всего именно она и оказывается верной.
И напоследок подкину вам ещё одну идею: в процессе съёма музыки пользуйтесь проигрывателем мини-дисков (формат магнитооптических носителей информации MiniDisc позволяет хранить цифровые данные, в том числе и аудиоинформацию, а также быстро осуществлять их перезапись и редактирование, однако несмотря на данные преимущества широкого распространения не получил, и в настоящее время поддержка данного формата прекращена – прим. переводчика). Без конца мотая плёнку или гоняя компакт-диск туда-сюда, вы по сути бóльшую часть времени тратите на прослушивание не особо нужных вам фрагментов. Конечно, записи на минидисках отличаются несколько пластмассовым звучанием (по сравнению с теми же фонограммами на CD), тем не менее, данный формат даёт возможность добавлять в трек множество маркеров. Благодаря этому можно одним нажатием кнопки вернуться точно к нужному месту, что позволяет сэкономить кучу времени и больше всего успеть, пока внимание ещё не притупилось.

 

Запись своей игры.

Я не устаю подчёркивать, насколько благотворно может сказаться на ваших занятиях использование какого- либо записывающего устройства. Записав свою игру, вы можете снова послушать то, что сыграли, и честно, объективно оценить все сильные и слабые моменты. Дело в том, что, играя, не всегда удаётся правильно, с позиции стороннего слушателя воспринимать то, что звучит из усилителя, потому что приходится не только слушать себя, но ещё и концентрироваться на чисто механических аспектах собственной игры.

Кроме того, запись даёт хорошую возможность оценить прогресс в долгосрочном срезе. Если вас печалит, к примеру, отсутствие каких-то заметных продвижений в развитии медиаторной техники, то бывает весьма поучительно послушать то, как с этим обстояли дела, скажем, полгода или даже неделю тому назад. Помимо этого, запись собственной игры на плёнку (или любой другой носитель, на ваш выбор) поможет преодолеть робость перед публикой, что, конечно же, только плюс, – как известно, когда нервничаешь, то и ошибаешься больше!

Имея под рукой кнопку «Запись», вы получаете ещё одно важное преимущество – в любой момент можно сделать собственный бэк-трек. Пытаясь познакомиться со звучанием какого-либо нового лада, можно записать ритм-дорожку на пару минут, наиграв соответствующую последовательность аккордов (подробнее об этом ниже), и опробовать те или иные ноты на фоне данного бэк-трека. Дело в том, что именно в контексте характерное звучание того или иного лада раскрывается намного лучше.

Такой самодельный бэк-трек вовсе не обязан быть чем-то выдающимся (монофонического магнитофона будет более чем достаточно), поскольку качество записи вас перестанет волновать тут же, как только вы начнёте играть под неё. Шипящая фонограмма, запечатлевшая, как вы бренчите ми-мажорным аккордом на фоне яростно завывающей стиральной машины, возможно, и не бог весть какой аккомпанемент, но, по крайней мере, это то, подо что уже можно худо-бедно играть, благодаря чему ваши занятия станут больше похожи на «настоящую» игру. И, самое главное, это поможет сформировать у вас представление того, как звучат разные ноты того или иного лада на фоне соответствующих аккордов.

Звучит увлекательно? Если да, то, возможно, вам захочется поиграться с фразовыми сэмплерами вроде Lexicon JamMan, Boss Loop Station или Boomerang. Эти штуковины позволяют зациклить аккордовую последовательность, поверх которой впоследствии можно записывать дополнительные слои аудиоматериала, что очень удобно, если вы работаете над сочинением песни или гармонии для соло. Кстати, именно с этой целью я в итоге приобрёл Boomerang. Поначалу мне было сложно найти оправдание своим расходам, однако всё встало на свои места после того, как я осознал, что с помощью данного приспособления можно зацикливать аккордовые прогрессии различных джазовых стандартов и одновременно на фоне этого играть соло. После чего у меня была пара выступлений в клубах типа “Pizza Express” (английская сеть пиццерий “Pizza Express” содержит собственный джаз-клуб в Лондоне – прим. переводчика), на которых эта вещь полностью оправдала себя, и вплоть до настоящего момента она остаётся стойкой к воздействию пива и вообще штукой неубиваемой! Если вам достаточно памяти объёмом на полминуты аудио, то имеет смысл присмотреться к устройствам типа Line6 Delay Modeler, который весит вдвое меньше, чем Boomerang, и помимо этого имеет на борту множество эффектов, построенных на задержке и эхе. И даже во многих более старых педалях можно обнаружить функцию “Hold”, которая позволяет сделать короткий (примерно на полторы секунды) семпл – вполне достаточный для того, чтобы зафиксировать звучание аккорда, на фоне которого уже можно импровизировать.

А что дальше? Дальше логично будет приобрести какое-либо многодорожечное записывающее устройство и сконцентрироваться на развитии способности сочинять мелодии. Это заставит вас рассматривать свою игру на гитаре как часть музыки в целом, что, конечно, скажется благоприятно на вашем музыкальном мышлении. Кроме того, само направление работы над той или иной областью исполнительской техники будет продиктовано музыкой, которая приходит вам в голову, так что ваша игра будет скорее эволюционировать соответственно вашим же музыкальным идеям, нежели заплывать по воле случая в экзотические сферы техники и теории, которые вам, возможно так никогда и не пригодятся.

И, наконец, самый лучший совет: ЗАКАНЧИВАЙТЕ ВЕЩИ! Одна полноценная мелодия, которую вы сами придумаете и доведёте до ума, будет полезнее для развития музыкальности, чем 20 коротких аккордовых прогрессий, которые вы так никогда и не удосужитесь соединить во что-то целостное. Одним из ключевых факторов по-настоящему добротной музыки является её структура – то, как взаимодействуют разные части, и насколько выверено используются формообразующие средства, как, например, в следующей схеме: повтор, повтор, повтор, а потом что-то совершенно неожиданное! Как только вы начнёте думать о таких вещах, вы обнаружите, что стали слушать музыку других людей немного иначе.

« Последнее редактирование: Марта 19, 2013, 13:24:06 от sterile_space »

 

 

Разминка.

Время от времени ко мне подходит тот или иной ученик и с беспокойным видом сообщает: «Я решил удвоить продолжительность занятий. Это дало хорошие результаты, но где-то последнюю неделю я начал чувствовать странные стреляющие боли в предплечье и запястье. Это нормально? Стоит ли мне беспокоиться?»

Отвечая коротко, да, беспокоиться стоит. Если перетрудить игровые мышцы и сухожилия, то вполне реален шанс заработать тендинит или синдром запястного канала (он же «кистевой туннельный синдром» – прим. переводчика) – ужасное состояние здоровья, при котором срединный нерв (отвечающий за передачу сенсомоторных сигналов кисти) сдавливается и перестаёт нормально функционировать. Такие неприятности не проходят сами собой, поэтому если вы вдруг заподозрили у себя наличие каких-то нехороших симптомов (какими бы малозаметными и эпизодическими они ни были), свидетельствующих о заболевании сухожилий, следует без промедления обратиться за медицинской помощью и особо не усердствовать с игрой на гитаре до тех пор, пока не услышите заключение эксперта о том, в чём может быть проблема. Если же вы по натуре своей ипохондрик, то имейте в виду, что есть разница между «хорошей болью» и «плохой болью»; в первую очередь опасаться следует внезапных стреляющих болей и судорог, сводящих мышцы и не позволяющих им выполнять ваши команды, а не лёгкой усталости, которая ощущается в кистях и предплечьях после плодотворных занятий.

Существуют способы уберечься от подобных недугов. Как и при любой другой физической активности, перед тем как заняться чем-то действительно серьёзным, сначала следует размяться, чтобы увеличить гибкость мышц и сухожилий. Тот же самый принцип в действии вы можете заметить в спортивном зале – пауэр-лифтеры и прочие силовики до того, как хотя бы взять в руки снаряд, подолгу растягиваются, и, перейдя наконец к поднятию тяжестей, они начинают с весьма умеренного веса, плавно его наращивая и защищая таким образом мышцы от какой бы то ни было резкой и неожиданной перегрузки. Развивая эту мысль, можно сказать, что хуже нет совета взять после многодневного перерыва в руки гитару и сходу попытаться запилить ускоренную версию «Полёта шмеля». Технически сложные вещи дадутся легче и с меньшей вероятностью причинят вам травму, если к ним сперва подготовиться, погоняв несколько простых упражнений – сначала медленно, а потом плавно наращивая скорость.

Всё это становится ещё более актуальным, если ваши руки недавно побывали в холоде. Зимний температурный режим заставляет кровь отступать максимально глубоко внутрь тела, в результате чего конечности (руки в том числе) получают лишь минимально необходимое кровоснабжение. Посиневшим от холода пальцам вряд ли понравится, если вы устроите им марафон по хроматическим гаммам, поэтому, возможно, настало время призадуматься над покупкой пары перчаток. Да, конечно, носить варежки не слишком-то рок-н-ролльно, однако это защитит ваши руки от внезапных и резких перепадов температуры – к тому же, как-никак, у вас ведь только одна пара рук, и их надо беречь.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.026 с.)