Скорость – это побочный продукт точности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скорость – это побочный продукт точности




На самом деле, этим всё сказано. Если вы занимаетесь с аккуратной, эффективной техникой, то вскоре вы обнаружите, что быстрые пассажи уже не кажутся столь обескураживающими. Не сомневаюсь, что все слышали подобные наставления и раньше, но многие ли из нас на самом деле хотят их слушаться? Такие советы просто бесят – есть в них что-то от вечного занудства матери, которая из самых лучших побуждений изводит вопросами типа: «Ты не должен так поступать – ты ведь знаешь, что это плохо для тебя» и «Ты точно не голодаешь?» Однако всё это на самом деле правда и это действительно касается вас. Отрабатывайте вещи в удобном для себя темпе, и не занимайтесь самообманом – не стоит создавать иллюзию быстрого прогресса, выставляя на метрономе значения, к которым вы ещё не готовы.

«Последнее редактирование: Марта 27, 2013, 11:38:38 от sterile_space»

 

Переменный штрих. Часть 1.

Рискну сделать смелое обобщение: почти все рок-гитаристы лучше владеют ладовой рукой, чем медиаторной. В надежде исправить данное положение вещей в этой главе я собрал несколько классических упражнений на технику медиаторной руки. Любому гитаристу не помешает немного поработать над медиаторной техникой; даже если вам не нравится эффект пулемётной очереди, возникающий при игре каждой ноты медиатором, данный материал всё равно будет полезен для повышения общей аккуратности игры.

Как вы увидите позднее, возможны разные подходы, однако самым простым и наиболее универсальным является переменный штрих, который по своей сути является чередованием ударов вниз и вверх.

Для большинства гитаристов удары вниз более естественны (подозреваю, что это связано с действием силы тяжести), тем не менее, лично я вижу это так: каждый раз, когда рука выполняет два удара вниз, между этими ударами ей приходится совершать движение вверх. Так почему бы не использовать это восходящее движение для извлечения ноты? В противном случае оно просто пропадёт даром. Как человек, открыто выступающий в защиту лени, я должен заявить вам со всей ответственностью, что подобный подход позволяет сразу вдвое сократить объем работ, приходящийся на долю вашей медиаторной руки!

Помимо эффективности самого движения, переменный штрих также поможет вам играть более ровно. Вспомните те фанковские партии Найла Роджерса (англ. Nile Rodgers), которые можно услышать на записях Chic. Они основаны на постоянной пульсации шестнадцатых нот, но в них полно и пауз! Такие гитарные партии звучат столь характерно, потому что медиаторная рука не ударяет по струне на каждую шестнадцатую долю – то самое ощущение грува создаётся благодаря промежуткам между нот. Однако наилучшего результата можно добиться, если рука будет продолжать двигаться вверх и вниз в постоянном ритме, поскольку таким образом вы сможете не потерять ориентацию внутри такта.

Стоит только войти в нужный темп и поймать правильное ощущение, как можно включать автопилот. Медиаторной руке будет проще поддерживать это движение, чем постоянно останавливаться и вновь начинать двигаться. Все, что вам останется делать – это подносить медиаторную руку к струнам, когда необходимо сыграть ноту или аккорд, а затем снова отводить ее, когда наступает черёд паузы.

Если вы всё ещё не уверены, то представьте, что ваша рука – это автомобильный двигатель. Для него работа на постоянной скорости предпочтительнее, чем постоянные старты и остановки, так что эффективнее, когда он работает на холостом ходу, на нейтральной передаче, заправленный и готовый привести автомобиль в движение в любой момент, когда это потребуется.

Вот ещё один довод: чем лучше вы освоили это базовое движение вниз-вверх, тем лучше вы будете готовы к исполнению пассажей с межструнными переходами. Каждый раз, когда необходимо перейти с одной струны на другую, у вас неожиданно появляется ещё одна забота, и меньше всего в подобной ситуации хотелось бы потерять ориентацию посреди такта. В данной ситуации лучше всего быть уверенным в том, что рука сама помнит базовое движение вниз-вверх. Если это так, то всё, что останется сделать – это направить руку к нужной струне.

Вот ещё несколько советов. Приучитесь держать медиатор между большим и указательным пальцами. Есть известные исключения из этого правила (об этом ниже), однако описанный выше хват способствует расположению кисти под правильным углом, что станет хорошей отправной точкой для вас.

Неплохо было бы немного времени уделить анализу того, насколько далеко медиатор должен показываться наружу из хвата большого и указательного пальцев. Для точной игры вы будете стремиться максимально сократить выступающую часть медиатора. Уместна следующая аналогия: если бы вам вдруг захотелось написать или нарисовать что-либо достаточно чётко, то вы бы взяли карандаш ближе к заточенному концу, а не с противоположной стороны. Почему? Потому что это даёт больше контроля; в данном случае основные движения кистью происходят в непосредственной близости к бумаге, поэтому они переносятся на неё с большей точностью. Работа медиатором в своей основе подчиняется тем же принципам.

Кстати сказать, чем больше медиатор торчит наружу, тем больше риск, что он увязнет в струнах, поэтому максимальное сокращение площади выступающей части медиатора сводит подобную возможность к минимуму, что является ещё одним доводом в пользу более глубокого хвата.

Есть ещё кое-что, о чём стоит задуматься, – это остроконечность медиатора. Важность данного критерия зависит от того, как вы атакуете струну, – плоской частью медиатора или его ребром. Как говорилось ранее, эти два подхода дают разные тембры – при использовании плоской части медиатора (т.е. когда вы держите его параллельно струне) получается красивый, полный тон с менее выраженной атакой, в то время как при игре ребром (при этом медиатор располагается под углом 30-45 градусов) в тембре появляется скребущий призвук кончика медиатора.

Мне кажется, что второй подход в отдельных случаях может дать вам немного более разборчивый звук при скоростной игре и несколько дополнительных делений на шкале метронома, если вы гонитесь за этим. Если вы атакуете струну под углом, то взгляните на ситуацию следующим образом: при извлечении ноты по сути происходит перемещение медиатора от одной стороны струны к другой, и ваша цель состоит в том, чтобы свести траекторию его движения к минимуму. Если медиатор наклонён по отношению к струне, то очевидно, что при игре более острым кончиком длина траектории его движения будет меньше, чем если бы вы играли более тупым концом. Эта мысль логически вытекает из всего вышесказанного. Кстати, будучи подростком, я обычно часами шлифовал и полировал свои медиаторы, заостряя их кончики. Сейчас я открыл для себя медиаторы Dunlop Jazz III, и в моей жизни появилось место для чего-то другого.

Кроме того, я рекомендую использовать относительно толстые медиаторы и делаю это по двум соображениям:

• Вы получаете более широкий динамический диапазон. Легче извлечь тихую ноту жёстким медиатором, чем сыграть действительно громкий звук гнущимся.

• Жёсткий медиатор целиком подчиняется воле вашей руки, в то время как более тонкие имеют досадное обыкновение сгибаться при любой попытке скоростной игры (если продолжать мою аналогию с письмом/рисованием, то игру гнущимся медиатором во многом можно уподобить использованию резинового карандаша).

«Последнее редактирование: Мая 04, 2012, 11:15:00 от sterile_space»

 

 

Переменный штрих. Часть 2.

Есть ещё один очень важный момент: само движение медиаторной руки должно исходить от запястья. После всех моих разглагольствований на тему эффективности, минимуме движений и карандашей будет неудивительно, если вы решите, что наиболее экономичный способ игры медиатором опирается на движения большого и указательного пальцев, работающих как при письме. На самом деле на эту область кисти уже и без того возложена важная задача удержать медиатор достаточно крепко, чтобы предотвратить его выскальзывание, а также варьировать силу хвата с целью получения разного тембра и громкости звука. Не слишком осмотрительно ждать, что пальцы смогут справиться с движением медиатора на больших скоростях с учётом того, что им приходится решать другие важные задачи, поэтому лучше оставить это на долю ближайшего соседа пальцев – запястья.

Да, «и вот ещё что…» (я просто обязан был куда-нибудь вставить эту фразу Коломбо!). Подумайте об эффективности вашей техники – о том, можно ли на неё рассчитывать во всех ситуациях или только во время занятий? На концерте вам, скорее всего, придётся играть стоя (если только вас зовут не Роберт Фрипп (англ. Robert Fripp)) и, возможно, немного двигаться, поэтому важно, чтобы медиаторная рука была каким-то образом зафиксирована на гитаре. Я советую увязать этот вопрос с техникой глушения струн ребром ладони – если какая-то часть медиаторной руки уже и без того почти всю свою гитарную жизнь проводит в контакте с неиспользуемыми струнами, то у вас есть необходимая опора, и теперь вы можете носиться по сцене, как цыплёнок на концерте Оззи (англ. Ozzy Osbourne), и при этом продолжать чётко играть каждую ноту (известно, что во время концертов Осборна зрители неоднократно бросали на сцену различных мелких животных, особенно после нашумевшего эпизода с откусыванием головы летучей мыши - прим. переводчика).

С равным успехом можно попробовать положить ладонь на сам бридж. Благодаря этому можно добиться поразительных результатов, если вы стремитесь получить фирменный эффект Эла ДиМеолы (англ. Al Di Meola) под названием «мьютола», особенно если играете вы на инструменте с сочетанием фиксированного бриджа и струнодержателя на манер гитар Gibson, где наклонённый к деке отрезок струн между бриджем и струнодержателем позволяет руке занять хорошее, удобное положение.

Однако следует помнить о том, что подобный подход может не сработать на гитарах с системами по типу «плавающее тремоло», поскольку на таких инструментах прикосновение к поверхности бриджа может привести к резкому повышению гитарного строя.

Другой подход к опоре звукоизвлекающей руки при игре на гитаре демонстрирует Майкл Энджело (англ. Michael Angelo Batio), чья медиаторная техника является образцом эффективности (если вы не верите мне, то посмотрите его видео-уроки). Он предпочитает класть кончики пальцев правой руки на поверхность гитарной деки в область, расположенную ниже первой струны (высокой «ми»), что позволяет ему с лёгкостью переносить медиатор от струны к струне, не меняя хвата.

Есть ещё один момент, который стоит обсудить, – это насколько раскрыта ладонь вашей медиаторной руки. Возможно, вам покажется, что сжатая в кулак кисть облегчает движение, однако исполнители вроде Джорджа Линча (англ. George Lynch) (известного по группе Dokken) утверждают, что некоторые пассажи они играют быстрее с отведёнными в сторону неактивными пальцами медиаторной руки. Лично я предпочитаю достаточно закрытый вид кисти, однако важно при этом не слишком сжимать руку (наверное, мне не следовало в предыдущем предложении использовать слово «кулак»…)

При отработке медиаторной техники всегда полезно спрашивать себя о том, достаточно ли универсальна выбранная постановка руки и насколько она соответствует вашим потребностям. Может быть, вам нравится делать медиаторные флажолеты, дающие тот самый визжащий звук, или же вы хотите придать своей игре лёгкий налёт кантри, используя сочетание медиатора и пальцев. Так вот, получается ли у вас свободно переключаться от одной техники к другой без того, чтобы радикальным образом менять положение кисти?

Изложив все эти детали, я просто не могу не упомянуть некоторых выдающихся исполнителей, исповедующих совершенно иной подход. Например, Стив Морс (англ. Steve Morse) держит медиатор большим, указательным и средним пальцами. Мне кажется, что такой хват ограничивает мобильность и по ощущениям несколько неловок, однако это работает в случае с господином Морсом, который не испытывает особых проблем с переменным штрихом. Точно также моя аргументация в защиту остроконечных медиаторов неприменима к Джорджу Линчу, Роббену Форду (англ. Robben Ford) и Пэту Мэтини (англ. Pat Metheny), поскольку все трое предпочитают использовать не острый кончик медиатора, а его боковую сторону. И, конечно же, очевидно, что моя идея с опорой руки не относится к Эдди Ван Халену (англ. Eddie Van Halen), который играет вещи вроде медиаторного тремоло в мелодии из “Eruption” и при этом выгибает запястье правой руки, располагая его достаточно далеко от поверхности гитары и явно ни на что не опираясь. Когда я смотрю записи, где видна рука Эдди, извлекающая звук, я поражаюсь тому, что он вообще может играть, однако сложно поспорить с тем результатом, которого он добился с такой постановкой. Кстати, словно бы для того, чтобы окончательно всех запутать, Эдди пользуется относительно тонким медиатором и держит его между большим и средним пальцами, оставляя указательный палец свободно болтаться. Выглядит это необычно, но когда видишь то, с какой лёгкостью он переключается между медиаторной игрой и тэппингом, то начинаешь замечать определённую логику в столь странном подходе.

Мораль здесь заключается в том, что неукоснительных правил не существует. Я попытался объяснить все те мелочи, которые помогли мне в работе над медиаторным звукоизвлечением, и полагаю, что в основном мои выводы достаточно логичны и обоснованы, поэтому если вы стремитесь добиться выдающихся результатов в медиаторной технике, то, возможно, здесь вы найдёте для себя кое-что полезное. Тем не менее, я признаю, что все люди разные, и если ваша медиаторная рука движется эффективно и расслабленно, то уверен, что не так уж важно, как она при этом выглядит.

«Последнее редактирование: Мая 04, 2012, 11:24:32 от sterile_space»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.012 с.)