ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гатри Гован. Техника. Съём музыки.



 

Съём музыки.

Я думаю, что будет очень полезно завести тетрадь для записи того, над чем вы работаете, чтобы можно было зафиксировать аккордовые последовательности и фразы, которые приходят на ум. Даже если вы не очень знакомы с нотной грамотой, всё равно можно записывать идеи в форме табулатур (это такая система нотации, разработанная специально для гитары, в которой шесть горизонтальных линий соответствуют шести гитарным струнам, расположенным так, как вы их видите, играя на инструменте, и где последовательностью цифр обозначаются нужные лады). Музыканты, без труда читающие с листа, обычно довольно презрительно относятся к табулатурам, насмешливо называя их «нотами для идиотов», однако не стоит забывать о том, что в старину все музыканты, сочиняющие для гитары и лютни, в качестве стандартного метода нотации использовали табулатуры в том или ином виде, поэтому мне думается, что такая форма записи имеет полное право на существование. Кроме того, по сравнению с общепринятым нотным письмом у табулатуры есть одно бесспорное преимущество – она всегда чётко показывает, где что играть.

Обсуждаемый вопрос становится тем важнее, чем активнее вы начинаете использовать в собственных целях те или иные музыкальные фразы с записей других гитаристов. Полезно совершенствовать навык съёма музыки, чтобы можно было фиксировать всё, что разучиваешь, – как-никак, память-то ведь не резиновая. Я бы предложил выписывать отдельные фразы вместо того, чтобы выгрлюбить всё соло ради двух тактов, которые вам особенно понравились, и практичнее всего здесь будет отмечать контекст каждого из рассматриваемых музыкальных фрагментов (т.е. какой именно аккорд обыгрывается) и придумывать собственные вариации. Джазовые музыканты особенно любят создавать «библиотеки ликов» – им нравится классифицировать каждую фразу на основании того, к какому ладу она принадлежит, и того, какие аккорды с ней сочетаются.

В начале этой главы я упомянул, что нужно иметь хороший музыкальный слух и уметь воспроизводить всё, что слышишь, – безусловно, это играет первостепенную роль при съёме музыки. Развитие хорошего слуха строится на способности узнавать интервалы (расстояния между нотами в тонах и полутонах) и ритмические рисунки. Далее вы найдёте множество советов на эту тему, так что сейчас мне бы не хотелось слишком вдаваться в детали, тем не менее, полагаю, что всё же полезно будет дать несколько указаний общего характера.

Начать лучше всего с разбора общей структуры произведения, отмечая аккордовые последовательности и определяя, сколько долей и тактов длится каждый аккорд. Справиться с наиболее сложными фрагментами поможет следующая тактика: сначала необходимо отметить общий ритмический контур, затем обозначить особо выдающиеся ноты (т.е. те, которые сразу привлекают к себя внимание, – наиболее громкие или же очень высокие/низкие по звучанию), и только после этого следует заполнять промежутки между ними. Если вам кажется, что все ноты рассматриваемой фразы укладываются в одну и ту же гамму, то это стоит взять себе на заметку.

Другим навыком, требующим отработки, является умение в нужном месте нажать кнопку «Пауза» на CD-плеере. Каждый раз, слушая тот или иной пассаж, следует концентрироваться на отдельной ноте или группе нот; услышав интересующий вас фрагмент, необходимо без промедления остановить музыку – всё, что вы будете слышать после этого, только отвлечёт ваше внимание, затуманивая звучание нот, которые вы стараетесь распознать. Теоретически, разбирая каждую отдельную ноту последовательно, друг за другом, вы должны совладать с любой музыкальной фразой – а по мере развития слуха вы сможете усваивать информацию более крупными блоками.

Кстати, замедлив фонограмму, можно значительно облегчить себе жизнь, тем более, что в настоящее время в продаже имеются т.н. «фразовые сэмплеры», которые как раз для того и предназначены (особой популярностью пользуется продукция Akai), – эти устройства замедляют музыку, растягивая её во времени без искажения высоты звуков, которая остаётся постоянной независимо от скорости воспроизведения. Если у вас есть компьютер, то, возможно, вам понравится недорогая программа с говорящим за себя названием – “Amazing Slow Downer”. Этот аналог фразового сэмплера к тому же имеет функцию караоке, которая благодаря использованию фазового подавления позволяет элиминировать определённый сигнал в выбранной части стереозаписи. Говоря нормальным языком, вы можете сделать гитарную партию более разборчивой, приглушив негитарные звуки в миксе. Чем чётче будут слышны нужные звуки, тем лучше, и даже обладая весьма скромной хай-фай системой, можно попробовать оптимизировать полезный сигнал, немного поэкспериментировав с настройками панорамирования и эквализации.

Рассуждая о пользе замедления, необходимо оговориться, что эта уловка, к сожалению, не сможет решить все проблемы, возникающие при съёме композиции. Пытаясь разобраться с тем, в какой части грифа играется та или иная фраза, важно попробовать несколько разных аппликатурных позиций, чтобы на слух определить, какие струны лучше всего воспроизводят тон оригинала, – и сделать это намного легче, когда слушаешь запись на нормальной скорости.

Данное положение можно проиллюстрировать с помощью простого примера: попробуйте сыграть открытую первую струну, затем прижатую на пятом ладу вторую струну, то же самое проделайте на девятом ладу третьей, на 14-м ладу четвёртой, на 19-м ладу пятой и, наконец, на 24-м ладу (если, конечно, он у вас есть!) шестой струны. При этом каждый раз вы будете слышать одну и ту же ноту, однако по мере движения вверх по грифу тембр звука будет становиться всё более мутным. Немного потренировавшись, вы научитесь определять, на какой примерно струне была исполнена та или иная нота. Если же у вас это не получилось, то можно попробовать сыграть данную фразу в нескольких позициях и выбрать из них наиболее удобную – удивительно, но чаще всего именно она и оказывается верной.
И напоследок подкину вам ещё одну идею: в процессе съёма музыки пользуйтесь проигрывателем мини-дисков (формат магнитооптических носителей информации MiniDisc позволяет хранить цифровые данные, в том числе и аудиоинформацию, а также быстро осуществлять их перезапись и редактирование, однако несмотря на данные преимущества широкого распространения не получил, и в настоящее время поддержка данного формата прекращена – прим. переводчика). Без конца мотая плёнку или гоняя компакт-диск туда-сюда, вы по сути бóльшую часть времени тратите на прослушивание не особо нужных вам фрагментов. Конечно, записи на минидисках отличаются несколько пластмассовым звучанием (по сравнению с теми же фонограммами на CD), тем не менее, данный формат даёт возможность добавлять в трек множество маркеров. Благодаря этому можно одним нажатием кнопки вернуться точно к нужному месту, что позволяет сэкономить кучу времени и больше всего успеть, пока внимание ещё не притупилось.

 

Гатри Гован. Техника. Запись своей игры.

Запись своей игры.

Я не устаю подчёркивать, насколько благотворно может сказаться на ваших занятиях использование какого- либо записывающего устройства. Записав свою игру, вы можете снова послушать то, что сыграли, и честно, объективно оценить все сильные и слабые моменты. Дело в том, что, играя, не всегда удаётся правильно, с позиции стороннего слушателя воспринимать то, что звучит из усилителя, потому что приходится не только слушать себя, но ещё и концентрироваться на чисто механических аспектах собственной игры.

Кроме того, запись даёт хорошую возможность оценить прогресс в долгосрочном срезе. Если вас печалит, к примеру, отсутствие каких-то заметных продвижений в развитии медиаторной техники, то бывает весьма поучительно послушать то, как с этим обстояли дела, скажем, полгода или даже неделю тому назад. Помимо этого, запись собственной игры на плёнку (или любой другой носитель, на ваш выбор) поможет преодолеть робость перед публикой, что, конечно же, только плюс, – как известно, когда нервничаешь, то и ошибаешься больше!

Имея под рукой кнопку «Запись», вы получаете ещё одно важное преимущество – в любой момент можно сделать собственный бэк-трек. Пытаясь познакомиться со звучанием какого-либо нового лада, можно записать ритм-дорожку на пару минут, наиграв соответствующую последовательность аккордов (подробнее об этом ниже), и опробовать те или иные ноты на фоне данного бэк-трека. Дело в том, что именно в контексте характерное звучание того или иного лада раскрывается намного лучше.

Такой самодельный бэк-трек вовсе не обязан быть чем-то выдающимся (монофонического магнитофона будет более чем достаточно), поскольку качество записи вас перестанет волновать тут же, как только вы начнёте играть под неё. Шипящая фонограмма, запечатлевшая, как вы бренчите ми-мажорным аккордом на фоне яростно завывающей стиральной машины, возможно, и не бог весть какой аккомпанемент, но, по крайней мере, это то, подо что уже можно худо-бедно играть, благодаря чему ваши занятия станут больше похожи на «настоящую» игру. И, самое главное, это поможет сформировать у вас представление того, как звучат разные ноты того или иного лада на фоне соответствующих аккордов.

Звучит увлекательно? Если да, то, возможно, вам захочется поиграться с фразовыми сэмплерами вроде Lexicon JamMan, Boss Loop Station или Boomerang. Эти штуковины позволяют зациклить аккордовую последовательность, поверх которой впоследствии можно записывать дополнительные слои аудиоматериала, что очень удобно, если вы работаете над сочинением песни или гармонии для соло. Кстати, именно с этой целью я в итоге приобрёл Boomerang. Поначалу мне было сложно найти оправдание своим расходам, однако всё встало на свои места после того, как я осознал, что с помощью данного приспособления можно зацикливать аккордовые прогрессии различных джазовых стандартов и одновременно на фоне этого играть соло. После чего у меня была пара выступлений в клубах типа “Pizza Express” (английская сеть пиццерий “Pizza Express” содержит собственный джаз-клуб в Лондоне – прим. переводчика), на которых эта вещь полностью оправдала себя, и вплоть до настоящего момента она остаётся стойкой к воздействию пива и вообще штукой неубиваемой! Если вам достаточно памяти объёмом на полминуты аудио, то имеет смысл присмотреться к устройствам типа Line6 Delay Modeler, который весит вдвое меньше, чем Boomerang, и помимо этого имеет на борту множество эффектов, построенных на задержке и эхе. И даже во многих более старых педалях можно обнаружить функцию “Hold”, которая позволяет сделать короткий (примерно на полторы секунды) семпл – вполне достаточный для того, чтобы зафиксировать звучание аккорда, на фоне которого уже можно импровизировать.

А что дальше? Дальше логично будет приобрести какое-либо многодорожечное записывающее устройство и сконцентрироваться на развитии способности сочинять мелодии. Это заставит вас рассматривать свою игру на гитаре как часть музыки в целом, что, конечно, скажется благоприятно на вашем музыкальном мышлении. Кроме того, само направление работы над той или иной областью исполнительской техники будет продиктовано музыкой, которая приходит вам в голову, так что ваша игра будет скорее эволюционировать соответственно вашим же музыкальным идеям, нежели заплывать по воле случая в экзотические сферы техники и теории, которые вам, возможно так никогда и не пригодятся.

И, наконец, самый лучший совет: ЗАКАНЧИВАЙТЕ ВЕЩИ! Одна полноценная мелодия, которую вы сами придумаете и доведёте до ума, будет полезнее для развития музыкальности, чем 20 коротких аккордовых прогрессий, которые вы так никогда и не удосужитесь соединить во что-то целостное. Одним из ключевых факторов по-настоящему добротной музыки является её структура – то, как взаимодействуют разные части, и насколько выверено используются формообразующие средства, как, например, в следующей схеме: повтор, повтор, повтор, а потом что-то совершенно неожиданное! Как только вы начнёте думать о таких вещах, вы обнаружите, что стали слушать музыку других людей немного иначе.

« Последнее редактирование: Марта 19, 2013, 13:24:06 от sterile_space »

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.008 с.)