Как слышать гаммы и аккорды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как слышать гаммы и аккорды.



Последние несколько страниц были весьма загружены теорией, так что, думаю, сейчас стоит немного поразмышлять о более общих вещах, например о том, как научиться слышать ту или иную гамму.

Реальную пользу от знания гамм можно извлечь только тогда, когда по слуху можешь определить, какие ноты и аккорды в неё входят, а какие нет. Всякий раз, когда вы работаете с той или иной гаммой, я бы посоветовал сначала сыграть аккорд, в контексте которого она вероятнее всего будет использоваться, чтобы увязать данную гамму с соответствующим музыкальным окружением. Идеально было бы иметь под рукой магнитофон или что-то вроде того, чтобы можно было делать небольшие бэк-треки для каждой гаммы. Ничего сверхъестественного и не требуется; несколько аккордов «до-мажор» боем через равные промежутки времени – и у вас уже есть бэк-трек, вполне пригодный для экспериментов с до-мажорной гаммой.

Другим важным моментом является то, что в реальной музыке ноты далеко не всегда следуют в том порядке, в котором они расположены в соответствующей гамме. Чем больше вариантов расстановки нот той или иной гаммы вы сумеете найти, тем больше вы будете знать о возможностях, которые заключены в этой самой гамме. Хорошо начать с игры всевозможных интервалов (массу примеров можно найти в разделе «Переменный штрих» второй части книги «Гитара – творческий подход»), а объективно оценить то, насколько хорошо вы усвоили изученную гамму, можно, попытавшись спеть каждую ноту заданной последовательности интервалов до того, как сыграть её на инструменте. Вы увидите, что чем шире интервалы, тем сложнее эта задача: относительно просто предслышать поступенное движение вверх и вниз по гамме, а вот с восходящим движением септимами придётся здорово повозиться! Чем больше вы практикуетесь в игре различных мелодических формул и при этом внимательно слушаете себя, тем лучше ваш слух решает загадки вроде «угадай, какая нота дальше».

Ещё один хороший подход – это попробовать освободиться от боксовой зависимости, навязанной стандартными аппликатурами гамм, и играть мелодические линии на одной струне. Это требует меньшего напряжения памяти, зато активизирует работу слуха. В тональностях вроде «ми» удобно использовать открытую струну в качестве бурдона, что позволит легче ориентироваться в тональном пространстве и придумывать упражнения вроде…

…или, слегка отходя от однострунного принципа, вот такое:

Выше приведённый Пример 4.6 состоял из восходящих терций, тогда как в Примере 4.7 использовались восходящие сексты. Попробовав сыграть эти пассажи по памяти, вы, скорее всего, обнаружите, что последний даётся сложнее, отчасти потому, что сексты не такой ходовой интервал, как терции, а отчасти ещё и потому, что в данном упражнении необходимо проходить одновременно по две ноты за раз.

Будем надеяться, что последние два примера вдохновят вас на собственные упражнения. Кстати, такие вещи не только хорошо тренируют слух, но и укрепляют слайдовую игру, в которой движение по одной струне используется особенно часто.

Ноты гаммы.

Если мыслить с позиции импровизации, то всегда следует помнить знаменитый оруэлловский принцип, перефразировать который можно так: «Все ноты гаммы равны, но некоторые равнее других». Хотя все семь нот мажорной гаммы с формальной точки зрения можно использовать с равным успехом, некоторые из них более устойчивы, чем другие, и, как мне думается, вполне реально их упорядочить, выстроив своеобразную иерархию. Если в качестве примера взять до-мажорную гамму и поиграть её на фоне аккорда «до мажор», то, думаю, вы не будете сильно спорить со следующими положениями:

• Тоника (C) является самой устойчивой нотой из всех.

• Терция и квинта (E и G) звучат почти так же хорошо. Хоть это и не тоники, но, тем не менее, они присутствуют в играемом аккорде, поэтому вполне заслуженно называются аккордовыми звуками (тонами).

• Секунда, секста и септима (D, A и B) менее устойчивы, но при этом добавляют некоторые краски, тем самым разбавляя монотонность, которая бы непременно возникла, играй мы всё время только 1, 3 и 5.

• Кварта звучит почти фальшиво, особенно если задержаться на ней слишком долго, поскольку она всего на полтона отстоит от терции – мощного аккордового тона. В данном контексте джазмены определили бы кварту как ноту, которую нужно избегать (в процессе импровизации в качестве опорной ноты на тонической гармонии – прим. переводчика).

• Для полноты картины следует добавить, что пять оставшихся нот (т.е. те, которые не входят в мажорную гамму) в этой ситуации определённо звучат как самые неуместные из всех, что вообще можно сыграть.

Но куда же применить такое знание иерархии нот? Что ж, я вовсе не предлагаю вам избегать той или иной ноты лишь потому, что она не входит в аккорд, под который вы играете, но всё же наиболее музыкальные результаты можно получить, если усиливать именно аккордовые звуки, помещая их в наиболее выделяющиеся места фраз, – например, в качестве акцентированных нот, долгих нот, начальных и финальных нот каждой фразы, нот, приходящихся на сильные доли такта, и так далее. Опираясь на такой скелет из аккордовых тонов, вы для заполнения промежутков между ними, как правило, будете использовать менее устойчивые ноты. Конечно, фразы, состоящие исключительно из аккордовых тонов, обычно звучат очень мелодично и музыкально, но спустя какое-то время они становятся немного предсказуемыми, и в этом случае освежить звучание помогут другие ноты соответствующей гаммы, добавив которые, мы сделаем фразу только интереснее.

Смена аккордов.

То, сколько нот гаммы вы можете задействовать, и какие именно ступени предпочтительнее использовать, зависит в основном от двух факторов: как быстро вы играете, и как быстро меняются аккорды. Чтобы проиллюстрировать первое положение, можно сравнить соло из “Hotel California” группы The Eagles и соло из “Trilogy Suite” Ингви Мальмстина (англ. Yngwie Malmsteen). Первый пример являет собой, вероятно, самый памятный момент во всей гитарной истории, поскольку все ноты, составляющие его, прошли тщательный отбор с тем, чтобы сочетаться с базовой аккордовой прогрессией. Между тем, второй пример, возможно, и не отличается такой же мелодичностью (человек, напевающий это соло в ванной комнате, определенно нуждается в медицинской помощи), но при этом бесспорно может похвастаться большей энергетикой, продиктованной самим количеством используемых нот. Рискну заявить, что, на мой взгляд, скоростные запилы не требуют столь пристального внимания к мелодической стороне дела – ведь слушатель и без того получит такое огромное количество звуковой информации, что скорее отреагирует на общие контуры играемых фраз, нежели будет тщательно вслушиваться в каждую ноту по отдельности. Таким образом, если замедлить соло Ингви, то можно обнаружить, что оно в основном состоит из быстро играемых гамм, хотя при этом не теряет своей музыкальности, поскольку эти гаммообразные пассажи, целыми очередями выстреливающие в слушателя, начинаются и заканчиваются «нужными» нотами.

Что касается второго фактора, то давайте на миг погрузимся в мир джаза. Джаз – это такая музыка, в которой особый акцент делается на смене аккордов. Если вы вдруг рискнёте взяться за гармонию типа “Giant Steps” Джона Колтрейна (англ. John Coltrane) (приводящую в трепет многих музыкантов), то вам придётся иметь дело, грубо говоря, с двумя аккордами на каждый такт, причём в довольно быстром темпе. У вас не получится схитрить, играя одну и ту же гамму на всю аккордовую последовательность, поскольку аккорды, используемые в ней, восходят к нескольким разным гаммам. Поэтому единственный способ играть на гармонию вроде “Giant Steps” и при этом звучать уверенно и со знанием дела, – это сконцентрироваться почти целиком на одних аккордовых тонах. С другой стороны, есть такие произведения, как “Impressions” (опять же Колтрейна), которые построены всего на двух аккордах, да к тому меняющихся в гораздо более расслабленном темпе, – вот они дадут вам больше времени на то, чтобы перепробовать все ноты каждой из соответствующих гамм, поиграться с эффектами напряжения-разрядки и тому подобными вещами.

Будем надеяться, что всё, изложенное выше, дало хотя бы приблизительное представление о том, какую роль играют гаммы и аккордовые звуки. Те идеи, что я только что обрисовал, вполне применимы ко всей информации, содержащейся в данной книге, поэтому я настоятельно рекомендую вам как следует их обдумать. Потратив время и силы на то, чтобы разобраться с этим сейчас, вы сможете избежать путаницы в будущем. А теперь давайте взглянем на то, как перенести полученные знания на гитарный гриф.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.006 с.)