Понятие и признаки правового государства. Государство правовое, социальное и эффективное. Опыт формирования правового, социального и эффективного государства в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки правового государства. Государство правовое, социальное и эффективное. Опыт формирования правового, социального и эффективного государства в Республике Беларусь.



ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Прежде всего, следует отметить, что словосочетание “правовое государство“ является буквальным переводом немецкого Rechsstaat и соотносится с вполне определенными концепциями, разрабатывавшимися в Германии на протяжении 19 века. Английский термин “the Rule of Law” (1) переводится на русский язык как “правление права” и отчасти используются как синонимы, но их все же нельзя признать эквивалентными. Разумеется, соответствующие им концепции тесно взаимосвязаны, а в период своего становления они вообще питались из одного источника - философии просвещения. Этот источник имеет много противоречивого, что собственно, и породило две традиции в понимании соотношения права и государства и в связи с этим две разновидности концепции: правового государства и правления права, выражавшими две стороны одного мировоззрения - правового. “… Характерными чертами этого мировоззрения - пишет А.Валицкий, - были, с одной стороны, культ рациональной государственной власти, а с другой - стремление к обоснованию контрактной (основанной на договоре) модели общества, в котором формально равные субъекты обладали бы определенными правами и были свободны от государственного вмешательства”. Легко заметить противоречивость этого просветительного идеала: идея разумного законодательства, которой руководствовался просвещенный абсолютизм, неизбежно приводила к мысли о полной рационализации общественной жизни, тогда как идея естественных прав личности, на которую ориентировался либерализм, существенно ограничивала сферу государственного вмешательства. Тем не менее, в конкретных исторических условиях эти две разные идеи - идея разумного законодательства и идея неотъемлемых прав личности - составили как бы одно мировоззрение, сосредоточенное на проблеме привнесения в общество права и поэтому удачно названное “ правовым мировоззрением”.(2)

Здесь важно подчеркнуть следующее: идея рационализации общественной жизни посредствам разумного закона - это еще античная идея, возникшая в рамках полисного мировоззрения и возрожденная в Новое время, однако при этом дополненная идеей незнакомой античным мыслителям, а именно: прав личности и ограниченного государства. Обе эти идеи присущи как концепции правового государства, так и концепции правления права. Но сторонники первых делают упор на идее рационализации и видят свой идеал в максимально возможной упорядоченности общественной и государственной жизни, стремятся “навязать порядок” с помощью государственного закона. В то время как в концепциях правления права подчеркивается, прежде всего, независимость права от государства: в государственном законе они видят угрозу праву и свободе. Их идеал - ограниченное государство и свободное правовое общество. Такого рода противопоставление, разумеется, достаточно условно и не означает того, что все немецкие теории можно выстроить по одну сторону демаркационной линии, а английские - по другую.

Современные англоязычные версии концепции правления права сложились в основном в борьбе с позитивистским правопониманием и разрабатывались в рамках либеральной парадигмы, не отрицая античной идеи о рационализации общественной жизни с помощью закона (как всеобщей и стабильной нормы). Они подчеркивают опасность государственного произвола в форме закона, а упорядоченность общественной жизни не связывают исключительно с ним. В англоязычных правовых теориях наиболее ярко проявляется идея независимости права от государства, а требования правления права обращены, прежде всего, к закону с тем, чтобы если не полностью избежать заключенной в нем угрозы праву, то, по крайней мере, уменьшить ее, свести до минимума. Таким образом, во всех версиях концепции правления права либо имплицитно, либо энсимцитно присутствует идея ограниченного государства.

Более широкая, или субстанциональная версия концепции правления права, признает необходимые формальные требования, предъявляемые к закону, требует оценки его содержания и связывает возможность реализации принципов правления права с либерально-демократической политической системой, в которой уважаются и гарантируются права и свободы индивида. В рамках философии права эту версию представляют Дж. Роулс и Дж. Фипнис, а в рамках теории права - Р. Дворкин, как социально политическая теория она разработана Ф. А. Хайско.

Понятие, содержание и принципы правового государства

Правовое государство -- это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство -это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства: Н.И. Матузов и А.В. Малько - Теория Государства и Права; Юристъ; Москва 1997, С.34

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Например, когда в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. " А жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране." Правовое государство, личность, законность. - Москва., «Юрист»,1997. - С. 98-99. Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества, естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.

Социальное правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе, и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую и социальную защищенность гражданам от произвола стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов.

Сформировавшееся в основных своих проявлениях в XIX в., правовое государство уходит своими корнями в античные времена. Истоки же социального государства хотя и можно обнаружить в древности (прежде всего в учении Аристотеля о государстве), но оно в основном — плод второй половины XX в. В условиях XXI в. формирование развитой правовой социальной государственности является уже не научной гипотезой, а выступает как стратегия общественного развития. Некогда доминировавшие взгляды консерваторов на роль и предназначение государства как исключительного гаранта индивидуальной и политической свободы уступили в нынешних условиях более приемлемым социал-демократическим воззрениям в вопросе о социальной функции современного государства. Современное государство только и может создаваться как правовое и социальное. Однако, если одни государства (преимущественно Западной Европы, США, Японии и некоторые др.) отличаются этими свойствами, то для большинства из них, в том числе и России, еще предстоит концептуальные идеи и конституционные нормы претворить в реальную практику. Можно сказать, что обществу XXI века еще предстоит испытать на себе все преимущества правового и социального строя. Сближение общества и государства, таким образом, будет происходить и по линии формирования правовой и социальной государственности.

Объектом социальных устремлений государства является человек, его многообразные социальные потребности и интересы, его социальный комфорт и социальное самочувствие. С этой точки зрения, социальная защита человека в самом широком плане и представляет объект воздействия социального государства. Высшая цель социального государства заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, т е материальную обеспеченность человека на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. Этой же целью охватывается государственная поддержка слабо защищенных в социальном плане групп населения, так называемых социальных «аутсайдеров», защита семьи, охрана труда и др.

Высший этап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идет о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, осуществление структурной реформы всей экономической и политической системы, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества (либералов, консерваторов, радикалов, социальных демократов и др.).

Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).

Формирование правовой государственности предполагает учреждение в обществе такой государственно-правовой организации, которая способна была бы гарантировать эффективную правовую защиту и безопасность личности, беспрепятственной пользование правами и свободами; обеспечить демократический правопорядок в обществе, безусловное исполнение как властью, так и населением требований закона; исключить произвол в отношениях между властью и населением и утвердить реальное господство права в общественной жизни; утвердить механизм оперативного реагирования на совершающиеся правонарушения и обеспечить принцип неотвратимости ответственности за отклонения от установленного правопорядка.

Проблемы становления и развития социального правового государства остаются самыми актуальными для стран молодой демократии. Недостаточно закрепить в конституции то или иное понятие, даже имеющее базовый, фундаментальный характер, необходимо осуществлять эффективные меры для достижения поставленных целей, в том числе и с использованием правовых средств.
Особенностью развития конституционного права является его динамизм, широкое обновление и развитие составляющих его правовых норм. В этой связи очень важно, чтобы конституционное право адекватно отражало потребности развития общества, более того, содействовало его прогрессу, имело научную основу своего развития.
Беларусь, как закреплено в Конституции, является государством социальным. Эта норма обязывает властные структуры проводить активную социальную политику, а в области экономики — направленную на её стабилизацию. Тем более, что в ст. 2 Основного закона Беларуси записано, что "человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства".
Для социального государства в том виде, в каком пытаются его построить в Беларуси, в отличие от государства социалистического характерно следующее:
оно ответственно за существование общества;
в нём индивид имеет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;
это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.
Социальное государство — это не только пенсии и пособия, что, безусловно, очень важно. Выполнение государством функций социальной защиты не должно носить стихийный, хаотичный, вспомогательный характер. Большое значение имеет прежде всего реализация определённых принципов экономической свободы человека и права предпринимателей, лиц наёмного труда, ответственность государства за выработку и соблюдение правил деятельности на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения экономической и социальной жизни, обеспечение принципа равенства всех форм собственности. Важен принцип помощи нетрудоспособным, а не тем, кто не желает работать.
Говоря о правах, не следует забывать об обязанностях, об ответственности, которую индивид несёт перед обществом, что является составляющей гарантий прав и свобод каждого гражданина.
Анализируя нынешнее состояние социальной защиты наших граждан, можно говорить о недостатках процесса приватизации, отсутствии экономических расчётов при разработке ряда законодательных актов, которые регулировали бы экономические реформы, что обусловило их декларативность и оторванность от реальной жизни общества. Не были разработаны механизмы экономической и правовой защиты граждан от социальных потрясений, резкого снижения уровня доходов. Широкое распространение получили чрезмерная концентрация собственности у узкого круга людей, коррупция, обогащение одних за счёт других. Это означает широкомасштабные нарушения социально-экономических прав граждан, а государство должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям.
Ни одному современному государству не уйти от решения вопросов, связанных с социальной защитой его граждан. Не пожелают это сделать само государство и его институты — заставят его это сделать сами граждане, общественные объединения. Для преодоления негативных явлений, порождённых развитием рыночных отношений, — эгоизм, индивидуальная замкнутость, снижение планки духовных ценностей — социальное государство представляет целый ряд гарантий и уровней защиты своих граждан. Среди них:
обеспечение прожиточного минимума;
сохранение здоровья граждан и экологии;
закрепление права на труд;
определение собственности как источника существования, защита права собственности;
решение проблемы социального неравенства, особенно остро стоящей в постсоветских государствах;
забота государства о детях, семье и материнстве.
Одна из основных характеристик социального государства — гарантированность каждому человеку достойного прожиточного минимума. Конституция Республики Беларусь заверяет право каждого на "достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение необходимых для этого условий" (ст. 21). Безусловно, речь идёт о "каждом", кто не в силах самостоятельно поддерживать своё существование. В законодательстве Германии предусмотрено, что только тот, кто не может самостоятельно добыть себе средства к существованию и не получает при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и материальную поддержку со стороны государства. Эта помощь соответствует его специфическим потребностям, побуждает к самопомощи, стимулирует участие в общественной жизни и гарантирует достойное человека существование (параграф 9 Общей части Кодекса социальных законов ФРГ). Таким образом достигается сбалансированный подход государства и отдельного индивида к решению вопроса об обеспечении достойного существования, устанавливается грань, за пределами которой начинается иждивенчество; первичная активность самого человека и только затем уже возможна помощь государства, задача которого — создать такую нормативную базу, которая будет способствовать развитию личности, использованию ею своих возможностей на практике.
Развитие личности, безусловно, возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и т.п. На государстве лежит обязанность устранять, насколько это возможно, причины ухудшения здоровья граждан. Для их преодоления должны создаваться общедоступная и широкая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращение загрязнения окружающей Среды и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.013 с.)