Современные системы обеспечения безопасности труда на предприятии. Стандарты в области безопасного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные системы обеспечения безопасности труда на предприятии. Стандарты в области безопасного менеджмента





Современный менеджмент переходит от концепции тотального управления качеством к социально ориентированной концепции управления. Важнейшим элементом данной концепции является менеджмент в области безопасности труда и здоровья персонала. Безопасные условия труда - одно из основных прав человека и неотъемлемая часть понятия "достойный труд".Тем не менее, по оценкам МОТ, ежегодно в мире более 2,2 млн мужчин и женщин гибнут в результате несчастных случаев на рабочем месте или профессиональных заболеваний, 4% мирового валового внутреннего продукта теряются в результате плохих условий труда и несчастных случаев. "Популярная ранее практика компенсаций за работу во вредных и опасных условиях (так называемая "надбавка за вредность") уже устарела и является непродуктивной, в то время как превентивные инвестиции в безопасность увеличивают производительность. Стабильное улучшение условий труда должно основываться на сотрудничестве между работодателями и работниками на предприятии. Основная цель улучшения условий труда - достижение социального эффекта, т. е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров и т. д.

В последнее время современный менеджмент переходит от концепции тотального управления качеством к социально ориентированной концепции управления. существует три основные трактовки социально ответственного бизнеса. Первая, озвученная Милтоном Фридманом (американский экономист) в 1971 г., - так называемая теория корпоративного эгоизма, в рамках которой социальная ответственность бизнеса заключается в том, чтобы использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли.

социальная ответственность бизнеса - это просто "хороший бизнес", поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. Инвестиции в здоровье и развитие работников приводят к доверию к компании со стороны работников, снижают текучесть кадров, повышают квалификационный уровень работников, а следовательно, приводят к повышению конкурентоспособности компании. Все больше компаний ориентируется в своей деятельности на индикаторы социально ответственного бизнеса, индикаторы устойчивого развития. Методическую основу данного подхода составляют стандарты в области экологического менеджмента (ISO 14001) и охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (OHSAS 18001). когда предприятие сертифицировано по ISO 14001 и OHSAS 18001 это позволяет говорить, что компания добровольно (!) идет по пути учета интересов не только своих акционеров, но учитывает интересы своих сотрудников и общества в целом. Стандарт OHSAS разработан в ответ на настоятельные запросы потребителей о признаваемом стандарте на системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда по которому можно оценивать и сертифицировать их системы менеджмента. Идеология, применяемая стандартом, основывается на следующих принципах:

- корпоративные приоритеты (признать менеджмент охраны здоровья и безопасности труда одним из главных корпоративных приоритетов);

- интегрированное управление (ввести политику, программы и методы менеджмента ОЗиОБТ(охраны здоровья и обеспечения безопасности труда) в качестве существенного элемента управления во всех его функциях);

- процесс совершенствования (обеспечить постоянное улучшение средств и механизмов ОЗиОБТ);

- обучение персонала (обучать и мотивировать персонал, осуществлять свою деятельность с пониманием ответственности за охрану здоровья и безопасность труда);

- предварительная оценка (оценивать опасности и риски воздействия на сотрудников и на население до начала новой деятельности при реализации нового проекта, до перевода в новый режим или вывода оборудования из эксплуатации);

- продукция и услуги (разрабатывать и поставлять продукцию или услуги, которые не оказывают чрезмерного воздействия на персонал и потребителей и являются безопасными при их использовании по назначению);

- консультации для потребителей (консультировать и, где это необходимо, обучать потребителей, дистрибьюторов, население безопасному использованию и транспортировке, хранению и утилизации поставляемой продукции, применять аналогичные соображения при предоставлении услуг);

- оборудование и операции (разрабатывать, проектировать и эксплуатировать оборудование и осуществлять деятельность, принимая во внимание минимизацию отрицательного воздействия на сотрудников и население);

- изучение (обеспечивать изучение воздействия на человека сырья, продукции, оборудования и процессов, а также способов минимизации их отрицательных воздействий);

- предупредительный подход (модифицировать производство, использование продукции или услуг, с тем чтобы предотвратить их недопустимое отрицательное воздействие на человека и население);

Система охраны здоровья и обеспечения безопасности труда по OHSAS 18001 направлена на предотвращение аварий, снижение производственного травматизма, повышение лояльности сотрудников.

ПРИМЕР: Так, на Новокузнецком металлургическом комбинате, который получил сертификат OHSAS 18001, в результате внедрения системы управления безопасностью труда в 2005 г. удалось снизить уровень травматизма на 15% по сравнению с предыдущим годом. На заводах компании "Русал" корпоративная политика в области охраны труда была внедрена в 2000 г. За четыре последующих года число пострадавших на производстве сократилось на 51%, количество рабочих дней, пропущенных в связи с производственными травмами, снизилось на 40%.

какие же плюсы получает бизнес, внедряя системы безопасности труда:

- руководящее звено нацеливается на выявление и снижение основных видов рисков отрицательного воздействия производственной деятельности и выпускаемой продукции на здоровье сотрудников, населения и потребителей;

- системный подход облегчает решение проблем, достигается большая ответственность, четко распределены обязанности;

- повышается производительность труда за счет улучшения условий труда.

- уменьшаются затраты за счет более эффективного использования трудовых ресурсов

- улучшается имидж предприятия на рынке продукции и рынке труда.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это состояние защищенности информации среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств" (Закон РФ "Об участии в международном информационном обмене").

безопасность информации может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах технологического цикла обработки информации. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и меры объединяются в единый целостный механизм - систему защиты информации (СЗИ). При этом функционирование системы должно контролироваться, обновляться и дополняться в зависимости от изменения внешних и внутренних условий;

Объектом угроз информационной безопасности выступают сведения о составе, состоянии и деятельности объекта защиты (персонала, материальных и финансовых ценностей, информационных ресурсов)

Информация - это ресурс. Потеря конфиденциальной информации приносит моральный или материальный ущерб.

Условия, способствующие неправомерному овладению конфиденциальной информацией, сводятся к ее разглашению, утечке и несанкционированному доступу к ее источникам.

В современных условиях безопасность информационных ресурсов может быть обеспечена только комплексной системной защиты информации.

Комплексная система защиты информации должна быть: непрерывной, плановой, целенаправленной, конкретной, активной, надежной и др.

Система защиты информации должна опираться на систему видов собственного обеспечения, способного реализовать ее функционирование не только в повседневных условиях, но и критических ситуациях.

Многообразие условий, способствующих неправомерному овладению конфиденциальной информацией, вызывает необходимость использования не менее многообразных способов, сил и средств для обеспечения информационной безопасности,

Способы обеспечения информационной безопасности должны быть ориентированы на упреждающий характер действий, направляемых на заблаговременные меры предупреждения возможных угроз коммерческим секретам.

Основными целями защиты информации являются обеспечение конфиденциальности, целостности, полноты и достаточности информационных ресурсов.

Обеспечение информационной безопасности достигается организационными, организационно-техническими и техническими мероприятиями, каждое из которых обеспечивается специфическими силами, средствами и мерами, обладающими соответствующими характеристиками.

Совокупность способов обеспечения информационной безопасности может быть подразделена на общие и частные, применение которых обусловливается масштабностью защитных действий.

В стандартах регламентированы способы уменьшения риска (в порядке приоритетов):

-разработка безопасного проекта;

-защитные устройства и персональное защитное оборудование (это коллективные и индивидуальные средства защиты);

-информация по установке и применению;

-обучение.

Принципы и средства обеспечения безопасности:

Теоретически можно выделить следующие принципы обеспечения безопасности:

управленческие (адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности);

организационные (защиты временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, эргономичности);

технические (блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования);

ориентирующие (активности оператора, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.036 с.)