ТОП 10:

Методика и результаты исследования «индивидуальной концепции любви»



Наше исследование “мифов о любви” носит начальный характер, поэтому в качестве основных решались две задачи: создание методов обнаружения личной концепции любви, а также описание полученных результатов.

а)Отношение к понятию «Я тебя люблю».

В отношение к слову «Я тебя люблю» выявилось две группы: одним людям легко это сказать, и они подобным образом реагируют довольно часто. Для других такая демонстрация крайне сложна, даже самым близким это не говорят. Выяснилось, что отличие таких групп следующее: в первой доминирует недооценка понятия «любовь», то есть для них любовь – это синоним таки слов как «я к тебе хорошо отношусь», «ты мне интересен», «я тебя принимаю»; во второй – переоценка, то есть любовь воспринимается как ответственность, нагрузка, долг, обязательства – «я тебя люблю, значит, я должен…».

б) Влияние ведущее репрезентативной системы на концепцию любви.

В НЛП существует представление о том, что любой человек, хотя и получает информацию по различным сенсорным каналам (слух, зрение, осязание, вкус) склонен отдавать преимущество одному из них. В зависимости от того, какие сенсорные стимулы являются для них ведущими, людей можно разделить на три типа. С порой на ощущения – кинестетики, на зрительное восприятие – визуалы, и на слуховые образы - аудиалы. Многие трудности в отношениях связаны с тем, что люди, как правило, не учитывают различий в репрезентативных системах. Нами (совместно с Нурмухамметовой М.) было проведено исследование, как разница в репрезентативной системе влияет на «концепцию любви».

У кинестетиков в описании присутствовали такие выражения, как

- «любовь полностью охватывает человека, заполняет его душу»;

- «это смешение чувств, которые постоянно сменяют друг друга. Трудно даже выделить момент перехода из одного в другое»;

- «любовь – это что-то разное, неуловимое, теплое, невидимое, иногда ранящее и обжигающее»;

- «любовь как объемный шар. Он одновременно может показаться и легким, невесомым, способным далеко оторваться от земли и реальности, и тяжелым, имеющим вес и значимость. В тоже время шар – символ вместительности и полноты, переполнения эмоциями, чувствами и ощущениями».

В описании «любви» визуалов используются такие выражения, как

- « о том, что человек к тебе чувствует можно понять с первого взгляда»;

- «мы можем наблюдать любовь, но не можем потрогать ее руками. Это прекрасно и порой недолговечно, но всегда дарит радость и замечательные воспоминания»;

- «любовь – это чистое небо, голубое, красивое, спокойное. И люди, как деревья, которые тянуться к небу»;

- «любовь для меня светлое, чистое чувство. Когда любишь, то буквально весь мир вокруг тебя преображается, становиться лучше. При этом ты хочешь видеть любимого человека как можно чаще, стремишься каждую минуту быть рядом с ним».

Аудиальный тип применяет такие слова как

- «любовь – это когда я хочу слушать голос с наслаждением»;

- «любовь во мне, ее очень трудно описать словами. Это когда я иду по улице и вижу старенькую бабушку. Я присаживаюсь рядом с ней и говорю. Слушаю ее. И слышу ее».

Особенность аудиалов в описании любви проявляется в большом объеме текста и в форме подачи этого текста. Они как бы заставляют слова и предложения звучать. Например, задают вопрос и пропускают много места перед тем как на него ответить: «Что такое любовь? Любовь??? Это что-то непонятное, необъяснимое, непредсказуемое…». Или дают описание в форме диалога с собой. Или заставляют звучать слова, повторяя их несколько раз и ставя дефисы между предлогами: «Любовь – это принятие. При-ня-тие. Просто при-ня-тие».

Когда у человека все репрезентативные системы развиты примерно одинаково, то возникает «всеразвитая концепция любви». Например, такое описание:

«Любовь начинается с глаз.

- Где он?

- Смотри. Недалеко от тебя.

- Да, я вижу.

Продолжается легким прикосновением рук.

- Мне хочется обнять, чтобы почувствовать и убедиться, что это не сон.

И поцелуем.

- Я хочу показать ему, что он близок мне.

Мы любим тех, с кем нам спокойно. Это безусловная любовь, которую мы должны ценить и не забывать, не прятать свои чувства. А любовь одна, она только выражается по- разному».

в) Образы любви.

Ввиду того, что индивидуальный “миф о любви” малоосознаваем и поэтому трудновыразим в словах, для его выявления мной были сконструированы проективный тест: “Нарисуй любовь”. Участникам предлагалось нарисовать любовь так, как они ее понимают.

Результаты теста “Нарисуй любовь” классифицируются по различным типам мифов о любви. Самым распространенным образом оказалось изображение солнца. В ходе дальнейшей беседы выяснилось, что в этой концепции “любовь как солнце” может ослепить, затмить и т.д., а также дать душевное тепло или даже опалить, сжечь.

Достаточно часто использовался банальный образ любви как стилизованное изображение сердца – пара на фоне “сердечек”, слияние “сердечек”, из которых вырастает дерево. Я считаю, что это свидетельство определенного инфантилизма. Нередко любовь изображается как стихия – океан, волны, бушующее море, и это можно трактовать так, что любовь может захватить человека, управлять им Рис…). Встречалось изображение любви в виде своеобразных ребусов, в которых слово “любовь” было зашифровано (Рис…). Здесь любовь уже предстает как загадочное, таинственное и необычное поведение. Иногда в изображении любви были использованы негативные символы – черный цвет, решетка в тюрьме, надпись на могильном камне или кресте распятия (Рис…). В данном случае можно предположить отношение к любви как к опасному и порабощающему чувству. Изображение любви через образы обнаженных мужчин и женщин может указывать на отождествление любви и сексуальных отношений, а семьи – с браком. Встречалось также изображение романтической любви – изящные сплетенные линии, утонченные цветы и т.д.(Рис…). Иногда любовь изображается в виде цветовых пятен, свободных линий, штрихов (Рис…). В этом случае можно говорить о том, что любовь рисующему проявляется как эмоция. Трактовка любви может проявляться и виде огня, пламени свечи (Рис…). Частый мотив рисунка про любовь – это изображение двоих: два человека, два лица, две руки. Возможно, это сводится к идее о том, что любить можно только одного человека, а сама любовь сводится к поиску и выбору любимого (Рис…) Если нарисован один объект, например, роза (рис…), то это возможно говорит об эгоцентрической установке, об ожидании принятия любви от другого. Вероятно, человек неосознанно отождествляет себя с нарисованным красивым объектом.

Материал, полученный после проведения диагностики, использовался для проведения групповой дискуссии по обнаружению личных “мифов о любви”.

Кроме этого, была сделана попытка более глубинно проанализировать некоторые часто встречающиеся сюжеты рисунков про любовь. Несмотря на обилие сюжетов в рисунках, удалось выявить два чрезвычайно часто встречающихся мотивов.

Суть одного из них в том, что есть нечто в центре, что охраняется от внешнего мира (Рис….). Это может быть буквальное изображение этого мотива, например, яркий кружок или точка в центре, которая окружена концентрическими кругами. Это может быть цветок, который охраняют чьи то руки, это может быть дом, окруженный радугой. То есть везде есть как бы два пространства – внешнее и внутреннее -, и «любовь» помещается в более защищенное. Вариации могут быть разными, но смысл всегда один. Одно из возможных объяснений такого мотива является предположение о том, что это мотив-воспоминание о внутриутробной жизни. Именно в это время плод находится в защищенном состоянии, во внутреннем пространстве. То есть, одна из базовых неосознаваемых концепций любви заключается в том, что это воспоминание о внутриутробном периоде, слиянии с матерью, защищенность от внешних воздействий. Отсюда ожидания от любви заключаются в возвращении в это блаженное райское состояние. Рисунок цветка также связан с этой концепцией, как так цветок символически (и фактически) является образом женских гениталий. Тема воды тоже связана с темой рождения, так как плод находится в жидкой среде.

Второй мотив – это наличие двух элементов: рук, фигур и т.д. (Рис….) Это можно рассматривать воспоминанием о родителях, об их взаимоотношениях.

Удалось выявить разницу в характере изображения «любви» в зависимости от репрезентативной системы. Чаще всего у кинестетиков абстрактные и очень яркие рисунки. Это разноцветные пятнышки, разводы типа «северного сияния», спиральки, волны или просто окрашенный одним цветом лист. Наиболее часто используют красный, оранжевый, желтый и зеленый цвет. Рисунки визуалов очень разные. Они рисуют образы, символы, людей: свеча, над которой летают мотыльки; сердечки-любовь, золотые рыбки, морские звезды. Используют яркие и нежные тона.

Отдельно мы попытались выяснить взаимосвязь этого индивидуального представления о любви с типом темперамента. Затем рисунки были сгруппированы в зависимости от типа темперамента. Трактовка рисунков проводился с использованием концепции К.Юнга.

Были получены следующие результаты. В рисунках сангвиников наиболее часто встречаются такие элементы как: отсутствие изображения человека, море, дети, трава, животные, дом, горы, радуга. Используя концепцию Юнга можно сказать, что в представлении сангвиников о любви присутствует свобода, индивидуализм, надежды на будущее, созидательные силы, природные силы, активное начало, постоянство, цельность, традиции, связь с предками, открытость.

В рисунках холериков наиболее часто встречаются следующие элементы: абстрактные рисунки, многоэлементные рисунки, человек, солнце, ураган, деревья, птицы, автомобиль. Можно сделать вывод, что в представлении холерика о любви господствует активное начало, горение ради всех, контролируемое либидо, щедрость, движение в будущее, устремление к изменению текущего состояния, сублимированное либидо, одухотворенность, восторженное состояние, свобода помыслов, импульсивность.

В рисунках флегматиков наиболее часто встречаются элементы: озеро, ураган, трава, сердце, элемент соединения. В представлении флегматика о любви присутствуют загадочность, глубина, мудрость, природные силы, жизненный центр, совесть, счастье, движение в будущее.

В рисунках меланхоликов доминируют следующие элементы: небо, цветы, сердце. В представлении меланхоликов о любви присутствует переменчивость, ненадежность, скрытость, нежность и ласковость, совесть, свет, счастье.

Отдельно была попытка выяснить степень личностной обусловленности представлений о любви. В результате применения рисуночного теста были выявлены наиболее часто встречающиеся элементы. К ним относятся: солнце, цветы, дерево, сердце, небо, море. Затем эти образы, в виде набора карточек, предлагались испытуемым для выбора, какой «архетип» больше соответствует понятию любовь. Затем использовался личностный тест («Акцентуация характера» К. Леонгарда), для выяснения обусловленности выбора концепции любви с типом характера человека. По результатам некоторых выборов можно сказать следующее. «Солнце» выбирает человек энергичный, стремящийся быть в центре внимания. Он скрывает от окружающих свое подавленное настроение, которое склонен переживать глубоко и эмоционально насыщенно. Сильные влечения определяют частые эмоциональные перепады. «Небо» - есть склонность к перепадам настроения. «Море» - тревожность, с «застреванием» на ней, страх неудачи. «Цветок» - при плохом настроении не уединяется, а ищет общения, склонен к формированию сверхценных идей.

г) Влияние представления о любви на выбор партнера.

Использовалось упражнение «Ранжирование по критерию». Это упражнение заключается в том, что каждый из членов группы должен проранжировать участников по способности к любви. Ранжирование, т. е. расстановка участников по степени убывания такого качества, как «способность к любви» дает богатый материал для обсуждения. В ходе выполнения упражнения, после того как участник расставлял членов группы по заданному критерию, ведущих предлагал ему заменить выражение “способность к любви” на другое качество, которое также подходит под этот вариант ранжирования. Это качество, которое могло бы адекватно заменить такое широкое понятие как “способность к любви”. В этом случае опять проявлялся индивидуальный миф, который участник тренинга вкладывал в слово «любовь» – ранжировал по душевной теплоте, физической привлекательности, жесткости или строгости поведения и т. д. Сопоставление результатов ранжирования участников и их рисунков обнаруживало большое сходство индивидуальных трактовок.

д) Визуализация любви.

В качестве темы для визуализации было предложено представить мысленное путешествие в пространстве любви. Для этого я взял адаптированное упражнение П.Ферруччи. Под музыкальное сопровождение участникам зачитывался следующий текст:

«Представьте закрытую дверь. На двери написано слово «ЛЮБОВЬ». Дверь открывается в мир любви, и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния сознания. Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись…

Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за нее появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме - в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т.д.

Постепенно привыкайте к миру за дверью. Исследуйте его. Что бы вы не обнаружили, приятное или неприятное, поступайте следующим образом:

а) Воспринимайте это со всей ясностью, без каких-либо оценок или толкований; не бегите дальше, но задерживайтесь у каждого возникающего образа. Позвольте ему раскрыть вам себя полностью.

б) Сознавайте, что этот образ - лишь одно из великого множества проявлений, имеющих отношение к любви. Скажите себе: «В мире любви есть и это». Затем переходите к другому образу.

Выйдите и закройте дверь. В завершение упражнения подумайте о явившихся вам образах».

Можно видоизменить это упражнение, визуализируя на двери надпись «СЕКСУАЛЬНОСТЬ», «БРАК», и т.д.

Это упражнение вызывает чрезвычайно сильные ощущения у большинства участников. За сравнительно короткое время участникам удается пережить самые разнообразные переживания, связанные с понятием «любовь». Иногда говорят, что не хотелось даже возвращаться.

Вот фрагменты некоторых отзывов:

«Я увидела свежесрубленный дом, больше похожий на эдакую баньку. На двери, на простой белой бумаге, набранное на компьютере слово «любовь». В эту дверь я вошла…

Темно, но не страшно…В темноте я встречаю выходивших ко мне родителей, сестренку. Они улыбались мне, было радостно их видеть. Затем неизвестно откуда выскочил мой кот Семен и прошел куда-то мимо. Появились мои друзья. Они пытались мне что-то передать, что-то очень светлое. По крайней мере, мои ощущения были приятные.

Потом я увидела свет…Он был неясный и находился где-то вдалеке. Я пошла к нему. На окне с полукруглым верхом, белыми рамами и широким подоконником развевался на сквозняке белый непрозрачный тюль. Это было очень умиротворяющее. Сквозь кристально чистое стекло струились лучи солнца. За окном зелень, трава. Я вышла через окно и побежала по траве, чувствуя солнечное тепло. Ощущение радости,, прилива сил и какой-то просветленности.

А потом я поплыла в прозрачной и теплой воде. Я плыла как дельфин, так умеют плавать разве что охотники за жемчугом. Я смотрела на себя со стороны и это было чудесно. А затем я стала чайкой. И в стае с другими чайками летала на скалами в лучах солнца.

Потом я вернулась, уходя от света в темноту, но было уже не страшно» (Анна Н).

«…к двери ведет крылечко. На двери огромная массивная табличка серо-стального цвета и на ней золотыми буквами написано слово ЛЮБОВЬ. Ручка горячая (на солнце нагрелась). За дверью – темнота, толок такая, что все видно. Это наверное космос. Я делаю шаг за порог и лечу. Не падаю, а лечу куда хочу. Оглядываюсь назад, а там на фоне черного неба – открытая дверь. Кругом звезды, красота! Впереди планета, она голубая. Мне сюда, начинаю спуск.

Прохожу атмосферные слои и оказываюсь на берегу моря. Оно совершенно спокойно. Я иду вдоль берега. Горячий песок, яркое солнце. За поворотом на возвышении стоит огромный то ли замок, то ли дворец. Внутри шикарная обстановка: кругом цветы, картины, вазы, статуи. Но только нет ни одного человека… Наконец я встречаю молодого парня, по виду типичный принц. Он выводит белого-белого коня с гривой почти до земли. Мы садимся в седло и скачем по полю, все быстрее, быстрее. Он отрывается от земли и скачет по небу, к самым облакам. Спрыгиваем на облако. Оно пружинит под ногами. Прыгаем с облако на облако. Потом мы плывем на корабле. Возвращаемся в замок. Уже стемнело и из окна видно по воде идущую луну дорожку. Мы идем по ней и попадаем на другую планету.

На ней тоже замок, но он в таком запустении! Появляются люди, они говорят, что наконец-то вернулись хозяева. Сегодня будет день большой уборки. Принц уже несет ведро воды и выплескивает ее на стол. Вся грязь стекает со стола, солнце блестит в лужах…» (Марина К.)

«На двери белая табличка, где черными буквами написано слово «Любовь». Причем все буквы размыты от дождей, бурь и снегов. Страшно…Глубоко вдыхаю , толкаю дверь и я уже внутри этого домика. Вокруг полумрак. Я закрываю глаза и уже в сине-белом небе. Навстречу мне мчатся всадники на белых лошадях и каждый из них держит золотой факел. Вокруг салюты, падают золотые звезды, идет серебряный снег. Всадники мчаться со скоростью света и в своих белых одеяниях они скорее напоминают вьюгу, нежели конницу. Они останавливаются, образовав живой светящийся коридор., словно приглашая с собой. Вдали меня ждет Афродита. Она настолько прекрасна, что я невольно закрываю глаза. Темнота…

Вдруг яркая вспышка света и я вижу фантастическое зрелище, которое трудно описать. Ноя все же попробую. На бледно-желтом фоне кружиться серебристый шар (символизирующий нашу Землю). Вокруг нее вращаются миллиарды звезд, переливающиеся изумрудно-перламутровым цветом. Неожиданно я оказываюсь в центре этого изумительного шара, в вихре мерцающих звезд. Затем я снова за кругом, словно мне дали испытать это удивительное чувство. И вдруг из всей этой крутящейся с бешенной скоростью конструкцией вырывается радуга и летит, оставляя за собой блестящий след. Это было незабываемо, мое состояние можно охарактеризовать только двумя словами: ШОК и ИЗУМЛЕНИЕ.

Я последовала за этой радугой, вот я уже парящая белая птица. Я нахожусь в стае белых птиц, мы летим над морем. Море бушует и злиться. Потом я становлюсь капелькой воды и падаю в водопаде. Мне не страшно, мне хочется вновь и вновь падать в прохладные воды водопада…» (Эльвира Х.).

«Боже, как это тяжело – побывать в своей мечте и знать, что этого не будет никогда! Я не смогу рассказать всего того, что пережила за эти 15 минут. Но я точно знаю, что это самое лучшее кино в моей жизни, сценарий которого написало мое воображение и сознание. В этом кино были водопады, которые омыли мое тело. Был необыкновенный лес, в котором росли деревья с красными, синими, голубыми, желтыми листьями. Были необыкновенные птицы, которые уложили мои волосы и украсили их цветками жасмина. Посреди поля, украшенного розовыми цветами стояли белые ворота, посреди которых стоял ОН. Он повел меня улыбаясь и целуя. С нами были мои и его родители, мой брат в роли ангела, а на дереве висела люлька, в которой лежал очаровательный малыш. Это была наша доченька, которая быстро выросла, до семи лет. Все были очень счастливы и провожали меня все вместе, с надеждой, что я скоро вернусь» (Надежда М.).

«Когда я вошла в дом, такой теплый и спокойный снаружи, то попала в бурную реку. Я видела длинный тоннель, по которому бежала, видя впереди себя яркий белый свет. Потом попала в водоворот, из которого меня выносила какая-то сила, но я сопротивлялась. У меня появилось чувство, что эта сила меня защищает, ее влечет ко мне, и на душе у меня появился покой» (Марина Ж.).

«Мир Любви у меня ассоциировался с миром Природы. Там я почувствовала себя защищенной, свободной. Почувствовала неразрывную связь с природой. Первым животным, которого я увидела, была молодая львица, спокойно отдыхающая на поляне. В ее глазах я увидела небольшой испуг. Затем под ногами у меня проползла, извиваясь, крупная змея. Я видела серых волков, енотов, лосей, гладила этих животных, перебирала пальцами их жестковатую шерсть. При этом они меня не трогали, не набрасывались, не огрызались и, я не боялась их. Видела зеленый лес, кору деревьев, лесное озеро, снежные вершины вдалеке» (Оксана Р.).

«После того, как я открыла дверь, на меня хлынул поток красного теплого воздуха. Он стал обволакивать меня и втягивать в воронку, потом начал кружить меня по комнате. Образов не было, я была одна. Затем появились руки, они были сильные и теплые. Они подхватили меня, и я очутилась на побережье океана, рядом с современными многоэтажками. Но я было постоянно в воздухе, и наблюдала сверху, как с воздушного шара. По возвращению обратно эти же руки принесли меня в огромный зал, где было много розовых цветов. Я вошла в другое помещение и там обнаружила много драгоценностей, которые переливались и блестели. Трудно было выйти оттуда, я сразу не смогла найти дверь обратно» (Елена П.).

Это упражнение обнаружило еще один аспект в понимании любви. У большинства участников образы, возникающие в процессе визуализации очень близко совпадали с описаниями воспоминаний людей, переживших клиническую смерть – туннель, выход в открытое пространство, полет вверх к яркому свету, встреча с умершими. Может быть, древние были в чем-то правы, сравнивая любовь и смерть. В данном случае, конечно, имеется ввиду не физическая смерть, а смерть личного “Я” для слияния его с другим или с другими “Я”. Помимо этого, упражнение на визуализацию дало еще необычный психотерапевтический эффект – участники смогли осознать, что источник любви находится в них самих, а не в других людях.

 

ЛЮБОВЬ

На подступах к любви

Итак, возникает вопрос, если все не-любовь, а что же такое тогда есть любовь? И есть ли она вообще? У Ларошфуко есть высказывание, что «Любовь – это привидение, которое никто не видел, но все о нем говорят». Перефразируя, можно сказать, что любовь вопреки общепринятым представлениям, редко встречающееся явление в человеческом мире. Поэтому наши житейские представления совсем не совпадают с этим явлением. Основная трудность заключается в том, что любовь в словах не выражается. Вот про не-любовь можно говорить много и обстоятельно. А любовь относится к субъектной части человека, а словами можно выразить только то, что можно объективизировать. По мнению Г.Гурджиева, наиболее адекватный язык для передачи любви – это музыка. Посредством музыки можно хоть какое-то знание о любви передать. Хотя попытка обречена, но я надеюсь, что какое-то представление о любви в узком смысле этого слова можно будет составить.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.230 (0.009 с.)