Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод визуальных расстановокСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дифференцирование как способ решения проблем в межличностных отношениях особенно эффективен, когда возникают так называемые «ловушки двойной роли». Такие проблемы возникают в случаях смешения, например, роли мужа и отца, матери и жены, начальника и отца и т.д. Иногда бывает достаточно разговора с клиентом на уровне понимания. В таком случае, во время консультации, я предлагаю клиенту письменно обозначить различия между предполагаемыми смешанными ролями. Обычно, на листе, я рисую две колонки с названием ролей, например, «Муж» и «Отец». Затем, в процессе совместного исследования, мы определяем разницу между этими ролями. Но, для увеличения психотерапевтического эффекта желательно, чтобы такое дифференцирование происходило не только на рациональном уровне, но и с подключением переживаний. Интуитивно, во время одной из консультаций, был найден подход, позволяющий сделать дифференцирование с включением переживания. Для начала я продемонстрирую на конкретном примере метод виртуальных расстановок. Во время консультации с Ольгой был обнаружен перенос фигуры отца на мужчину Николая, с которым у нее возникли проблемные отношения. В начале, я предложил Ольге представить стоящего перед ней Николая. Для усиления визуализации я задал ей вопрос: «Опишите, как одет Николай». Этот прием позволяет, незаметно для клиента, усилить его визуализацию. «А теперь расскажите про свои ощущения» - попросил ее я. Ольга ответила: «Я чувствую требовательность и гнев!». (На самом деле эти эмоции «предназначались» отцу). Затем я предложил поодаль представить ей своего отца, и опять проверить свои ощущения. Потом отец «встал» рядом с Николаем. В этот момент Ольга смогла увидеть разницу, так как до этого она их вместе никогда не рассматривала. «Какие чувства вы испытываете теперь к Николаю, на фоне отца?» - спросил я. Ольга ответила: «Стало гораздо спокойнее, исчез этот гнев». Я решил продолжить и предложил ей выразить Николаю словами свое любовное отношение. Ольга стала говорить, но я заметил, что это было сделано достаточно скованно. Тогда я предложил сделать тоже самое по отношению к папе. При этом я увидел разницу в том, как она с ними разговаривала, намного теплее и душевнее. Поэтому я спросил: «А ты когда-нибудь демонстрировала папе свои любовные отношения с мужчинами?». Ольга ответила отрицательно: «Нет! Это выглядело бы как …измена, предательство». Тогда я предложил папе «удалиться», и, оставшись один на один, рассказать Николаю про свои чувства. Ольга сделала это гораздо более эмоционально. После этого папа «вернулся» и встал рядом с Ольгой. «Вот теперь еще лучше стало! Пусть папа всегда будет со мной» - сказала она. Потом, при интерпретации, я выдвинул следующее предположение. Идея измены, которая мешала ей строить теплые и доверительные отношения с мужчинами, являлась результатом того, что в них она искала папу. То есть хотела сменить одного папу на другого. Виртуальная расстановка помогла ей переконструировать свою ситуацию, то есть включить в свою жизнь двух мужчин - отца и любимого - и осознать две роли – дочери и жены, как отдельные. Имея папу за спиной. Ольга теперь стала более устойчивее в общении с мужчинами, так как она уже не искала в них отца. Соответственно, ее детская часть была защищена. Таким образом, краткая схема виртуальных расстановок может быть следующей. Если есть смешение А и Б, то сначала предлагается поочередно увидеть А, потом – Б. Затем увидеть их вместе и увидеть разницу. А затем расставить их так, чтобы это соответствовало системным законам..
Близкий человек и близкие отношения
Пришла семейная пара. Жена с жалобой на мужа, что он мало бывает дома, не помогает, а ей бы хотелось иметь близкого человека. В свою очередь, у мужа это пожелание вызывает страх, так как он боится, что это может перерасти в зависимость, и сам строит дистанцию. У меня возник вопрос к жене: «А что бы вы хотели, близкого человека или …близких отношений?» она задумалась. Дальнейшее совместное исследование проявило, что это совершенно разные цели. Отношения близости – это всегда самораскрытие, а, соответственно, риск. Совместное творчество, напряжение, спады и подъемы, отсутствие гарантий. То, о чем многие мечтают, но бояться воплотить. Иметь близкого человека – это нечто спокойное, статичное, определенное и гарантированное. То что у меня уже есть. Единственно, что теперь это надо беречь и охранять. Отсюда получается, что идея «близкого человека», «хорошего супруга», «настоящего друга» ошибочна и является источником проблемы. Вообще-то понятие «роль» в психологии используется не как обозначение некоего объекта, а как вид деятельности. Получается, что я общаюсь не с мужем, а с человеком, с которым у меня супружеские отношения. Соответственно, я живу не с «близким человеком», а с человеком, с которым у меня «близкие отношения». Такой речевой нюанс показывает направление улучшения качества жизни: не человека надо исправлять, а отношения с этим человеком. Если я ищу и нахожу «близкого человека», то попадаю в отношения зависимости, так как возникает страх его потерять. Как же я буду жить без близкого человека? И ему тоже несладко, как он может уйти от меня, если он в статусе «близкого человека». Оставить меня – это надо быть полным негодяем. В крайнем случае, чтобы быть благородным, надо подыскать на свое место другого. Получается полный бред. Но если я учусь строить близкие отношения, то тогда я могу создавать их с разными людьми. В этом случае расставание с конкретным «близким человеком» не будет восприниматься как трагедия. Итак, что же вы хотите: иметь человека или иметь отношения с этим человеком? «Идеальные» взаимоотношения Однажды я дал задание участникам своего тренинга – написать сочинение на тему: «Что такое идеальные взаимоотношения?». На следующий день мы стали зачитывать эти описания. Там были и романтические фантазии, и сказочные мечты, необыкновенные желания. Потом стали анализировать, на что похожи эти представления и откуда их истоки. Родилась версия, что наши представления об идеальных желаниях есть не что иное, как воспоминания об отношениях, которые уже были. Когда? Скорее всего, в раннем-раннем детстве. Получается, что проблемы в отношениях связаны с неосознаваемым сравнением того, что когда-то было. Возник вопрос: что ценнее, «идеальные отношения» или человек, с которым мы живем? От чего труднее отказаться – от этой модели отношений, или от реального человека. В конце концов – модель для человека или человек для модели?
Еще раз про ревность
Одна из проблем, с которой обращаются на консультацию – это ревность. Есть разные подходы к решению этой проблемы, начиная с педагогического: ревность, это нехорошо, это право собственности на другого человека; психологического: ревность – это страх сравнения (В.Леви); и даже психоаналитического – в основе ревности лежат скрытые гомосексуальные импульсы. Я бы хотел рассмотреть проблему ревности, используя метод дифференцирования. С этой точки зрения, ревность возникает в результате смешивания двух видов отношений: моего с любимым человеком и его любовных отношений с другим, с «соперником». В итоге я начинаю думать об этом сопернике, представлять их двоих в самых ярких красках. То есть я в свои отношения впускаю чужого человека. Если сопровождается борьбой с соперником, то положение еще больше усугубляется, я еще больше отталкиваю своего любимого человека от себя. Можно даже вслух не высказывать свою ревность, но внутри все равно будут неприятные переживания, которые создают барьер между мной и любимым. Чтобы избежать такого развития событий, можно разделить и рассматривать отдельно мои отношения с любимым и его с другим. Такое разделение дает понимание, что есть мои отношения и чужие. Надо заниматься не чужими отношениями, а своими. У меня есть только отношения с любимым, а его отношения с другими – это его дело. Если я хочу, чтобы он был со мной, то вместо борьбы с «соперником» можно заниматься повышением привлекательности наших отношений, увеличивать свою любовь. В конечном итоге, возникновение другого является сигналом неблагополучия наших отношений, которые и надо укреплять. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА Тема мужского и женского наверное всегда будет оставаться одной из наиболее волнующих и интригующих. Он и Она представлены друг другу в двух ипостасях. Первая – это отношения между ними как двумя личностями, что предполагает равноправие. Вторая – это собственно отношения мужчины и женщины. Здесь уже более уместно говорить о «разноправии» (Е.Весельницкая).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.18 (0.007 с.) |