Социально- экономический строй Древнерусского государства в 9- нач. 12 вв. Многоукладный характер экономики и социальной структуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально- экономический строй Древнерусского государства в 9- нач. 12 вв. Многоукладный характер экономики и социальной структуры.



ВОПРОС 2.

Северное Причерноморье в 1 тыс. до н.э. – 5-6вв. н.э.

Одновременно с племенами, которые жили родовым строем, существовали племена, вступившие в период военной демократии. Одними из первых в Восточной Европе с античным миром столкнулись племена скифов(около 8 в. До н.э.). С этого времени началась колонизация греками Северного Причерноморья. Демократической рабовладельческой республикой был Херсонес Таврический, основанный около 422-421г. до н.э. Херсонесу принадлежала значительная часть прибрежного Крыма. Херсонес вел постоянные воины. Вокруг появившегося в первой половине 6 в. До н.э. Пантикапея возникло Боспорское государство. Греческие колонии оказали серьезное влияние на северные варварские племена. Благодаря античным городам население Северного Причерноморья познакомилось с греческой культурой. На рубеже 2- 1 тыс. до н.э. в степях жили кочевники киммерийцы. Киммерийский союз племен был побежден в 8-7 вв.до н.э. скифами. На рубеже 5-4 в. до н.э. у скифов возникает сильное военное государство во главе с царями. С 3 в. до н.э. Скифское царство испытывает натиск сарматов. Сарматы во 2-1 в.до н.э. завоевывали значительную часть территории Скифии. В руках скифов остается Крым, где создается новое царство со столицей в Неаполе Скифском. Наступление скифов побуждало греческие колонии к объединению. Так, Херсонес заключил союз с Боспорским царством. Вскоре Митридат включил все Северное Причерноморье и Боспор в состав Понтийского царства. Рим подчинил Боспорское царство. В 3 в. Н.э. Боспору удалось освободиться. Но в конце 4в. Царство пало под ударами кочевников гуннов.

Вопрос 4. Восточные славяне в 6- 9 веке накануне образования государства. Расселение, хозяйство, общественный строй, культура, быт, верования, соседи.

Основные занятия - хозяйство – комплексное с ведущей ролью земледелия. Земледелие пахотное, найдено большое количество железных сошников. Выращивали практически все известные в Европе злаки, а также бобы, горох, коноплю. Животноводство – вторая по значению отрасль хозяйства. Более 50% всех костей дом.жив. – КРС. На втором месте – свинья, затем МРС и на последнем – лошадь. Византийские авторы – Маврикий, Иоанн Эфесский – отмечают многочисленность стад у славян. Конь – в основном для верховой езды, тягловое и культовое животное. Охота и рыболовство – серьезное подспорье. Из диких животных на первом месте – кости кабана и оленя. Из пушных – куница, лисица, бобер. Охотились с помощью лука и стрел и копья. Металлообработка и прежде всего кузнечное дело характеризуются сложными процессами, требовавшими специальных знаний и практических навыков. Поэтому металлургия рано выделилась в отдельную отрасль хозяйства. Занимались ею ремесленники – кузнецы и литейщики. Исходным сырьем для железоделательного производства – болотные руды, топливо – древесный уголь. Плавили железо в сыродутных горнах. Мастера плавильного дела жили на многих славянских посмелениях, но известны и целые поселки металлургов – с.Гайворон на Южном Буге, где раскопано 25 железоделательных печей 7-8 вв. Славянские кузнецы владели приемами сварки железа со сталью, умели делать изделия из пакетного металла, получать стальные изделия путем закалки и последующего отпуска. Литье из цветных металлов было развито меньше из-за отсутствия собственного сырья. Тем не менее, славянские ювелиры знали технику литья, чеканки, тиснения, скани, зерни. лавная социальная организация славян – малая семья, входящая в территориальную общину. Территориальная община – основная социальная организация восточнославянского общества. Она объединяла людей по территориально-хозяйственному признаку, хотя ее ядро составляли близкие родственники. Основу благосостояния общины составляла пахотная земля, которая на первых порах периодически делилась заново, но со временем была поделена навсегда. В общинном пользовании – леса, луга, сенокосы. У славян в 7-8 вв. – социальное расслоение. Византийские источники сообщают о славянских вождях-князьях. Основным элементом военной организации – ополчение. В это же время выделяются дружины профессиональных воинов. Верховная власть – у племенного собрания-веча. Прокопий Кесарийский: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим».

Расселение: В VIII-IX вв. славяне занимали территорию от Чудского и Ладожского озер на севере до Черного моря на юге – Восточно-Европейскую или Русскую равнину. Характерная особенность – развитая речная система, реки медленно текущие, но длинные. Самая крупная речная система - Днепровская. Славянскими были и верховья Волги с бассейном Оки. Территория славян в основном лесная. Поляне жили на Днепре возле Киева, их соседями были древляне. Вдоль Волхва, Шелони, Львати, Мсты, на берегах озера Ильмень обитали ильменские славяне. Между Припятью и Западной Двиной – дреговичи. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги расселились кривичи. Селения полочан раскинулись на берегах реки Полоты. В бассейнах рек Десна и Сейм расположились северяне. Радимичи устроились в бассейне реки Сож, вятичи – на Оке и ее притоках. По западному и отчасти южному Бугу проживали бужане, южнее, к Дунаю – тиверцы и уличи.

Соседи: на юге и юго – востоке – государства кочевники – тюркоязычные хазары и булгары. Финно – угорские племена – весь, чудь, мурома, корела, мордва.

Культура: Богатым источником по истории культуры является русский язык, который в то время был очень близок к другим славянским языкам. Неисчерпаемой сокровищницей народной мудрости является фольклор: трудовые обрядовые песни, погребальные плачи, загадки, сказки, приметы, детские и юношеские игры. В бассейне реки Роси найден клад русских вещей 6-7в., среди которых особенно выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для многих серебряных изделий 6-7в. Характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. В 7-8в. Начали использовать буквы греческого алфавита.

Религия: Сознание человека было в плену ложных представлений о злых и добрых силах природы, возможности воздействия на природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостивительных жертв и всего многообразного ритуала магических действий. Изобразительное искусство и фольклор были неразрывно связаны с языческими представлениями. Культ предков, связанный с родовым строем, принимал новые формы. Повсеместно распространился обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей- курганов. Вера в загробный мир сказывалась в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие, пищу, а на их могилах ежегодно устраивали поминки в честь священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, леших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и медвежьих зубов, применялись словесные заговоры, вносились магические знаки в орнамент, Рождение, свадьба, смерть- все эти события в жизни человека сопровождались заклинательными обрядами. Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Пережитки многих древних обрядов дожили до XIX в. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. Широко были распространены различные виды гаданья о будущих событиях.

Главными божествами славян являлись: божество вселенной — Род, божество солнца- Даждьбог, богиня земли, бог скота- Белес, бог огня-Сварог, бог грозы-Перун. Кроме того, существовало множество мелких божеств. Священными считался домашний очаг или печь, как символ семьи. Огню молились под овином (в котором сушилось зерно). В деревнях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (т.е. всей общиной) приносились жертвы. Богов угощали специально откормленными баранами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения наиболее важных дел. Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные, как холмы, курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или рабынь и справляли «тризну», т.е. устраивали боевые игры и конские ристания в честь' умершего военачальника. Стали строить пышные языческие храмы, поражавшие иноземцев роскошной отделкой. Появились каменные изваяния с изображениями славянских божеств. Особенно интересен идол, найденный в 1848 г. в районе города Збруча (в земле древних бужан). Четырехгранный каменный столб разделен на три яруса. Внизу изображен бог подземного мира, держащий на своих руках Землю; в середине- фигурки людей (мужчин и женщин). Верхний ярус отведен главным божествам: богине земли с турьим рогом в руках, богу (Перуну?), изображенному в виде вооруженного всадника, и др. Возможно, что идол изображал Рода.

Произошло изменение и в языческом пантеоне. Главным божеством князей и воинов становится бог грозы Перун, превратившийся в бога войны, славянского Марса. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры.Изменения в языческих религиозных представлениях отражали существенные сдвиги в славянском обществе, происходившие особенно интенсивно с VI в., когда шел процесс классообразования

Вопрос 7.

Вопрос 12.

. Княжение. Владимира Мономаха. Его социальная, внутренняя и внешняя политика. В 1113 в Киеве вспыхнуло народное восстание против ростовщиков. В надежде на прекращение смуты, верхушка знатных киевлян призвала Владимира на княжение с просьбой «спасти от неистовой черни». Подавив смуту, Владимир увидел необходимость разобраться в ее причинах. Выступая примирителем социальных противоречий, он урегулировал ряд норм долгового права. Это нашло отражение в Уставе Владимира Мономаха о резах (то есть процентах) и было включено позднее в пространную редакцию Русской Правды. Уставом было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги и установлен точный размер взимаемых процентов для заимодовцов (не более 100%). Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения людей за долги. Приглашение В. Мономаха на престол было не случайным. Он пользовался авторитетом среди всех слоев населения Киевской Руси, завоевав его многолетней борьбой как с внешними врагами, так и с теми, кто посягал на внутреннее единство страны (княжеская междоусобица для простых людей была не менее страшна, нежели набеги кочевников). Движимый тревогой в связи с обострением обеих опасностей, В. Мономах, будучи князем черниговским, созвал в 1097 году княжеский съезд в Любече. Он призвал его участников проникнуться его беспокоиться и принять меры к объединению государства. Съезд принял решение: «Каждый да держит отчину свою». Но князья не услышали В. Мономаха, им хотелось самостоятельности в пределах своих земель. Став в 1113 году великим князем, он получил гораздо большие возможности для осуществления своих благородных замыслов. В. Мономах вступил в Киев 20 апреля. В считанные дни этот опытный военный и государственный деятель навел разумный порядок. По его инициативе совет феодалов принял расширенный и обновленный вариант «Русской правды», который сразу стали называть «Устав Владимира Мономаха». Главное в этом документе – статьи, которые облегчали условия займа денег под проценты и резко ограничивали возможности превращения смердов, закупов и рядовичей в холопов. Эти положения «Устава» одновременно спасали бояр, церковнослужителей, дружинников, купцов от народного гнева. Все историки единодушны в выводе, что В. Мономах проводил мудрую, взвешенную внутреннюю и внешнюю политику. При нем практически прекратилась междоусобица, поскольку он умел найти подход к самым разным по характеру и поведению князьям и боярам, но вместе с тем карал беспощадно мятежников. Соседи Киевской Руси тоже почувствовали решительность и твердость В. Мономаха. Затяжной характер при правлении Владимира Мономаха носила борьба с половцами (в 1116 и 1120). Стремясь поддерживать мир с князьями, Мономах помогал им в борьбе с кочевниками. Почти двадцать раз заключал с половцами мир (среди самых известных – 1077, 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111). Летопись сообщает, что в одном из сражений был пленен половецкий князь Бедлюз. Мономах подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении захватчиков наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.), был инициатором ответных нападений на половцев (1095). Применял тактику глубоких рейдов во вражеские земли с целью уничтожения основных сил противника. При организации походов применял сборы народного ополчения. Когда половцы отступили, надолго прекратив набеги на Русь, это создало князю Владимиру большую популярность. Под угрозой нашествия русских дружин византийский император согласился в 1122 году женить своего сына на внучке великого киевского князя, что придало отношениям двух сильных государств более безопасный и предсказуемый характер. Международный авторитет Киевской Руси при В. Мономахе заметно вырос. Наиболее замечательным нововведением Владимира было его распоряжение ”собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”. Сам князь выступал в качестве русского просветителя, проявляя при этом волю и настойчивость настоящего государственного реформатора. Учреждалась им первая детская школа. Проведя реформу, Владимир опирался на сложившиеся к тому времени условия и возможности, ибо уже тогда на Руси имелось немало грамотных людей, существовала русская письменность и книжное богослужение во многих городах. Русская письменность зарождалась на заре феодализации западных, южных и восточных славян. Но сама письменность возникла в районах торговых центров, городов и морских портов. Он подчинил себе братьев Олега и Давида Святославичей; рассадил сыновей по крупным городам.

Владимир Мономах – великий князь Руси, правление которого захватывает исторический период с 1073 по 1125 годы. Под правлением князя находились такие княжества, как Смоленское, Переясловское, Черниговское и Киевское. Политика Владимира Мономаха, вставшего на трон в Чернигове, была направлена на обеспечение стабильности и нерушимости границ княжества и земли Русской. Поэтому внутренняя политика Владимира Мономаха была направлена на объединений княжеств для борьбы с кочевыми племенами. В результате его стараний был создан антиполовецкий союз. После смерти своего брата, князя киевского, Мономах сумел восстановить порядок в восставшем городе. Возглавив Киев, князь предпринял попытку смягчит разрыв между жизнью простолюдинов и знати. Знаменитый Устав Владимира Мономаха содержал пункты, регулирующие отношения между феодалами и крепостными, включал нормы для ростовщиков и регламентировал выплаты для должников. Князь способствовал объединению земель Руси, проводя политику родства. Он способствовал многочисленным династическим бракам между детьми князей, способствуя сохранению целостности земель в одной семье. Внешняя политика Мономаха также разумно направлялась на сохранность единства Руси. Князь объединил свои усилия с поляками для борьбы с чехами. Хитрые ходы против половцев надолго прекратили нападение кочевников даже на отдаленные от столиц земли. Правление Владимира Мономаха в первую очередь характеризуется культурным и духовным подъемом. Он способствовал усилению православной веры на Руси, был инициатором переписи и редакции «Повести временных лет». Мономах заботился и о сохранении существующего порядка. «Поучение Владимира Мономаха» является не только прекрасным литературным памятником, но содержит образцы древнерусской морали и обычая.

 

Вопрос 14.

. Характеристика зависимого населения Руси 9- нач. 12 века по «Русской правде». Проблема рабства на Руси. Уже в IX-X веках рост населения и сведение лесов вызвали постепенный переход от подсечного земледелия к пашенному; коллективный труд на расчистке подсек уступил место индивидуальному труду на семейных наделах; это, в свою очередь, привело к распаду родовой общины. Большие родовые курганы сменились индивидуальными захоронениями, на смену большим родовым деревням пришли группы маленьких деревень и хуторов; община стала соседской, территориальной. Разложение общины привело к становлению индивидуальной собственности на землю. По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадают в непосредственную феодальную зависимость от владельцев земли. Русская правда защищает господское хозяйство, в котором работали смерды. Рыбаков считает, что что смерды- особая категория военных крестьян, зависимые от князя люди. Фроянов считает, что смерды- иноплеменники по происхождению, неславянские племена, которые платили тяжелейшую дань- контрибуцию, были поражены в правах. Князь отвечал перед обществом за их поведение, со временем князь и служивые люди начинают раздавать смердов, так появляются боярские, церковные смерды. С точки зрения Грекова, смердами называли феодально-зависимых, но юридически свободных общинников, занимавшихся земледелием. Греков считает, что были две основные группы смердов: 1) данников, не попавших в частную феодальную зависимость от землевладельцев, и 2) освоенных феодалами смердов, находящихся в той или иной степени зависимости от своих господ. По Руссой Правде мы видим, что смерд мог иметь своё имущество, которое передавалось по наследству, если наследника по мужской линии не было, то имущество уходило князю, жизнь смерда защищалась судебным штрафом. Следующая категория зависимого населения- закупы - люди, попавшие в долговую кабалу. Мо мнению Горемыкиной это рабы. Из устава о закупах мы видим, что они попадали в зависимость, взяв купу, жили в хозяйстве господина, работали там на пашне. У закупа были свои удельные земли, скот, но, взяв купу, он оставлял своё хозяйство. Он сохранял за собой не только землю со скотом, но и личные и имущественные права, мог обращаться в княжеский суд, его нельзя было обидеть, в противном случае господин выплачивал штраф. Тем не менее, господин мог бить закупа за дело. Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком. Зависимость закупа срочная. Господа пытались всячески захолопить закупов, так как ещё существовали крепкие общины и свободных людей было сложно привлечь на работу в хозяйство. Шла борьба за рабочие руки. Рядовичи 1) люди, заключившие договор(ряд), свободные люди, которые несли службу; 2) заключили ряд, но на период исполнения службы теряли свою свободу; 3) заключили ряд за то, что когда- то брали в долг землю или зерно и т.д., ряд обязывал отдать долг. У Сергеевича о рядовичах два мнения. Он считает рядовича, упоминаемого в «Правде Русской», «рядовым» рабом на том основании, что «ценят его в 5 гривен, а это цена обыкновенного раба». Он же допускает, что рядович — не всегда раб. «Рядович — всякий по ряду (договору) у кого-либо живущий». В РП рассматривается случай, когда рядович умирает, и жена его отрабатывает какие-то предусмотренные рядом обязательства. «Выряд» — это аннулирование «ряда», выход из зависимого положения, созданного рядом. Таким образом, рядович не раб, так как может отработать или откупиться от своего господина. Челядин и холоп – это категории зависимых людей рабского типа в древнерусского обществе. Вопрос о положении челяди и холопов касается дискуссионной проблемы рабства и рабовладения в Древней Руси. В советской исторической литературе господствовало мнение о том, что восточные славяне перешли от первобытно-общинного строя к феодальному, минуя рабовладельческий строй. В этой связи большинство исследователей (Б. Д. Греков, И. И. Смирнов, А. А. Зимин, М. Б. Свердлов и др.) рассматривали холопов и челядь как патриархальных рабов и как особую группу феодально-зависимых людей, отличавшихся высокой степеньюличной зависимости и юридическим бесправием. В то же время ряд исследователей (В. И. Горемыкина, А. П. Пьянков, а также И. Я. Фроянов) настаивали на более широком распространении рабского труда в Древней Руси. Они не разделяли понятий «раб» (в его классическом понимании) и холоп, челядин. Холопы отличаются от античных рабов, и отличия состоят в следующем: пашенные холопы работали на земле, занимались ремеслом. Особо ценные холопы могли быть кормильцами для господских детей, очень часто занимали должности тиунов, могли управлять пашнями или сёлами, осуществлять торговые и денежные операции. Древними источниками рабства были плен и рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), через закупничество. Ст. 110 Пространной Правды устанавливает ещё 3 случая холопства: женитьбу на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажу. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. Что же касается проблемы рабства на Руси, то можно отметить, что рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как "полное рабство" (холопство). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Первоначально не только солдаты вражеской армии, но даже гражданские лица, захваченные в ходе военных действий, обращались в рабство. С течением времени стали оказывать больше милосердия гражданским лицам. К финалу войны пленники освобождались за выкуп, если таковой предлагался. В любом случае важно, что Русская Правда не упоминает пленение на войне в качестве источника полного рабства. Полное рабство имеет три вида. Человек становится рабом: если он по своей воле продается в рабство; если он женится на женщине, не заключив перед этим специального соглашения с ее хозяином; если он нанимается на службу хозяина в должности дворецкого или домоуправителя без специального соглашения, что он должен остаться свободным. Что касается самопродажи в рабство, следовало соблюдать два условия для того, чтобы сделка стала законной: минимальной цены (не меньше половины гривны), платы городскому секретарю (одна ногата). Эти формальности предписывались законом с тем, чтобы предотвратить порабощение человека против его воли.В Русской Правды ничего не говорится о женщинах-рабынях, но можно предположить, что женщина может продать себя в рабство, подобно мужчине. С другой стороны, женщина не была наделена привилегией сохранения своей свободы путем соглашения с господином, если она выходила замуж за мужчину-раба. Хотя это и не упоминается в "Русской Правде", из позднейшего законодательства, равно как и из различных иных источников, мы знаем, что такой брак автоматически делал женщину рабыней. Это должен был быть древний обычай, и поэтому он не рассматривался как достойный упоминания в Русской Правде. Соглашение о продаже можно охарактеризовать как производный источник. Очевидно, что те же формальности, что и в случае самопродажи, должны были соблюдаться в случае продажи раба. Таким образом устанавливалась минимальная цена на полных рабов. Не существовало минимальной цены на военнопленных. После победы новгородцев над суздальцами в 1169 г. пленные суздальцы были проданы по две ногаты за каждого. Раб не имел гражданских прав. Если его убивали, то компенсация должна была выплачиваться убийцей его хозяину, а не родственникам раба. В законах этого периода не существует регламентации относительно убийства раба его владельцем. Очевидно, что господин нес ответственность, если он убивал временного раба. В случае, если раб "полный", то хозяин подвергался церковному покаянию, но это была очевидно единственная санкция в подобной ситуации. Раб не мог выдвигать обвинений в суде и не принимался как полноценный свидетель в тяжбе. По закону он не должен был владеть какой-либо собственностью, за исключением своей одежды и иных личных принадлежностей; не мог раб и принимать какие-либо обязательства или подписывать какой-либо контракт. Фактически же многие рабы Киевской Руси имели собственность и принимали обязательства, но в каждом случае это делалось от имени их владельца. Если в подобном случае раб не выполнял обязательства, его владелец оплачивал убыток, если человек, с которым имел дело раб, не был осведомлен, что противоположной стороной был раб. Если он знал о факте, то действовал на свой собственный риск. Рабы использовались их владельцами как домашние слуги различного типа и как полевые работники. Случалось, что они были мужчинами и женщинами, искушенными в ремесле, или даже педагогами. Они оценивались по их способностям и оказываемым услугам. Итак, согласно Русской Правде, размер компенсации князю за убийство его рабов варьировался от пяти до двенадцати гривен, в зависимости от того, какого рода рабом была жертва. Что же касается окончания рабского состояния, оставляя в стороне смерть раба, временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ. Конец полного рабства мог наступить двумя путями: или раб выкупал себя (что, конечно же, могли позволить себе немногие), или хозяин мог отпустить своего раба или рабов волевым решением. К этому его постоянно побуждала Церковь, и многие богатые люди следовали этому совету, освобождая рабов посмертно в специальном разделе завещания. Существовал также, разумеется, незаконный путь самоосвобождения раба - бегство. Многие рабы, как оказывается, использовали этот путь к свободе, поскольку в Русской Правде есть несколько параграфов, говорящих о рабах-беглецах. Любой человек, давший приют такому рабу или каким-либо образом оказавший ему содействие, должен был подвергнуться штрафу. Подводя итог, можно сказать, что существует множество мнений по поводу характеристик зависимого населения Киевской Руси того времени, необходимо учитывать, что оценка социального положения зависимого населения нередко зависит от общего понимания автором характера государства и общества, социального строя Древней Руси. Так, например, Греков считает, что в обществе Древней Руси были раннефеодальные отношения, сама Русь была раннефеодальной монархией. Фроянов же считает, что государство носило общинный характер, это был союз городов- полюсов, общество было не феодальное. С последней четверти 11- начала 12 века Русь превратилась в федерацию городов -государств- волостей из суперсоюза. В основе раздробленности лежало развитие городов- волостей. Существовали межобщественные конфликты, отсюда холопы- рабы. По Горемыкиной до 11 века господствовало рабовладельческое общество. Следовательно, холопы и закупы это рабы.

 

 

Вопрос 20.

. Утверждение политической раздробленности на Руси. Причины и периодизация. Возникновение самостоятельных земель-княжений. Особенности их политического и социально-экономического развития.

Начиная с 30-х годов 12 века Русь уже необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности. Русь распадается на несколько княжеств, которые получили название земли, внутри них формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. Начало феодальной раздробленности положил съезд в Любиче. Потому что, когда сильное и мощное государство Киевская Русь было разделено между внуками Ярослава Мудрого, следовательно разбито на мелкие княжества, то есть феодально раздроблено и ослаблено. Однако окончательно она оформилась к 12 веку.

Причины:

Первой, и наверное самой очевидной причиной является увеличение потомков Рюрика. Каждое поколение было все больше и больше предыдущего, и каждый хотел ухватить «свой кусок пирога».

Вторая причина, которую в принципе можно соединить с первой, – это отсутствие сильного харизматичного князя. До раздробленности же удавалось сохранять единство государства. А все потому, что среди Рюриковичей был авторитет, которого все уважали.

Третья причина – независимость экономики отдельных княжеств от центра и между собой. Каждое княжество производило все, что ему было нужно для существования. Поэтому оно могло стать отдельным государством.

Четвертая причина – заинтересованность бояр в своем князе, который бы защищал их права на местах. Поэтому бояре помогали князю установить власть в каждой земле. Однако потом в княжествах возникала борьба за власть между боярством и князем. На каждой земле вопрос власти решился по-разному.

Пятая причина – ослабление Киева, центра Руси. На город часто нападали кочевники, что способствовало оттоку населения в более спокойные места. Миграция жителей повела за собой отставание в экономике Киева от других княжеств.

Также к причинам раздробленности можно отнести:
6. отсутствие в середине XII века серьезного внешнего врага
7. усиление военной мощи князей на местах
8. отсутствие определенного порядка наследования. Новый “лествичный” порядок наследования (Киев переходил во владение к старшему Рюриковичу, после смерти предыдущего князя) был неэффективен. Все князья хотели управлять, но никто не хотел ждать, когда наступит его очередь.

ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

К середине 12 века на территории Руси появляются 3 основных наиболее централизованных района: Новгородская феодальная республика, (не могла претендовать на эту роль посколько не было постоянной княжеской династии), Северо-Восточная Русь, Галицко-Волынская земля. 2 последних наряду с Литвой могли претендовать на роль центра объединения. Каждая из этих земель обладала особенностями в политическом устройстве. С экономической точки зрения, каждая из этих земель была автономной, обладала ресурсами не велось обмена с другими княжествами. На региональном уровне воспроизводилась структура ранне-феодального государства. Такой же характер носили взаимоотношения князя и дружины. В каждом княжестве существовало три различных вида земель: княжеский домен, феодальные и монастырские земли и черные земли свободных крестьян. Развитие вотчинно-боярского землевладения в новых условиях приводило к частым столкновениям бояр с князьями. Можно выделить разные варианты взаимоотношений бояр и князя в этих землях.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

Владимиро-Суздальская земля осваивалась в числе последних и самого начала там существовала сильная княжеская власть и княжеский домен. Мощное боярство было только в Суздале и в Ростове, поэтому Андрей Боголюбский (1157-1174) перенес столицу этой земли из Ростова во Владимир-на-Клязьме, что обеспечило ему автономию от бояр. Он объединил Ростовскую и Суздальские земли во Владимиро-Суздальскую. Он активно воевал с Волжской булгарией и с Киевом. Впоследствии стал великим князям не живя в Киеве. Андрей пытался перевести митрополичью кафедру во Владимир, но патриарх ему в этом отказал. Все-таки епископию было разрешено перенести из Ростова во Владимир. Для большего авторитета княжеской власти культ софии Киевской сменился культом богородицы. Андрей Боголюбский был очень самостоятельным политиком и поэтому настроил против себя дворянство. Был убит в результате заговора.

Далее к власти пришел его брат Всеволод Юрьевич (Большое гнездо 1177-1212). Его поддерживали города и дружина, которая помогала ему справится с боярством. Мятежных бояр он заключал в тюрьму, а их земли конфисковал. Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод стал оказывать все большое влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию рязанское княжество. Он успешно противоборствовал Волжской Булгарии. Он завещал престол своему старшему сыну Константину, но он отказался и тогда к власти пришел второй по старшенству сын Всеволода - Юрий. Но при нём Владимиро-Суздальская земля распалась на ряд уделов.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ

Удобное географическое положение Галицко-Волынской земли способствовало развитию торговли и хозяйства. Крупные города этой земли — Галич и Владимир Волынский. Тут существовало мощное боярское землевладение, а следовательно слабая княжеская власть. В городе Галиче княжили потомки Ярослава Мудрого, а во Владимире-Волынском — мономаховичи. И эти две династии находились в постоянном противоборстве. Бояре поддерживали эту борьбу, но обе династии боролись с боярским сепаратизмом. Галицкое княжество рацветает при Ярославе Осмысле. Его смерть порождает новые смуты, которые прекращаются только после смерти его сына Владимира. Роман Мстиславович Волынский объединяет эти две земли воедино. Смерть каждого князя в Галицко-Волынской земле влекла за собой установления боярского правления.

НОВГОРОДСКО-ФЕОДАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА

Самой большой территорией Руси была в то время Новгородско-феодальная республика. В борьбе севера и юга за объединение Руси победил Новгород, но центром был Киев. Новгород на Руси был вторым городом после столицы, но всегда претендовал на роль первого. Киевские князья всегда посылали туда своих старших сыновей. В Новгороде не было княжеской династии, князья здесь были временными людьми.

В Новгородском княжестве были неплодородные земли, но были обильные лесные массивы с пушным зверем и диким медом, льном. С самого начала город развивался и рос как торговый центр. В связи с этим развивались ремелса, производились товары для обмена. Новгородская республика была центром ганзийского торгового союза. Купцы организовывали экспедиции в результате которых присоединились новые промышленных земли. Во всех экономических аспектах жизни новгородской республике сплетались интересы боярства и купечества.

Новгородская земля находилась на достаточно высоком уровне развития. Повсеместно была распространена грамотность. Города имели красивый внешний вид.

Особенности же политического устройства состояли в том, что князья приглашались на престол. Даже его резиденция находилась вне города. Он выполнял функции военно-начальника и договорного представителя в дипломатических переговоров с другими княжествами. В Новгородской феодальной республике сохранились родоплеменные обычаи. Высший орган — Вече (собрание владельцов городских усадеб, приблизительно 500 человек). Оно избирало посадника из числа дворян, который заключал договор с князем. Также на вече избирался тысяцкий, который контролировал торговлю и суд. Новгород не претендовал на роль центра объединения ввиду слабой княжеской власти.

 

 

Вопрос 23.

Монгольское нашествие на Русь в 13 веке. Борьба русского народа против завоевателей и её историческое значение. В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару захватчиков. Владимирский и черниговский князья отказали Рязани в помощи. Монголы осадили Рязань и направили послов, которые потребовали покорности и одну десятую часть “во всем”. Последовал мужественный ответ рязанцев: “Если нас всех не будет, то все ваше будет”. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. На шестой день осады город был взят, княжеская семья и оставшиеся в живых жители перебиты. На старом месте Рязань больше не возродилась (современная Рязань – это новый город, находящийся в 60 км от старой Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский). Завоевание Северо-Восточной Руси. В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произош



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.047 с.)