Раскройте функции финансовой службы предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте функции финансовой службы предприятия.



Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Основным предназначением финансовой политики предприятия является организация движения ресурсов, способствующая эффективному хозяйствованию, максимизации получаемых доходов, своевременному и полному финансовому обеспечению его воспроизводственных нужд и осуществлению расчетов с финансовой системой государства и контрагентами.

55. Раскройте сущность, значение и задачи планирования

Планирование — непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Планирование деятельности компании– это документальная фиксация предстоящих действий или результатов конкретных действий компании в будущем.

Задачи планирования:

  1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и
    всех ее структурных подразделений.
  2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.
  3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.
  4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план».
  5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.
  6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

56. Опишите виды внутрифирменного планирования

Планирование деятельности компании – это одна из основных управляющих функций, суть которой в оценке внешних факторов, прогнозировании, выявлении лучших вариантов для развития бизнеса и достижения целей, разработке планов развития компании и так далее. При этом все виды внутрифирменного планирования можно разделить:

1. По особенностям плановых заданий:

- директивное планирование. Здесь речь идет об обязательном принятии решений, касающихся изучаемых объектов. Часто директивные планы являются точечными, то есть имеют адресный тип и глубокую детализацию. В случае невыполнения одного из пунктов такого плана под угрозой срыва может оказаться целый проект;

- индикативное планирование является антиподом предыдущему типу. По сути, это государственное планирование, которое не обязательно к исполнению. В составе такого плана могут иметь место специальные и важные задания для компании, но, как правило, их объем ограничен. Индикативное планирование в 90% случаев несет характер обычной рекомендации.

Директивное планирование составляется в текущем режиме, а индикативное – на перспективу. При этом два этих плана фактически дополняют друг друга и должны соответствовать общей системе компании.

2. По сроку и степени детализации:


- долгосрочное планирование всегда формируется на перспективу, с оглядкой на несколько лет вперед. Такой план может охватывать период от пяти до десяти лет. Основная задача – долговременная стратегия роста компании. В него могут быть включены научно-технические, экономические и социальные этапы развития.


Особое значение на общий успех планирования имеет комплексный прогноз, который составляется на более продолжительный срок – до 15 лет. Его задача – определение ориентиров развития компании, возможность привлечения новых типов сырья (предоставления дополнительных услуг), освоение новых технологий производства, техническая реконструкция и так далее. При формировании долгосрочного прогноза специалист всегда опирается на реальные показатели и ставит целью будущее повышение производительности и эффективности труда.


Прогноз представляет собой основу для долгосрочного планирования. Между этими двумя планами также есть общие и расхожие черты. Объединяет их тот факт, что как планирование, так и прогнозирование являются попыткой предвидеть пути развития компании. Разница – в вероятности совпадений. К примеру, в планах можно описывать не только цели, но и реальные средства, позволяющие их достичь. Прогноз – это просто одна из вероятностей развития событий, хоть и основанная на реальной базе;

- среднесрочное планирование производится в срок от года до пяти лет. На большинстве предприятий подобную работу часто не выделяют и производят совместно с с составлением краткосрочного плана. В такой ситуации названием документа – «скользящий 5-ти летний план»;


- краткосрочное планирование – это формирование расчетов по развитию компании на срок до одного года. Особенность такого плана – полная развернутость и углубленность в основные плановые показатели, производственно-хозяйственную деятельность, финансовые ресурсы, а также на внутренний рынок труда Особое внимание уделяется не только финансовой части, но и повышению качеству продукции, оптимизации труда, внедрению инновационной деятельности, оптимизации по номенклатуре и так далее;


- оперативное планирование подразумевает составление двух видов плана – календарного и оперативно-планового. Задача первого – детализировать цели каждого конкретного отдела, службы, цена на определенный период времени (от месяца до часов). Задача второго – обеспечить слаженную работу всех звеньев цепи, то есть обеспечить диспетчеризацию.


3. По сути плановых решений:


- стратегическое планирование ставит своей целью долгосрочное планирование. В нем определяются главные направления развития компании в ближайшие несколько лет. В стратегическом плане должны отображаться основные перспективы, возможности внедрения новых направлений, расширения деятельности, стимулирования в технической сфере. Рассматривается, какие меры стоит предпринять для покрытия запросов рынка, в каких сферах будет выгодней работать, выпуском какого товара заниматься и так далее.


Итогом стратегического планирования является четкая постановка перспектив дальнейшего развития и разработка способов по их достижению;


- тактическое планирование. Его особенность – в формировании предпосылок для реализации тех или иных замыслов. По сути, это подготовка «почвы» для внедрения стратегического плана в жизнь. И если в стратегическом планировании делается упор на то, что хочется получить компания в перспективе, то тактический план дает ответ на вопрос, как это можно сделать проще всего. Чаще всего тактический план составляется на небольшой период времени (до пяти лет), в то время, как стратегический план может формироваться на период от 5-ти лет и выше;

- оперативно-производственное планирование – это «финишная прямая» в разработке плана для компании. Здесь можно выделить несколько основных функций – определение времени на проведение основных операций по производству товара или предоставления услуг, подготовку производства к реализации запланированных объемов (подготовка рабочего места, закупка заготовок и так далее), также проведение анализа, контроля и учета всех реализованных задач. Особенного внимания заслуживает внедрение инноваций.


4. По уровню планирования – бизнес-единицы, группы бизнесов, корпоративный.
5. По функциям, на которые ориентируется план – маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал.
6. По регулярности – политика, повторяющиеся планы, правила, процедуры и так далее.
7. По своей уникальности – уникальные программы и уникальные проекты.

57. Опишите структуру бизнес-плана.

1. Резюме. Находится в начале документа и служит для краткого отражения основных идей и параметров бизнес-плана. Писать же его следует в последнюю очередь. От резюме зависит будут ли читать инвесторы весь бизнес-план или нет. Поэтому пишите резюме ярко, броско, опишите в красочных выражениях, какие выгоды получат инвесторы, если они возьмутся за финансирование вашего бизнес-плана.

2. Титульный лист бизнес-плана. Чем профессиональней он составлен, тем лучшее впечатление произведет и сам проект. Специалист, работающий с бизнес-планами регулярно, сразу увидит качество оформления. На титульном листе должны присутствовать:

- наименование предприятия;

- срок, на который составлен бизнес-план;

- ФИО и должность составителя;

- координаты и контактные данные компании;

- дата составления бизнес-плана.

 

3. Меморандум о конфиденциальности. Он призван защитить авторские права разработчиков на данный бизнес-план и может быть размещен на титульном листе, если он достаточно краткий, или наследующей за титульным листом странице. В нем содержится напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора. В нем может быть запрет на копирование всего бизнес-плана или отдельных его частей, на передачу его третьим лицам. Также в нем может содержаться требование о возврате бизнес-плана автору, если он не вызвал интереса.

 

4. Оглавление бизнес-плана. Для удобства чтения необходимо разбить бизнес-план на основные разделы. С помощью оглавления, каждому читающему будет просто сразу найти интересующий его раздел.

 

5. Цель предлагаемого проекта. Этот раздел бизнес-плана должен содержать:

- описание тех товаров или услуг, которые Вы хотите предложить Вашим будущим покупателям, и ради производства которых задумывается весь проект;

- примерную оценку той цены, по которой должен будет продаваться Ваш товар;

- оценку затрат, которые потребует производство товара;

- примерную величину прибыли, которую будет приносить каждая единица товара;

- организацию сервиса Вашего товара, если это техническое изделие.

 

При разработке этого раздела бизнес-плана описывается наиподробнейшим образом производимая предприятием продукция или услуга. Необходимо указать наименование продукции, ее отличительные черты, конкурентоспособность, степень готовности к производству, безопасность, экологичность, а также концепцию ценообразования.

 

6. Анализ и оценка рынка сбыта. Этот раздел бизнес-плана должен содержать:

- описание потребителей продукции и услуг;

- размер рынка и возможные тенденции его развития;

- оценку конкурентов;

- оценку собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.

 

Изучение конкурентов — сложный и кропотливый этап составления бизнес-плана. Необходимо внимательно изучить и оценить все нюансы работы ваших конкурентов. Понять специфику работы в данной сфере и реализовать в своем бизнесе все лучшее, что почерпнули у конкурентов.

 

7. План маркетинга. Задачей маркетинга является определить потребительские качества товара и придумать, как подать это все клиентам. Информация раздела должна убедить потенциального потребителя бизнес-плана в существовании рынка сбыта для предмета планирования и способности лиц, реализующих проект, его продавать. В этом разделе бизнес-плана надо описать:

- как Вы собираетесь продавать свой товар – через собственные фирменные магазины или через оптовые организации;

- как будите определять цены на свои товары;

- какой уровень прибыльности на вложенные средства собираетесь реализовать;

- как будите организовывать рекламу и сколько собираетесь на это выделить;

- как будите добиваться постоянного роста продаж – за счет расширения района сбыта, или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;

- как будите организовывать службу сервиса, и сколько на это Вам потребуется средств;

- как будите добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности;

- сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в тех странах, где вы собираетесь их продавать.

 

8. План производства. В этом разделе бизнес-плана должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, рабочим персоналом. В этом разделе должны найти отражение вопросы, каким образом и в какие сроки может быть увеличен или сокращен объем выпуска продукции. Полезным элементом в этом разделе бизнес-плана будет схема потоков на предприятии: откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующие изделия; в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию и как эта продукция будет поставляться с предприятия. Особое внимание уделите контролю за всем, что связано с производством.

 

9. Организационный план. В этом разделе бизнес-плана отражают все организационные связи с партнерами, учредителями и обосновывают организацию производственной деятельности. В нём должны быть отражены:

- организационно-правовая форма собственности фирмы;

- организационная структура фирмы;

- распределение обязанностей;

- сведения о партнерах;

- описание внешней среды бизнеса;

- трудовые ресурсы фирмы;

- сведения о членах руководящего состава.

 

10. Финансовый план. Этот раздел бизнес-плана должен обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Задача финансового плана - доказать эффективность проекта на всем периоде реализации. При его составлении следует давать прогноз с разбивкой не по годам, а помесячно. Если же окупаемость проекта планируется на несколько лет, то первый год следует показать с помесячной разбивкой, а последующие – поквартально. При этом необходимо четко отметить точку «возврата» — начало отдачи вложенных средств и планируемый срок полного возврата инвестиций. Этот раздел бизнес-плана должен содержать:

- план доходов и расходов;

- план денежных поступлений и выплат;

- сводный баланс активов и пассивов фирмы;

- график достижения безубыточности;

- стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование);

- оценка риска и страхование.

 

11. Приложения. В этот заключительный раздел бизнес-плана могут быть внесены все документы, которые не являются предметом планирования, но на которые ссылаются в остальных разделах:

- копии контрактов, лицензии и тому подобное;

- копии документов, из которых взяты исходные данные;

- прейскуранты поставщиков;

- таблицы расчетов финансовых показателей, не вошедшие в основные разделы.

 

 

58. Раскройте понятие и состав инвестиций предприятия.

Характеристика инвестиций. Как показывают расчеты за достаточно длительный период, в среднем приблизительно одну треть объема финансовых средств предприятий разных отраслей экономики Украины составляют инвестиции (одноразовые капитальные затраты).

Инвестиции — это долгосрочные вложения капитала (денег) в предпринимательскую деятельность (для получения прибыли).

Тот, кто имеет капитал и вкладывает его в то или иное коммерческое дело, называется инвестором, а сам процесс вложения капитала — инвестированием (долгосрочным финансированием). В любой предпринимательской деятельности инвесторами могут быть как юридические, так и физические лица, т. е. как предприятия, так и отдельные владельцы капитала.

Для характеристики инвестиций существенное теоретическое и практическое значение имеет определение видов инвестиций по отдельным признакам, т. е. их функционально-элементный состав (рис.8.1).

 

Разновидности и структура капитальных вложений. По общеупотребительному определению капитальные вложения — это периодически осуществляемые долгосрочные вложения капитала в воспроизводство основных фондов и объектов социальной инфраструктуры предприятия.

По функциональной направленности различают валовые и чистые капитальные вложения. Валовые капитальные вложения — это общая сумма единовременных затрат капитала на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и объектов социальной инфраструктуры предприятия, а чистые — затраты только на расширенное воспроизводство. Величину чистых капитальных вложений нетрудно рассчитать. Для этого из общего объема капитальных вложений нужно исключить размер амортизационных отчислений, которые как известно, используются, на простое воспроизводство основных фондов и другого имущества предприятия.

Действующие на предприятиях системы планирования и учета в состав капитальных вложений включают: 1) стоимость строительно-монтажных работ; 2) стоимость всех видов производственного оборудования, а также входящих в состав основных фондов инструментов и инвентаря; 3) прочие капитальные работы и затраты. К последним относят: стоимость земельных участков; работы по глубокому разведочному бурению на нефть, газ и термальную воду; проектные и научно-исследовательские работы; стоимость приобретенных патентов и лицензий; затраты на подготовку эксплуатационных кадров для строящихся предприятий; стоимость нетитульных временных сооружений, связанных со строительством производственных объектов и т.п.

Соотношение между выделенными видами капитальных затрат характеризует элементно-технологическую структуру капитальных вложений. Положительной тенденцией в динамике этой структуры является постепенное увеличение части затрат на оборудование, инструмент и инвентарь при относительном уменьшении удельного веса стоимости строительно-монтажных работ.

59. Охарактеризуйте инновационную деятельность предприятия

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Инновационная деятельность включает:

-выявление проблем предприятия;

-осуществление инновационного процесса;

-организацию инновационной деятельности.

Различают несколько видов инноваций:

 

-технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

-технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

-организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

-информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

-социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

 

 

60. Опишите показатели экономической эффективности деятельности предприятия

 

К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся следующие: - национальный доход (НД), - валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения; - производительность общественного труда, - коэффициент общей эффективности, - затраты на рубль товарной продукции, - прибыль, - рентабельность производства, - рентабельность продукции. Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат: - трудоемкость, - материалоемкость, - капиталоемкость, - фондоемкость. Технические и экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов произвоства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.061 с.)