Раскройте сущность финансов как экономической категории. Дайте характеристику функций финансов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте сущность финансов как экономической категории. Дайте характеристику функций финансов.



Раскройте сущность финансов как экономической категории. Дайте характеристику функций финансов.

Финансы - это объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования, использования и пополнения фонда денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования.

Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах и движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих денежные средства.

Финансы – это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств.

Денежные средства – деньги, находящиеся в полном распоряжении хозяйственного субъекта и гражданина и используемые им свободно, без ограничений.

Денежные фонды – обособившаяся часть денег, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.

Финансы - отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные фонды – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фонда денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных фондах.

Децентрализованные фонды – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за формированием и использованием фондов денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

1. Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

2. Предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3. Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

4. Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

5. Предприятиями, гражданами и централизованными бюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

6. Отдельными звеньями бюджетной системы;

7. Органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

8. Денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятия.

 

Функции: распределительная, контрольная.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

1. Заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере материального производства;

2. Доходы предприятий сферы материального производства.

Первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности государства, удовлетворения материальных и культурных потребностей.

В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы:

1. Доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы;

2. Налоги.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемого с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночной структуры экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1. Общегосударственный;

2. Ведомственный;

3. Внутрихозяйственный;

4. Общественный;

5. Независимый (аудиторский).

Одна из важнейших задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми службами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

 


 

Раскройте сущность государственного бюджета, его доходов и расходов.

Бюджет – система специфических финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.

Бюджет можно назвать планом доходов и расходов государства.

Функции бюджета:

- перераспределительная - через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны;

- регулирующая - через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики;

- стимулирующая - бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств;

- контрольная - через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Доходы бюджета - финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

Состав доходов бюджета РБ, закрепленный законодательно:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Расходы бюджета - финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Государственные расходы - прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства. Выделяют функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов бюджета.

Состав расходов бюджета РБ, закрепленный законодательно:

- общегосударственные расходы;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

- национальная экономика;

- охрана окружающей среды;

- жилищно-коммунальные услуги;

- здравоохранение;

- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;

- образование;

- социальная политика.

 

Ежегодно издается Закон о бюджете на год.


  1. Дайте понятие бюджетной системе, принципам ее построения. Дайте характеристику бюджетной системе РБ.

Бюджет – система специфических финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.

Бюджетная система РБ

Консолидированный бюджет

       
   
 


Республиканский бюджет Местные бюджеты

 

Бюджеты областей Бюджет г. Минска

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство РБ –это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Уровни бюджетной системы Республики Беларусь:

- общереспубликанский бюджет;

- местные бюджеты (областные, районные, городские, поселковые и др.)

В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские, городов районного подчинения), бюджеты базового уровня (районные и городские, городов областного подчинения), бюджеты областного уровня (областные бюджеты) и бюджет г.Минска. В состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств.

Консолидированный бюджет РБ представляет собой общереспубликанский бюджет и консолидированные бюджеты областей РБ. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в бюджеты областей. Консолидированный бюджет РБ не утверждается законодательным органом власти.

 

 


  1. Дайте понятие бюджетного процесса, его этапов. Определите порядок исполнения бюджета.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Этапы бюджетного процесса:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение проекта бюджета;

- утверждение проекта бюджета;

- исполнение бюджетов всех уровней;

- составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Исполнение бюджета –совокупность ряда мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов с соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, исполняющий бюджет.

Уведомления о бюджетных ассигнованиях доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств. Бюджетные учреждения составляют сметы доходов и расходов и представляют их на утверждение вышестоящему распорядителю, который их утверждает.

Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства - это обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств составляют платежные и другие документы для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, проверяет эти документы и совершает разрешительную надпись. Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы.

 


  1. Раскройте сущность, содержание и виды государственного долга. Определите порядок управления государственным долгом.

Государственный долг это сумма накопленных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами - резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Виды государственного долга:

1. внешний: различают среди внешнего долга:

- капитальный;

- текущий;

2. внутренний.

Управление государственным долгом - совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы:

· безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

· единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;

· согласованность –обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

· снижение рисков– выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

· оптимальность –создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

· гласность –предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Различают обслуживание внутреннего государственного долга (выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения) и обслуживание внешнего государственного долга (уплата процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам).

 

Способы регулирования государственным долгом:

· конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;

· консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;

· унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

· отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

· аннулирование – полный отказ государства от своих обязательств.

 


  1. Раскройте понятие, необходимость страхования. Охарактеризуйте функции, формы и виды страхования.

Страхование – система финансовых отношений между субъектами этих отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств, предназначенных для предупреждения, локализации и преодоления негативных последствий чрезвычайных событий, возмещения нанесенного ими ущерба.

Необходимость страхования обусловлена существующей вероятностью наступления чрезвычайных ситуаций и необходимостью выделения части общественного продукта для финансирования предупредительных и защитных мер. В условиях рыночной экономики роль страхования возрастает, поскольку повышается ответственность граждан за свое благосостояние и ответственность субъектов хозяйствования за обеспечение непрерывности процесса производства при наступлении непредвиденных событий.

Функции страхования:рисковая, предупредительная, восстановительная (защитная), сберегательная, распределительная, контрольная

Формы и виды страхования.

Страхование может осуществляться в формах добровольного и обязательного страхования.

Добровольное страхование осуществляется путем заключения договора между страхователем и страховщиком в соответствии с законодательством. Условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с Министерством финансов. Страховой тариф по видам добровольного страхования устанавливается страховщиками по согласованию с Министерством финансов.

Обязательное страхование осуществляется государственными страховыми организациями и (или) страховыми организациями, в уставных фондах которых более 50 процентов долей находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц. Размер страхового тарифа или страхового взноса по видам обязательного страхования устанавливается Президентом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь осуществляются:

1. виды обязательного страхования: ОС строений, принадлежащих гражданам; ОС гражданской ответственности владельцев транспортных средств; ОС гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами; обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь; ОС ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением; ОС с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы; ОС гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве); ОС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательное государственное страхование и иные виды;

2. виды добровольного страхования:

2.1. страхование, относящееся к страхованию жизни (страхование жизни, страхование дополнительной пенсии);

2.2. страхование, не относящееся к страхованию жизни (от несчастных случаев; от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу; медицинских расходов; имущества юридического лица; имущества граждан; грузов; строительно-монтажных рисков; предпринимательского риска; гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих и др.)

2.3. перестрахование.

Раскройте сущность финансов как экономической категории. Дайте характеристику функций финансов.

Финансы - это объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования, использования и пополнения фонда денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования.

Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах и движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих денежные средства.

Финансы – это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств.

Денежные средства – деньги, находящиеся в полном распоряжении хозяйственного субъекта и гражданина и используемые им свободно, без ограничений.

Денежные фонды – обособившаяся часть денег, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.

Финансы - отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные фонды – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фонда денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных фондах.

Децентрализованные фонды – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за формированием и использованием фондов денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

1. Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

2. Предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3. Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

4. Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

5. Предприятиями, гражданами и централизованными бюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

6. Отдельными звеньями бюджетной системы;

7. Органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

8. Денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятия.

 

Функции: распределительная, контрольная.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

1. Заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере материального производства;

2. Доходы предприятий сферы материального производства.

Первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности государства, удовлетворения материальных и культурных потребностей.

В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы:

1. Доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы;

2. Налоги.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемого с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночной структуры экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1. Общегосударственный;

2. Ведомственный;

3. Внутрихозяйственный;

4. Общественный;

5. Независимый (аудиторский).

Одна из важнейших задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми службами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

 


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.012 с.)