I. Состояние здоровья школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Состояние здоровья школьников



 

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при лю­бых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первооче­редной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал обще­ства.

Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если су­щественно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД PAMH отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1.5 раза, хронических болезней — в 2 раза. Половина школьников 7—9 лет и более 60% старшеклассни­ков имеют хронические болезни.

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет — 3 диагноза, 16—17 лет — 3—4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более фун­кциональных нарушений и хронических заболеваний.

Одним из основных параметров, характеризующих состо­яние здоровья детской популяции, является физическое развитие, тенденции которого в последние годы вызывают серьезную обеспокоенность.

Физическое развитие следует рассматривать и как процесс развития, и как соматическое состояние. Дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетается с откло­нениями в состоянии здоровья. Это явление подтверждается многочисленными исследованиями повсеместно.

Так, комплексное обследование учащихся сельских школ (Коньшина Р.И. и др., 2002) выявило нарушение физического развития в 19,2% случаев. Преобладала сниженная масса тела при нормальной длине (12,8%), низкая масса тела при низком росте (3,2%) и избыток массы 1—2-й степени (3,2%). Отставание в нервно-психическом развитии не отмечались. У 65% детей наблюдались отклонения осанки и сколиозы, у 122,4% — плоскостопие. Кариесом поражено более половины подростков — 60,8%. Снижение зрения отмечено у 29,6% детей, патология со стороны ЛОР-органов — у 26%.

Высокая частота заболеваемости подростков инфекциями, передающимися половым путем напрямую связана с низким уровнем знаний. Приобретение сведений только из средств массовой информации формирует поверхностные знания и не дает возможности использовать их при моделировании реаль­ных ситуаций. Профилактика болезней, передаваемых при сексуальных контактах, также включена в большинстве кур­сов полового и нравственного воспитания как для учащихся, так и для педагогов. Как правило, подобные образовательные программы включают некоторые сведения о физиологии под­росткового возраста, гигиене, контрацепции, инфекциях, пе­редающихся половым путем и методах их профилактики.

Анализ здоровьесберегающей деятельности образователь­ных учреждений показывает, что существующие модели включают следующие формы и виды деятельности (с уче­том приоритетов, определяемых программами в разных об­разовательных учреждениях):

1) систему коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинс­ких мероприятий без отрыва от учебного процесса;

2) различные формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологи­ческого воздействия на организм учащихся;

3) контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норморганизации УВП, нормирования учебной нагрузки и про­филактики утомления учащихся;

4) систему медико-психолого-педагогического мониторин­га состояния здоровья, физического и психического развития школьников;

5) разработку и реализацию обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных при­вычек;

6) службу психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманно­го подхода к каждому ученику, формирования доброжела­тельности и справедливых отношений в коллективе;

7) организацию и контроль обеспечения сбалансированно­го питания всех учащихся в школе;

8) мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармонич­ного развития.

Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Однако, на наш взгляд, более коррек­тной была бы формулировка «система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников» или «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения», т.к. собственно технологий в системе форм и методов этой работы нет (за ис­ключением медицинских технологий оздоровления, реализация которых не является функцией образовательного учреждения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.004 с.)