Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровьесберегающая деятельность↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шевцова В.В. Перов А.Н. Шевцов В.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ДЕПАРТАМЕНТ ПО СПОРТУ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АВАНПОСТ»
ТЮМЕНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
Шевцова В.В., Перов А.Н., Шевцов В.В.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Издание 2-е, исправленное и дополненное
Тюмень, 2008
ББК 74.2 Ш-37
Рецензент – Прокопьев М.Я., доктор медицинских наук, профессор (ТюмГУ, Институт физической культуры)
Шевцова В.В., Перов А.Н., Шевцов В.В. Здоровьесберегающая деятельность в специализированных классах добровольной подготовки к военной службе: Тюмень: АУ ДОД ТО «ОДЮЦ «Аванпост», 2008 – 50 с.
В пособии рассматриваются формы и методы здоровьесберегающей деятельности в СФК добровольной подготовки к военной службе, приводятся результаты исследований культуры здоровья и здорового стиля жизни учащихся и практические рекомендации по организации работы по сохранению, укреплению здоровья и профилактики наркомании учащихся специализированных классов. Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Состояние здоровья школьников………………………………………………5
II. Поведенческие факторы здоровья детей и подростков……………………..6
III. Культура здоровья и навыки здорового стиля жизни школьников………10
IV. Программа формирования здоровья и здорового стиля жизни…………..13
V. Основные направления совершенствования физического воспитания учащейся молодежи………………………………………………………….23
Рекомендации…………………………………………………………………48
III. Культура здоровья и навыки здорового стиля жизни школьников Соблюдение норм и правил здорового образа жизни обусловливается определенными знаниями в сфере физической культуры и спорта, умениями и навыками, сформированными на их основе и знаниями о негативном влиянии психоактивных веществ на здоровье человека. Сравнительный анализ проведенных нами исследований среди учащихся общеобразовательных школ и специализированных классов представлен в таблицах 1-3. Таблица 1 Знания по физической культуре и спорту
Учащиеся профильных классов в большей степени владеют необходимыми знаниями по физической культуре и спорту по сравнению с учащимися общеобразовательной школы.
Таблица 2 V. Основные направления совершенствования системы К простудным заболеваниям Молодое пополнение Вооруженных Сил часто направляется для службы в непривычные для них районы высокогорья, холодного климата. Учебно-боевая деятельность многих специалистов протекает в условиях большого и быстрого температурного перепада. Простудные заболевания в этих условиях могут составить более половины всей заболеваемости. В силу определенного физиологического механизма занятия физической культурой и спортом прямо не способствуют повышению холодоустойчивости. Поэтому при организации занятий физическими упражнениями необходимо проведение специальных мероприятий по закаливанию организма. Методика исследования Исследование выполнялось на базе специализированного учебного центра «Аванпост». В нем принимали участие учащиеся классов и групп добровольной подготовки к военной службе г. Тюмени и юга Тюменской области 14-17-летнего возраста. Первую контрольную группу (А) составили учащиеся профильных классов и групп оборонно-спортивной подготовки занимающихся, преимущественно, рукопашным боем. Учащиеся второй контрольной группы (Б) занимались физической подготовкой в соответствии с комплексной программой, включающей рукопашный бой, летний и зимний полиатлон, атлетическое двоеборье. Учащиеся экспериментальной группы (В) занимались на основе комплексной программы по физической подготовке и целенаправленного использования средств и методов закаливания организма, повышения вестибулярной устойчивости и устойчивости к гипоксии. Естественный сравнительный эксперимент проводился в условиях трехразовых занятий по физической подготовке в неделю, на протяжении двухлетнего периода обучения в профильных классах и группах оборонно-спортивной подготовки. Средства развития вестибулярной функции подбирали таким образом, чтобы можно было решать одновременно задачи физической, технической и вестибулярной подготовки. С этой целью использовали широкий круг упражнений, представляющих варианты основного упражнения: бег (с ускорениями, изменением направления, внезапными остановками, по кругу малого радиуса, с закрытыми глазами) прыжки на одной и на двух ногах с поворотом на 90-360° кувырки, перевороты; общеразвивающие упражнения с быстрыми движениями головой в различных направлениях, поворотами и наклонами туловища и головы, кружением вокруг вертикали тела; специальные упражнения на воде с поворотами и вращением вокруг вертикальной и горизонтальной осей тела, прыжки с вышки. На каждом занятии выполнялось до десяти упражнений, исполняемых в трех различных плоскостях пространства, чем достигалось возбуждение рецепторов всех трех полукружных каналов и отолитового аппарата. На основе периодически проводимой оценки устойчивости вестибулярных реакций осуществляли индивидуальный подбор нагрузки и постоянное ее повышение. Тренировку вестибулярной устойчивости проводили на занятиях по всем разделам физической подготовки. Специальные упражнения применялись в виде комплексов возрастающей трудности в подготовительной и основной частях занятия. Для определения вестибулярной устойчивости мы использовали ряд функциональных проб с адекватными нагрузками. 1. Проба с десятью вращениями за 20 с в наклоне вперед прогнувшись (спина параллельно полу), руки в стороны и последующим прохождением по прямой (коридор шириной 25см) на расстояние 10 м. Учитывали отклонение от центра коридора на финише. 2. Проба Яроцкого. После потери равновесия с целью образования вегетативного симптомокомплекса испытуемые продолжали выполнять вращение головой в положении сидя до появления вегетативной реакции второй степени — тошнота, бледность, пот. 3. Определение времени иллюзии противовращения (ВИП). Модификация пробы заключалась в том, что вместо десяти вращений в кресле Барани, испытуемые выполняли за 20 с десять поворотов на 360° (кружение) на одной ноге, переступая другой. Фиксировали время с момента остановки до исчезновения головокружения. Оценку проводили по шкале В.А. Засосова. 4. Проба с пятью кувырками за 10 с и с последующим сохранением строевой стойки. Оценивали способность к сохранению строевой стойки после выполнения кувырков в баллах: устойчивое сохранение строевой стойки без колебательных движений тела — 5 баллов; устойчивое сохранение стойки с незначительными колебаниями тела — 4 балла; для сохранения равновесия и принятия строевой стойки сделан один шаг — 3 балла, сделано два шага — 2 балла, сделано более двух шагов или падение на руки — 1 балл. 5. Выполнение быстрых наклонов головой вперед-назад (два наклона в 1 с.) в исходном положении стоя на носках, руки на поясе, глаза закрыты. Фиксировали время удержания равновесия в секундах. 6. Выполнение комплекса упражнений, расположенных по возрастающей трудности: а) исходное положение (и. п.) — правая нога перед левой на одной линии, руки на поясе, выполнить пять наклонов влево и право («маятник») в темпе два наклона в 1 с; б) и. п. — стойка на носке правой ноги, руки на поясе, выполнить пять маховых движений левой ногой вперед—назад с полной амплитудой; в) и. п. — стойка на носке правой ноги, левая, согнутая под углом 90° в коленном и тазобедренном суставах нога, поднята вперед, руки на поясе, глаза закрыты, стоять 10 с; г) и. п. — стойка на носках двух ног, руки на поясе, выполнить 10 быстрых (два движения в с) наклонов головой вперед назад. Оценку равновесия проводили по 4-балльной шкале: за выполнение первого упражнения — 1 балл, второго — 2 и т. д. На основании анамнеза и результатов врачебного обследования, учащиеся экспериментальных групп были распределены на 2 подгруппы: 1-я не имеющая очагов хронической инфекции и без склонности к простудным заболеваниям, 2-я с очагом хронической инфекции и склонностью к простудным заболеваниям. При организации занятий по физическому воспитанию с учащимися экспериментальной группы было предусмотрено проведение специальных мероприятий по закаливанию организма в соответствии с состоянием здоровья учащихся и предрасположенностью их к простудным заболеваниям. Закаливающий эффект обеспечивался: соответствующей формой одежды и регулированием производства теплопродукции физической нагрузкой различной интенсивности; контрастным варьированием условий занятий «зал-воздух» или «воздух-зал»; поддержанием в спортивном зале «пульсирующего» температурного режима с перепадом температуры от 5 до 15 градусов, путем трех – четырехкратного проветривания; полосканием горла, умыванием стоп холодной водой; «закал – бегом» (бег в легкой спортивной одежде, с обнаженным торсом, с кратковременными пробежками босиком по снегу). Во всех опытных группах для развития устойчивости к гипоксии и анаэробных возможностей организма использовались циклические и ациклические упражнения большой мощности (бег на короткие дистанции, плавание, ныряние, различные физические упражнения в условиях дефицита времени на количество раз и т. д.), то есть использовались любые упражнения, выполнение которых вызывает появление «кислородного долга». Отличие в содержании и методике занятий учащихся ЭГ, по сравнению с учащимися КГ заключалось в том, что кроме указанных средств и соответствующих методов тренировки ими выполнялись специальные упражнения в волевой регуляции дыхательного цикла в покое и в процессе выполнения физической нагрузки умеренной мощности. Метод гиповентиляции заключается в снижении легочной вентиляции, достигаемой урежением частоты дыхания, путем удлинения вдоха, выдоха, пауз между вдохом и выдохом т. е. в выполнении, так называемого «ступенчатого дыхания». Для контроля за уровнем развития устойчивости к гипоксии, анаэробных возможностей организма использовались: проба с задержкой дыхания на выдохе, ныряние в длину, бег на 400 м. Результаты и их обсуждение Анализ результатов (табл. 4) показал, что исходные показатели устойчивости вестибулярного анализатора у учащихся опытных групп не имели достоверных различий (р > 0,05), за исключением результатов в комплексном упражнении «на равновесие». К концу второго года обучения во всех опытных группах произошло улучшение показателей, характеризующих статическую и динамическую устойчивость, выраженность соматических реакций на вестибулярные раздражения. У учащихся экспериментальной группы (В) время иллюзии противовращения (ВИП) уменьшилось на 54,6%, в первой контрольной группе (А) – на 30,2%, во второй контрольной группе (Б) – на 35,5%. Отличные и хорошие результаты ВИП к концу эксперимента имели: 85% учащихся группы «В», 55% учащихся группы «А» и 65% - учащихся группы «Б». Во всех тестах, характеризующих динамическое и статистическое равновесие, произошло улучшение качественных и количественных показателей. Количественная оценка (в баллах) в выполнении пробы с 5 кувырками и комплексного упражнения в равновесии учащихся группы «В» соответствует оценке «отлично», учащихся контрольных групп (А и Б») – оценке «удовлетворительно». Отклонение от прямой, в пробе с 10 вращениями, в группе «В» уменьшилось на 44,3%, продолжительность времени сохранения равновесия в пробе с наклонами головы увеличилось на 108%, в пробе Яроцкого – 59,3%, в первой контрольной группе («А»), соответственно, на 32,9%, 48,7% и 18,8%, во второй контрольной группе («Б») – на 37,8%, 90,7% 31,6%. Количество учащихся группы «В», сохраняюших равновесие в пробе Яроцкого в течение 45 секунд и более составило 19,8%, в контрольных группах таких учащихся не выявлено. Время до появления вегетативного симтомокомплекса второй степени увеличилось в группе «В» с 34,1 до 56,1 секунды (на 64,3%), в группе «А» - на 26,1%, в группе «Б» - на 31,3%. Развитие отдельных реакций симтомокомплекса наблюдалось в следующей последовательности: головокружение – неприятные ощущения в желудке – тошнота, бледность кожных покровов лица – появление пота. Нормализация вегетативных реакций происходила в этом же порядке, но бледность кожных покровов лица сохранялась длительное время (15-30 минут). Экспериментальные данные свидетельствуют об одновременном улучшении вестибулосенсорных, соматических, вегетативных реакций в процессе адаптации. Степень изменения их была различна. Если показатели соматической и вегетативных реакций улучшилась почти на 100%, то показатели сенсорной реакции только на 50%. Наблюдались различия в изменении статической и динамической устойчивости. Под влиянием тренировок, первая возросла более чем на 90%, а вторая только на 45%. Улучшение статистической и динамической устойчивости можно объяснить снижением вестибулярных рефлексов на скелетную мускулатуру. Развитие вегетативного симптомокомплекса после окончания пробы Яроцкого (под влиянием продолжающегося раздражения) наблюдалось через 19,6 с у учащихся экспериментиальной группы, через 8,5 с у учащихся первой контрольной группы и через 14,2 с—у учащихся второй контрольной группы. Вегетативный симптомокомплекс у учащихся опытной группы проявлялся при более длительном действии раздражителя, а нормализация вегетативных реакций происходила быстрее по сравнению с учащимися контрольных групп. В.И. Воячек (1946), К.Л. Хилов (1969) и др. полагают, что повышение устойчивости вестибулярного анализатора к воздействию адекватных раздражителей обусловлено усилением тормозного влияния коры больших полушарий. В процессе тренировки происходит ограничение поступления вестибулярной афферентации в ЦНС за счет снижения активности неспецифических структур мозга, что в свою очередь способствует повышению уравновешенности и подвижности нервных процессов и более оптимальному проявлению двигательных способностей человека. В.В. Усачев (1973) в развитии этого процесса на первый план выдвигают изменение мозгового кровообращения. На наш взгляд, одновременное улучшение вестибулосоматических и вестибуловегетативных реакций свидетельствует о том, что в адаптационых процессах принимают участие центральные структуры, контролирующие соматические и вегетативные реакции. Оценивая приведенные результаты исследований в целом, следует отметить, что снижение выраженности вестибулярных реакций произошло во всех трупах, но статистически значимы (р < 0,01) они были только в экспериментальной группе. Абсолютные значения по всем показателям контрольных упражнений и функциональных проб также были значительно выше у учащихся экспериментальной групп. Положительные сдвиги в вестибулярной устойчивости объясняются не только применением специальных упражнений, но и включением в учебные занятия приемов рукопашного боя и упражнений на гимнастических снарядах, предъявляющих к функции равновесия повышенные требования. Более высокие показатели и выраженная их динамика во второй контрольной группе по сравнению с показателями студентов первой контрольной группы объясняются, очевидно, более высоким уровнем их физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, что находит свое выражение и в более высоком уровне вестибулярной устойчивости. Необходимо отметить также, что во всех группах встречались лица, обладающие низкой вестибулярной устойчивостью, уровень которой изменялся весьма незначительно даже при процессе целенаправленной тренировки вестибулярного аппарата. Особенно это находило отражение в вести-буловегетативных реакциях. В наших исследованиях показано, что лица более молодого возраста обладают более низкой переносимостью ускорений Кориолиса. Очевидно, основная причина заключается в том, что формирование общих адаптивных механизмов протекает постепенно и завершается лишь к 20 годам свидетельствуют о том, что в этот возрастной период происходит сложная перестройка многих регуляторных механизмов. Характерным является слабость тормозного и преобладание возбудительного процесса. Результаты исследования эффективности мероприятий, направленных на закаливание организма, приведены в табл. 5. Анкетный опрос, проведенный до начала эксперимента выявил, что от 90,2 до 94,3 учащихся опытных групп признают важность закаливания, но не многие из них знают методику закаливания. Значительная часть (от 45,5 до 54,7%) никогда не применяли закаливающие процедуры в быту, а тем более в спортивной практике (от 72,5 до 84%). К концу второго года обучения все учащиеся экспериментальной группы («В») имели необходимые знания по методике закаливания. В контрольных группах этот показатель был значительно ниже: в группе «А» - 59,4%, в группе «Б» - 74,5%. Учитывая, что материал теоретических занятий по закаливанию был одинаковым во всех опытных группах, можно предположить, что знание методики применения закаливающих процедур определяется, в основном, практикой их применения на занятиях по физической подготовке. Во всех опытных группах за исследуемый период увеличилось количество учащихся, применяющих закаливание в быту и в спортивной практике. Количество учащихся группы «В» систематически применяющих закаливание в быту, в 1,8 раза больше по сравнению с учащимися группы «Б» и в 3,8 раза, по сравнению с учащимися группы «А». Количество учащихся группы «В» систематически применяющих закаливание в спортивной практике составило 89,4%, в группе «Б» - 60,2%, в группе «А» - только 9,4%. Общее количество учащихся, применяющих закаливание в быту и в спортивной практике, увеличилось в группах «В», преимущественно, за счет учащихся систематически применяющих закаливающие процедуры, в группах «А» и «Б» - за счет учащихся иногда применяющих закаливание. Очевидно, практика применения закаливающих процедур на занятиях по физической подготовке способствовало приобретению навыков умения правильно применять их, и превращению знаний в потребность в систематическом закаливании. К концу эксперимента число случаев простудных заболеваний в группе «В» сократилось в 6,3 раза, в группе «Б» - в 1,8 раза, в группе «А» - практически не изменилось. В группах «Б» и «В» произошло достоверное (р < 0,05) уменьшение среднего количества случаев заболевания, но более существенные (р < 0,01) положительные изменения наблюдались в группе «В». Увеличение средней продолжительности заболевания у лиц в группе «А» и уменьшение ее у лиц группы «Б» за исследуемый период не существенно и статистически не достоверно (р > 0,05). Среднее количество дней болезни в группе «В» сократилось в 8,5 раза (р < 0,0001), в группе «Б» - в 1,9 раза, в группе «А» - практически не изменилось. Следует отметить, что в группе «В» число часто болеющих учащихся сократилось с 7,9 до 3,1%, в группе «Б» - с 11, до 4,7%, в группе «А» - практически не изменилось. Под влиянием специально организованных на занятиях по физической подготовке мероприятий по закаливанию значительно сократились трудопотери от острых простудных заболеваний. Известную роль в этом, по мнению Г. Л. Апанасенко, играет и более высокий уровень физической подготовленности, особенно общей выносливости. Повышение устойчивости к холодовым воздействиям у учащихся экспериментальных групп обеспечивалось двумя физиологическими механизмами. Воздействие слабых раздражителей привело к уменьшению объема терморегуляторных реакций на часто повторяющиеся одинаковые по силе и длительности холодовые воздействия в результате «привыкания» на основе тормозного перцептивного возрастного рефлекса. Воздействие сильных раздражителей исключало возникновение «привыкания» и привело, очевидно, к усилению реакции теплообразования во время непосредственного охлаждения. Таким образом, систематическое применение специально организованных мероприятий по закаливанию привело к совершенствованию координации теплорегулирующих механизмов, к повышению работоспособности систем, обеспечивающих терморегуляцию организма. Имеющие место отдельные случаи простудных заболеваний среди учащихся экспериментальных групп можно объяснить двумя причинами: наличием факторов, предрасполагающих к возникновению простудных заболеваний (курение, кариес зубов, различные очаги хронической инфекции) и несоблюдением принципов постепенности и систематичности применения закаливающих процедур в быту. Результаты исследования динамики показателей устойчивости к гипоксии (табл. 6) свидетельствует о том, что за двухлетний период исследования время задержки дыхания на выдохе (проба Генча) у учащихся группы «А» увеличилось на 10,8%, группы «Б» - на 23,9%, у учащихся группы «В» - 35,1% по отношению к исходному результату. Различие между исходными и конечными результатами задержки дыхания существенны и статистически достоверны (р < 0,05) в группах «Б» и «В». Различия в среднегрупповых результатах группы «В», в сравнении с аналогичными показателями группы «А» и «Б», существенны и статистически достоверны (р < 0,05). Параллельно с увеличением времени задержки дыхания произошло улучшение результатов в беге на 400 м и нырянии в длину во всех опытных группах, но более существенное и статистически достоверное (р < 0,05) улучшение результатов отмечается в группе «В». В результате специальной тренировки произошло повышение устойчивости к гипоксии. Увеличение времени задержки в первой фазе (до ощущения «тяжело») связано, очевидно, со снижением вентиляторной реакции на гипоксию и гиперкапнию в результате уменьшения чувствительности хе-морецепторного аппарата. Увеличение времени задержки во второй фазе (от «тяжело» и до отказа от задержки) определяется волевым компонентом, то есть возросшей способностью затормаживать возбуждающие импульсы, направляемые из дыхательного центра к дыхательным мышцам и подавлять реакции на хеморецепторную стимуляцию дыхания Улучшение способности к произвольной регуляции дыхания в процессе умеренной беговой нагрузки связано с улучшением способности корковых центров к торможению эффектов ритмической активности дыхательного центра в противоположность его афферентным и возмущающим (проприореецептивным) и корригирующим (хеморецепторным) стимулам. В большинстве случаев задержка дыхания в покое сопровождалась возникновением брадикардии. Учитывая наличие функциональной взаимосвязи между дыхательным центром и сердечно-сосудистым центром блуждающего нерва, возникновение брадикардии можно объяснить снижением тонуса сердечно-тормозного центра блуждающего нерва. Принимая во внимание то, что при гипоксии резко ослаблено прессорное действие адреналина и нарадреналина и уменьшается сосудосуживающее действие кислорода, что способствует снижению жесткости артерий и увеличению в них кровотока в условиях гипоксии, брадикардию можно считать адекватной компенсаторной реакцией на задержку дыхания. Однако, это предположение нуждается в экспериментальной проверке. Результаты исследования свидетельствуют о достоверном (р<0,05) увеличении времени задержки дыхания в пробах Генча, у учащихся всех опытных групп, но более существенные изменения (р<0,01) произошли у учащихся экспериментальной группы. Различия в абсолютных показателях устойчивости к гипоксии на конец эксперимента также статистически достоверны (р<0,01). Анализ результатов функциональных проб доказывает факт большей устойчивости к гипоксии, достигнутой учащимися экспериментальной группы «В» в процессе специальной тренировки. Все это подтверждает целесообразность произвольной регуляции дыхания. Улучшение результатов функциональных проб у учащихся контрольной группы, которые не применяли специальной гиповентиляционнои тренировки, говорит о том, что с целью развития устойчивости к гипоксии и гиперкапнии можно применять и другие упражнения: циклические упражнения большой мощности; упражнения скоростно-силового характера, выполняемые в условиях дефицита времени; статические упражнения, выполняемые «до отказа». То есть, все упражнения, выполнение которых приводит к образованию большого кислородного долга. Но больший эффект в повышении устойчивости к гипоксии дает их комплексное применение в сочетании с гиповентиляционнои тренировкой, что и подтверждают результаты эксперимента. Результатом такого воздействия является увеличение мощности и экономичности функционирования аппарата внешнего дыхания и кровообращения, снижение основного обмена и экономное использование кислорода тканями. Включение в занятия по физическому воспитанию студентов упражнений, направленно воздействующих на вестибулярный аппарат, приводит к снижению выраженности соматических, сенсорных и вегетативных реакций, вырабатывает навыки выполнения определенной деятельности на фоне раздражения вестибулярного анализатора, улучшает процесс управления движениями. Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что только целенаправленное применение специальных мероприятий по закаливанию организма приводит к значительному сокращению числа простудных заболеваний, способствует приобретению опыта применения различных закаливающих процедур в быту и спортивной практике, воспитывает привычку к систематическому закаливанию. Основными средствами закаливания на занятиях по физическому воспитанию являются преимущественно общие и местные закаливающие процедуры, расположенные в определенной системе по силе и длительности воздействия в зависимости от состояния здоровья и закаленности занимающихся, условий окружающей среды и микроклимата, раздела учебной программы Проведенные нами исследования показали высокую эффективность сочетания физических упражнений циклического характера с закаливанием воздухом в повышении общих адаптивных возможностей организма и профилактики простудных заболеваний. Указанные средства, благодаря доступности, могут найти широкое применение в практике физического воспитания. Наши исследования подтверждают выводы других авторов о том, что в результате произвольного воздействия на структуру и акт дыхания происходит перестройка механизмов, регулирующих частоту и глубину дыхания в покое и формируется более экономичный стереотип дыхания во время выполнения физических упражнений. Наибольший эффект в повышении устойчивости к гипоксии и гиперкапнии дает комплексное применение физических упражнений большой мощности в сочетании с гиповентеляционной тренировкой.
Таблица 4 Рекомендации 1. Первичная профилактика наркомании среди несовершеннолетних в условиях профильной оборонно-спортивной подготовки должна осуществляться на основе целевых программ: духовно-нравственного воспитания, формирования культуры здоровья, физической подготовки. 2. Педагогический потенциал воспитательно-образовательной среды оборонно-спортивной подготовки необходимо использовать в целях формирования интегральной индивидуальности личности выпускника профильного класса в соответствии с его модельными характеристиками. 3. Средства, методы и формы организации и проведения оборонно-спортивной подготовки должны быть направлены на формирование системы компетенций (социальной, коммуникативной, регулятивной, информационной, самообразовательной, самовоспитательной, оздоровительно-коррекционной, двигательно-кондиционной, профессионально-прикладной, организационно-управленческой, антинаркотической), обеспечивающих адаптацию личности к жизни и деятельности в социуме. 4. Формирование социально-значимых мотивов занятий физической культурой и спортом осуществлять на основе информирования учащихся о требованиях различных видов профессиональной, военно-профессиональной деятельности к физическому состоянию человека, роли занятий физической культурой и спортом в улучшении физического и психического здоровья. 5. С целью формирования мотивации достижения успеха учить занимающихся постановке реально-достижимых, долговременных и оперативных целей, ставить перед ними конкретные задачи по физическому самосовершенствованию, проводить спортивные соревнования с определением победителя в личном зачете, морально поощрять успехи учащихся в различных видах физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности. 6. Для формирования адекватного, высокого уровня притязаний учить занимающихся саморефлексии, оценке соответствия целевых установок и планов реальным условиям, своим возможностям и способностям. 7. Для воспитания позитивного отношения к военной службе, осознания роли физической культуры и спорта в подготовке к военно-профессиональной деятельности рекомендуется провести цикл бесед (обсуждение публикаций) на тему: «Спортсмены в годы Великой Отечественной войны», «Спортсмены – герои Советского Союза», «От значка ГТО до звезды героя», «Военнослужащие - чемпионы Олимпийских игр» и т.д. 8. Для создания положительного психического состояния, снижения тревожности, рекомендуется проводить занятия по физической подготовке с музыкальным сопровождением, включать в них подвижные и спортивные игры и эстафеты. 9. Для формирования коммуникативных способностей, адекватных стратегий поведения в конфликтных ситуациях практиковать при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств работу в парах: «Учитель – ученик, со сменой ролей»; командные соревнования, кроссы и марш-броски с зачетом по последнему и т.д. 10. Для повышения стрессоустойчивости, эмоционально-волевой устойчивости включать в занятия упражнения с элементами риска, учить приемам релаксации, аутотренингу, психомышечной тренировке. 11. Разработанная нами модель профильной оборонно-спортивной подготовки может быть адаптирована и рекомендована к внедрению в различных типах образовательных учреждений, занимающихся вопросами патриотического воспитания, подготовкой молодежи к военной службе и профилактикой наркомании.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Шевцова Вера Владимировна – кандидат педагогических наук, специалист по научной работе АУ ДОД ТО «ОДЮЦ «Аванпост». Автор более 60 работ научного и методического характера по физической культуре, педагогике и психологии, в том числе 12 учебно-методических пособий и монографии. Перов Александр Николаевич – генеральный директор АУ ДОД ТО «ОДЮЦ «Аванпост», автор более 50 работ научного и методического характера по военно-патриотическому воспитанию, подготовке учащейся молодежи к военной службе, в т.ч. двух монографий.
Шевцов Владислав Вячеславович – кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук Российской Федерации. Профессор кафедры боевой и физической подготовки Тюменского юридического института МВД России. Автор более 250 работ научного и методического характера по физической культуре, военно-прикладной физической подготовке, валеологии, педагогике высшей школы и юридической психологии. В том числе пять монографий: Прикладная физическая подготовка учащейся молодежи (1995г.), Физическое состояние и пригодность учащейся молодежи к военной службе (2005 г.), Психические свойства и пригодность учащейся молодежи к военной службе (2006 г.), Оборонно-спортивный профиль: теория и практика (2006 г.), Мониторинг физического состояния учащихся специализированных классов добровольной подготовки к военной службе (2007 г.). Мастер спорта СССР по акробатике. Экс-чемпион России по гиревому спорту среди ветеранов. Шевцова В.В. Перов А.Н. Шевцов В.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.012 с.) |