Здоровьесберегающая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровьесберегающая деятельность



Шевцова В.В.

Перов А.Н.

Шевцов В.В.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ

ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СПОРТУ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АВАНПОСТ»

 

ТЮМЕНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

 

 

Шевцова В.В., Перов А.Н., Шевцов В.В.

 

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ

ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

 

 

Издание 2-е, исправленное и дополненное

 

Тюмень, 2008

 

ББК 74.2

Ш-37

 

 

Рецензент – Прокопьев М.Я., доктор медицинских наук, профессор

(ТюмГУ, Институт физической культуры)

 

Шевцова В.В., Перов А.Н., Шевцов В.В.

Здоровьесберегающая деятельность в специализированных классах добровольной подготовки к военной службе: Тюмень: АУ ДОД ТО «ОДЮЦ «Аванпост», 2008 – 50 с.

 

 

В пособии рассматриваются формы и методы здоровьесберегающей деятельности в СФК добровольной подготовки к военной службе, приводятся результаты исследований культуры здоровья и здорового стиля жизни учащихся и практические рекомендации по организации работы по сохранению, укреплению здоровья и профилактики наркомании учащихся специализированных классов.

Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. Состояние здоровья школьников………………………………………………5

 

II. Поведенческие факторы здоровья детей и подростков……………………..6

 

III. Культура здоровья и навыки здорового стиля жизни школьников………10

 

IV. Программа формирования здоровья и здорового стиля жизни…………..13

 

V. Основные направления совершенствования физического воспитания

учащейся молодежи………………………………………………………….23

 

Рекомендации…………………………………………………………………48

 

 

III. Культура здоровья и навыки здорового стиля жизни школьников

Соблюдение норм и правил здорового образа жизни обусловливается определенными знаниями в сфере физической культуры и спорта, умениями и навыками, сформированными на их основе и знаниями о негативном влиянии психоактивных веществ на здоровье человека. Сравнительный анализ проведенных нами исследований среди учащихся общеобразовательных школ и специализированных классов представлен в таблицах 1-3.

Таблица 1

Знания по физической культуре и спорту

 

Содержание вопросов   Утвердительные ответы (%)  
Учащиеся общеобразовательной школы Учащиеся специализированных классов  
1.Знаете ли Вы основные принципы тренировки?   3,4 61,7  
2. Можете ли Вы назвать цель и задачи физической подго­товки в вашем учебном заведении? 12,6 80,3  
3. Знаете ли Вы содержание /программу/ физической под­готовки в вашем учебном заведении? 47,2 96,3  
4. Знаете ли Вы нормативные требования по различным видам физической подготовки? 69,4 93,7  
5. Знаете ли Вы методы обучения технике? 10,6 53,4  
6. Можете ли Вы рассказать о методах развития: а) скоростных способностей б) выносливости в) силовых способностей г) гибкости   8,6 16,8 36,6 45,4   51,4 62,7 93,6 67,4  
7. Знаете ли Вы методы оценки и регулирования нагруз­ки на занятиях по физической подготовке? 8,6 80,3  
8. Можете ли Вы рассказать о методах контроля /самоконтроля/ за воздействием физических упражнений на организм? /по ЧСС, ЧД, внешним признакам/ 16,6 94,1  
9. Знаете ли Вы содержание и критерии оценки своего фи­зического состояния? / физического развития, физической подготовленности, функционального состояния/ работоспособности; соответственно - А/, Б, В,Г. 4,8 73,9  
2,4 71,8  
10. Знакомы ли Вы с основами аутотренинга, /медитации/  

 

Учащиеся профильных классов в большей степени владеют необходимыми знаниями по физической культуре и спорту по сравнению с учащимися общеобразовательной школы.

 

Таблица 2

V. Основные направления совершенствования системы

К простудным заболеваниям

Молодое пополнение Вооруженных Сил часто направ­ляется для службы в непривычные для них районы высо­когорья, холодного климата. Учебно-боевая деятельность многих специалистов протекает в условиях большого и быстрого температурного перепада. Простудные заболева­ния в этих условиях могут составить более половины всей заболеваемости.

В силу определенного физиологического механизма занятия физической культурой и спортом прямо не спо­собствуют повышению холодоустойчивости. Поэтому при организации занятий физическими упражнениями необхо­димо проведение специальных мероприятий по закалива­нию организма.

Методика исследования

Исследование выполнялось на базе специализированного учебного центра «Аванпост». В нем принимали участие учащиеся классов и групп добровольной подготовки к военной службе г. Тюмени и юга Тюменской области 14-17-летнего возраста.

Первую контрольную группу (А) составили учащиеся профильных классов и групп оборонно-спортивной подготовки занимающихся, преимущественно, рукопашным боем. Учащиеся второй контрольной группы (Б) занимались физической подготовкой в соответствии с комплексной программой, включающей рукопашный бой, летний и зимний полиатлон, атлетическое двоеборье. Учащиеся экспериментальной группы (В) занимались на основе комплексной программы по физической подготовке и целенаправленного использования средств и методов закаливания организма, повышения вестибулярной устойчивости и устойчивости к гипоксии.

Естественный сравнительный эксперимент проводился в условиях трехразовых занятий по физической подготовке в неделю, на протяжении двухлетнего периода обучения в профильных классах и группах оборонно-спортивной подготовки.

Средства развития вестибулярной функции подбирали таким образом, чтобы можно было решать одновременно задачи физической, технической и вестибулярной подготов­ки. С этой целью использовали широкий круг упражнений, представляющих варианты основного упражнения: бег (с ус­корениями, изменением направления, внезапными останов­ками, по кругу малого радиуса, с закрытыми глазами) прыжки на одной и на двух ногах с поворотом на 90-360° ку­вырки, перевороты; общеразвивающие упражнения с быст­рыми движениями головой в различных направлениях, по­воротами и наклонами туловища и головы, кружением вок­руг вертикали тела; специальные упражнения на воде с поворотами и вращением вокруг вертикальной и горизонта­льной осей тела, прыжки с вышки.

На каждом занятии выполнялось до десяти упражнений, исполняемых в трех различных плоскостях пространства, чем достигалось возбуждение рецепторов всех трех полукружных каналов и отолитового аппарата. На основе периодичес­ки проводимой оценки устойчивости вестибулярных реакций осуществляли индивидуальный подбор нагрузки и постоян­ное ее повышение. Тренировку вестибулярной устойчивости проводили на занятиях по всем разделам физической подготовки. Специальные упражнения применялись в виде комп­лексов возрастающей трудности в подготовительной и ос­новной частях занятия.

Для определения вестибулярной устойчивости мы испо­льзовали ряд функциональных проб с адекватными нагрузками.

1. Проба с десятью вращениями за 20 с в наклоне впе­ред прогнувшись (спина параллельно полу), руки в стороны и последующим прохождением по прямой (коридор шири­ной 25см) на расстояние 10 м. Учитывали отклонение от центра коридора на финише.

2. Проба Яроцкого. После потери равновесия с целью образования вегетативного симптомокомплекса испытуемые продолжали выполнять вращение головой в положении сидя до появления вегетативной реакции второй степени — тош­нота, бледность, пот.

3. Определение времени иллюзии противовращения (ВИП). Модификация пробы заключалась в том, что вместо десяти вращений в кресле Барани, испытуемые выполняли за 20 с десять поворотов на 360° (кружение) на одной ноге, переступая другой. Фиксировали время с момента останов­ки до исчезновения головокружения. Оценку проводили по шкале В.А. Засосова.

4. Проба с пятью кувырками за 10 с и с последующим сохранением строевой стойки. Оценивали способность к сох­ранению строевой стойки после выполнения кувырков в бал­лах: устойчивое сохранение строевой стойки без колебате­льных движений тела — 5 баллов; устойчивое сохранение стойки с незначительными колебаниями тела — 4 балла; для сохранения равновесия и принятия строевой стойки сделан один шаг — 3 балла, сделано два шага — 2 балла, сделано более двух шагов или падение на руки — 1 балл.

5. Выполнение быстрых наклонов головой вперед-назад (два наклона в 1 с.) в исходном положении стоя на носках, руки на поясе, глаза закрыты. Фиксировали время удержания равновесия в секундах.

6. Выполнение комплекса упражнений, расположенных по возрастающей трудности: а) исходное положение (и. п.) — правая нога перед левой на одной линии, руки на поясе, выполнить пять наклонов влево и право («маятник») в тем­пе два наклона в 1 с; б) и. п. — стойка на носке правой но­ги, руки на поясе, выполнить пять маховых движений ле­вой ногой вперед—назад с полной амплитудой; в) и. п. — стойка на носке правой ноги, левая, согнутая под углом 90° в коленном и тазобедренном суставах нога, поднята вперед, руки на поясе, глаза закрыты, стоять 10 с; г) и. п. — стойка на носках двух ног, руки на поясе, выполнить 10 быстрых (два движения в с) наклонов головой вперед назад. Оценку равновесия проводили по 4-балльной шкале: за выполнение первого упражнения — 1 балл, второго — 2 и т. д.

На основании анамне­за и результатов врачебного обследования, учащиеся экспериментальных групп были распределены на 2 подгруппы: 1-я не имеющая очагов хронической инфекции и без склонности к простудным заболеваниям, 2-я с очагом хроничес­кой инфекции и склонностью к простудным заболеваниям.

При организации занятий по физическому воспитанию с учащимися экспериментальной группы было предусмот­рено проведение специальных мероприятий по закаливанию организма в соответствии с состоянием здоровья учащихся и предрасположенностью их к простудным заболеваниям.

Закаливающий эффект обеспечивался: соот­ветствующей формой одежды и регулированием производ­ства теплопродукции физической нагрузкой различной ин­тенсивности; контрастным варьированием условий занятий «зал-воздух» или «воздух-зал»; поддержанием в спортивном зале «пульсирующего» температурного режима с перепадом температуры от 5 до 15 градусов, путем трех – четырехкратного проветривания; полосканием горла, умыванием стоп холодной водой; «закал – бегом» (бег в легкой спортивной одежде, с обнаженным торсом, с кратковременными пробежками босиком по снегу).

Во всех опытных группах для разви­тия устойчивости к гипоксии и анаэробных возможностей ор­ганизма использовались циклические и ациклические упражнения большой мощности (бег на короткие дистанции, пла­вание, ныряние, различные физические упражнения в усло­виях дефицита времени на количество раз и т. д.), то есть использовались любые упражнения, выполнение которых вызывает появление «кислородного долга».

Отличие в содержании и методике занятий учащихся ЭГ, по сравнению с учащимися КГ заключалось в том, что кроме указанных средств и соответствующих методов тре­нировки ими выполнялись специальные упражнения в волевой регуляции дыхательного цикла в покое и в процессе вы­полнения физической нагрузки умеренной мощности.

Метод гиповентиляции заключается в снижении легочной вентиляции, достигаемой урежением частоты дыхания, путем удлинения вдоха, выдоха, пауз между вдохом и вы­дохом т. е. в выполнении, так называемого «ступенчатого дыхания».

Для контроля за уровнем развития устойчивости к ги­поксии, анаэробных возможностей организма использова­лись: проба с задержкой дыхания на выдохе, ныряние в длину, бег на 400 м.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов (табл. 4) показал, что исходные показатели устойчивости вестибулярного анализатора у учащихся опытных групп не имели достоверных различий (р > 0,05), за исключением результатов в комплексном упражнении «на равновесие». К концу второго года обучения во всех опытных группах произошло улучшение показателей, характеризующих статическую и динамическую устойчивость, выраженность соматических реакций на вестибулярные раздражения.

У учащихся экспериментальной группы (В) время иллюзии противовращения (ВИП) уменьшилось на 54,6%, в первой контрольной группе (А) – на 30,2%, во второй контрольной группе (Б) – на 35,5%. Отличные и хорошие результаты ВИП к концу эксперимента имели: 85% учащихся группы «В», 55% учащихся группы «А» и 65% - учащихся группы «Б».

Во всех тестах, характеризующих динамическое и статистическое равновесие, произошло улучшение качественных и количественных показателей. Количественная оценка (в баллах) в выполнении пробы с 5 кувырками и комплексного упражнения в равновесии учащихся группы «В» соответствует оценке «отлично», учащихся контрольных групп (А и Б») – оценке «удовлетворительно».

Отклонение от прямой, в пробе с 10 вращениями, в группе «В» уменьшилось на 44,3%, продолжительность времени сохранения равновесия в пробе с наклонами головы увеличилось на 108%, в пробе Яроцкого – 59,3%, в первой контрольной группе («А»), соответственно, на 32,9%, 48,7% и 18,8%, во второй контрольной группе («Б») – на 37,8%, 90,7% 31,6%.

Количество учащихся группы «В», сохраняюших равновесие в пробе Яроцкого в течение 45 секунд и более составило 19,8%, в контрольных группах таких учащихся не выявлено.

Время до появления вегетативного симтомокомплекса второй степени увеличилось в группе «В» с 34,1 до 56,1 секунды (на 64,3%), в группе «А» - на 26,1%, в группе «Б» - на 31,3%. Развитие отдельных реакций симтомокомплекса наблюдалось в следующей последовательности: головокружение – неприятные ощущения в желудке – тошнота, бледность кожных покровов лица – появление пота. Нормализация вегетативных реакций происходила в этом же порядке, но бледность кожных покровов лица сохранялась длительное время (15-30 минут).

Экспериментальные данные свидетельствуют об одно­временном улучшении вестибулосенсорных, соматических, вегетативных реакций в процессе адаптации. Степень изме­нения их была различна. Если показатели соматической и вегетативных реакций улучшилась почти на 100%, то пока­затели сенсорной реакции только на 50%. Наблюдались раз­личия в изменении статической и динамической устойчивости. Под влиянием тренировок, первая возросла более чем на 90%, а вторая только на 45%. Улучшение статистической и динамической устойчивости можно объяснить снижением вестибулярных рефлексов на скелетную мускулатуру.

Развитие вегетативного симптомокомплекса после окончания пробы Яроцкого (под влиянием продолжающегося раздражения) наблюдалось через 19,6 с у учащихся экспериментиальной группы, через 8,5 с у учащихся первой контрольной группы и через 14,2 с—у учащихся второй контрольной группы. Вегетативный симптомокомплекс у учащихся опыт­ной группы проявлялся при более длительном действии раз­дражителя, а нормализация вегетативных реакций происхо­дила быстрее по сравнению с учащимися контрольных групп.

В.И. Воячек (1946), К.Л. Хилов (1969) и др. полагают, что повышение устойчивости вестибулярного анализатора к воздействию адекватных раздражителей обус­ловлено усилением тормозного влияния коры больших полу­шарий. В процессе тренировки происходит ограничение по­ступления вестибулярной афферентации в ЦНС за счет сни­жения активности неспецифических структур мозга, что в свою очередь способствует повышению уравновешенности и подвижности нервных процессов и более оптимальному проявлению двигате­льных способностей человека. В.В. Усачев (1973) в развитии этого процесса на первый план выдвигают изменение мозгового кровообра­щения. На наш взгляд, одновременное улучшение вестибулосоматических и вестибуловегетативных реакций свидетельст­вует о том, что в адаптационых процессах принимают учас­тие центральные структуры, контролирующие соматические и вегетативные реакции.

Оценивая приведенные результаты исследований в це­лом, следует отметить, что снижение выраженности вестибу­лярных реакций произошло во всех трупах, но статистически значимы (р < 0,01) они были только в экспериментальной группе. Абсо­лютные значения по всем показателям контрольных упраж­нений и функциональных проб также были значительно вы­ше у учащихся экспериментальной групп.

Положительные сдвиги в вестибулярной устойчивости объясняются не только применением специальных упражне­ний, но и включением в учебные занятия приемов рукопаш­ного боя и упражнений на гимнастических снарядах, предъ­являющих к функции равновесия повышенные требования.

Более высокие показатели и выраженная их динамика во второй контрольной группе по сравнению с показателями студентов первой контрольной группы объясняются, очевид­но, более высоким уровнем их физического развития, сос­тояния здоровья, физической подготовленности, что находит свое выражение и в более высоком уровне вестибулярной устойчивости.

Необходимо отметить также, что во всех группах встре­чались лица, обладающие низкой вестибулярной устойчи­востью, уровень которой изменялся весьма незначительно даже при процессе целенаправленной тренировки вестибулярного аппарата. Особенно это находило отражение в вести-буловегетативных реакциях.

В наших исследованиях показано, что лица более моло­дого возраста обладают более низкой переносимостью ус­корений Кориолиса. Очевидно, основная причина заключает­ся в том, что формирование общих адаптивных механизмов протекает постепенно и завершается лишь к 20 годам свидетельствуют о том, что в этот возрастной период происходит сложная перестройка многих регуляторных механизмов. Характерным является слабость тормозного и преобладание возбудительного процесса.

Результаты исследования эффективности мероприятий, направленных на закаливание организма, приведены в табл. 5. Анкетный опрос, проведенный до начала эксперимента выявил, что от 90,2 до 94,3 учащихся опытных групп признают важность закаливания, но не многие из них знают методику закаливания. Значительная часть (от 45,5 до 54,7%) никогда не применяли закаливающие процедуры в быту, а тем более в спортивной практике (от 72,5 до 84%). К концу второго года обучения все учащиеся экспериментальной группы («В») имели необходимые знания по методике закаливания. В контрольных группах этот показатель был значительно ниже: в группе «А» - 59,4%, в группе «Б» - 74,5%. Учитывая, что материал теоретических занятий по закаливанию был одинаковым во всех опытных группах, можно предположить, что знание методики применения закаливающих процедур определяется, в основном, практикой их применения на занятиях по физической подготовке.

Во всех опытных группах за исследуемый период увеличилось количество учащихся, применяющих закаливание в быту и в спортивной практике. Количество учащихся группы «В» систематически применяющих закаливание в быту, в 1,8 раза больше по сравнению с учащимися группы «Б» и в 3,8 раза, по сравнению с учащимися группы «А». Количество учащихся группы «В» систематически применяющих закаливание в спортивной практике составило 89,4%, в группе «Б» - 60,2%, в группе «А» - только 9,4%.

Общее количество учащихся, применяющих закаливание в быту и в спортивной практике, увеличилось в группах «В», преимущественно, за счет учащихся систематически применяющих закаливающие процедуры, в группах «А» и «Б» - за счет учащихся иногда применяющих закаливание.

Очевидно, практика применения закаливающих процедур на занятиях по физической подготовке способствовало приобретению навыков умения

правильно применять их, и превращению знаний в потребность в систематическом закаливании.

К концу эксперимента число случаев простудных заболеваний в группе «В» сократилось в 6,3 раза, в группе «Б» - в 1,8 раза, в группе «А» - практически не изменилось. В группах «Б» и «В» произошло достоверное (р < 0,05) уменьшение среднего количества случаев заболевания, но более существенные (р < 0,01) положительные изменения наблюдались в группе «В».

Увеличение средней продолжительности заболевания у лиц в группе «А» и уменьшение ее у лиц группы «Б» за исследуемый период не существенно и статистически не достоверно (р > 0,05).

Среднее количество дней болезни в группе «В» сократилось в 8,5 раза (р < 0,0001), в группе «Б» - в 1,9 раза, в группе «А» - практически не изменилось. Следует отметить, что в группе «В» число часто болеющих учащихся сократилось с 7,9 до 3,1%, в группе «Б» - с 11, до 4,7%, в группе «А» - практически не изменилось.

Под влиянием специально организованных на занятиях по физической подготовке мероприятий по закаливанию значительно сократились трудопотери от острых простудных заболеваний. Известную роль в этом, по мнению Г. Л. Апанасенко, играет и более высокий уровень физической подготовленности, особенно общей выносливости.

Повышение устойчивости к холодовым воздействиям у учащихся экспериментальных групп обеспечивалось двумя физиологическими механизмами. Воздействие слабых разд­ражителей привело к уменьшению объема терморегуляторных реакций на часто повторяющиеся одинаковые по силе и длительности холодовые воздействия в результате «при­выкания» на основе тормозного перцептивного возрастного рефлекса. Воздействие сильных раздражителей исключало возникновение «привыкания» и привело, очевидно, к усиле­нию реакции теплообразования во время непосредственного охлаждения.

Таким образом, систематическое применение специаль­но организованных мероприятий по закаливанию привело к совершенствованию координации теплорегулирующих меха­низмов, к повышению работоспособности систем, обеспечи­вающих терморегуляцию организма. Имеющие место отдельные случаи простудных заболеваний среди учащихся экс­периментальных групп можно объяснить двумя причинами: наличием факторов, предрасполагающих к возникновению простудных заболеваний (курение, кариес зубов, различные очаги хронической инфекции) и несоблюдением принципов постепенности и систематичности применения закаливающих процедур в быту.

Результаты исследования динамики показателей устойчивости к гипоксии (табл. 6) свидетельствует о том, что за двухлетний период исследования время задержки дыхания на выдохе (проба Генча) у учащихся группы «А» увеличилось на 10,8%, группы «Б» - на 23,9%, у учащихся группы «В» - 35,1% по отношению к исходному результату.

Различие между исходными и конечными результатами задержки дыхания существенны и статистически достоверны (р < 0,05) в группах «Б» и «В». Различия в среднегрупповых результатах группы «В», в сравнении с аналогичными показателями группы «А» и «Б», существенны и статистически достоверны (р < 0,05).

Параллельно с увеличением времени задержки дыхания произошло улучшение результатов в беге на 400 м и нырянии в длину во всех опытных группах, но более существенное и статистически достоверное (р < 0,05) улучшение результатов отмечается в группе «В».

В результате специальной тренировки произошло повы­шение устойчивости к гипоксии. Увеличение времени задер­жки в первой фазе (до ощущения «тяжело») связано, оче­видно, со снижением вентиляторной реакции на гипоксию и гиперкапнию в результате уменьшения чувствительности хе-морецепторного аппарата. Увеличение времени задержки во второй фазе (от «тяжело» и до отказа от задержки) определяется волевым компонентом, то есть возросшей способ­ностью затормаживать возбуждающие импульсы, направляе­мые из дыхательного центра к дыхательным мышцам и по­давлять реакции на хеморецепторную стимуляцию дыхания Улучшение способности к произвольной регуляции дыхания в процессе умеренной беговой нагрузки связано с улу­чшением способности корковых центров к торможению эф­фектов ритмической активности дыхательного центра в про­тивоположность его афферентным и возмущающим (проприореецептивным) и корригирующим (хеморецепторным) сти­мулам.

В большинстве случаев задержка дыхания в покое соп­ровождалась возникновением брадикардии. Учитывая нали­чие функциональной взаимосвязи между дыхательным цент­ром и сердечно-сосудистым центром блуждающего нерва, возникновение брадикардии можно объяснить снижением тонуса сердечно-тормозного центра блуждающего нерва. При­нимая во внимание то, что при гипоксии резко ослаблено прессорное действие адреналина и нарадреналина и уменьшается сосудосуживающее действие кислорода, что способ­ствует снижению жесткости артерий и увеличению в них кро­вотока в условиях гипоксии, брадикардию можно считать адекватной компенсаторной реакцией на задержку дыхания. Однако, это предположение нуждается в экспериментальной проверке.

Результаты исследования свидетельствуют о достовер­ном (р<0,05) увеличении времени задержки дыхания в про­бах Генча, у учащихся всех опытных групп, но более суще­ственные изменения (р<0,01) произошли у учащихся экспе­риментальной группы. Различия в абсолютных показателях устойчивости к гипоксии на конец эксперимента также ста­тистически достоверны (р<0,01). Анализ результатов функ­циональных проб доказывает факт большей устойчивости к гипоксии, достигнутой учащимися экспериментальной груп­пы «В» в процессе специальной тренировки. Все это подтверж­дает целесообразность произвольной регуляции дыхания.

Улучшение результатов функциональных проб у учащихся контрольной группы, которые не применяли специаль­ной гиповентиляционнои тренировки, говорит о том, что с целью развития устойчивости к гипоксии и гиперкапнии мо­жно применять и другие упражнения: циклические упраж­нения большой мощности; упражнения скоростно-силового характера, выполняемые в условиях дефицита времени; ста­тические упражнения, выполняемые «до отказа». То есть, все упражнения, выполнение которых приводит к образованию большого кислородного долга. Но больший эффект в повы­шении устойчивости к гипоксии дает их комплексное приме­нение в сочетании с гиповентиляционнои тренировкой, что и подтверждают результаты эксперимента. Результатом тако­го воздействия является увеличение мощности и экономич­ности функционирования аппарата внешнего дыхания и кровообращения, снижение основного обмена и экономное ис­пользование кислорода тканями.

Включение в занятия по физическому воспитанию сту­дентов упражнений, направленно воздействующих на вести­булярный аппарат, приводит к снижению выраженности сома­тических, сенсорных и вегетативных реакций, вырабатывает навыки выполнения определенной деятельности на фоне раз­дражения вестибулярного анализатора, улучшает процесс управления движениями.

Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что только целенаправленное применение специальных меро­приятий по закаливанию организма приводит к значительно­му сокращению числа простудных заболеваний, способству­ет приобретению опыта применения различных закаливаю­щих процедур в быту и спортивной практике, воспитывает привычку к систематическому закаливанию.

Основными средствами закаливания на занятиях по физическому воспитанию являются преимущественно общие и местные закаливающие процедуры, расположенные в оп­ределенной системе по силе и длительности воздействия в зависимости от состояния здоровья и закаленности занимающихся, условий окружающей среды и микроклимата, раздела учебной программы

Проведенные нами исследования показали высокую эффективность сочетания физических упражнений цикличе­ского характера с закаливанием воздухом в повышении об­щих адаптивных возможностей организма и профилактики простудных заболеваний. Указанные средства, благодаря доступности, могут найти широкое применение в практике физического воспитания.

Наши исследования подтверждают выводы других ав­торов о том, что в результате произвольного воздействия на структуру и акт дыхания происходит перестройка механизмов, регулирующих частоту и глубину дыхания в покое и формируется более экономичный стереотип дыхания во вре­мя выполнения физических упражнений.

Наибольший эффект в повышении устойчивости к ги­поксии и гиперкапнии дает комплексное применение физи­ческих упражнений большой мощности в сочетании с гиповентеляционной тренировкой.

 

Таблица 4

Рекомендации

1. Первичная профилактика наркомании среди несовершеннолетних в условиях профильной оборонно-спортивной подготовки должна осуществляться на основе целевых программ: духовно-нравственного воспитания, формирования культуры здоровья, физической подготовки.

2. Педагогический потенциал воспитательно-образовательной среды оборонно-спортивной подготовки необходимо использовать в целях формирования интегральной индивидуальности личности выпускника профильного класса в соответствии с его модельными характеристиками.

3. Средства, методы и формы организации и проведения оборонно-спортивной подготовки должны быть направлены на формирование системы компетенций (социальной, коммуникативной, регулятивной, информационной, самообразовательной, самовоспитательной, оздоровительно-коррекционной, двигательно-кондиционной, профессионально-прикладной, организационно-управленческой, антинаркотической), обеспечивающих адаптацию личности к жизни и деятельности в социуме.

4. Формирование социально-значимых мотивов занятий физической культурой и спортом осуществлять на основе информирования учащихся о требованиях различных видов профессиональной, военно-профессиональной деятельности к физическому состоянию человека, роли занятий физической культурой и спортом в улучшении физического и психического здоровья.

5. С целью формирования мотивации достижения успеха учить занимающихся постановке реально-достижимых, долговременных и оперативных целей, ставить перед ними конкретные задачи по физическому самосовершенствованию, проводить спортивные соревнования с определением победителя в личном зачете, морально поощрять успехи учащихся в различных видах физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности.

6. Для формирования адекватного, высокого уровня притязаний учить занимающихся саморефлексии, оценке соответствия целевых установок и планов реальным условиям, своим возможностям и способностям.

7. Для воспитания позитивного отношения к военной службе, осознания роли физической культуры и спорта в подготовке к военно-профессиональной деятельности рекомендуется провести цикл бесед (обсуждение публикаций) на тему: «Спортсмены в годы Великой Отечественной войны», «Спортсмены – герои Советского Союза», «От значка ГТО до звезды героя», «Военнослужащие - чемпионы Олимпийских игр» и т.д.

8. Для создания положительного психического состояния, снижения тревожности, рекомендуется проводить занятия по физической подготовке с музыкальным сопровождением, включать в них подвижные и спортивные игры и эстафеты.

9. Для формирования коммуникативных способностей, адекватных стратегий поведения в конфликтных ситуациях практиковать при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств работу в парах: «Учитель – ученик, со сменой ролей»; командные соревнования, кроссы и марш-броски с зачетом по последнему и т.д.

10. Для повышения стрессоустойчивости, эмоционально-волевой устойчивости включать в занятия упражнения с элементами риска, учить приемам релаксации, аутотренингу, психомышечной тренировке.

11. Разработанная нами модель профильной оборонно-спортивной подготовки может быть адаптирована и рекомендована к внедрению в различных типах образовательных учреждений, занимающихся вопросами патриотического воспитания, подготовкой молодежи к военной службе и профилактикой наркомании.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шевцова Вера Владимировна – кандидат педагогических наук, специалист по научной работе АУ ДОД ТО «ОДЮЦ «Аванпост».

Автор более 60 работ научного и методического характера по физической культуре, педагогике и психологии, в том числе 12 учебно-методических пособий и монографии.

Перов Александр Николаевич – генеральный директор АУ ДОД ТО «ОДЮЦ «Аванпост», автор более 50 работ научного и методического характера по военно-патриотическому воспитанию, подготовке учащейся молодежи к военной службе, в т.ч. двух монографий.

 

Шевцов Владислав Вячеславович – кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук Российской Федерации. Профессор кафедры боевой и физической подготовки Тюменского юридического института МВД России.

Автор более 250 работ научного и методического характера по физической культуре, военно-прикладной физической подготовке, валеологии, педагогике высшей школы и юридической психологии. В том числе пять монографий: Прикладная физическая подготовка учащейся молодежи (1995г.), Физическое состояние и пригодность учащейся молодежи к военной службе (2005 г.), Психические свойства и пригодность учащейся молодежи к военной службе (2006 г.), Оборонно-спортивный профиль: теория и практика (2006 г.), Мониторинг физического состояния учащихся специализированных классов добровольной подготовки к военной службе (2007 г.).

Мастер спорта СССР по акробатике. Экс-чемпион России по гиревому спорту среди ветеранов.

Шевцова В.В.

Перов А.Н.

Шевцов В.В.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.17.78 (0.065 с.)