Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Программа формирования здоровья и здорового стиля жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из основных задач, стоящих перед школой, является задача сохранения и укрепления здоровья учащихся. Сохранение и укрепление здоровья как система включает в себя три подсистемы: концептуальные основы, использование различных средств сохранения и укрепления здоровья и управление. Системообразующим фактором школьной системы сохранения и укрепления здоровья являются требования к личности учащегося, предъявляемые характером и условиями учебной деятельности. Концептуальные основы системы сохранения и укреплении здоровья являются субъективным отражением объективных требований учебной деятельности к психофизическому состоянию учащихся, а так же реальных возможностей и путей обеспечения психофизической готовности учащихся к различным видам деятельности: учебной, физкультурно-спортивной, бытовой, профессиональной и т.д. Концептуальные основы воплощаются в цели, задачах и принципах. Цель - обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся на протяжении всего периода обучения. Общие задачи: 1. Повышать неспецифическую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов учебной деятельности и окружающей среды. 2. Совершенствовать реакции терморегуляции, повышать устойчивость к простудным заболеваниям. 3. Оптимизировать психофизическое состояние. Специальные задачи определяются с учетом уровня психофизического состояния и нозологических форм заболевания. Основными принципами сохранения и укрепления здоровья являются: принцип оздоровительной направленности, принцип научности, принцип конкретности, принцип систематичности, принцип оптимальности, принцип комплексности. - Основной смысл принципа оздоровительной направленности - в обязательной установке на достижение возможно большего и безусловного оздоровительного эффекта, то есть эффекта укрепления и сохранения здоровья. - Реализация принципа научности предполагает, в частности, использование научно обоснованных форм, методов, средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, то есть, имеющих педагогическое, психофизиологическое и медико-биологическое обоснование. - Принцип конкретности предполагает учет негативных факторов учебной деятельности, ориентацию на фактическое психофизическое состояние учащихся, определенные нозологические формы заболевания. - Принцип систематичности проявляется в регулярности использования различных форм, методов и средств оздоровления учащихся, в определенной последовательности психолого-педагогических и медико-биологических воздействий на учащихся с учетом закономерностей повышения общих адаптивных возможностей организма. - Принцип оптимальности предполагает индивидуально-оптимальный уровень психофизического состояния, обеспечивающего способность сохранять достаточную устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. - Принцип комплексности предполагает, во-первых, комплексное решение как общих, так и специальных задач сохранения и укрепления здоровья, во-вторых, использование комплекса педагогических, психологических и медико-биологических средств восстановления. Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению Г.И. Царегородцева (1987), здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, на 15-20 % от окружающей среды и настолько же от наследственности и системы здравоохранения. Ведущими формирующими факторами здоровья являются здоровый образ жизни, экология, внутренняя среда помещения, организация физического воспитания, медико-санитарное обеспечение, использование специфических и неспецифических средств сохранения и укрепления здоровья. Основными средствами, используемыми в оздоровительно реабилитационных целях, являются: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, психо-мышечная и аутогенная тренировка, медитация, рациональное питание, фармакологические препараты, фитотерапия и физиотерапия. Работа по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового стиля жизни в системе профильной оборонно-спортивной подготовки организована на основе базовой модели, рекомендованной Центром образования и здоровья Министерства образования РФ (2003). Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из следующих блоков: I блок — здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Блок включает: • состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами; • оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спорплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; • наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; • наличие и необходимое оснащение школьной столовой; • организация качественного питания; • необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.). Необходимо обратить особое внимание на значимость каждой позиции (положения) этого блока в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Анализ инфраструктуры школ показал, что совсем нередки случаи, когда школа приобретает дорогостоящее оборудование для физиотерапии (не имея при этом тренажеров и необходимой мебели). Ответственность и контроль за реализацию этого блока должна быть возложена на администрацию школы. II блок - рациональной организации учебного процесса. Блок включает: • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения; • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию); • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства); • рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе; • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах. Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление. Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда, даже в образовательных учреждениях, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, серьезно относятся к решению проблем рациональной организации учебного процесса. Это в большей мере относится к лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением ряда предметов. III блок — организации физкультурно-оздоровительной работы. Блок включает: • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); • организацию занятия по ЛФК; • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроком в начальной школе; • организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; • создание условий и организацию работы спортивных секций; • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.). Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников. К сожалению, резерв физкультурно-оздоровительной работы используется недостаточно. IV блок — просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Блок включает: • включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркотизма), «Приключения в стране здоровья» и т.п.). Подобные образовательные программы должны носить модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента; • лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; • проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.; • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье». Мы считаем нецелесообразным и даже вредным использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды новых «нетрадиционных» идей и систем оздоровления (природное оздоровление, биодобавки, специфическая организация питания, диеты и т.п.). Следует понимать, что дети (особенно подростки) готовы к любым экспериментам с собственным здоровьем, они еще не способны оценить влияние предлагаемых им методик, а желание «иметь идеальную фигуру» или «накачать мышцы» с помощью нетрадиционных методик может отрицательно сказаться и на физическом, и на психическом здоровье. V блок — организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья. Блок включает: • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.; • приобретение необходимой научно-методической литературы; • привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.). Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности. VI блок — профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья. Блок включает: • использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); • регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога. • регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры. • создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами; • привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей. Повышение оздоровительной направленности занятий по физической культуре 1. Изучить физическое состояние учащихся профильных классов на начало учебного года. 2. Провести экспресс-анализ и оценку физического состояния учащихся, определить индивидуальный уровень физической подготовленности. 3. Разработать и начать реализацию дифференцированных программ коррекции физического состояния с учетом выявленного уровня физической подготовленности. 4. Осуществлять текущий, этапный, итоговый контроль за физическим состоянием учащихся. 5. Вносить коррективы в содержание, методику занятия по физической культуре. 6. Использовать упражнения психомышечной тренировки дли оптимизации психического состояния учащихся. 7. Закаливание организма в зале: использование "пульсирующего" режима с перепадом температур от 5 до 10°С. Общая направленность нагрузки независимо от раздела учебной программы - кондиционная тренировка преимущественно аэробного характера на уровне порога анаэробного обмена. Бытовая физическая культура (физическая культура в семье) Утренняя зарядка 1. Провести беседы с учащимися о роли утренней зарядки различной направленности (оздоровительной, тренировочной) с методическими требованиями к составлению комплексов утренней гимнастики. 2. Составить несколько комплексов упражнений для утренней гимнастики. 3. Разучить комплексы упражнений на уроках физической культуры. Физкультпаузы и физкультминуты в режиме выполнения домашних заданий 1. Рекомендовать учащимся упражнения физкультпауз и физкультминут для использования в режиме учебного дня. 2. Разработать и рекомендовать учащимся другие упражнения и мероприятия (процедуры, способствующие восстановлению и повышению умственной работоспособности, "гимнастика для мозга"). 3. Осуществлять контроль за занятиями бытовой физической культурой. 4. Контролировать ведение "Дневника здоровья". Периодическая информация администрации, родителей, учителей о состоянии здоровья учащихся профильных классов. Выпуск стенгазеты "Здоровье".
Структура центра здоровья в образовательном учреждении 1. Физкультурно-оздоровительный консультационно-диагностический центр (диагностика физического состояния, консультации по рекреации, реабилитации, коррекции физического состояния и т.д.). 2. Медицинская служба - медико-биологический оздоровительный консультационно-диагностический центр. 3. Психологическая служба (психодиагностика, психогигиена, психопрофилактика, психотерапия). 4. Оздоровительно-профилактический центр (спортсооружения, сауна, бассейн, комната эмоционально-стрессовой психотерапии и т.д.) - проведение групповых и индивидуальных занятий. 5. Вычислительный центр (обработка и анализ информации, полученной в результате врачебно-педагогического мониторинга). Управление - это совокупность специфических воздействий на процессы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся с целью приведения их в требуемое состояние: По своей структуре оно представляет собой совокупность форм, методов и средств. В качестве относительно самостоятельных сторон управления процессом сохранения и укрепления здоровья можно выделить: руководство, организацию, обеспечение, проведение. Руководство направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям и координацию их действий, анализ результатов выполнения поставленных задач, подведение итогов по выполнению программы "Здоровье учащихся". Организация включает планирование, подготовку руководителей и исполнителей, контроль и учет проделанной работы. Обеспечение состоит из материального финансового обеспечения программы "Здоровье". Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что система сохранения и укрепления здоровья учащихся представляет собой упорядоченную в соответствии с требованиями учебной деятельности совокупность цели, задач и принципов, а также форм, методов и средств, составляющих процесс оптимизации психофизического состояния учащихся, и управление этим процессом. Общий методологический характер носит определение понятия «здоровье», сформулированное в преамбуле Устава ВОЗ в 1948 году: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение не позволяет перейти к измерению «качества здоровья». В этом плане перспективен функциональный, деятельностный подход, в соответствии с которым здоровье человека следует оценивать через его способность осуществлять естественные жизненные функции. С этих позиций здоровье – это целостное, динамическое состояние организма которое определяется резервами энергетического, пластического и регулярного обеспечения функций, характеризуется устойчивостью к воздействиям патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, а также является основой осуществления биологических и социальных функций. Образ жизни – социальная категория, включающая качество, уклад и стиль жизни. По определению ВОЗ, образ жизни – это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения человека. «Здоровая» модель поведения для данных конкретных условий уменьшает риск возникновения заболевания. Разные условия жизни предполагают различные модели «здорового» поведения. Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет конкретный человек. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение понятия «здоровый образ жизни» - это стиль жизни, характеризующийся стремлением личности к гармонии телесного и духовного, к гармонии отношений с самим собой, реальной природой и социальной средой, к созданию психосоматической системы с мощным энергетическим потенциалом. Цель программы формирование здорового образа жизни – формирование, сохранение и укрепление здоровья. Задачи: 1. Валеологическое просвещение, формирование знаний о принципах и факторах здорового образа жизни, средствах управления индивидуальным здоровьем. 2. Организация деятельности учащихся, направленная на формирование привычки к выполнению требований здорового образа жизни. 3. Мониторинг и оценка соматического, психического, нравственного и социально-психологического аспектов здоровья. В своей работе мы акцентируем внимание на решении второй и третьей задач. Формирование знаний, навыков и привычек здорового образа жизни осуществляется в учебно-воспитательном процессе по различным разделам программы «Физическая подготовка» по трем взаимосвязанным направлениям. Первое направление – формирование у подростков системы мировоззренческих взглядов на роль ЗОЖ в сохранении и укреплении здоровья, оптимизации физического и психического состояния. Решение задач этого направления осуществляется, преимущественно, проведением бесед по данной проблематике: о здоровье и болезнях, физическая культура и здоровье, вредные привычки и здоровье, экология и т.д. Второе направление – создание условий для формирования навыков и привычек ЗОЖ на занятиях по различным разделам программы физического воспитания и в оздоровительном спортивном лагере: закаливание (использование солнечных и водных процедур), самоконтроль физической нагрузки на занятиях по физической подготовке, запрещение курения в период нахождения на территории спортивных сооружений, в оздоровительном лагере, создание комфортного психологического климата и т.д. Третье направление – всемерная активизация, моральное стимулирование самовоспитания, соблюдение требований ЗОЖ. В решении задач укрепления и сохранения здоровья молодежи, в формировании здорового образа жизни, важная роль принадлежит физическому воспитанию. Одним из критериев сформированности физической культуры личности является повседневная реализация основных положений ЗОЖ. Данная программа определяется: реализацией социально и личностно заданных целей по укреплению здоровья; углублением знаний о сущности ЗОЖ; оптимизацией психо-физического состояния; сохранением и укреплением соматического и психического здоровья; сформированностью стереотипа здорового стиля жизни. Процесс реализации программы формирования ЗОЖ включает следующие этапы: 1 этап – диагностика первоначальных валеологических знаний учащихся, педагогов; 2 этап – валеологический всеобуч; 3 этап – диагностика соматического, психического, нравственного здоровья учащихся (физическое и психическое состояние); 4 этап – коррекционные мероприятия: а) клиническая коррекция (врач); б) физическая (преподаватель физического воспитания); в) психологическая (психолог). Валеологические мероприятия разрабатываются совместно врачом, психологом, преподавателем физического воспитания. 5 этап – изучение эффективности проделанной работы. Наиболее перспективной формой организации занятий физическими упражнениями в школе в аспекте формирования здорового образа жизни являются специализированные классы оборонно-спортивного профиля. Физическая культура и спорт являются системообразующими факторами здорового образа жизни школьников, формируют устойчивые виды деятельности, стиль поведения, играющие существенную роль в сохранении и укреплении здоровья. Система управления здоровьем включает следующие взаимосвязанные элементы: 1. Духовное самосовершенствование (самопознание, формирование адекватной «Я-концепции», осознание своего места в социуме и Мире, смысла жизни; в отношениях с другими людьми; развитие способности к эмпатии, рефлексии, диалогу и т.д.) 2. Психическое самосовершенствование (улучшение познавательных процессов, развитие общих и специальных способностей, приобретение навыков волевой регуляции поведения, самореализацию и т.д.). 3. Физическое самосовершенствование (формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие общих и специальных физических качеств, повышение устойчивости организма, укрепление здоровья и т.д.) Использование научно и методически обоснованных педагогических технологий направлено на духовное и физическое развитие, психосоматическую гармонизацию, сохранение и укрепление биополевой структуры человека, очищение организма; требует полноценного питания и отказа от вредных привычек; умеренности во всем; формирует правильные межличностные отношения в коллективе и т.д. Оказывая существенное влияние на развитие социально значимых свойств и качеств личности, видов деятельности и форм поведения физическая культура и спорт играют большую роль в сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового стиля жизни обучающихся. Занятия физической культурой и спортом являются системообразующим фактором здорового образа жизни. Обобщенный анализ литературных источников по проблеме здоровья, опыт формирования навыков и привычек ЗОЖ у учащихся в учебном центре «Аванпост» позволил определить следующие составляющие здорового образа жизни: личностная значимость ценности здоровья, наличие условий сохранения и укрепления здоровья, двигательная, в том числе физкультурно-спортивная активность, оптимальное физическое состояние, оптимальный режим учебы, труда и отдыха, доброжелательная психологическая атмосфера в семье, неформальной и учебной группе, комфортное психическое состояние, рациональное питание, личная гигиена. Формирование физической культуры личности, культуры здоровья и здорового стиля жизни осуществлялось на теоретических, практических и методико-практических занятиях по физической подготовке. Приводим тематический план теоретических занятий (бесед): 1. Человек и его здоровье: европейская и восточная модели здоровья. 2. Модели развития болезней: экологическая, аккумуляционная, онтогенетическая, генетическая. 3. Здоровье физическое, нравственное и духовное, психическое, социальное. 4. Саморазрушающее поведение. 5. Двигательная активность и здоровье. 6. Сохранение и укрепление здоровья. 7. Управление здоровьем.
Особую значимость в формировании навыков и привычек здорового образа жизни имеет ежегодное 14-дневное пребывание учащихся в оборонно-спортивном оздоровительном лагере, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.
Формирование культуры здоровья, здорового стиля жизни осуществляется через осознание ценностей здоровья, физической культуры и спорта на основе саморефлексии, самоопределения, саморазвития, самовоспитания. Интегральным критерием реализации потенциала воспитательно-образовательной среды является создание в ней условий и возможностей, удовлетворяющим формированию интегральной индивидуальности личности, профилактике наркомании, антинаркотической компетенции, пригодности к военной службе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.012 с.) |