Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Поведенческие факторы здоровья детей и подростковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Феномен "здоровье" обладает определенной спецификой. Сложность изучения состояния здоровья состоит в том, что в основе поведения подростка, связанного со здоровьем, лежат самые различные, иногда конфликтные, потребности. При этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обусловливается мотивами, никак не связанными со здоровьем. Поведение в сфере здоровья, является, главным образом, результатом общепринятой деятельности, не требующей приложения особых усилий и обусловленной существующими в обществе социальными нормами. И именно такое поведение имеет более устойчивый характер по сравнению с моделями поведения, в основе которых лежит сознательная мотивация индивида. Все это существенно осложняет изучение поведенческих показателей здоровья и факторов, их обусловливающих (И.В.Журавлева, 2002). Тем не менее, существует набор показателей, которые характеризуют отношение индивида к своему здоровью: 1) самооценка здоровья; 2) медицинская информированность; 3) место здоровья в системе жизненных ценностей; 4) наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков); 5) экологические факторы; 6) стрессогенные факторы; 7) физическая активность. 1. Самооценка здоровья подростков. Отношение человека к своему здоровью обусловлено объективными и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, вербально выражается в мнениях и суждениях относительно причин, влияющих на его физическое и психическое благополучие. Отношение человека к здоровью включает в себя субъективную оценку или самооценку человеком своего физического и психического состояния. Самооценка человеком своего состояния является своеобразным индикатором и регулятором реального и вербального поведения. Самооценка состояния здоровья непосредственно связана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди других людей (это и обусловливает ее регулятивную функцию). Вместе с тем самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья, поскольку установлена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья по данным медицинских исследований (70-80% случаев). Показатели самооценки здоровья в совокупности с другими показателями позволяют прогнозировать поведение подростков в случае формирования групп риска. Поэтому самооценка и в качестве мотивационной детерминанты поведения относительно факторов, способствующих или угрожающих здоровью, и в качестве показателя здоровья требует пристального внимания и анализа. 2. Медицинская информированность подростков. Поведение подростков в контексте здоровья в значительной мере связано с уровнем их медицинской информированности. Медицинская информированность, в первую очередь, характеризуется знаниями подростка: о вредных для здоровья привычках, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний, о перенесенных заболеваниях, об особенностях своего организма в связи с противопоказанием приема тех или иных лекарств, о правилах оказания первой медицинской помощи и т.п. Только имея представления об уровне санитарно-гигиенической культуры и медицинской информированности, можно оценить осознанность поведения подростка в отношении своего здоровья и здоровья других людей. Кроме того, показатель медицинской информированности характеризует эффективность профилактической деятельности служб здравоохранения. 3. Место здоровья в системе жизненных ценностей детей и подростков. Ценность здоровья относится к высшим ценностям и провозглашается как безусловная норма жизни. Результаты ранее проведенных социологических исследований свидетельствуют о том, что в системе жизненных ценностей индивида здоровье как базовая ценность, занимает 3-4 место после "семьи", "работы". Высокое место здоровья в структуре ценностей объясняется тем, что, будучи качественной характеристикой личности, оно способствует достижению многих целей и удовлетворению различных потребностей человека, а в условиях современной социальной и экономической ситуации выступает иногда как единственное средство достижения поставленных задач, что делает здоровье все в большей степени объектом эксплуатации, а его ценность становится все более инструментальной Инструментальный характер ценности здоровья связан также с тем, что при низких стартовых возможностях вхождения в рыночные отношения у большинства населения нашей страны идет эксплуатация наиболее доступного ресурса, а у детей, подростков и молодежи нередко и единственного ресурса - здоровья. Социальные последствия эксплуатации здоровья детей и подростков очевидны: экономические потери от качества здоровья трудовых ресурсов, дополнительные финансовые вложения в программы социальной защиты населения, здоровье будущих поколений, социальное самочувствие общества, рост социальных девиаций. А в связи с увеличением в системе здравоохранения доли платных услуг при параллельном сокращении доходов большинства населения страны, росте безработицы можно уверенно прогнозировать дальнейший рост инструментальной ценности здоровья. 4. Наличие у подростков вредных привычек. ВПрогнозе общественного здоровья, представленном в "Основных направлениях государственного регулирования здравоохранения Российской Федерации на 2000-2010 годы", отмечается усиление таких факторов риска здоровья, как алкоголизм, курение, наркотическая зависимость, снижение физической активности. Подобный прогноз заставляет уделить этим факторам особое внимание. Курение. Проведено большое количество масштабных исследований, в которых показана взаимосвязь курения со многими заболеваниями, продолжительностью жизни и смертностью (в некоторых исследованиях количество испытуемых составляло около одного миллиона человек, а срок исследования - более 10 лет). Многократно подтвержден вывод - курение вредно, особенно в детском и подростковом периоде. Кроме того, установлено, что, во-первых, именно в детском и подростковом возрасте вред от курения наибольший; во-вторых, курение, как правило, становится первой формой девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается употребление алкоголя, а в ряде случаев - и наркотиков. С учетом серьезных социальных и экономических последствий курения, в некоторых странах мира были предприняты профилактические программы, направленные на предупреждение курения. Однако неожиданным результатом этих профилактических программ было признание факта бессилия санитарного просвещения кардинально повлиять на ситуацию Причинами начала курения в детском и подростковом возрасте являются любопытство, влияние средств массовой информации, реклама, пример друзей и взрослых, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников и т.п. Употребление алкогольных напитков. В последние годы для детей и подростков нашей страны характерно злоупотребление алкогольных напитков различной крепости (пиво, джин-тоник, вино, водка и т.п.). На слуху рекламный слоган "А кто пойдет за "Клинским"? ", реальностью стал "пивной алкоголизм" подростков. Что касается алкоголизации, то трудно считать нормальным явлением ситуацию, которая характеризуется употреблением алкогольных напитков подростками 13-15 лет, особенно девочками и девушками, и в случае предпочтения более крепких алкогольных напитков (вино и водка). Употребление наркотических веществ. В ходе исследований, направленных на изучение особенностей употребления детьми и подростками наркотических веществ, установлено, что употреблению наркотиков обычно предшествует курение и употребление алкогольных напитков (чем раньше подросток начинает курить, тем выше вероятность того, что в будущем он приобщится к наркотикам). Установлено также, что в последние 3-5 лет среди подростков 13-15 лет увеличилась распространенность употребления наркотических веществ, алкогольных напитков и курения, объединенных общим названием психоактивных веществ. Так, уровень распространенности ежедневного курения увеличился в 1,4 раза, уровень алкоголизации - в 1,8 раза, уровень наркотизации - в 3,0 раза. По мнению экспертов, реальные масштабы этого явления еще более значительны, что свидетельствует о недопустимо низком уровне профилактической работы среди подростков. Что касается организации профилактической работы среди подростков, то следует отметить, что и здесь не все так просто и однозначно. Так, например, в ходе ранее проведенных у нас в стране и за рубежом исследований установлено, что разъяснительная работа является менее эффективным средством, чем запрет на курение. И хотя в России 10 июля 2001 года был принят Федеральный закон № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", направленный, главным образом, на регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой и розничной торговле ими, тем не менее, подростки имеют возможность приобщаться к курению посредством бесплатной рекламы табачных изделий и беспрепятственного приобретения сигарет в магазинах и уличных киосках ("прибыль прежде всего "). Следует также отметить, что употребление детьми и подростками психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркотики) тесно связано с изменением их сексуального поведения. Установлено, что у большинства подростков, имеющий ранний половой опыт, сексуальные связи начинались с курения, употребления алкоголя и наркотиков. Случайные половые связи приводят к заражению болезнями, передающимися половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.), в том числе ВИЧ-инфекцией и СПИД. Такой комплекс факторов риска актуален для определенной части подростковой и молодежной среды и существенно осложняет формирование у них самосохранительного поведения. 5. Экологические факторы. В настоящее время Россия относится к числу наиболее загрязненных в экологическом отношении стран мира. Особенно это касается Уральского федерального округа, исторически являющегося наиболее крупным промышленным регионом страны. Безусловно, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет на состояние здоровья людей. Более того, отдельный человек бессилен "снять" отрицательное воздействие неблагоприятных экологических условий на свой организм. Поэтому в социологическом аспекте особый интерес имеет исследование экологических установок подростков, формирование у них основ экологической культуры, повышение уровня экологической воспитанности, рационального экологического поведения. Результаты ранее проведенных исследований свидетельствую, что экологические установки подростков являются результатом соответствующей системы воспитания. В настоящее же время для подросткового населения нашей страны в большей степени характерно упование на "изменение характера производства" (44,4% респондентов), а не на "изменение образа жизни" (41,3% респондентов). 6. Влияние стрессогенных факторов. В социологическом плане стресс у подростков связан с особенностями взаимоотношений со своими сверстниками, учителями, родителями, а также общей удовлетворенностью своей жизнью. Преобладание негативных переживаний во время взаимоотношений со сверстниками (отсутствие друзей, трудности во время ответов у классной доски и публичных выступлений и т.п.), родителями (непонимание со стороны родителей, "давление" со стороны родителей, уходы из дома и т.п.), а также неудовлетворенность своей жизнью (частое переживание чувства раскаяния и стыда за сделанное, необходимость действовать по указанию взрослых, публичные замечания со стороны учителей и т.п.) приводят к возникновению у подростков состояния тревожности и растерянности, что может спровоцировать возникновение серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии, возникновение болезней. 7. Физическая активность детей и подростков. Понятие "физическая активность" трактуется как деятельность индивида, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Физическая активность в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1987). Физическая активность должна рассматриваться как главная сфера формирования физической культуры личности. Формирование физической активности детей школьного возраста как специфического вида их жизни и деятельности должно осуществляться на основе выявления и учета закономерностей влияния социально-педагогических факторов. В педагогическом аспекте большое значение имеет соответствие содержания и условий физического воспитания индивидуальному состоянию подростка, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора форм физической активности (В.К. Бальсевич, 1996). Социальный аспект проблемы формирования физической активности школьников связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала подростков имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека. Использование социологических методов исследования является одним из путей решения проблем, связанных с анализом существующей системы физического воспитания и разработкой современных подходов ее преобразования (К. Ингекамп, 1991).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.011 с.) |