II. Поведенческие факторы здоровья детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Поведенческие факторы здоровья детей и подростков



Феномен "здоровье" обладает определенной спецификой. Сложность изучения состояния здоровья состоит в том, что в осно­ве поведения подростка, связанного со здоровьем, лежат самые различные, иногда конфликтные, потребности. При этом значи­тельная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обусловливается мотивами, никак не связанными со здоровьем.

Поведение в сфере здоровья, является, главным образом, ре­зультатом общепринятой деятельности, не требующей приложения особых усилий и обусловленной существующими в обществе со­циальными нормами. И именно такое поведение имеет более ус­тойчивый характер по сравнению с моделями поведения, в основе которых лежит сознательная мотивация индивида. Все это сущест­венно осложняет изучение поведенческих показателей здоровья и факторов, их обусловливающих (И.В.Журавлева, 2002).

Тем не менее, существует набор показателей, которые харак­теризуют отношение индивида к своему здоровью: 1) самооценка здоровья; 2) медицинская информированность; 3) место здоровья в системе жизненных ценностей; 4) наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков); 5) экологические факторы; 6) стрессогенные факторы; 7) физическая активность.

1. Самооценка здоровья подростков. Отношение человека к своему здоровью обусловлено объективными и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, вербально выра­жается в мнениях и суждениях относительно причин, влияющих на его физическое и психическое благополучие. Отношение человека к здоровью включает в себя субъективную оценку или самооценку челове­ком своего физического и психического состояния. Самооценка человеком своего состояния является своеобразным индикатором и регулятором реального и вербального поведения. Самооценка со­стояния здоровья непосредственно связана с целостной самооцен­кой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осозна­нием жизненной перспективы и места среди других людей (это и обусловливает ее регулятивную функцию).

Вместе с тем самооценка физического и психического со­стояния выступает в качестве реального показателя здоровья, поскольку установлена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья по данным медицинских исследований (70-80% случаев).

Показатели самооценки здоровья в совокупности с другими показателями позволяют прогнозировать поведение подростков в случае формирования групп риска. Поэтому самооценка и в каче­стве мотивационной детерминанты поведения относительно фак­торов, способствующих или угрожающих здоровью, и в качестве показателя здоровья требует пристального внимания и анализа.

2. Медицинская информированность подростков. Поведе­ние подростков в контексте здоровья в значительной мере связано с уровнем их медицинской информированности. Медицинская информированность, в первую очередь, характеризуется знаниями подростка: о вредных для здоровья привычках, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний, о перенесенных заболеваниях, об особенностях своего организма в связи с проти­вопоказанием приема тех или иных лекарств, о правилах оказания первой медицинской помощи и т.п. Только имея представления об уровне санитарно-гигиенической культуры и медицинской ин­формированности, можно оценить осознанность поведения под­ростка в отношении своего здоровья и здоровья других людей. Кроме того, показатель медицинской информированности харак­теризует эффективность профилактической деятельности служб здравоохранения.

3. Место здоровья в системе жизненных ценностей детей и подростков. Ценность здоровья относится к высшим ценностям и провозглашается как безусловная норма жизни. Результаты ра­нее проведенных социологических исследований свидетельствуют о том, что в системе жизненных ценностей индивида здоровье как базовая ценность, занимает 3-4 место после "семьи", "работы".

Высокое место здоровья в структуре ценностей объясняется тем, что, будучи качественной характеристикой личности, оно спо­собствует достижению многих целей и удовлетворению различных потребностей человека, а в условиях современной социальной и экономической ситуации выступает иногда как единственное сред­ство достижения поставленных задач, что делает здоровье все в большей степени объектом эксплуатации, а его ценность становится все более инструментальной Инструментальный характер ценности здоровья связан также с тем, что при низких стартовых возможностях вхождения в ры­ночные отношения у большинства населения нашей страны идет эксплуатация наиболее доступного ресурса, а у детей, подростков и молодежи нередко и единственного ресурса - здоровья.

Социальные последствия эксплуатации здоровья детей и под­ростков очевидны: экономические потери от качества здоровья тру­довых ресурсов, дополнительные финансовые вложения в програм­мы социальной защиты населения, здоровье будущих поколений, социальное самочувствие общества, рост социальных девиаций. А в связи с увеличением в системе здравоохранения доли платных ус­луг при параллельном сокращении доходов большинства населе­ния страны, росте безработицы можно уверенно прогнозировать дальнейший рост инструментальной ценности здоровья.

4. Наличие у подростков вредных привычек. ВПрогнозе общественного здоровья, представленном в "Основных направлениях государственного регулирования здравоохранения Россий­ской Федерации на 2000-2010 годы", отмечается усиление таких факторов риска здоровья, как алкоголизм, курение, наркотическая зависимость, снижение физической активности. Подобный прогноз заставляет уделить этим факторам особое внимание.

Курение. Проведено большое количество масштабных иссле­дований, в которых показана взаимосвязь курения со многими за­болеваниями, продолжительностью жизни и смертностью (в неко­торых исследованиях количество испытуемых составляло около одного миллиона человек, а срок исследования - более 10 лет).

Многократно подтвержден вывод - курение вредно, особенно в детском и подростковом периоде. Кроме того, установлено, что, во-первых, именно в детском и подростковом возрасте вред от ку­рения наибольший; во-вторых, курение, как правило, становится первой формой девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается употребление алкоголя, а в ряде случаев - и наркотиков.

С учетом серьезных социальных и экономических последствий курения, в некоторых странах мира были предприняты профилак­тические программы, направленные на предупреждение курения. Однако неожиданным результатом этих профилактических про­грамм было признание факта бессилия санитарного просвещения кардинально повлиять на ситуацию

Причинами начала курения в детском и подростковом возрасте являются любопытство, влияние средств массовой информации, реклама, пример друзей и взрослых, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников и т.п.

Употребление алкогольных напитков. В последние годы для детей и подростков нашей страны характерно злоупотребление алкогольных напитков различной крепости (пиво, джин-тоник, ви­но, водка и т.п.). На слуху рекламный слоган "А кто пойдет за "Клинским"? ", реальностью стал "пивной алкоголизм" подростков.

Что касается алкоголизации, то трудно считать нормальным явлением ситуацию, которая характеризуется употреблением алко­гольных напитков подростками 13-15 лет, особенно девочками и девушками, и в случае предпочтения более крепких алкогольных напитков (вино и водка).

Употребление наркотических веществ. В ходе исследова­ний, направленных на изучение особенностей употребления деть­ми и подростками наркотических веществ, установлено, что упот­реблению наркотиков обычно предшествует курение и употребле­ние алкогольных напитков (чем раньше подросток начинает ку­рить, тем выше вероятность того, что в будущем он приобщится к наркотикам).

Установлено также, что в последние 3-5 лет среди подростков 13-15 лет увеличилась распространенность употребления наркоти­ческих веществ, алкогольных напитков и курения, объединенных общим названием психоактивных веществ. Так, уровень распро­страненности ежедневного курения увеличился в 1,4 раза, уровень алкоголизации - в 1,8 раза, уровень наркотизации - в 3,0 раза.

По мнению экспертов, реальные масштабы этого явления еще более значительны, что свидетельствует о недопустимо низком уровне профилактической работы среди подростков.

Что касается организации профилактической работы среди подростков, то следует отметить, что и здесь не все так просто и однозначно. Так, например, в ходе ранее проведенных у нас в стра­не и за рубежом исследований установлено, что разъяснительная работа является менее эффективным средством, чем запрет на курение. И хотя в России 10 июля 2001 года был принят Федеральный закон № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", направленный, главным образом, на регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой и розничной торговле ими, тем не ме­нее, подростки имеют возможность приобщаться к курению по­средством бесплатной рекламы табачных изделий и беспрепятст­венного приобретения сигарет в магазинах и уличных киосках ("прибыль прежде всего ").

Следует также отметить, что употребление детьми и подрост­ками психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркотики) тесно связано с изменением их сексуального поведения. Установлено, что у большинства подростков, имеющий ранний половой опыт, сексуальные связи начинались с курения, употребления алкоголя и наркотиков. Случайные половые связи приводят к заражению бо­лезнями, передающимися половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.), в том числе ВИЧ-инфекцией и СПИД. Такой ком­плекс факторов риска актуален для определенной части подростко­вой и молодежной среды и существенно осложняет формирование у них самосохранительного поведения.

5. Экологические факторы. В настоящее время Россия отно­сится к числу наиболее загрязненных в экологическом отношении стран мира. Особенно это касается Уральского федерального окру­га, исторически являющегося наиболее крупным промышленным регионом страны.

Безусловно, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет на состояние здоровья людей. Более того, отдельный чело­век бессилен "снять" отрицательное воздействие неблагоприятных экологических условий на свой организм. Поэтому в социологиче­ском аспекте особый интерес имеет исследование экологических установок подростков, формирование у них основ экологической культуры, повышение уровня экологической воспитанности, ра­ционального экологического поведения. Результаты ранее прове­денных исследований свидетельствую, что экологические установ­ки подростков являются результатом соответствующей системы воспитания. В настоящее же время для подросткового населения на­шей страны в большей степени характерно упование на "изменение характера производства" (44,4% респондентов), а не на "изменение образа жизни" (41,3% респондентов).

6. Влияние стрессогенных факторов. В социологическом плане стресс у подростков связан с особенностями взаимоотношений со своими сверстниками, учителями, родителями, а также общей удовлетворенностью своей жизнью. Преобладание негативных пе­реживаний во время взаимоотношений со сверстниками (отсутствие друзей, трудности во время ответов у классной доски и публичных выступлений и т.п.), родителями (непонимание со стороны родите­лей, "давление" со стороны родителей, уходы из дома и т.п.), а также неудовлетворенность своей жизнью (частое переживание чувства раскаяния и стыда за сделанное, необходимость действовать по ука­занию взрослых, публичные замечания со стороны учителей и т.п.) приводят к возникновению у подростков состояния тревожности и растерянности, что может спровоцировать возникновение серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии, возникновение болезней.

7. Физическая активность детей и подростков. Понятие "физическая активность" трактуется как деятельность индивида, направленная на достижение физического совершенства, и характе­ризуется конкретными качественными и количественными показа­телями. Физическая активность в большей степени отражает соци­ально мотивированное отношение человека к физической культуре (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1987).

Физическая активность должна рассматриваться как главная сфера формирования физической культуры личности. Формирова­ние физической активности детей школьного возраста как специ­фического вида их жизни и деятельности должно осуществляться на основе выявления и учета закономерностей влияния социально-педагогических факторов. В педагогическом аспекте большое зна­чение имеет соответствие содержания и условий физического вос­питания индивидуальному состоянию подростка, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора форм физи­ческой активности (В.К. Бальсевич, 1996). Социальный аспект про­блемы формирования физической активности школьников связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физическо­го потенциала подростков имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабе­вать в зависимости от активности самого человека. Использование социологических методов исследования является одним из путей решения проблем, связанных с анализом существующей системы физического воспитания и разработкой современных подходов ее преобразования (К. Ингекамп, 1991).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.009 с.)