Педагогический контроль и самоконтроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический контроль и самоконтроль



Овлиянии закаливающих процедур можно судить по ряду простых признаков. Одним из признаков достаточной холодовой нагрузки является покраснение кожи. Отсутст­вие «гусиной кожи» и признаков озноба (дрожания) говорит о правильном выборе длительности закаливающей процедуры. Показателем правильного проведения закали­вания является крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, отсутствие или сокращение простудных за­болеваний.

Динамика уровня закаленности может быть более точ­но определена:

а) по степени понижения температуры кожи закали­ваемого участка до и после процедуры. При повышении степени закаленности разность температур уменьшается;

б) по времени восстановления температуры кожи (или слизистой оболочки носоглотки) после закаливающей про­цедуры.

Более просто степень закаленности и Динамику мож­но определить следующим образом. Взять кусочек льда, размером 3 – 4 см и приложить к внутренней части пред­плечья. Через 30 секунд лед убрать. На месте нахожде­ния льда наблюдается побледнение кожного покрова. Ус­тановите продолжительность времени восстановления окраски кожи до нормального цвета. С ростом закаленно­сти время восстановления окраски будет уменьшаться от 3 – 4 минут до 1 минуты.

2. Дифференциация и индивидуализация физического воспитания занимающихся определяется возрастными, половыми, нейродинамическими, характерологическими особенностями, спецификой качества процессов восприятия и интеллекта, потребностей и способностей индивида, особенностями адаптации к физическим нагрузкам.

Индивидуализация предусматривает учет тех характеристик, которые присущи конкретной личности, то есть, индивидуальных особенностей психической сферы, физического состояния, мотивов занятий и т.д.

Индивидуализация учебно-тренировочного процесса выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Рассмотрим основные индивидуально-личностные особенности, которые нужно учитывать при проведении занятий по физической подготовке.

Типологические особенности на нейродинамическом уровне проявляются в различной выраженности свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности.

Высокий уровень двигательной активности в течение дня и на занятиях по физической подготовке имеет связь с преобладанием возбуждения по "внутреннему" балансу и с сильной нервной системой.

Низкий уровень двигательной активности связан с преобладанием торможения его по "внутреннему" балансу и с малой силой нервной системы.

Учащиеся, имеющие монотонофильный комплекс, инертность нервных процессов, преобладание внешнего торможения и внутреннего возбуждения, слабую силу нервной системы, проявляют большую устойчивость к монотонии, способны длительно противостоять утомлению.

Учащиеся с различным типом нервной деятельности проявляют не одинаковый интерес к единоборствам, атлетической подготовке, спортивным играм, легкой атлетике и т.д., поэтому в зависимости от характера, содержания и условий физической подготовки активность курсантов, скорость овладения техникой физических упражнений может непроизвольно изменяться. Способность к овладению различными видами физкультурно-спортивной деятельности во многом определяется типологическими особенностями нервной системы.

Тип темперамента связан с деятельностью ЦНС. Выделяют четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В процессе физической подготовки необходимо учитывать доминирующие черты темперамента, а также такие его свойства как: эмоциональная возбудимость, сензитивность, активность, лабильность – регидность, экстраверсию - интроверсию и т.д. Воспитательные меры воздействия, учебно-тренировочные задачи должны быть адекватны свойствам темперамента конкретного учащегося.

Способности общие и специальные являются условием успешного овладения различными разделами программы по физической подготовке. При этом следует учитывать: творческие способности (креативность), психо-моторные способности (способности к овладению определенным видом двигательной деятельности), физические способности (способности, обеспечивающие успешность выполнения деятельности, требующей преимущественного проявления физических качеств.

Психическое состояние учащихся, с одной стороны, в значительной степени обуславливает результативность его учебно-тренировочной деятельности, с другой – формируется под влиянием характера, условий и содержания физической подготовки, взаимоотношений с преподавателем, другими учащимися и т.д.

Физическое состояние характеризуется определенным уровнем физического развития, функциональных возможностей, кардио-респираторной системы, общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья.

Для учащихся с низким уровнем психо-физического состояния основная направленность физической подготовки – повышение функциональных возможностей без чрезмерной активации его функций, применение средств не обладающих стрессовым воздействием.

Для учащихся со средним уровнем психо-физического состояния ставятся задачи расширения функциональных возможностей, развитие максимального уровня резистентности благодаря включению наличных и мобилизации потенциальных резервов организма. Для этого используются стрессовые раздражители различной силы и длительности, формирующие адаптивные процессы в организме.

Показатели, характеризующие психо-физическое состояние, состояние психического и физического здоровья могут быть использованы в качестве критериев для оценки результативности и эффективности физической подготовки.

Способность адаптации к физическим нагрузкам является одним из оснований для индивидуализации силы, направленности и продолжительности воздействия нагрузки. По характеру развития адаптивного процесса, имеющего индивидуальные особенности можно выделить два типа лиц: "спринтеры", обладающие способностью мощных физических реакций в ответ на значительные, но кратковременные колебания во внешней среде. Они мало приспособлены к длительным физическим перегрузкам даже средней величины. При этом регенеративно-синтитические процессы включаются в период отдыха, после воздействия экстремального фактора.

"Стайеры", обладают свойством выдерживать физические нагрузки продолжительное время. У людей такого типа адаптивного поведения рабочие процессы более легко сочетаются с процессом восстановления.

Характер и условия физической подготовки должны, в основном, соответствовать типу адаптивного поведения учащегося. В то же время, через физическую подготовку можно и нужно влиять на стратегию адаптивного поведения.

Одной из основных задач физической подготовки является формирование различных адаптивных процессов. Долговременная адаптация возникает лишь в том случае, когда тренировочные стимулы имеют соответствующую направленность, достигают определенных величин, продолжительности, применяются с определенной периодичностью и с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся.

3. Использование современных образовательных технологий: разноуровневого обучения, парацентрической, индивидуальных образовательных траекторий, контрольно-корректировочной, модульно-рейтинговой и других.

Реализация современной концепции профессионального образования связана, в частности, с переходом к прогрессивным педагогическим технологиям и современным методам обучения. Рассмотрим несколько современных педагогических технологий, обеспечивающих высокий уровень учебных достижений на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности курсантов.

Контрольно-корректировочная технология обучения является модифицированным вариантом технологии полного усвоения знаний. Самостоятельная работа организуется с учетом целевых установок, таксономических задач и включает: диагностический коррекционный контроль, тестовый контроль, коррекцию и работу с учащимися не полностью усвоившими знания.

Технология индивидуально-образовательных траекторий предполагает предоставление учащимся: а) выбор уровня, объема содержания предметного знания (не менее стандартного); б) выбор информационного источника для усвоения выбранного уровня и объема знаний; в) выбор способа учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками; г) использование темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам; д) выбор форм, вида и времени контроля.

Педагог проектирует образовательный процесс на основе диагностико-целевых установок, учащийся принимает решение и реализует индивидуальную образовательную траекторию учения.

Модульно-рейтинговая технология обучения, как система, имеет две подсистемы: подсистему модульного обучения и подсистему рейтингового контроля. Подсистема модульного обучения представлена учебной программой модульного типа, основным структурным элементом которой является учебно-тематический модуль. Под учебно-тематическим модулем понимается комплекс учебных материалов по теме теоретического и практического характера, подлежащих усвоению на заданном уровне.

Подсистема рейтингового контроля представлена педагогическими и психологическими тестами дифференцированными на основе таксономических категорий целей образования и шкалой оценки различных форм и видов учебно-познавательной деятельности. При этом контролю, измерению и оцениванию подлежат: посещаемость занятий, качество выполнения аудиторных и внеаудиторных заданий, исходный, этапный и итоговый уровень учебных достижений студентов. На основе набранной суммы баллов определятся индивидуальный рейтинг. Основная идея модульно-рейтингового обучения состоит в том, что учащийся самостоятельно или с помощью преподавателя достигает конкретных внешне – и внутризаданных целей учебной деятельности в процессе работы с модулями.

Поисково - исследовательская технология обучения состоит в построении учебно-познавательной деятельности как системы задач. При этом преподаватель помогает учащимся осознать проблемность представляемых задач (сделать проблемность наглядной), найти способы разрешения проблемных ситуаций, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи. При этом учащимся предлагаются задачи, требующие выполнения деятельности различных уровней проблемности: репродуктивная, алгоритмическая, трансформирующая и творческо-поисковая.

Технология критериально-ориентированного обучения (технология полного усвоения знаний) предполагает формулирование диагностично заданных учебных целей через результаты обучения, выраженных в действиях учащихся, осознаваемых и определяемых. При этом выделяют три уровня усвоения: знакомство, различение, алгоритмический, творческий. Для контроля (самоконтроля) используются тесты соответствующего уровня сложности.

Имитационная (моделирующая) технология обучения состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни. При этом используются неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач), игровые методы (обучающие игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры, деловые игры, познавательно-дидактические игры).

Информационные технологии в образовании – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино, ауди – и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие характерные признаки:

- главная цель обучения – развитие личности обучающегося;

- личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;

- педагог и учащиеся являются полноправными субъектами образовательного процесса;

- ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;

- формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности.

Конструирование авторских педагогических технологий осуществляется на основе структурирования основных элементов различных технологий обучения.

4. Спортивная ориентация физического воспитания, расширение секционных форм занятий - заключаются в адаптировании спортивных технологий к повышению эффективности физического воспитания, интеграции различных форм организации физического воспитания.

Готовность выпускников специализированных классов к предстоящей военно-профессиональной деятельности мы рассматриваем как интегральное качество, целостное состояние с соответствующей структурой и оптимальным проявлением морально-психологических, психических, морфофункциональных свойств и качеств, социальных установок, двигательных способностей, специальных умений и навыков, единство и взаимодействие которых обеспечивают успешное выполнение задач в различных видах учебно-боевой деятельности.

В формировании профессионально значимых свойств и качеств личности военнослужащего существенная роль принадлежит физической культуре и спорту (физической и боевой подготовке).

«Физическая культура и спорт, - отмечал известный спортивный психолог А.Ц. Пуни, - такая сфера деятельности, которая требует многообразного проявления физических и духовных сил человека, тем самым обеспечивает возможность столь же многогранного их совершенствования, содействует гармоничному развитию личности…».

Одним из путей оптимизации физической подготовки курсантов является повышение ее спортивно-прикладной направленности. Спортивно-прик-ладная физическая подготовка предполагает структурирование программного материала на основе прикладных видов спорта, адаптацию основных закономерностей и принципов, современных спортивных технологий к процессу физической подготовки, расширение секционных форм занятий, интеграцию занятий по физической подготовке с секционными, самостоятельными занятиями и спортивными соревнованиями.

В программу по физической подготовке включены: атлетическое двоеборье (назначение – развитие силовых способностей), летний и зимний полиатлон (назначение – повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, общей и скоростной выносливости, формирования прикладных навыков в плавании, передвижении на лыжах, метании гранат и т.д.).

Все основные закономерности и принципы, присущие спорту высших достижений (единство общей и специальной подготовки, дифференциации и индивидуализации, непрерывности тренировочного процесса, волнообразности динамики нагрузок, цикличности тренировочного процесса, единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовки спортсмена) реализуются при организации учебного процесса по физической подготовке.

В отношении реализации принципа направленности на максимально возможные достижения и углубленную специализацию, следует отметить следующее.

На занятиях по физической подготовке реализуется принцип оптимальности. Данный принцип базируется на закономерностях переноса тренированности и заключается в том, что не все качества, навыки и свойства необходимо развивать до максимальных пределов, что уровень их развития должен строго соответствовать их роли, а также степени значимости в структуре физической готовности к различным видам служебно-боевой деятельности.

В военно-прикладной физической подготовке предпочтительнее не углубленная специализация в одном виде спорта, а разносторонняя спортивная подготовка, обеспечивающая формирование широкого круга профессионально-прикладных умений и навыков, всестороннюю физическую подготовленность.

Из современных технологий спорта высших достижений, реализуемых в физической подготовке, заслуживает внимания технология модельно-целевого подхода к построению военно-прикладной подготовки.

Модельно-целевой подход предполагает создание разноуровневых моделей (обобщенной модели деятельности и личности военнослужащего и его подготовки). Целью физической подготовки является формирование физической и психологической готовности юношей к успешному выполнению оперативно-служебных задач в различных видах учебно-боевой деятельности. Нами была разработана модель интегральной индивидуальности выпускника специализированного класса, включающая модельные характеристики и показатели физического развития, функциональных возможностей, двигательных способностей, психомоторных качеств, психических и социально-психологических свойств личности.

На основе прогнозируемого прироста, динамики показателей подготовленности учащихся разработаны модельные характеристики подготовленности по базовым спортивным дисциплинам по годам обучения. Затем определены адекватные величинам прироста нагрузки, структура, содержание, методы, формы, то есть модель самого процесса физической подготовки, которая обеспечивает реализацию цели. Выполнено упорядочение основного состава средств общей и специальной подготовки и моделирование динамики их воздействий по периодам и этапам макроциклов.

В соответствии со структурой тренировочного процесса в каждом учебном году выделено два макроцикла подготовки, по длительности соответствующие учебным семестрам. Каждый из макроциклов состоит из трех блоков – мезоциклов концентрированного тренировочного воздействия продолжительностью 6-8 недель.

Первый блок - мезоцикл (накопительный, общеподготовительный) направлен на развитие базовых качеств (аэробная выносливость и максимальная сила), овладение базовыми элементами техники.

Второй блок – мезоцикл (трансформирующий, специально-подготовитель-ный) предназначен для развития специальной (аэробно – анаэробной, анаэробной) выносливости, повышения уровня технико-тактической подготовленности.

Третий блок – мезоцикл (реализующий) предназначен для непосредственной подготовки, повышения и проявления специальной работоспособности в условиях учебно-боевой практики.

Оптимальное соотношение в развитии этих качеств обеспечивает высокую работоспособность в различных видах служебной деятельности. Определенная продолжительность и последовательность блоков-мезоциклов предусматривает плавный переход от преимущественного использования одной нагрузки к преимущественному использованию другой.

Индивидуализация развития двигательных способностей осуществляется на основе программно-целевого подхода, который ориентирует на разработку программы тренировки в соответствии с поставленной целью – достижением конкретного результата.

Реализация программно-целевого подхода предусматривает определенную последовательность действий, осуществляемых преподавателем физической подготовки: тестирование учащихся, выявление уровня подготовленности, проявления определенной двигательной способности; определение индивидуальной цели, в виде количественного показателя (спортивного результата) и задачи в виде количественных показателей тех параметров, которые обеспечивают достижение цели; разработка тренировочной программы в соответствии с поставленными целями и задачами, уровнем подготовленности учащихся; реализация тренировочной программы, контроль за динамикой показателей, обусловливающие достижение целевого результата.

Военно-прикладная физическая подготовка осуществляется на основе интегральной модульно-рейтинговой технологии обучения. Структура и содержание модульной программы по физической подготовке включает 37 учебно-тематических модулей общетеоретической, спортивно-технической, технико-тактической, физической, методической, организационно – методической подготовки и систему рейтингового контроля и оценки учебных достижений учащихся по каждому учебно-тематическому модулю.

Управление качеством служебно-прикладной физической подготовки осуществляется на основе информации, получаемой в результате комплексного врачебно-педагогического контроля, педагогического и психологического мониторинга различных видов подготовленности учащихся, сопоставления реальных достижений с целью и модельными показателями.

Пилотажные исследования организации физической подготовки на основе модельно-целевого подхода, с использованием модульно-рейтинговой технологии обучения показали ее высокую эффективность в плане формирования и развития профессионально важных свойств и качеств военнослужащего, психофизической и специальной готовности к предстоящей военно-профессиональной деятельности.

5. Повышение военно-прикладной направленности занятий по физическому воспитанию юношей-старшеклассников предполагает заблаговременное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических и психомоторных качеств, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам, проявляющимся в различных видах военно-профессиональной (учебно-боевой) деятельности.

6. Повышение стимулирующей роли, объективизация, индивидуализация контроля и оценки учебных достижений на основе результатов тестирования и рейтинга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.136 (0.03 с.)