Тема 8. Организационно-правовые основы мсу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Организационно-правовые основы мсу.



Организационно-правовые основы как институт муниц. права - это совокупность правовых норм и принципов, заркепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с порядком избрания, формирования и функционирования непосредственных и представительных форм МСУ, направленные на развитие муниц. демократии с целью более качественного удовлетворения потребностей населения МО.

Непосредственная демократия на уровне МСУ первична, т.к.:

1) ст.3 Конституции РФ - первичность воли населения;

2) ч.2 ст.3 - население осуществляет свою власть непосредственно;

3) ст.130 - МСУ осуществляется населением непосредственно;

4) ч.2 ст.130 - МСУ осуществляется через выборы, референдум, а также иные формы;

5) ст.131 Конституции - структура ОМСУ определяется населением самостоятельно;

6) границы МО могут изменяться, утверждаться только с учетом мнения населения;

7) ст.132 - граждане РФ участвуют в управлении делами государства непосредственно;

8) определение МСУ в ФЗ #131, содержащее слово "непосредственно".

Непосредственная демократия в системе МСУ - это общественные отношения, возникающие в процессе прямого волеизъявления населения при обсуждении решений, содействии в принятии, в принятии этих решений, исполнении решений по ВМЗ, а также контроль за проведением этих решений в жизнь.

Признаки:

1) субъект волеизъявления - население

2) наличие прямого волеизъявления (непосредственно, без посредников); единство воли и субъекта выражения

3) наличие совокупности активных действий (обсуждение, содействие, принятие, контроль)

4) наличие обратной связи или взаимодействия

Условия эффективного взаимодействия:

- общая цель (общие муниц. нужды, развитие МО в целом)

- наличие общего интереса или баланса интересов

- баланс взаимных усилий

- взаимная ответственность и контроль

- целенаправленность взаимодействия - осознание обеими сторонами целей и смысла этого взаимодействия

Формы непосредственной демократии - это способы волеизъявления населения МО с целью решения общественно значимых вопросов, оказание влияния на принятие решения ОМСУ, контроль за их исполнением, а также внесение корректив в работу органов в соответствии с интересами населения МО.

Классификация форм:

1) в зависимости от обязательности решений, принимаемых посредством данных форм:

- обязательны для исполнения: местные выборы, местный референдум, голосование по вопросу изменения границ, преобразования МО, отзыв выборных лиц, сход граждан

- формы решений, которые не обязательны для исполнения для органов: публичные слушания, опросы, правотворческая инициатива, собрания, конференции, ТОС, обращения

2) в зависимости от обязательности проведения:

- обязательные для проведения: выборы (но не во всех случаях), публичные слушания (не по всем вопросам; обязательны: проект Устава МО, проект местного бюджета, отчет об его исполнении, программа социально-экономического развития МО, вопросы преобразования МО, градостроительные и земельные вопросы), голосование по вопросу изменения границ и преобразования МО (не во всех случаях)

- необязательные для проведения

3) в зависимости от цели взаимодействия населения и органов:

- формы, позволяющие воздействовать на процесс принятия решения органами: публичные слушания, опрос, обращение, наказы избирателей, правотворческая инициатива

- формы, позволяющие взаимодействовать с целью решения ВМЗ: ТОС, сход, социально значимые работы

- формы, позволяющие взаимодействовать с целью определения состава органов: выборы, отзыв

- формы, позволяющие взаимодействовать с целью контроля: отчет депутата (?), обращение в органы (?)

Формы контроля:

1. ст.36 ФЗ #131: "Глава МО подконтролен и подотчетен населению МО и представительному органу", однако Закон не устанавливает формы и порядок осуществления населением контрольных полномочий

2. ст.34 п.3 ФЗ #131: "Порядок подотчетности и подконтрольности ОМСУ, а также иные вопросы...определяются Уставом МО", однако на муниц. уровне, как правило, не уделяется должного внимания.

3. история НЭПа: при местных советах были секции, ни одно значимое решение местным советом не могло быть принято без учета мнения секции; народное вето - институт, позволяющий населению влиять на решение ОМСУ (представительных или исполнительных)

4. ст.33 ФЗ #131 закрепляет 11 форм, а также говорит о том, что иные формы могут быть закреплены в Уставах и иных муниципальных нормативных актов. Иные формы: наказы избирателей, право жителей присутствовать на заседании представительного органа и быть выслушанным (Сургут), социально значимые работы (Новодвинск, Сургут) - работы по решению ВМЗ, не требующие квалификации, спец. профессиональной подготовки, на условиях добровольности, безвозмездности, только трудоспособные жители, достигшие 18 лет, в свободное от работы или учебы время, 1 раз в 3 месяца и не более 4 часов подряд (например, благоустройство территории, ликвидация чрезвычайных ситуаций, охрана общественного порядка); общественная палата (Сергиев Посад, Калуга) - независимый коллегиальный орган с целью обеспечения взаимодействия населения и органов; массовое обсуждение вопросов жизни МО (Сургут)

Современное состояние муниц. демократии в России.

Слабое взаимодействие, т.к.:

1. Отсутствует механизм учета мнения населения

2. Нет форм контроля

Общественное мнение: "Чего не хватает вашему представительному органу?" - 44% нет связи с избирателями, нет организованности, нет совести.

Тема 9. Местный референдум.

Ст.23 ФЗ #131.

Местный референдум:

- форма прямого волеизъявления граждан

- по наиболее важным ВМЗ

- в целях принятия решения,

- осуществляемое посредством голосования граждан,

- место жительство которых расположено в границах МО

- в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом МО.

Правовая основа:

- Конституция РФ (ст.3 ч.2, 130)

- ФКЗ "О референдуме" (определение местного референдума, общие принципы их проведения)

- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" (порядок проведения, требования к вопросам, полномочия избирательных комиссий, порядок обжалования, общие гарантии избирательных прав)

- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст.3, 22)

- ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"

- Законы субъектов РФ

- Уставы МО (дублирование норм ФЗ #131)

- Постановления КС РФ

Впервые термин "местный референдум" появился в 1990 году в Законе СССР "Об общих началах МСУ и местного хозяйства СССР".

Принципы проведения:

- свобода (свобода волеизъявления)

- добровольность

- непосредственность

- тайна голосования

- гласность

- территориальный принцип

Вопросы местных референдумов:

- могут выноситься только ВМЗ

- не могут выноситься:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий ОМСУ, а также о проведении досрочных выборов в ОМСУ либо об отсрочке указанных выборов

2) о персональном составе ОМСУ

3) об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности

4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств МО

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Исключаются:

- исключается вопрос, который возможно толковать многозначно

- исключается вопрос, решение по которому вызывает неопреленность правовых последствий

- исключается вопрос, который явно нарушает права и свободы

- исключается вопрос, по которому можно дать многозначный ответ

Вопросы местных референдумов из практики:

- изменение границ, преобразование МО

- утверждение структуры ОМСУ (Тюменская область 269 местных референдумов по данному вопросу во вновь созданных МО)

- строительство заводов, АЭС

Определение структуры ОМСУ - позиция КС РФ: "не входит в перечень ВМЗ"; "это полномочие представительного органа МО"; структура ОМСУ устанавливается Уставом МО, который принимается представительного органа МО; однако КС РФ забыл о ст.131 Конституции РФ: "Структура ОМСУ определяется населением самостоятельно".

Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума:

- введение военного или чрезвычайного положения

- период 3 месяца после отмены ВП или ЧП

- особый срок, установленный в законе или уставе (конституции) субъекта РФ

Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам (сбор подписей - количество в законе субъекта РФ или уставе МО - max 5%), избирательным объединениям или представительный орган+глава МО (издают акт)

Инициатива проведения местного референдума (сравнительная характеристика):

1995 год 2003 год
- Население - Представительный орган - Граждане РФ (забыли иностранцев) - избирательные (общественные) объединения - ПО и глава МО

Порядок подготовки и проведения:

- собрание инициативной группы

- ходатайство о регистрации инициативной группы->ИК рассматривает ходайство либо регистрирует либо отказываетв регистрации, самое главное, что проверяет ИК - это вопрос, выносимый на местный референдум

- сбор подписей (даётся 20 дней, крайне мало)

- проверка подписей ПО и ИК (в течение 30 дней)->документы передаются в ПО (проверяют подписи и сам вопрос, потому что референдум назначает ПО - тоже 30 дней)

- назначение референдума ПО (в течение 30 дней)

- подготовка (образование территориальных и участковых ИК)

- агитация

- проведение голосования

- результаты

Результаты местого референдума:

- состоялся, если приняло участие более 50% жителей МО, обладающих избирательным правом

- итоги голосования подлежат обязательному официальному опубликованию

- вступают в силу на след. день после официального опубликования

- имеют обязательный характер на территории соответствующего МО

- не нуждаются в утверждении ОГВ, их ДЛ, ОМСУ

Статистика ЦИК РФ - 100-200 местных референдумов в год

Проблемы местных референдумов:

1) можно ли на местном референдуме принять устав МО? - 1995: "устав МО принимается ПО или населением - ст.8"; 2003: "принятие устава МО - исключительное полномочие ПО", Закон 131 прямо не позволяет населению принимать устав МО, но нет и запрета; в Законе 131 указано, что на местном референдуме м.б. приняты МПА, но не конкретизировано, какие

Во вновь созданных МО это не проблема: оформление инициативы проведения референдума - 1 месяц (инициативная группа, собрание, документы в ИК); рассмотрение ходатайства инициативной группы о проведении референдума до 15 дней. Проблемы во вновь созданных МО: необходимость обеспечения территориального "присутствия" избирательной комиссии субъекта, информационное сопровождение референдумов (нет СМИ).

2) частота проведения: ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" 2002 года; конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами МО м.б. определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум (ст.12).

3) пассивность населения

Правовые позиции КС РФ.

1) Может ли суд отменить решение, принятое на местном референдуме? 2000 год: "Да, т.к. в данном референдуме принимает участие далеко не весь народ РФ". Необходимо соответствие решений, принимаемых на референдуме, К.РФ и ФЗ. Воля населения на всероссийском населении выше, чем воля федерального законодателя.

2) Почему нельзя выносить на местный референдум вопрос о досрочном прекращении полномочий ОМСУ? 1998 год: "Потому что референдум не м.б. направлен на отрицание когда-то состоявшихся законных выборов, также являющихся высшим выражением власти народа. И референдум и выборы - 2 равнозначные формы власти народа, одна из которых не должна умалять значение другой, а там более отменять результаты". Население имеет право на осуществление контроля за ОМСУ (отзыв, роспуск, отрешение).

3) Можно ли проводить местный референдум в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ?: "Нельзя, потому что одновременное проведение выборов и референдума может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению граждан". Необходимо соблюдать принцип периодичности выборов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.65.102 (0.031 с.)