Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Аппаратные средства информационных технологий

Поиск

6.1. Организационная техника

6.2. Средства вычислительной техники

6.3. Суперкомпьютеры

6.4. Персональный компьютер

6.5. Периферийные устройства персонального компьютера

6.6. Презентационная техника

 

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Глава 8. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности

8.1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий

8.2. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов

8.3. Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров

8.4. Технологии использования систем управления базами данных (СУБД)

8.5. Компьютерные сетевые технологии

8.6. Компьютерные технологии распределенной обработки информации

Компьютерные технологии поиска документальной информации

8.8. Технологии интегрированных программных пакетов

8.9. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений

 

Приложения

Темы курсовых работ

Вопросы для подготовки к экзамену

Литература


Введение

Особое место курса «Информационные технологии управления» в структуре подготовки менеджеров и экономистов обусловлено следующими основными факторами. Под воздействием информационных технологий меняются формыэкономической деятельности. Обработка информации превратилась в новую индустрию, в структуре экономики сложился мощный информационный сектор, охватывающий информацию, знания, информационные услуги, который растет быстрее, чем экономика в целом. Быстро увеличивается доля трудоспособного населения, занятого в информационной сфере. Так, в США до 80 % занятого населения трудится в сфере, связанной с переработкой информации.

Электронная связь порождает новые формы общения как профессионального, так и личного. Сеть Интернет и связанные с ней технологии становятся ведущим средством массовой информации, основной системой телекоммуникации и важнейшим информационным ресурсом ряда стран.

Процесс информатизации общества по своей сути является отнюдь не чисто техническим, но важнейшим социальным процессом, последствия которого еще по-настоящему не осознаны. Структуры практически любой профессиональной деятельности становятся информационно насыщенными и высокотехнологичными. Массовое применение новых технических средств и информационных технологий изменяетобраз жизни миллионов людей.

Вместе с тем, высочайшая степень автоматизации, к которой стремится современное общество, ставит его в зависимость от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых в свою очередь, зависит благополучие и даже жизнь множества людей.

Учебное пособие построено в соответствии со структурой соответствующего лекционного курса.


 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

 

Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Понятие информации.

С развитием средств приема-передачи и обработки информации понятие информации стало общенаучным. Оно широко используется в самых разных областях человеческой жизни и деятельности. Обмен информацией становится необходимым условием развития науки и техники, экономики, культуры. Словарь Ожегова дает следующие значения слова «информация»: 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи, напр. генетическая информация; 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы; теория информации – раздел кибернетики, изучающий количественные закономерности, связанные со сбором, передачей, преобразованием и вычислением информации.

Для целей настоящего пособия особый интерес представляют следующие значения термина «информация», указываемые Философским словарем: «1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксической, семантической и прагматической характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)»[1]

Значимые для управления аспекты понятия информации отражаются в следующих определениях. «Информация – это определенное свойство материи, присущее не только человеческому сознанию, живым существам, но и неживой природе, в том числе технике, созданной человеком».[2] «Информация не только является категорией, определяемой жесткими техническими характеристиками, но и обладает интеллектуально-духовным потенциалом, воздействующим на человека, на его внутренний духовный мир и сферы его деятельности».[3]

Некоторые авторы предлагают различать информацию в широком и узком смысле. Так, «в широком смысле информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. В узком смысле информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и использования».[4]

Понятие информации имеет следующие основные аспекты: синтаксический (математический, количественный), семантический и прагматический. Синтаксические теории нацелены на измерение информации, они описывают знаковую структуру сообщений. В синтаксическом аспекте информация рассматривается как снятая, сокращающаяся неопределенность, как антипод неопределенности. Количество информации при этом определяется как степень уменьшения неопределенности в результате передачи сообщений. Синтаксические теории изучают формальные аспекты несущих информацию знаковых систем, количество информации в пределах знаков и статистических отношений между ними. Объектом исследования являются сигналы, их частота и надежность, а также содержащееся в них количество информации, рассматриваемые вне связи с ее содержанием, смыслом, ценностью. Синтаксический аспект позволяет оценить предельные, теоретически достижимые показатели, характеристики информационных систем. На основе результатов исследования информации в это аспекте обеспечивается правильность передачи сигналов как физических носителей информации в некоторой среде. Содержание процесса передачи информации рассмотрено в параграфе 4.4 настоящего пособия. Широко известны три основные концепции измерения информации: статистическая К. Шеннона, комбинаторная Р. Хартли и алгоритмическая А.Н. Колмогорова.

Потребности управления, прежде всего, социально-экономическими системами не позволяют ограничиваться исключительно количественным, синтаксическим подходом к социальной информации. Для социального управления необходимо осмысливать информацию, принимать решение, исходя из ее смыслового содержания и практической ценности. Вместе с тем, семантические аспекты информации имеют свое отражение и на синтаксическом уровне, в свою очередь, синтаксис оказывает большое воздействие на семантику.

Семантические (логико-семантические) теории рассматривают не только формальные правила, но и смысловое содержание сообщений и отношение этого содержания к изучаемым объектам, процессам, событиям, соотношение знаков и реальных объектов, процессов, явлений, а также взаимосвязей, которые эти знаки обозначают. Дело в том, что информация, как объект воздействия, характеризуется не только формой представления (текстовая, аудио- или видеоинформация), но и содержательной интерпретацией. Содержательная интерпретация отражает смысл, который несет в себе информация конкретной формы представления применительно к некоторой сфере деятельности или к определенному субъекту управления. Так, одна и та же математическая формула может описывать самые различные механические, химические, электрические и иные процессы, объекты, явления, в зависимости от интерпретации составляющих ее операндов. Один и тот же звук разными языками изображается по-разному. Одинаковое написание имеют различные буквы в разных языках народов мира (например, «В» в русском и английском языках). Одно и то же слово (звучание) в переводе с различных языков может означать совершенно разные вещи.

При семантическом подходе в центре внимания оказываются отношения между приемником и передатчиком информации. Семантическая информация изменяет запас знаний приемника информации, при этом подготовка, уровень развития приемника определяющим образом влияет на количество получаемой им информации, т.е. на объем и смысл усваиваемого.

В рамках прагматического подхода исследуются зависимости и взаимосвязи между информацией, приемником информации и целью, которую он перед собой ставит. В центре внимания - ценность информации для пользователя (получателя). Такого рода ценностный подход к информации особенно важен для решения задач управления, где необходима не всякая информация, но лишь та, которая способствует достижению цели, стоящей перед системой. Прагматический уровень информации предполагает изучение собственно человеческого общения, обмена информацией, целесообразное использование конкретной информации конкретными людьми в конкретных обстоятельствах и ситуациях.

В соответствии с существующими философскими воззрениями[5] простейшими элементами, содержащими информацию, являются тон, цвет и знак. Из знаков и тонов образуются символы, из символов – матрицы, из матриц – фразы. Каждому символу, матрице, фразе соответствует свой набор, своя последовательность цветов. Это относится в равной мере и к взаимодействию тона и цвета, цвета и знака. В свою очередь, тон и цвет образуют ноту, несколько нот образуют звучание. Звучания рождают мелодию. Все ноты имеют соответствующие им символы, звучания - матрицы, мелодии – фразы. Цвет и знак вместе создают фигуру. Из фигур рождаются образы, из образов – картины. Каждой фигуре соответствует своя нота, образу – звучание, а картине – мелодия.

3. В этой связи особый интерес представляет так называемая «энергетическая концепция информации». Указанную концепцию разрабатывает, в частности, М.И. Сетров[6], который совершенно справедливо указывает на неоправданное пренебрежение энергетическими характеристиками информации, и необходимость трактовки ее воздействия как исключительно «несилового». Сущность информации нельзя понять, не рассмотрев ее как специфическую форму энергетических процессов. Более того, «все те процессы, которые обычно называются информационными, по своему существу являются энергетическими процессами»[7].

В развитие указанных идей З. Цацковский утверждает, что «…информация необходимым образом связана с действием и выполняет в нем регулирующую роль».[8] Количество переданной информации и тем более эффект воздействия информации на получателя не определяется количеством энергии, затраченной на ее передачу. Сущность использования информации состоит в том, что приведение в действие больших масс вещества и процессов передачи и преобразования больших количеств энергии могут направляться, контролироваться при помощи небольших масс и количества энергии, несущих информацию. Так, автоматизированные робототехнические комплексы функционируют под воздействием весьма маломощных в энергетическом смысле управляющих сигналов, подаваемых на исполнительные органы станков и роботов встроенными в технологическую линию микропроцессорами.

В обществе информация выполняет следующие основные функции: интегративную, направленную на сплочение членов общества и социальных групп, объединение их в единой целое; коммуникативную, обеспечивающую общение и взаимопонимание; инструментальную, предполагающую ее участие в организации производства и управления; познавательную – информация выступает как средство отражения объективной реальности и передачи данных.

Следует различать информацию и данные. Данные, описывающие факт, событие, процесс, явление, существуют в виде сообщения независимо от того, какой смысл придает им потребитель. Так, одно и то же событие может иметь различный смысл для разных систем, людей, организаций. Этот смысл зависит от уровня развития, характера образования и имеющегося опыта человека, от цели функционирования организации, от стадии существования системы, от ее соотношения с другими однопорядковыми системами и множества иных факторов. Различие между информацией и данными комментируются, в частности, следующим образом: «Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые в данный момент не оказывают воздействия на поведение. Однако данные могут превратиться в информацию, если такое воздействие на поведение будет иметь место. Например, основной массив данных для электронно-вычислительных систем состоит из массивов таких признаков, которые не воздействуют на поведение. До тех пор, пока эти данные не рассматриваются конкретно и не организованы соответствующим образом, с тем, чтобы управляющий действовал на их основе, они не являются информацией… С точки зрения принятия решений можно утверждать, что информацией являются используемые данные.»[9]

Подчеркнем различие между понятиями «информация» и «знание». Информация нередко определяется как отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации (опубликованное).[10] Более правильным является следующее представление. Знание есть результат процесса познания действительности, результат прилагаемых при этом человеком усилий. Это адекватное отражение действительности в сознании и подсознании человека в виде представлений, ощущений, состояний, понятий, суждений, теорий и т.д. Знание относится не только к интеллектуальной, но в равной степени и к эмоциональной сфере человека. Более точно, знание – это состояние, отражающее тонкую настройку человека на определенное направление, сферу, образ действий, подход к разрешению управленческой ситуации. Это своего рода внутреннее руководство к действию. В основе принятия управленческого решения как волевого акта лежит знание, как состояние субъекта управления.

 

Свойства информации.

Свойства информации весьма разнообразны, в их числе: количество, ценность, содержание, правдивость, достоверность, полнота, глубина, точность, убедительность, доказательность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность и др.[11] Вместе с тем, значимость этих свойств весьма различается в зависимости от сферы человеческой деятельности. С позиций социального управления принято выделять следующие основные свойства информации.

1. Неисчерпаемость информации – возможность использование ограниченным числом субъектов неограниченное количество раз, в том числе из разных мест и одновременно. После передачи (продажи) информации одним субъектом другому информация появляется у принимающего ее и одновременно остается у передающего. Информация не исчезает и не уменьшается в процессе потребления. Более того, информация может быть размножена. Это основное отличие информации от материи и энергии. Классический пример - многократное прочтение книги, когда каждый раз из нее извлекается информация, но содержание книги остается неизменным. При каждом прочтении книги из нее извлекается новая информация, соответствующая новому качеству восприятия и новому уровню развития читателя.

2. Относительный характер объективности информации. В ходе информационного процесса (обработки, передачи и т.д.) уровень объективности информации всегда снижается. Это учитывается, в частности, в деятельности следственных и судебных органов, которые по-разному оценивают показания лиц, непосредственно наблюдавших события и получивших информацию об этом событии от третьих лиц, путем умозаключений и т.д. Следователи, сотрудники органов дознания используют в своей деятельности принцип непосредственного восприятия, лично осматривая место происшествия, улики, допрашивая обвиняемого и свидетелей и т.д. Чрезмерный контроль над информацией может привести к искажению ее сущности: если в ней изначально содержались ошибки, они не могут быть исправлены. Будучи точной в момент фиксации, с течением времени информация может устареть. Если информация меняется вне связи с реальностью, она все больше искажает истинную картину происходящего.

Более объективной считается та информация, в которую методы ее обработки вносят меньше субъективного. Так, общепринятым является представление, что фотоснимок отражает явление более объективно, чем соответствующий рисунок, выполненный человеком. Вместе с тем, следует учитывать, что некий аспект явления, особо значимый с позиций сложившейся ситуации, может быть нечетко виден на снимке, тогда как профессионально подготовленный человек, наблюдавший явление т отразивший его на рисунке, может сделать акцент на этом значимом аспекте и тем самым обеспечить принятие более правильного решения.

3. Субъективность ценности информации. Информация имеет в значительной мере субъективную и ситуативную ценность. Ценность информации раскрывается в связи с потребностями человека, который эту информацию потребляет, а также с учетом того, как и где она используется. С другой стороны, различное понимание конкретного слова передающего и принимающего информацию может сильно изменить смысл передаваемой информации. Субъективную оценку информации может значительно изменить и уровень осведомленности воспринимающего ее субъекта. Кроме того, люди читают, видят и слышат, прежде всего, то, что хотят или привыкли читать, видеть и слышать. Восприятие человеком информации зависит не только от его чувствительности, но во многом и от имеющегося у него опыта работы в системе управления. Одним из следствий субъективной ценности информации является ее ограниченная ликвидность.

4. Кодированность информации. В процессе кодирования и передачи информации часть ее содержания может быть утрачена. Так, письменные замечания руководителя не отражают в точности то, что он чувствует и думает, сталкиваясь с управленческой ситуацией. Личная беседа руководителя с подчиненным помогает разъяснить тот или иной вопрос, однако и в этом случае интонация и выражение лица, поза руководителя существенно корректируют смысл его сообщений.

Восприятие смысла, заложенного в информации, требует адекватности используемых при этом методов обработки информации. Одни и те же данные могут поставлять не одинаковую информацию разным воспринимающим их субъектам. Так, для человека, не владеющего азбукой Морзе, услышанная им последовательность точек и тире не несет никакого смысла. Взрослый человек, знающий о существовании азбуки Морзе и умеющий распознать ее применение, способен отслеживать сам факт передачи информации, способ коммуникации, время выхода в эфир и длительность сеанса связи и т.д. Ребенку, которому неизвестен даже факт существования указанного способа связи, соответствующие сигналы покажутся бессмысленными звуками. Аналогичным образом, для бывалого моряка ветер определенного направления и силы несет информацию о грядущем шторме. Для городского жителя такого рода наблюдения могут говорить лишь об особенностях погоды.

Другими важными свойствами информации являются: системность (информация существует всегда в организованном виде[12]); подверженность старению (со временем информация довольно быстро устаревает, иначе говоря, она подвержена моральному износу); отчужденность информации от ее создателя (информация существует и вне ее создателя); доступность (информация доступна для воспроизведения без участия ее источника (автора); нелинейность (отсутствие прямой зависимости между количественными и качественными характеристиками информации при ее воздействии на объект управления); неделимость смысла информации в процессе потребления (в процессе потребления смысл информации нельзя разделить на части, она неделима. Для принятия управленческого решения необходим определенный объем информации.[13] Информацию невозможно недоиспользовать, а также употребить сверх меры).

Потребление информации требует определенных навыков и усилий: чем сложнее информация, тем большим интеллектом должен обладать ее потребитель. Усвоение многих специальных видов информации требует соответствующих специальных знаний.

Указанные свойства информации являются неизменными, внутренне присущими ей вне зависимости от того, в каком виде существует информация, в частности, закреплена она на материальном носителе или нет. Вместе с тем, в зависимости от сферы использования информации могут быть выделены и иные свойства, отражающие (характеризующие) качество (качественные состояния) информации, не носящие абсолютного характера, в частности, достоверность, своевременность, точность, полнота, новизна, правдивость, глубина, убедительность, доказательность, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность и т.д. Такого рода свойства для конкретной сферы использования приобретают особое значение, по ним субъект (объект) управления оценивают поступающую к нему информацию (см. параграф 4.3.).

Доступность информации – отражает возможность для пользователя получить ее. Доступность информации определяется, с одной стороны, секретностью информации по существу, а с другой – доступностью адекватных методов ее интерпретации. Секретность информации по существу - степень ограничения распространения сведений. Имеющими ограниченное распространение (иначе говоря, секретными по существу или закрытыми) считаются сведения, которыми их владелец не склонен делиться с партнерами и, тем более, конкурентами, и которые он стремятся скрыть и всемерно защищает от несанкционированной передачи, ознакомления и распространения. На практике такого рода информация в печатном или электронном виде может иметь различные грифы, обозначенные на документе (“секретно”, “для служебного пользования”, “конфиденциально”, “коммерческая тайна”, «фирменный секрет», “для внутреннего использования” и т.д.). При определении степени секретности по существу учитывается способ получения, форма носителя и обозначенный на документе грифом секретности, однако указанные признаки отнюдь не являются при этом определяющими. Истинная степень секретность сообщения определяется, во-первых, значением, которое имеет соответствующая информация для ее владельца, в частности, с точки зрения коммерческих интересов конкурентов. Во-вторых, потерями, которыми грозит для владельца сведений несанкционированное ознакомление с ними конкурентов. В третьих - мерами и усилиями, принимаемыми владельцем для ограничения (исключения) несанкционированного распространения сведений.

Секретные данные могут содержаться и в материалах, не оформленных как закрытые (например, проект, конспект документов и т.п.). И наоборот, нередки случаи, когда по разным причинам и соображениям (некомпетентность исполнителя, перестраховка и т.д.) гриф секретности может завышаться, в частности, открытые данные могут закрываться грифами секретности. В противоположность информации ограниченного распространения открытой является информация общеизвестная, опубликованная в открытых изданиях, иных средствах массовой информации, распространяемая за плату по каналам коммерческих информационных служб, не скрываемая ее владельцами.

Новизна информации носит во многом субъективный характер, представляет интерес с учетом осведомленности воспринимающего ее субъекта. С позиций обывателя, любая информация из незнакомой ему сферы деятельности может оказаться новой. С точки зрения специалиста, обладающего определенными познаниями в соответствующей сфере деятельности, новая информация углубляет его познания и представления, открывает перед ним некие неизвестные ранее аспекты существования объектов, явлений, процессов. Новизна научной информации оценивается новизной последовательного решения совокупности задач теории, методологии и практики и может заключаться в постановке проблемы (которая может быть известной, ранее сформулированной), в разработке методов исследования, в применении известных методов в новой области, в экспериментальном или промышленном внедрении научных результатов, в повышении целевой, экономической или иной эффективности и т.д.

Новая информация по известной проблеме в экономической сфере может отражать развитие неких значимых для организации социально-экономических процессов; реальное или прогнозируемое изменение позиции партнеров и конкурентов по важнейшим проблемам ведения бизнеса; новые идеи, концепции, разрабатываемые внешними организациями по известной проблеме, имеющей значение для собственного предприятия; оригинальные, нестандартные взгляды независимых экспертов по проблемам, представляющим интерес для организации; содержание нового официального закрытого документа конкурента по важнейшим аспектам ведения бизнеса и т.д.

Информация вскрывает новую проблему, содержит ее постановку, когда она отражает: появление на рынке нового конкурента; изменение крупной организацией своей конкурентной стратегии; формирование новых социальных идей; идеи и концепции, разрабатываемые внешними организациями по новой проблеме, имеющей значение для собственного предприятия; выявленные причинно-следственные связи социально-экономических явлений и процессов, имеющие значение для организации; новые оценки возможных последствий (позитивных или негативных) для организации внедрения научных изобретений и открытий и т.д.

Конкретность. Информация признается конкретной, если в ней содержатся исчерпывающие ответы на вопросы: кто, что, как, где, когда, почему сделал (делает или будет делать).

Полнота информации - характеризует возможность ее рассмотрения в качестве основы для принятия решения или создания новой информации. Информация всесторонне освещает проблему, если в ней дается история возникновения и развернутая констатация современного состояния проблемы или аргументированный прогноз развития ситуации с ответами на указанные шесть вопросов. Информация затрагивает значимые аспекты проблемы, если в ней проблема последовательно раскрывается в каком-либо одном или нескольких взаимосвязанных важных аспектах, прослеживается влияние аспекта (нескольких аспектов) на состояние и развитие проблемы в целом. Информация содержит отрывочные данные по проблеме, когда в ней представлены общие, неконкретные рассуждения по проблеме, содержатся не новые выводы, заимствованная аргументация, приводятся лишь отрывочные сведения по проблеме в целом или ее малозначимым аспектам и не имеется конкретных фактов, обоснованных выводов, мнений, позиций. Вместе с тем, следует учитывать, что полнота информации не определяет напрямую ее ценность: иногда и отрывочная информация может квалифицироваться как представляющая интерес для субъекта управления или даже как ценная.

Достоверность информации. Сведения квалифицируются как достоверные, если в них адекватно отображена реальная действительность в фактах, событиях, явлениях, суждениях с исчерпывающей характеристикой их скрытой, внутренней сущности. Как правило, степень достоверности информации устанавливается путем ее сравнения с имеющимся информационным массивом и выявленной (известной) логикой (закономерностями) развития проблемы (события), а также с использованием дополнительных сведений по тому же вопросу. Определение степени достоверности сведений может быть облегчено и ускорено, если они сопровождаются аргументированным анализом и прогнозом развития событий. Если сведения являются новыми и не противоречат сложившимся у специалистов по данному вопросу представлениями, но не сопровождаются развернутой аргументацией, комментарием, анализом или прогнозом, они признаются правдоподобными.

Если поступившая информация принципиальным образом расходится по смыслу с общими, устоявшимися в организации представлениями по какой-то проблеме, они могут быть признаны сомнительными. В таком случае могут быть проведены консультации по содержанию информации у специалистов и экспертов в соответствующих научно-исследовательских институтах и учебных заведениях, министерствах и ведомствах.

На практике в отдельных случаях тон, направленность подготавливаемых сведений “подгоняются" под требования потребителя. В частности, выхватываются фрагментарные события из общего контекста, без привязки ко времени, месту, развитию ситуации. Иногда в поступившей информации обнаруживаются специальным образом подобранные факты, их особая группировка под избранную версию изложения событий, попытка выдать желаемое за действительное, в аргументации обнаруживаются признаки тенденциозности, дезинформации или направленной информации.

Своевременность поступления информации. Под своевременностью сведений понимают соответствие информации по времени ее получения существующим в данный момент или ожидаемым информационным потребностям различного уровня руководства организации. Понятие «своевременность сведений» включает в себя также такое их свойство как упреждающий характер, т.е. предоставление их потребителю в сроки, оставляющие ему время для принятия решения и адекватного реагирования на складывающуюся управленческую ситуацию.

Аналитичность (аналитический уровень) информации. В процессе аналитической работы сначала осуществляется обобщение имеющихся фактических данных, возможно, поступивших из разных источников. Речь идет, прежде всего, об их группировке, статистической обработке, устранении возможных противоречий, структуризации данных. Вместе с тем простое обобщение не предполагает отражения внутренних связей объектов, фактов, явлений и т.д. Руководитель же обычно особенно заинтересован в информации, отражающей причинно-следственные, ассоциативные и иные связи исследуемых (описываемых) событий, объектов, фактов, явлений. Это, по существу, всесторонний анализ происходящего. Имеющей наиболее высокий уровень аналитичности признается информация, которая, помимо анализа, содержит всесторонне аргументированные выводы относительно будущего (ожидаемого) развития событий, иначе говоря, обоснованный краткосрочный, среднесрочный и особенно долгосрочный прогноз.

Специфичными свойствами обладает информация, закрепленная на материальном носителе. К их числу относятся пространственные координаты материального носителя информации, степень концентрации информации определенной тематики, содержательная интерпретация информации, сохранность информации на материальном носителе во времени, форма представления информации и др. Эти свойства играют определяющую роль при реализации соответствующих информационных процессов, из которых складываются технологии управления (глава 4), а также различных видов информационных технологий (глава 8).

 

1.3. Виды информации

С позиций управления наибольший интерес представляют следующие основания классификации информации: приоритетность для использования в целях управления, источник возникновения, способ восприятия человеком, способ распространения, функции управления, которую обслуживает информация, направленность движения, степень упорядоченности, кратность возможного использования, характер применения, вид носителя, степень доступа. По приоритетности для использования в целях управления выделяются следующие виды информации: фиксирующая и методологическая. Фиксирующая информация отражает протекание различного рода социально-политических, социально-экономических и иных процессов, явлений в реальной жизни, фиксирует наличие тех или иных аспектов реально существующих объектов, явлений, событий, процессов.

Методологическая информация дает ключ к пониманию смысла значимых взаимосвязей межу процессами, выявлению соответствующих причин и следствий, позволяет субъекту управления прогнозировать ход развития событий, делать правильный, этичный выбор в конкретных жизненных ситуациях, принять единственно верное управленческое решение. Методологическая информация – это «информация мировоззренческого характера, формирующая методологические стереотипы, методологию. Она позволяет видеть общий и частный ход процессов в мирозданьи и является основой управления» [14]. Мировоззренческое знание руководителя отражает систему его взглядов на объективный мир и место в нем человека, его отношение к окружающей действительности и к самому себе. Сюда относятся также жизненная позиция руководителя, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Методологическая информация касается принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности человека. В составе методологических знаний особое значение имеют методы, пути достижения истинного и практически эффективного знания, а также внутренние механизмы, логика движения и организации знания. Мировоззренческие и методологические знания являются основой управления социальными процессами. Следует иметь в виду, что подобного рода методологические знания, даже будучи физически доступными для индивидуума, могут оказаться им неусвоенными в полной мере и даже невостребованными в силу непонимания их истинного смысла, недостаточной зрелости его мировоззрения для адекватного восприятия методологии управления, в этом случае информация так и не приобретает для него значения знания. Методологическая информация имеет свою структуру, однако основная ее часть не поддается формализации, моделированию, а значит и обработке с помощью средств вычислительной техники.

В свою очередь, в составе фиксирующей информации различаются хронологическая, фактологическая и экономическая информация. Хронологическая информация – отражает порядок следования фактов и явлений во времени. При условии владения субъектом управления методологией она позволяет выделить из, на первый взгляд, хаотичного набора фактов и явлений частные процессы в составе объемлющих их процессов. Информация данного вида позволяет, в большинстве случаев, субъекту управления установить причинно-следственные связи между происходящими событиями, явлениями, процессами, отдельными фактами. А это – необходимое условие для правильного понимания смысла происходящего.

Фактологическая информация представляет собой описание имевших место в действительности фактов, событий, явлений, процессов (как частных, так и объемлющих их процессов) самого разного характера, а также их взаимосвязей. Что касается хронологической и фактологической информации, то речь идет о неискаженной, объективной информации, но не об информации, представленной в выгодном тому или иному субъекту управления свете.

Экономическая информация освещает происходящее в экономическом аспекте. Экономическая информация фиксирует финансовые потоки, обслуживающие продуктообмен в общественном разделении труда и таким образом в деталях отражает малейшие изменения в этом сложившемся общественном разделении труда. «По своей сущности деньги являются наиболее общим носителем экономической информации … и в своем историческом развитии освобождаются постепенно от всех иных потребительских качеств, став в конце концов тем, что они и есть реально: кодовой группой в банковском компьютере, магнитной записью на кредитной карточке, т.е. информацией «в чистом виде».[15]

По временному признаку принято выделять: текущую информацию (это ин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.068 с.)