Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Структура информационных технологий управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.1. Сущность информационной технологии управления В словаре В. Даля дано следующее определение слова «технология». Это «наука техники, заводской, ремесленный, промысловый обиход». В данном определении отражены два важнейших аспекта – близость понятию техники и культура использования техники. Словарь Ожегова предлагает при определении технологии исходить из греческого «techne» – искусство, мастерство, «logos» - наука, и выделяет следующие два значения: 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, напр. Т. металлов, химическая Т., Т. строительных работ; 2) наука о способах воздействия на сырье материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства. В свою очередь, понятие «техника» означает систему искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания сил и закономерностей природы.[18] Отсюда следует, что и технологии, и информационные технологии связаны с деятельностью общества, а предмет информационных технологий управления представляет собой управленческую, социальную информацию. Одно из определений понятия «технология»[19] трактует его как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса». Важный аспект технологии составляют технологические знания, как совокупность научно-технических знаний о методах создания и принципах использования сложных технических систем, а также о средствах, методах, принципах анализа и организации инженерной деятельности, они являются результатом обобщения практического опыта при проектировании, изготовлении, отладке и т.д. технических систем, являются во многом эвристическими методами и приемами, выработанными в инженерной практике.[20] Технологии предлагают наиболее экономичные способы и процессы производства сырья, материалов и изделий. Главная цель любой технологии – достижение наилучших результатов при наименьших затратах времени, труда и ресурсов. В настоящее время слово «технологии»широко употребляется и вне контекста использования сложных технических систем. Так, общеупотребимыми стали понятия «управленческие технологии», «технологии принятия решений», «бизнес-технологии», «маркетинговые технологии», «финансовые технологии», «технологии научного исследования», «педагогические технологии», «политические технологии», «избирательные технологии», «пиар-технологии» и др. Употребление слова «технология» в составе указанных понятий делает акцент на формализованности, алгоритмичности соответствующих процессов, на известности, наличии строгой последовательности выполнения определенных действий, своего рода заданности конечного результата их применения и отражает тем самым технократический подход к человеческой деятельности в соответствующей сфере. При определении понятия «информационные технологии» обычно исходят из того, что это система методов и способов осуществления некоторых информационных процессов (операций) сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации, передачи данных и т.д. Одно из распространенных определений[21] предлагает понимать информационную технологию как «системно-организованную последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации». Термин «информационные технологии» применяется для обозначения: - процессов информатизации общества, сопровождающих качественно новые изменения в организации получения знаний, а также производственной, управленческой и социальной деятельности человека в результате использования средств вычислительной техники; - новых разработок в области аппаратного и программного обеспечения компьютерных средств и систем связи; - всей совокупности процессов, сопровождающих внедрение ЭВМ в деятельность человека и социальной организации; - специфически организованного процесса использования методов и средств преобразования информации (изменения формы и свойств) с целью повышения эффективности решения задач по ее выявлению (поиску), сбору (добыванию), передаче (распространению), обработке, анализу, представлению и т.д. Важнейшим свойством информационной технологии, проистекающим из тесной взаимосвязи ее с техникой, является известность (своего рода запрограммированность) ожидаемого результата применения технологии. Это свойство вытекают из того, что любая информационная технология включает в себя процессы и операции, выполнение которых строго регламентировано. Такого рода регламентация осуществляется на уровне инструкций персоналу (или пользователям), программных и аппаратных средств, а также состава и структуры обрабатываемых данных. В соответствии с общепринятым пониманием, управление – это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности[22]. Таким образом, в современном понимании, информационные технологии управления – это с одной стороны, совокупность методов обработки информации с использованием сложных технических систем в процессе и в интересах социального управления, а с другой – это наука о способах оказания эффективного управляющего воздействия на социальные системы с помощью специально подготовленной (структурированной, подаваемой в определенной последовательности, с необходимыми акцентами, в требуемой форме и т.д.) информации. 2.2. Виды информационных технологий управления Информационные технологии классифицируют по самым различным основаниям, в их числе: степень автоматизации информационных процессов, тип пользовательского интерфейса, степень централизации технологического процесса переработки информации, предметная область, масштабы и способ построения компьютерной сети, вид управляемого объекта. По степени автоматизации процессов информационные технологии и системы подразделяются на следующие группы: - традиционные (ручные) - для них характерно отсутствие современных технических средств обработки информации. Все операции выполняются человеком по заранее четко определенным методикам и правилам; - автоматизированные – это человеко-машинные системы, в которых основной объем работы и основные информационные процессы, рутинные операции реализуются средствами вычислительной техники, вместе с тем, человек принимает самое активное участие в управлении указанными процессами и операциями; - автоматические – предусматривают, что все процессы и операции по переработке информации выполняются автоматически, без участия человека. За оператором остаются исключительно контрольные функции. С учетом степени централизации технологического процесса переработки информации в системе управления принято различать централизованные, децентрализованные и комбинированные информационные технологии. Для централизованных технологий характерно то, что обработка информации и решение основных информационных задач производится в информационно-вычислительном центре, либо на центральном сервере существующей на предприятии информационно-вычислительной сети. Особое внимание при такой обработке уделяется разграничению доступа к данным. Децентрализованные технологии предполагают локальное применение компьютерной техники, при этом компьютеры устанавливаются в рабочих кабинетах на рабочих местах пользователей, создаются автоматизированные рабочие места (АРМ). С помощью АРМов решаются соответствующие профессиональные задачи (АРМ юриста, бухгалтера, проектировщика и т.д.). Комбинированнные технологии базируются на интегрированном процессе решения функциональных задач на рабочих местах с использованием совместных баз данных (с разделением прав доступа) и концентрацией основной части информации системы управления в автоматизированном банке данных. Различия по типу пользовательского интерфейса позволяют группировать компьютерные информационные технологии следующим образом: пакетные (с централизованной обработкой), диалоговые и сетевые (многопользовательские). Для указанных видов информационных технологий различны возможности доступа пользователя к информационным, вычислительным, программным ресурсам, а также к самим информационным технологиям, используемым на объекте управления. Так, пакетная технология дает пользователю минимальные возможности влияния на ход обработки данных: зачастую эти возможности сводятся к запуску, настройке ограниченного набора параметров и остановке компьютерной обработки. По существу предполагается выполнение пользователем роли оператора ЭВМ. Диалоговые информационные технологии позволяют пользователю активно взаимодействовать с компьютером, оказывать существенное влияние на ход обработки информации, в частности, оперативно получать информацию для принятия управленческих решений, т.е. вести работу в так называемом интерактивном режиме. Ключевым признаком сетевых информационных технологий является предоставление в распоряжение пользователя телекоммуникационных средств доступа к территориально удаленным от него информационным и вычислительным ресурсам в реальном масштабе времени. По масштабам и способу построения компьютерной сети различают локальные, многоуровневые (иерархические) и распределенные сетевые информационные технологии. Способ построения сети зависит, главным образом, от требований субъекта управления к оперативности информационного обмена и управления структурными подразделениями объекта. Использование сетевых технологий позволяет повысить оперативность информационного обмена и управления (см. параграфы 7.5-7.6). К числу новых информационных технологий относят обычно видеотехнологии, мультимедиатехнологии, нейрокомпьютерные технологии, объектно-ориентированные технологии, технологии управления знаниями, интернет-технологии. Видеотехнологии предполагают обработку и использование в управлении изображений. Эффективность восприятия человеком информации повышается при возможности ее визуализации, вследствие ее наглядности, образности. Речь идет, в частности об организации и проведении видеоконференций, проведением совещаний между удаленными пользователями. При такой организации работы происходит визуализация участниками движущихся изображений коллег в реальном времени. Мультимедиатехнологии основаны на комплексном представлении данных различного типа – символов, звука, изображений. Подобного рода технологии обеспечивают совместную обработку текста, таблиц, графиков, документов, изображений, звука, музыки, речи. Таким образом, формируется своего рода мультисреда. Согласно имеющейся статистике, пользователь при работе в мультисреде способен запомнить до 75 % воспринимаемой информации, тогда как из услышанной информации запоминается обычно в пределах 25 %. В это связи использование мультимедиатехнологий особенно эффективно в обучающих системах. Нейрокомпьютерные технологии базируются на моделировании поведения нервных клеток человека (нейронов). Этот вид информационных технологий широко применяется в системах искусственного интеллекта (см. параграф 7.9.). К числу решаемых задач относятся распознавания образов, управление кредитными рисками, прогноз ситуации на фондовой бирже, определение стоимости недвижимости с учетом состояния здания и его окружения и т.д. Объектно-ориентированные технологии означают ориентацию цикла обработки информации на выявленные взаимодействия некоторого множества объектов. В качестве объект выступают предметы, события, явления, процессы, которые выполняют определенные функции и являются источником или потребителем информации. К числу объектов могут относиться физические и юридические лица, оборудование, здания и сооружения, а также пользователи, программы, документы, файлы, базы данных и т.д. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений, а также качество проектирования и программирования автоматизированных систем управления (см. параграф 7.4.). Технологии управления знаниями направлены на создание информационной среды, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех других работников, заинтересованных в использовании этого знания. Это делает значительно более эффективной совместную работу коллектива специалистов, прежде всего, над сложными научно-техническими и иными проектами. Ключевым элементом этих технологий является так называемая база знаний. По своей сущности база знаний - это сложно организованная информация по какой-либо предметной области, которая включает в себя набор данных, знаний (их моделей), а также правил логического вывода для работы со знаниями (см. параграф 7.9.). Интернет-технологии опираются на объединение информационных сетей в глобальную (в масштабах планеты, страны, региона) информационную структуру. Информационные центры, входящие в сеть Интернет, предоставляют разнообразные информационные базы – новости, рекламную продукцию, официальные документы организаций, материалы нормативно-правового характера, тексты книг, иллюстрации, различного рода официальные, исторические и иные документы, распространяют компьютерные программы, предоставляют коммуникационный сервис, электронную почту и т.д. В зависимости от предметной области различают информационные технологии банковской деятельности, бухгалтерского учета, страховой деятельности. Сюда же относятся информационные технологии науки, информационные технологии в медицине, в образовании (педагогические технологии - дистантное обучение и т.д.), в искусстве, а также используемые в сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях, на транспорте, на предприятиях связи, в правоохранительной сфере, информационные технологии формирования массовой культуры и т.д. Так, технологии паблик рилейшнз (пиар) в классическом понимании представляют собой систему информационно-аналитических действий, направленных на осуществление связей с общественностью и осуществляемых на основе честного и уважительного отношения к реципиенту. Вне такого классического понимания находятся приемы и методы так называемого черного пиара, нарушающие принятые в социуме нормы морали, «правила игры», в ряде случаев допускающие нарушения даже правового характера. В зависимости от решаемых задач выделяются специальные виды пиар-технологий, в их числе: обслуживание связей коммуникатора с государственными и общественными организациями; создание благоприятного образа личности; построение отношений со СМИ; управление процессом восприятия аудиторией и сообщениями; работа с кадрами, персоналом информационных центров; общественная экспертиза; поддержание взаимоотношений с инвесторами; проведение презентационных мероприятий: конкурсов, лотерей и др.; управление кризисными ситуациями и т.д.[23] В составе рекламных технологий выделяются следующие их виды: аудиореклама – радиорепортажи, рекламные обращения, беседы; видеореклама – телезаставки, теледебаты, видеоролики и т.д.; распространение информационно-аналитических рекламных сообщений – публикация брошюр, статей, обзоров, интервью и т.д.; наружная реклама – афиши, транспаранты, рекламные щиты, листовки, надписи на стенах и т.д.; печатно-изобразительная реклама – плакаты, открытки, письма, обращения, календари, визитные карточки и т.д.; прямая почтовая реклама – рассылка почтовых сообщений конкретным потенциальным покупателям, избирателям и т.д.; распространение рекламных сувениров; компьютеризованные формы рекламы (Интернет, специальные информационные программы) и т.д. Информационные технологии науки обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе широкого спектра математических методов и моделей. Обучающие информационные технологии используются для подготовки специалистов, при переподготовке и повышении квалификации работников. Информационные технологии в медицине используются для диагностики и лечения самых различных заболеваний. В зависимости от типа предметной области в соответствующих информационных технологиях преобладают чисто расчетные задачи, математическое моделирование, информационное взаимодействие с другими системами управления, справочные или тематические запросы, процедуры идентификации и т.д. Могут использоваться специфичные алгоритмы обработки информации. Назначение, идеологию, структуру всех видов информационных технологий и систем, независимо от их вида, определяет человек. Организационной формой,своего рода средойдляреализации набора информационных технологий управления является информационная система. Информационную систему не следует отождествлять с системой управления. Система управления включает в себя информационную систему как составную часть: информационная система предназначена для эффективного обеспечения информацией субъектов и объектов управления. По масштабам использования различаются: государственные, региональные, муниципальные информационные системы; информационные системы предприятий, учреждений, организаций; информационные системы индивидуального пользования. По месту, занимаемому в системе государственного управления: - информационные системы федерального значения – предназначены для информационного обслуживания аппарата административного управления центральных министерств и ведомств. Системы этого уровня используются, в частности, в подразделениях министерств и ведомств на местах во всех регионах страны; - информационные системы регионального значения, иначе говоря, территориальные (региональные) системы – предназначены для информационного обслуживания управленческого аппарата региональных органов власти, а также управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории; - информационные системы муниципального значения, иначе говоря, муниципальные системы - предназначены для информационного обслуживания управленческого аппарата муниципальных органов власти, используются в органах местного самоуправления. Особенности закономерностей, действующих в информационных технологиях, определяются, главным образом, спецификой информации как ресурса, а также особенностями объекта информационной технологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.017 с.) |