Тема 3. Диалектический подход к ису 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Диалектический подход к ису



Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом – принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие как общий процесс проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне, и всё это осуществляется по спирали.

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей в диалектике в ходе познания важны и такие законы, как переход от количества к качеству, отрицание отрицания и такие принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического и т.д.

Методология позволяет определить цели, а также сформулировать исходные гипотезы, выбрать подход, принципы и методы исследования. По содержанию выделяют следующие методологии:

1. Агностицизм, предполагающий невозможность познания реальной действительности.

2. Дуализм, построенный на предположении наличия в явлении двух сущностей.

3. Материализм, в основе которого находится материалистическое понимание всех явлений.

4. Позитивизм, исходное положение которого сводится в основном только к изучению объекта с точки зрения его полезности и оценке этой полезности.

5. Теологизм, в основе которого лежит вера в Бога (то есть в высшее существо), в абсолютную идею и т.д.

6. Экзистенциализм, основывающийся на априорном преувеличении фактических данных.

Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию, определяющего установление определённого вида зависимостей, связей и отношений в изучаемом объекте. Исходя из этого, выделяют следующие подходы к исследованию объектов:

1. Механистический, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей.

2. Метафизический, в котором приоритет отдаётся связям движения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному.

3. Биологический, в котором приоритет отдаётся функциональным связям биологического характера (то есть таким, как в живых организмах).

4. Теоретический, основанный на законах диалектики.

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, т.к. от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ.

При разработке гипотез концепции проекта исследований необходимо, прежде всего, точно определить объект и предмет исследования. Затем определяются цели, способы и конкретные технические средства исследования.

Объект исследования – это предмет или лицо, на которое направлено исследование. Объектами исследования являются мир, внешняя среда, системы (политические, экономические, социальные, культурные, технические), операции, отношения (политические, социальные, личные, моральные, культурные, производственные и т.д.).

Внешняя среда – это всё, что не является системой, но с чем взаимодействует система в процессе достижения поставленных целей. Внешняя среда влияет на расход ресурсов, риски и эффективность системы.

Внешней средой прямого воздействия называют всё то, на что организация может повлиять своими решениями (например, решение о покупке или продаже, цене сделки и т.д.).

Внешней средой косвенного воздействия называют всё то, на что организация не может непосредственно повлиять своими решениями, однако, управление рисками среды косвенного воздействия организация может осуществлять через участие в системах более высокого иерархического уровня (ассоциация политических партий и т.д.).

Предметом исследования называют систему знаний, умений, навыков, отобранных из соответствующих отраслей науки, экономики, техники для исследования в конкретной работе. Например, могут исследоваться методы планирования, мотивации, финансов и т.д.

При наличии классификации объектов и предметов можно, используя аналогию, подобрать наиболее подходящий метод исследования.

 

2.10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.004 с.)