Характеристики метода экспертных оценок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики метода экспертных оценок



Экспертные методы ИСУ – это методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Методы экспертных оценок – один из наиболее важных методов сбора информации. Для реализации экспертных методов часто создают специальные рабочие группы специалистов, экспертные комиссии, сети экспертов. С помощью экспертов получают информацию качественного характера, основанную на опыте и интуиции специалистов. Эту информацию называют экспертными оценками. Т.о., под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений.

Методы ЭО можно разделить на 2 группы: методы коллективной работы экспертной группы и методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы, то есть экспертные оценки могут быть коллективными и индивидуальными. Коллективные экспертные оценки применяют при прогнозировании объектов и процессов, имеющих междисциплинарный характер. Индивидуальные экспертные оценки используют при прогнозировании в относительно узких областях науки и практики. Они основаны на использовании мнений экспертов, не зависимых друг от друга.

Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками этих методов являются:

- сложность процедуры получения информации;

- сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов;

- возможность давления авторитетов в группе;

Методы коллективной работы включают:

- метод «мозговой атаки»

- метод «сценариев»

- «деловых игр»

- «совещаний»

- «суда»

Метод мозговой атаки (метод коллективной генерации идей, «мозгового штурма», дискуссионных методов): все эти методы основаны на свободном выдвижении идей, направленных на решение проблемы. Затем из этих идей отбираются наиболее ценные.

Метод сценариев: совокупность правил по изложению в письменном виде предложений специалистов по решаемой проблеме. Сценарий представляет собой документ, содержащий анализ проблемы и предложения по её решению. Предложения вначале пишут эксперты индивидуально, затем они согласуются и излагаются в форме единого документа.

Деловые игры: основаны на моделировании функционирования социальной системы управления при выполнении операций, направленных на достижение поставленной цели. В отличие от предыдущих методов, где экспертные оценки формируются в ходе коллективного обсуждения, деловые игры предполагают активную деятельность экспертной группы, за каждым членом которой закреплена определённая обязанность в соответствии с заранее составленными правилами и программой.

Метод совещаний (комиссий, круглого стола): самый простой и традиционный. Предполагает проведение совещания или дискуссии, с целью выработки единого коллективного мнения по решаемой проблеме. В отличие от метода мозговой атаки каждый эксперт может не только высказывать своё мнение, но и критиковать предложения других. В результате такого тщательного обсуждения уменьшается возможность ошибок при выработке решения.

Метод суда: является разновидностью метода совещаний и реализуется по аналогии с ведением судебного процесса. В роли «подсудимых» выступают выбираемые варианты решения; в роли «судей» - лица, принимающие решения; в роли «прокуроров» и «защитников» - члены экспертной группы; роль «свидетелей» выполняют различные условия выбора и доводы экспертов. При ведении такого «судебного процесса» отклоняются или принимаются те или иные решения. Метод суда целесообразно использовать при наличии нескольких групп экспертов, придерживающихся различных вариантов решений.

Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основаны на предварительном получении информации от экспертов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных. К этим методам относятся:

- методы анкетного опроса

- интервью

- метод Дельфи

Основные преимущества метода индивидуального экспертного оценивания состоят в их оперативности, возможности в полной мере использовать индивидуальные способности экспертов, отсутствии давления со стороны авторитетов и в низких затратах на экспертизу. Их главным недостатком является высокая степень субъективности получаемых оценок из-за ограниченности знаний одного эксперта.

Метод Дельфи (метод «Дельфийского оракула»): представляет собой процедуру анкетного опроса. При этом соблюдается требование отсутствия личных контактов между экспертами и обеспечения их полной информацией по всем результатам оценок после каждого тура опроса с сохранением анонимности оценок, аргументации и критики.

Экспертные ошибки

Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями. И в формализованном, и в неформализованном способах определения экспертов значительное место занимает профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция. Наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках улучшает качество оценки эксперта. К эксперту предъявляют следующие требования:

1) Высокий уровень общей эрудиции

2) Эксперт должен иметь определённый практический и/или исследовательский опыт и быть признанным специалистом в данной области знаний

3) Он должен быть способен к адекватному отображению тенденций развития исследуемого объекта

4) Эксперт не должен быть заинтересован в конкретном результате прогноза

В результате выработки экспертных оценок могут иметь место ошибки 2-х видов: систематические и случайные.

Эксперт, склонный к систематическим ошибкам, выдаёт значения, которые устойчиво отличаются от истинного в сторону увеличения или уменьшения. Предполагается, что ошибки этого вида связаны со складом ума экспертов. Для коррекции систематических ошибок, можно применять поправочные коэффициенты или использовать специально разработанные тренировочные игры.

Случайные ошибки изменяются от одной экспертной оценки к другой.

Организация и стимулирование работы эксперта состоит в разработке приёмов и способов, облегчающих поиск прогнозной экспертной оценки; правовых норм, гарантирующих эксперту оформление приоритета в авторстве; неразглашение всех научно-технических идей, выдвигаемых им в процессе экспертизы; формирование моральной, профессиональной и материальной заинтересованности эксперта в экспертных оценках; организационных форм работы эксперта (включение в план работы и т.д.). При решении задачи формирования экспертной группы необходимо выявить и стабилизировать работоспособную сеть экспертов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.007 с.)