Тема 9. Социально-экономическое экспериментирование как метод ису 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Социально-экономическое экспериментирование как метод ису



 

В ходе ИСУ целесообразно регулярное проведение социально-экономических экспериментов, дополняющих другие виды исследований. Социально-экономические эксперименты делятся на пассивные (или наблюдение) и активные (или управляемые).

Пассивные эксперименты позволяют получать различные данные о функционировании организации в процессе достаточно продолжительного наблюдения за её работой. Эти данные представляют собой изменяющиеся во времени экономические и социальные показатели деятельности организации. К ним относятся:

1) Показатели бухгалтерской отчётности

2) Статистические данные

3) Параметры и показатели, характеризующие работу организации за определённый промежуток времени

Данные, полученные лицом, принимающим решение в процессе фактических наблюдений, используются им для прогнозирования изменения исследуемых показателей. Подобные исследования составляют основу для принятия управленческих решений по оперативным вопросам и по корректировке путей достижения поставленной цели.

Недостатком пассивного эксперимента является зависимость качества прогноза от количества наблюдений. На качество прогноза влияет также и выбор методики прогнозирования. Критерием правильности выводов, сделанных в ходе проведения пассивного эксперимента, является практика. Наилучшим прогнозом, безусловно, будет являться тот, который максимально приближается к действительности.

Активный эксперимент обеспечивает выполнение системного анализа и на макро, и на микроуровне и предполагает специальное воздействие на управляемую систему со стороны исследователя, которое осуществляется через информационные каналы или посредством изменения условий работы системы. Задачей активного эксперимента является подтверждение или опровержение гипотез, выдвигаемых лицом, принимающим решение, о возможной реакции системы на возмущающие воздействия со стороны внешней или внутренней среды.

В ходе активного эксперимента можно, например, ввести в систему дополнительную информацию о предполагаемой деятельности конкурента в настоящее время или в ближайшем будущем, о возможных действиях государственных органов в отношении коммерческих организаций и т.д.

Изменить рабочие параметры системы удаётся, в частности, путём дополнительного регулирования ценовой политики. Если по каким-либо причинам невозможно провести натурный эксперимент со всей системой в целом, следует выделить отдельные части системы, доступные для проведения активного эксперимента. Например, те подразделения организации, которые занимаются закупкой и реализацией конкретного вида продукции. К социально-экономическим экспериментам относятся и различные социологические исследования, которые позволяют учесть человеческий фактор, оказывающий существенное влияние на функционирование организационных систем. Социологические исследования в большинстве случаев используются при решении задач социально-психологического управления коллективом организации и при изучении потребительского спроса.

В рамках микроподхода к решению задач управления эти исследования предусматривают оперативную оценку психологической обстановки и работоспособности коллектива, в также выявление отклонений от оптимального режима функционирования. Исходной информацией для проведения исследований являются наблюдения за поведением анализируемой группы людей, беседы интервью, результаты анкетирования. Результаты исследований позволяют выявить приоритетные проблемы социального характера, решение которых необходимо для обеспечения эффективной работы людей в направлении достижения поставленной цели.

Применение в процессе социологических исследований ЭВМ привело к стремительному развитию науки социометрии, ориентированной на изучение социальных процессов и, в первую очередь, - межличностных отношений в группе. Основу метода составляет социометрический тест, который ориентирован на измерение эмоциональной стороны межличностных отношений в группе. Такой подход позволяет охарактеризовать положение сотрудника в группе с точки зрения самой личности, сопоставить его реакцию на внешнее воздействие с поведением других членов группы. Менеджер является формальным лидером определённой группы людей и по результатам социологических исследований можно составить представление об эффективности его действий. Работа отдельных управленцев, адекватность их реакций, их поведение и поступки во многом определяют свойства всей системы управления организацией. Социологические исследования предусматривают возможность применения методов системного анализа, моделирования и прогнозирования социальной ситуации в организации применительно к процедурам принятия управленческих решений.

К числу основных задач менеджмента относится разработка системы мотиваций (процесс стимулирования людей к достижению целей) трудовой деятельности. Задача социологического исследования состоит в оценке действенности выбранной системы мотивации и методов управления людьми. В качестве основных мотивов деятельности выделяют:

1) Мотив приобретения – связан с получением материальных благ и моральных поощрений за результаты деятельности.

2) Мотив безопасности – заключается в стремлении человека избежать наказания за отрицательные результаты своей деятельности, не соответствующие задачам, поставленным перед ним системой управления. Данный мотив характеризует эффективность воздействия принудительных методов управления.

3) Мотив энергосбережения – предполагает выбор при прочих равных условиях такой альтернативы деятельности, которая требует меньших энергетических затрат и психологического напряжения. Действие этого мотива определяется экономическими и психологическими факторами. Чем выше социально-экономический статус человека, тем меньшую роль в его поведении играет этот мотив.

4) Мотив подчинения – связан со стремлением действовать в соответствии с указаниями руководства или групповыми нормами поведения.

5) Мотив удовлетворения – стремление получить моральное удовлетворение от результатов труда. Человек оценивает свою деятельность с точки зрения достижения собственных целей, поэтому оценка всегда носит эмоциональный характер. Особенно важно действие этого фактора в условиях неопределённости результата, когда успех или неуспех зависит от случая или мнения руководства.

 

В ходе исследования предполагается, что мотивы влияют на человека неравномерно, т.е. с равной силой. Под силой воздействия понимается интенсивность реакций человека, находящегося под воздействием конкретного мотива. Отличительной особенностью данного метода является разработка системы диагностики и эффективности мотивации, позволяющей получать цифровые оценки по каждому из факторов. Это даёт возможность использовать полученные результаты в процедурах математического анализа и для коррекции действия системы управления персоналом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.172.94 (0.004 с.)