Тема 16. Диагностика систем управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Диагностика систем управления



Понятие диагностики

Диагностика – установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта с целью выявления возможных отклонений, причин их появления и предотвращения основных нарушений в его нормальном функционировании.

В ИСУ диагностика – это комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих рассмотреть цели, состояния, установить влияние одних факторов на другие, выявить возможные проблемы, недостатки, причины их появления и наметить пути устранения обнаруженных нарушений и отклонений в системе с целью приведения её к нормальному функционированию. Объектов диагностики могут быть не только СУ в целом, но и её подсистемы, элементы и т.д. Диагностика – это первый этап 4-х ступенчатого цикла ИСУ организацией, осуществляемого в следующей последовательности: «диагноз - прогноз - управленческое решение - контроль». Диагностические ИСУ проводятся с целью определения текущего состояния организации и выявления проблемных ситуаций. Проблемной можно считать ситуацию, при которой цели, поставленные перед системой управления, по какой-либо причине не могут быть достигнуты, а, значит, возникает противоречие, требующее устранения.

Диагностика СУ начинается с выявления и описания признаков, вызывающих затруднения в работе, т.е. с выявления отклонений от нормы. Необходимым условием успешного проведения диагностических исследований СУ организацией является наличие положений и нормативов, служащих основой для измерения экономических и социально-психологических характеристик деятельности системы. Следующий этап – изменение параметров и анализ показателей. Заключительный этап – выводы и заключения, позволяющие поставить окончательный диагноз и принять необходимые меры для исправления ситуации.

При анализа СУ организациями в сфере малого и среднего бизнеса наиболее целесообразно проведение диагностических исследований в процедурах упреждающего управления, т.е. в процессе прогнозирования развития системы и выявления возможности возникновения проблемных ситуаций. Существует мнение, что предвидеть проблему – значит наполовину решить её. В данном случае решение – это разработка последовательности действий управления по предотвращению неблагоприятного развития событий. В условиях острой конкурентной борьбы, когда состояние организации определяется не только собственными действиями, но и влиянием множеством внешних, зачастую трудно предсказуемых факторов, это удаётся далеко не всегда.

В ходе диагностических исследований должны быть изучены не только возможности СУ по выходу из проблемных ситуаций, но и её способности использовать сложившиеся обстоятельства для коррекции своей деятельности с целью эффективного решения задач, стоящих перед организацией в целом, т.е. действия системы управления должны быть следствием умелого использования существующих возможностей и сложившейся ситуации.

Т.к. организация является сложным социальным объектом открытого типа, диагностика проблем представляет собой сложную многошаговую задачу. Первый шаг – сбор информации. Для выявления возможных причин возникновения затруднений необходим анализ научной информации. На первом этапе целесообразно сформулировать проблему в общем виде, что даст возможность сократить число факторов, которые необходимо учитывать при исследовании и, соответственно, уменьшить объём необходимой работы по сбору и анализу информации. Информация должна содержать сведения о состоянии рынка, действиях конкурентов и государственных организаций.

При анализе состояния организации следует учитывать такие показатели, как прибыль, сбыт, издержки, производительность, а также такие социально-психологические признаки неблагополучного положения дел, как текучесть кадров, конфликтность в коллективе и т.д. Сбор и анализ информации должен проводиться с использованием современных программно-технических средств и ЭВМ. Для анализа сложившейся ситуации как на количественном, так и на качественном уровне рекомендуется привлекать независимых консультантов и экспертов.

Диагностика СУ является не только элементом стратегического, но и оперативного управления предприятием. Сбор информации о невыполнении управленческих решений и выявление причин сбоев позволяют производить оперативную коррекцию работы управленческого звена.

Обследуемая организация
Организации, ведущие аналогичную деятельность


Сбор информации

Блок выработки процедур коррекции управления качеством
Блок диагностического обследования
Базы данных организации
Блок построения эталонной модели и стандартов
Блок принятия решения


НЕТ ДА

 


Информация о работе организации за достаточно продолжительный интервал времени хранится в базе данных и используется для построения эталонной модели. Кроме того, информация о работе организации в момент проведения анализа поступает в блок диагностического обследования. Для создания модели, адекватно отражающей реальную ситуацию, целесообразно использовать информацию о работе аналогичных организаций. Блок диагностического обследования определяет набор параметров, характеризующих выявленные отклонения в деятельности организации от параметров эталонной модели. Ввиду сложности оценки действия социально-экономических систем на этапе диагностического обследования значения многих параметров определяются методом экспертных оценок. Для повышения достоверности получаемых результатов целесообразно привлечь квалифицированных специалистов из других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность, и сотрудников консалтинговых фирм. В блоке принятия решения по выявленным значениям отклонений от эталонной модели делается вывод об удовлетворительной эффективности работы обследуемой организации или о необходимости проведения процедур оперативной коррекции системы управления организацией. В последнем случае производится разработка методов коррекции СУ. На этом этапе также целесообразно обратиться к мнению представителей консалтинговых фирм и менеджеров сторонних организаций. После выполнения коррекции СУ необходимо провести повторное обследование системы и убедиться в эффективности СУ предприятием. Если процедуры коррекции не приведут к положительным результатам, то может быть принято решение о серьёзной структурной перестройке организации.

Оценка строится путём сведения различных показателей, характеризующих работу организации в единый интегральный ряд. Это позволяет определить относительный уровень отклонения обследуемого предприятия от выбранного эталона, что может быть использовано для построения рейтинговых оценок организаций в рассматриваемой группе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.004 с.)