Тема 1. Исследование систем управления (ИСУ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Исследование систем управления (ИСУ)



Тема 1. Исследование систем управления (ИСУ)

 

Мария Дмитриевна Розбицкая

 

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

18.09

 

Теоретический и эмпирический уровни исследования

ИСУ – вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. Практически ИСУ имеют теоретико-эмпирическую направленность, способствуют выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-следственных связей, определённых направлений разработки и реализации мероприятий по усовершенствованию.

На эмпирическом уровне исследования накапливаются факты, информация об исследуемых объектах и проводятся наблюдения, сравнения, измерения, эксперименты, первичная систематизация знаний (в форме таблиц, схем, перечней, графиков и т.д.).

Методы эмпирического исследования:

1) Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачами деятельности. Основное условие научного наблюдения – объективность, т.е. возможность контроля путём либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования, например, эксперимента. Это наиболее элементарный метод.

2) Сравнение – один из наиболее распространённых и универсальных методов исследований. В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.

3) Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Измерение представляет собой сравнительно элементарный метод - одну из составных частей эксперимента.

4) Эксперимент – исследование каких-либо явлений путём активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменения течения процесса в нужном направлении. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования. Его сущность – в целенаправленном преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора в соответствии с его целями в течение естественных процессов.

На теоретическом уровне исследования происходит объединение накопленных знаний в форме научной теории. Все понятия и суждения исследуемой области явлений объединены центральной мыслью теории – идеей. В зависимости от того, на каком уровне производится исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания, которые делятся на 3 группы:

- методы эмпирического исследования;

- методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;

- методы теоретического исследования.

 

2.10

Тема 10. Тестирование в ИСУ

Роль тестирования в ИСУ

Одним из основных требований, предъявляемых к современной системе управления, является её способность осуществлять эффективное управление персоналом организации. Успешное решение данной задачи возможно только в результате включения в процесс управления так называемого «человеческого фактора». Т.к. организация рассматривается как сложная управляемая динамическая система с целенаправленным действием, то в рамках этой системы каждый человек в отдельности и группа людей проявляют собственную активность, выбирают свою стратегию поведения, направленную на достижение тех или иных целей, зачастую отличных от целей организации.

Анализ и научное изучение данных факторов, а также использование научного подхода для подбора кадров и оценки профессиональной пригодности персонала – важнейшая задача системы управления организацией.

Оценка профессиональной пригодности персонала по важности занимает одно из первых мест в решении проблемы повышения эффективности управления. Особенно она нужна для производств со специфическими условиями работы, связанных с новейшими высокими технологиями, и профессии с повышенным уровнем технологического риска (пример: деятельность сотрудников банков и финансовых учреждений, связанная с управлением движением больших объёмов денежных ресурсов).

Для решения задачи оценки профессиональной пригодности персонала широко используются процедуры тестирования с применением ЭВМ, что значительно упрощает как саму процедуру проверки, так и анализ результатов опроса респондентов. При этом появляется возможность осуществлять оценку даже в ходе обучения персонала, поскольку в современных обучающих системах, в частности на разнообразных тренажёрах, широко используется компьютерная база, обеспечивающая автоматизированный сбор, обработку и анализ информации.

Методологическую основу исследования профессиональной пригодности персонала составляет тестовая оценка уровня качеств личности, характерных для определённой профессии. Результаты исследований обрабатываются с помощью ЭВМ на основе современных математических методов, теории планирования эксперимента и экспертных оценок. Такой подход обеспечивает всесторонний анализ больших объёмов информации, необходимой для достоверности получаемых оценок и, кроме того, позволяет принимать оперативные решения по достигнутому уровню подготовки непосредственно в процессе обучения.

 

Виды тестов

Тестом называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и общностей.

По внешнему признаку различают: бланковые и аппаратурные (аппаратные) тесты. Аппаратные тесты требуют использования специального оборудования и длительного накопления результатов экспериментов. Бланковые тесты более распространены, т.к. они требуют намного меньше затрат при использовании, легко моделируются на ЭВМ, позволяют получать количественные оценки качеств личности, а также совмещать процедуры тестирования и анализа полученных результатов.

По предмету исследования выделяют 3 класса тестов:

- общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности;

- личностные – специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (творческие способности, уровень общей ответственности, самоконтроль и т.д.);

- групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов – уровня сплочённости групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного «давления» группы на её членов и т.д.

К настоящему времени разработано достаточно много тестов, которые позволяют в короткий срок получить выраженные в числах и сопоставимые между собой характеристики личности. Однако полученные в процессе тестирования количественные оценки не дают точного описания личности, т.к. процедура тестирования предусматривает сравнение респондента с некоторой идеальной моделью личности и соответственно несёт на себе отпечаток субъективного подхода создателя модели. Тем не менее, тестирование профессиональной пригодности персонала значительно уменьшает риск принятия на работу неподходящего для данной профессии человека и даёт возможность сделать обоснованный выбор из нескольких претендентов наилучшего кандидата для конкретной деятельности.

В настоящее время находят применение и необычные методы подбора кадров. Иногда прибегают к астрологическим методикам, а в некоторых странах, например, во Франции, большое значение в процедурах отбора кадров предаётся результатам графологической экспертизы. Рассмотренные виды исследований должны выполняться регулярно и планомерно с учётом требований, предъявляемых современными условиями к качеству организационной системы управления.

 

Понятие диагностики

Диагностика – установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта с целью выявления возможных отклонений, причин их появления и предотвращения основных нарушений в его нормальном функционировании.

В ИСУ диагностика – это комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих рассмотреть цели, состояния, установить влияние одних факторов на другие, выявить возможные проблемы, недостатки, причины их появления и наметить пути устранения обнаруженных нарушений и отклонений в системе с целью приведения её к нормальному функционированию. Объектов диагностики могут быть не только СУ в целом, но и её подсистемы, элементы и т.д. Диагностика – это первый этап 4-х ступенчатого цикла ИСУ организацией, осуществляемого в следующей последовательности: «диагноз - прогноз - управленческое решение - контроль». Диагностические ИСУ проводятся с целью определения текущего состояния организации и выявления проблемных ситуаций. Проблемной можно считать ситуацию, при которой цели, поставленные перед системой управления, по какой-либо причине не могут быть достигнуты, а, значит, возникает противоречие, требующее устранения.

Диагностика СУ начинается с выявления и описания признаков, вызывающих затруднения в работе, т.е. с выявления отклонений от нормы. Необходимым условием успешного проведения диагностических исследований СУ организацией является наличие положений и нормативов, служащих основой для измерения экономических и социально-психологических характеристик деятельности системы. Следующий этап – изменение параметров и анализ показателей. Заключительный этап – выводы и заключения, позволяющие поставить окончательный диагноз и принять необходимые меры для исправления ситуации.

При анализа СУ организациями в сфере малого и среднего бизнеса наиболее целесообразно проведение диагностических исследований в процедурах упреждающего управления, т.е. в процессе прогнозирования развития системы и выявления возможности возникновения проблемных ситуаций. Существует мнение, что предвидеть проблему – значит наполовину решить её. В данном случае решение – это разработка последовательности действий управления по предотвращению неблагоприятного развития событий. В условиях острой конкурентной борьбы, когда состояние организации определяется не только собственными действиями, но и влиянием множеством внешних, зачастую трудно предсказуемых факторов, это удаётся далеко не всегда.

В ходе диагностических исследований должны быть изучены не только возможности СУ по выходу из проблемных ситуаций, но и её способности использовать сложившиеся обстоятельства для коррекции своей деятельности с целью эффективного решения задач, стоящих перед организацией в целом, т.е. действия системы управления должны быть следствием умелого использования существующих возможностей и сложившейся ситуации.

Т.к. организация является сложным социальным объектом открытого типа, диагностика проблем представляет собой сложную многошаговую задачу. Первый шаг – сбор информации. Для выявления возможных причин возникновения затруднений необходим анализ научной информации. На первом этапе целесообразно сформулировать проблему в общем виде, что даст возможность сократить число факторов, которые необходимо учитывать при исследовании и, соответственно, уменьшить объём необходимой работы по сбору и анализу информации. Информация должна содержать сведения о состоянии рынка, действиях конкурентов и государственных организаций.

При анализе состояния организации следует учитывать такие показатели, как прибыль, сбыт, издержки, производительность, а также такие социально-психологические признаки неблагополучного положения дел, как текучесть кадров, конфликтность в коллективе и т.д. Сбор и анализ информации должен проводиться с использованием современных программно-технических средств и ЭВМ. Для анализа сложившейся ситуации как на количественном, так и на качественном уровне рекомендуется привлекать независимых консультантов и экспертов.

Диагностика СУ является не только элементом стратегического, но и оперативного управления предприятием. Сбор информации о невыполнении управленческих решений и выявление причин сбоев позволяют производить оперативную коррекцию работы управленческого звена.

Обследуемая организация
Организации, ведущие аналогичную деятельность


Сбор информации

Блок выработки процедур коррекции управления качеством
Блок диагностического обследования
Базы данных организации
Блок построения эталонной модели и стандартов
Блок принятия решения


НЕТ ДА

 


Информация о работе организации за достаточно продолжительный интервал времени хранится в базе данных и используется для построения эталонной модели. Кроме того, информация о работе организации в момент проведения анализа поступает в блок диагностического обследования. Для создания модели, адекватно отражающей реальную ситуацию, целесообразно использовать информацию о работе аналогичных организаций. Блок диагностического обследования определяет набор параметров, характеризующих выявленные отклонения в деятельности организации от параметров эталонной модели. Ввиду сложности оценки действия социально-экономических систем на этапе диагностического обследования значения многих параметров определяются методом экспертных оценок. Для повышения достоверности получаемых результатов целесообразно привлечь квалифицированных специалистов из других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность, и сотрудников консалтинговых фирм. В блоке принятия решения по выявленным значениям отклонений от эталонной модели делается вывод об удовлетворительной эффективности работы обследуемой организации или о необходимости проведения процедур оперативной коррекции системы управления организацией. В последнем случае производится разработка методов коррекции СУ. На этом этапе также целесообразно обратиться к мнению представителей консалтинговых фирм и менеджеров сторонних организаций. После выполнения коррекции СУ необходимо провести повторное обследование системы и убедиться в эффективности СУ предприятием. Если процедуры коррекции не приведут к положительным результатам, то может быть принято решение о серьёзной структурной перестройке организации.

Оценка строится путём сведения различных показателей, характеризующих работу организации в единый интегральный ряд. Это позволяет определить относительный уровень отклонения обследуемого предприятия от выбранного эталона, что может быть использовано для построения рейтинговых оценок организаций в рассматриваемой группе.

Тема 1. Исследование систем управления (ИСУ)

 

Мария Дмитриевна Розбицкая

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.014 с.)