Аудит затрат на производство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит затрат на производство



 

Аудит затрат на производство наиболее сложный и трудоемкий. Практически для каждого экономического субъекта он будет иметь свои индивидуальные особенности в зависимости от характера отрасли и специфики бизнеса клиента. Ситуация осложняется также тем, что практически все источники аудиторских доказательств являются внутренними документами, созданными самим экономическим субъектом, что понижает их ценность для аудита. Поэтому для успешного проведения проверки цикла производства особенно важно хорошее понимание аудитором сущности производственного процесса и его технологических особенностей, а также визуальное ознакомление с производственными цехами и линиями, складским хозяйством.

Цель аудиторской проверки- проверка обоснованности и правильности учета затрат на производство и формирования себестоимости продукции, работ, услуг и раскрытия информации в отчетности.

 

1.Основные нормативные документы, регулирующие учет затрат на производство:

· Налоговый кодекс РФ;

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

· ПБУ 10/99 «Расходы организации».

 

2. Источники проверки:

  • производственные планы, сметная документация, нормы и нормативы расходов сырья и материалов;
  • учетные регистры по счетам элементов себестоимости: 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и др.
  • первичные документы, подтверждающие направленность и обоснованность произведенных затрат: №Т-12 «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы», №Т-49 «Расчетно-платежная ведомость», №Т-51 «Расчетная ведомость», №Т-53 «Платежная ведомость», ведомости расчета амортизационных отчислений основных средств и нематериальных активов, № М-8 «Лимитно-заборная карта», №М-11»Требование –накладная», инвентаризационные ведомости, накладные на выпуск готовой продукции, расчеты налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции.

 

3. Оценка системы внутреннего контроля

На этапе планирования аудитор оценивает систему внутреннего контроля

­ ознакомление с применяемыми методами калькулирования себестоимости и оценка их обоснованности;

­ изучение применяемой системы инвентаризации незавершенного производства и остатков готовой продукции;

­ ознакомление с системой складского хозяйства, изучение и оценка системы складского учета материалов и готовой продукции;

­ оценка наличия и эффективности системы мер по обеспечению сохранности материалов и готовой продукции в цехах и на складах;

­ оценка наличия и эффективности системы мер по предотвращению и выявлению непроизводительных расходов;

­ изучение применяемых систем оплаты труда.

4. Аудиторские процедуры

Оценив систему внутреннего контроля аудитор определяет характер, временные рамки и объем аудиторских процедур:

­ характер производства соответствует уставным целям деятельности экономического субъекта;

­ процесс производства организован в соответствии с требованием действующего законодательства (в частности, с требованием соблюдения экологических норм);

­ положение учетной политики, касающиеся учета и оценки процесса производственного потребления элементов производства, незавершенного производства и готовой продукции, соответствует требованиям нормативных актов;

­ номенклатура, количество и качество выпускаемой продукции санкционированы уполномоченными лицами экономического субъекта;

­ расход материалов обоснован, санкционирован и соответствует целям и характеру производственной деятельности;

­ начисление заработанной платы и взносов в фонды социального страхования и обеспечения осуществляется с учетов требований нормативных актов (в частности, следует проверить правильность оформления трудовых отношений, обоснованность применения региональных коэффициентов и надбавок к заработанной плате, эффективность действующей системы материального поощрения);

­ выпущенная готовая продукция соответствует требованиям установленных стандартов качества;

­ имеются в наличии все документы, подтверждающие осуществление затрат по производству продукции, которые оформлены с соблюдением всех требований действующих нормативных актов;

­ в издержки отчетного периода и себестоимость изготовленной продукции включены все затраты, связанные с производством продукции;

­ в составе издержек производства в полном объеме отражены амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам;

­ в составе издержек производства в полном объеме отражена стоимость всех отпущенных и израсходованных в производстве материалов;

­ в составе издержек производства в полном объеме отражены все затраты на оплату труда и соответствующие начисления единого социального налога;

­ затраты на производство и реализацию продукции отражаются в бухгалтерском учете с соблюдением допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

­ при составлении первичных документов, осуществлении записей в регистрах бухгалтерского учета, переносе данных в бухгалтерскую отчетность соблюдена арифметическая точность показателей;

­ все расчеты произведены с арифметической точностью, в частности, расчеты сумм амортизационных отчислений, стоимости материалов, расходов на оплату труда и выплату единого социального налога (взносов), а также налогов, включаемых в издержки обращения;

­ все включенные в издержки производства расходы реальны и фактически имели место в отчетном периоде;

­ система аналитического учета затрат на производство позволяет получить информацию в разрезе элементов затрат, статей калькуляции;

­ затраты правильно подразделены на прямые и косвенные;

­ косвенные затраты распределены между видами продукции в соответствии с нормативными актами (при их наличии) и учетной политикой;

­ порядок списания общехозяйственных затрат соответствует принятой учетной политикой;

­ себестоимость готовой продукции калькулируется в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости, а если их нет – в соответствии с принятой учетной политикой;

­ выпуск готовой продукции оценивается в соответствии с принятой учетной политикой, проверяется правильность и обоснованность применяемых методов нормирования;

­ готовая продукция на складе оценена в соответствии с нормативными документами и принятой учетной политикой.

5. Типичные ошибки

К наиболее характерным ошибкам по учету затрат на производство можно отнести:

· отражение в учете затрат на производство, которые фактически не производились;

· необоснованность произведенных затрат;

· неточность арифметических расчетов (расчет амортизации, начислений заработной платы и др.);

· отсутствие первичных документов, подтверждающих характер затрат;

· неверная корреспонденция счетов и др.

 

Аудит товарных операций

 

Цель аудиторской проверки- выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статье «Запасы» и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам.

1.Основные нормативные документы, регулирующие учет затрат на производство:

· Налоговый кодекс РФ;

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

· ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;

· Методические указания о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др.

 

2. Источники проверки:

· приказ об учетной политике организации;

· договоры поставки, купли-продажи;

· товаросопроводительные документы;

· платежно-расчетные документы;

· товарные отчеты материально-ответственных лиц;

· бухгалтерская и налоговая отчетность;

· регистры синтетического и аналитического учета по счетам 41, 42, 15, 90, 14.

 

3 Оценка системы внутреннего контроля

На этапе планирования аудитор оценивает систему внутреннего контроля. Основным способом получения данных является тестирование по заранее подготовленным вопросникам. С этой целью аудитор должен получить ответы на следующие вопросы:

­ Имеются ли соответствующие договоры на поставку товаров?

­ Выполняются ли условия договоров поставки?

­ Предъявлялись ли претензии поставщиками в случае несоответствия цен и тарифов обусловленные договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах?

­ Производится ли приемка товаров по количеству и качеству?

­ Производятся ли сверки расчетов с поставщиками?

­ Сверка с поставщиками носит сплошной или выборочный характер?

­ Имелись ли случаи недостачи товаров в пути?

­ Применяются ли унифицированные формы первичной учетной документации?

­ В организации установлены: материально ответственные лица и виды материальной ответственности, а также график инвентаризации и список проверяемого имущества и обязательств?

­ В организации создана постоянная инвентаризационная комиссия?

­ Проводится ли инвентаризация товаров (регулярно, нерегулярно)?

­ Ведется ли аналитический учет по видам товаров?

­ Правильно ли ведется синтетический и аналитический учет товарных операций?

­ Правильно ли оформляются ценники?

­ Оформляется ли документально внутреннее перемещение товаров?

­ Своевременно ли поступают в бухгалтерию товаросопроводительные документы?

­ Оформляется ли документально возврат товаров?

­ Осуществляет ли бухгалтер пересчет сумм в товарных отчетах, предоставляемых материально ответственными лицами?

­ Входят ли транспортные расходы в расходы на продажу?

­ Осуществлялось ли исполнение обязательства неденежными средствами (товарообменные операции)?

­ Организован ли складской учет товаров?

­ Создается ли резерв под снижение стоимости товаров?

­ Предъявлялись ли претензии к поставщикам в случае расхождения фактического наличия с наличием сопроводительных документов, при расхождениях по качеству?

 

4. Аудиторские процедуры

Оценив систему внутреннего контроля, аудитор определяет характер, временные рамки и объем аудиторских процедур:

- правильность оформления первичных документов, на основании которых осуществлялась приемка товаров;

- полнота оприходования поступившего в организацию товара.

- правильность ведения аналитического учета товаров в бухгалтерии и своевременность выведения остатков товара.

- правильность корреспонденции счетов по учету товарных операций;

- правильность установления розничных цен на реализуемые товары;

- соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением и правильности ведения книги кассира-операциониста;

- правильность проведения и своевременность инвентаризации, определение ее результатов а также меры, применяемые к погашению недостачи, если она была выявлена;

- правильность переоценки (уценки до оценки) товаров;

- правильность отражения операций при реализации товаров;

- правильность и своевременность составления товарных отчетов материально - ответственным лицом;

- полнота оприходования, поступивших в организацию товаров;

- правовая грамотность сотрудников организации, оформляющих товарные операции;

- соблюдение законодательства, оговаривающего правильность ведения и оформления товарных операций;

- эффективность действующей системы управления товарными операциями и финансовую результативность этих операций;

- эффективность финансовой политики организации при совершении товарных операций, наличие сознательно проводимой политики на этом участке хозяйственной деятельности;

- достоверность бухгалтерского учета товарных операций, полнота бухгалтерского учета товаров;

- проверка соответствия показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

- проверка правильности налогообложения товарных операций.

5. Типичные ошибки

К наиболее характерным ошибкам по учету отгрузки и реализации готовой продукции можно отнести следующие:

­ оценка товаров не соответствует методу оценки, установленному в учетной политике;

­ неправильный расчет и отражение в учете реализованной торговой наценки (при учете товаров по продажным ценам;

­ отражение на балансе организации поступивших товаров, по которым право собственности еще не перешло;

­ неполное отражение в учете выручки от реализации товаров;

­ неверная корреспонденция счетов и др.

 

Аудит расчетных операций

 

Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. ее целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:

- приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления;

- оплата услуг оказанных другими организациями;

- оказание услуг сторонним организациям.

Основными задачами при аудите расчетов с поставщиками и покупателями являются:

- установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;

- проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

- установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок исковой давности;

- проверка списания задолженности, срок исковой давности, по которой прошел;

- проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;

- проверка правильности и обоснованности списания задолженности.

Источниками информации для поведения аудита расчетов поставщиками, покупателями из заказчиками, дебиторами и кредиторам являются:

- регистр синтетического учета и отчетность (баланс).

- регистры синтетического и аналитического учета расчетов.

Первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).

При проверке необходимо установить:

- заключены ли договора поставки продукции;

- реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

- правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60 и 62;

- соответствие записей аналитического учета по счетам 60 и 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

Проверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей.

Результаты проверки расчетов с поставщиками и покупателями отображаются в рабочих документах аудитора (таблицах, справках).

 

Аудит денежных средств

 

Целью аудита денежных средств является выражение мнения о достоверности отчетности о движении денежных средств и соответствии ведения учета требованиям действующего законодательства.

1.Основные нормативные документы, регулирующие учет денежных средств:

· Гражданский кодекс РФ;

· Трудовой кодекс РФ;

· Налоговый кодекс РФ;

· Кодекс РФ об административных правонарушениях;

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

· Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

· ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;

· ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

· Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ;

· Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке»;

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению;

· Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный приказом ЦБ РФ;

· Положение о безналичных расчетах.

2. Источники проверки:

· бухгалтерский баланс;

· отчет и движении денежных средств;

· учетные регистры по счетам 50, 51, 52, 55;

· кассовая книга и отчет кассира;

· первичные кассовые и банковские документы;

· договоры о материальной ответственности кассира;

· договоры банковского счета;

· организационно-распорядительная документация и др.

 

3. Оценка системы внутреннего контроля

На этапе планирования аудитор оценивает систему внутреннего контроля денежных средств. С этой целью аудитор должен получить ответы на следующие вопросы:

· Установлена ли сигнализация в кассе?

· Хранятся ли денежные средства в несгораемом шкафу?

· Заключен ли договор на охрану?

· Где и у кого хранятся дубликаты ключей?

· Инкассируется ли данная организация?

· Хранятся ли в кассе денежные документы (бланки ценных бумаг, путевки, билеты и т.д.)?

· Сопровождается ли кассир при сдаче и получении денежных средств в банк?

· Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров?

· Имеются ли распоряжения руководителя организации о назначении уполномоченного лица ставить подпись на приходных и расходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера?

· Своевременно ли производятся записи в отчете кассира? Каков срок сдачи отчета?

· Сменялись ли кассиры в проверяемом периоде?

· Была ли произведена ревизия при смене кассира?

· Назначена ли приказом руководителя организации комиссия для производства ревизии кассы?

· Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности?

· В каком размере банком установлен лимит остатка наличности в кассе?

· Выдаются ли денежные средства при наличии в расходном кассовом ордере одной подписи (руководителя, главного бухгалтера)?

· Проводятся ли внезапные проверки кассы?

· Какова периодичность плановых инвентаризаций кассы?

· Принимает ли участие в инвентаризации кассы бухгалтер?

· Регистрируются ли кассовые ордера в журналах регистрации?

· Ведется ли в организации кассовая книга?

· Проверяются ли бухгалтером отчеты кассира?

· Имеется ли в организации список лиц, которым разрешено выдавать денежные средства под отчет, утвержденный приказом руководителя? Установлен ли срок, на который они выдаются?

·

 

4. Аудиторские процедуры

Оценив систему внутреннего контроля, аудитор определяет характер, временные рамки и объем аудиторских процедур:

· проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе;

· проверка соблюдения предельного размера расчетов наличными деньгами с юридическими лицами;

· проверка документального оформления операций по приходу и выдачи денег;

· проверка полноты и своевременности оприходования наличных денежных средств;

· проверка соответствия записей в учетных регистрах данным кассовой книги и отражения движения денежных средств на счетах бухгалтерского учета;

· проверка целевого характера приобретения наличной валюты и документального оформления этих операций;

· проверка правильности пересчета иностранной валюты и соответствия записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета;

· проверка договора банковского счета (договора на банковское обслуживание);

· оценка состояния внутреннего контроля операций на счетах в банке;

· проверка соответствия показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка;

· проверка правильности бухгалтерских проводок по расчетному счету;

· проверка полноты оприходования денежных средств на расчетный счет;

· проверка законности списания денежных средств на расчетный счет;

· проверка законности списания денежных средств с расчетного счета;

· проверка законности совершаемых операций по валютному счету;

· проверка операций покупки и продажи валюты;

· проверка правильности расчета и отражения курсовых разниц.

 

5. Типичные ошибки

К наиболее характерным ошибкам по учету денежных средств можно отнести следующие:

· нарушения в оформлении первичных документов: отсутствие подписи директора, руководителя, главного бухгалтера; не указаны дата, номер документа, код организации, имеются подчистки, исправления; не расшифрована «сумма прописью» и т.д.;

· неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.);

· излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов (чековых, авансовых отчетов и пр.);

· списание сумм без оснований и по подложным документам;

· искажение остатка по кассе на начало дня и на конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;

· некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета;

· присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям;

· присвоение депонированной заработанной платы и средств по другим основаниям;

· ведение расчетов суммами наличных денег, превышающими предельную величину.

· расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, нарушения правил регистрации их в налоговых органах, нарушение правил эксплуатации контрольно кассовых машин;

· превышение лимита остатка денежных средств в кассе;

· отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы;

· отсутствие утвержденной приказом руководителя предприятия инвентаризационной комиссии для проведения инвентаризации кассы;

· непроведение внезапных ревизий кассы за проверяемый период;

· отсутствие второго комплекта ключей от кассы и кассового сейфа;

· не проводилась инвентаризация при смене кассира (например, при уходе в отпуск);

· отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

· отсутствие журналов регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

· несоблюдение правил ведения кассовой книги;

· при закрытии платежных ведомостей не составляется реестр депонированных сумм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.108.18 (0.123 с.)