Контроль качества работы в аудите 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль качества работы в аудите



 

Внутренний контроль качества. Качество оказания аудиторских услуг непосредственно связано с соблюдением всеми сотрудниками аудиторской организации стандартов аудиторской деятельности.

Внутрифирменный контроль качества аудита должен основываться на системе проверки соблюдения стандартов всех уровней на всех этапах аудиторской деятельности. Вопросам организации внутрифирменного контроля качества посвящено Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №7 «Внутренний контроль качества аудита», согласно которому принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита должны быть реализованы как в рамках всей деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №7 «Внутренний контроль качества аудита» содержит следующие разделы:

· «Требования по обеспечению качества аудита»;

· «Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки».

Приложение к данному Федеральному правилу (стандарту) состоит из нескольких разделов.

Раздел «Профессиональные требования» содержит некоторые принципы (независимости, честности, объективности и конфиденциальности) и нормы профессионального поведения, а также конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита, осуществляются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором). Среди них выделены конкретные процедуры, в частности:

  • предусматривающие периодическую (не реже одного раза в семь лет) смену руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица;
  • связанные с назначением аудитора и ассистентов аудитора на задание;
  • способствующие соблюдению независимости при назначении аудиторов для работы с аудируемым лицом.

Раздел «Профессиональная компетентность» содержит принципы и конкретные процедуры, обеспечивающие соблюдения квалификационных требований и непрерывное повышение квалификации.

Раздел «Контрольные полномочия» содержит принципы и конкретные процедуры, обеспечивающие организацию контроля на всех этапах аудиторской проверки, начиная с этапа планирования.

Раздел «Консультирование» содержит принципы и основные процедуры, связанные с организацией консультирования работников аудиторской организации по вопросам организации бухгалтерского учета, специфическим отраслевым особенностям, новациям в налогообложении, с обеспечением работников аудиторской организации нормативной базой.

Раздел «Работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги» содержит принципы и конкретные процедуры, направленные на организацию процесса оценки потенциальных аудируемых лиц, оценки перспектив дальнейшего сотрудничества с аудируемыми лицами, у которых проводилась проверка.

Раздел «Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества» содержит принципы и основные процедуры, позволяющие организовать наблюдения за уровнем эффективности разработанных в аудиторской организации процедур контроля качества работы.

Внешний контроль качества. Минфином РФ создана целостная система организации и проведения проверок деятельности аудиторских организаций, организована система предупредительного контроля.

Минфин РФ может проводить такие проверки своими силами или делегировать право проведения проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников данных объединений.

В целях реализации требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» были установлены:

· Примерный порядок организации плановых проверок аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), проводимых Департаментом организации аудиторской деятельности Минфина РФ (2002г.);

· Типовая программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (утверждена Минфином РФ 2002г.).

Программой проверки предусмотрено раскрытие следующих основных вопросов.

1. Достоверность данных в документах, представленных для получения лицензии, и своевременность внесения в них изменений аудиторской организацией и (или) индивидуальным аудитором.

2. Соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) лицензионных требований и условий:

· проверка наличия у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

· проверка наличия в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

· проверка осуществления предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудитору услуг;

· проверка обеспечения сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ;

· проверка фактов сокрытие обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки;

· проверка фактов занятия аудиторской деятельностью до получения соответствующей лицензии;

· проверка фактов осуществления аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной лицензией.

3. Соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и требований правил(стандартов) аудиторской деятельности:

· анализ видов аудиторских услуг, предоставляемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), удельного веса предоставляемых аудиторских услуг (по их видам) в общем объеме выручки от реализации платных услуг. Сопоставление выручки, полученной от оказании услуг по проведению аудиторских проверок, полученной от оказания консультационных услуг (консалтинга);

· проверка наличия фактов обоснованных претензией на качество проведенных аудиторских проверок со стороны заказчиков(надлежащих пользователей), налоговых и правоохранительных органов, органов государственной власти;

· проверка качества оказываемых аудиторских услуг и соблюдение требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При оформлении результатов проверки оформляются специальные унифицированные формы, которые позволяют систематизировать результаты проверок.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Внешний контроль, проводимый аккредитованными профессиональными объединениями, не должен дублировать государственный контроль. При проведении контрольных мероприятий, проводимых аккредитованными профессиональными объединениями в отношении аудиторской организации – члена данного объединения, необходимо проверять соответствие стандартов, разработанных аудиторской организацией, стандартам объединения, исполнение требований данных стандартов на практике (в случае, если аудиторская организация состоит в нескольких аккредитованных профессиональных объединениях, установить непротиворечивость стандартов и соблюдения требовании объединения, которое осуществляет проверку).

 

 

Аудит финансовых вложений

 

В соответствии с ПБУ 19/02 для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

2) переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

3) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

К финансовым вложениям организации относятся:

­ государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

­ вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

­ предоставленные другим организациям займы;

­ депозитные вклады в кредитных организациях;

­ вклады организации-товарища по договору простого товарищества;

­ дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

К финансовым вложениям организации не относятся:

­ собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;

­ векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

­ вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;

­ драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Финансовые вложения» и установление соответствия применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям, действующим в РФ нормативным документам.

 

1.Основные нормативные документы, регулирующие учет финансовых вложений:

· Гражданский кодекс РФ;

· Налоговый кодекс РФ;

· Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

· Федеральный закон «О передовом и простом векселе»;

· Федеральный закон «Об акционерных обществах»

· Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

· Федеральный закон «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг»;

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

· Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02);

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению и др.

2. Источники проверки:

  • документы приема-передачи вкладов в уставные капиталы других организаций;
  • документы приема-передачи вкладов в совместную деятельность;
  • свидетельства на суммы произведенных вкладов в другие вклады;
  • документы приема-передачи ценных бумаг;
  • платежные поручения и выписки из банка;
  • приходные и расходные кассовые ордера;
  • учредительные документы;
  • выписки из реестра акционеров;
  • выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей совета директоров и т.п.;
  • сертификаты акций и другие ценные бумаги;
  • договоры займа;
  • договоры о совместной деятельности (договоры простого товарищества);
  • договоры уступки права требования (цессии);

· Учетные регистры по счетам 58 «Финансовые вложения», 55 «Специальные счета в банках», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», а также 91 «Прочие доходы и расходы».

 

3. Аудиторские процедуры

  • проверка правильности отнесения активов организации к финансовым вложениям;
  • проверка оформления первичных документов по учету финансовых вложений;
  • проверка правильности первоначальной оценки финансовых вложений;
  • проверка правильности проведения инвентаризации финансовых вложений;
  • проверка соответствия показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;
  • проверка отражения операций поступления и выбытия финансовых вложений в регистрах синтетического учета;
  • проверка операций по учету вложений в уставные капиталы других организаций;
  • проверка операций по вложениям в долговые ценные бумаги;
  • проверка правильности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами;
  • проверка ведения аналитического учета ценных бумаг;
  • проверка операций по образованию резерва под обесценение финансовых вложений;
  • проверка операций по учету средств, переданных по договору займа;
  • проверка полноты отражения доходов по финансовым вложениям и их налогообложения;

 

5. Типичные ошибки

К наиболее характерным ошибкам по учету денежных средств можно отнести следующие:

· отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения;

· оформление документов с нарушениями установленных требований;

· исправление записей в документах без необходимых оснований;

· отсутствие подлинников или заверенных в соответствии с законодательством документов;

· наличие фиктивных документов и операций;

· некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;

· несоблюдение тождественности данных регистров бухгалтерского учета и показателей отчетности;

· отсутствие в учете фактически совершившихся операций;

· несовпадение данных синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

· отсутствие (или проведение с нарушениями) инвентаризаций финансовых вложений;

· неправильное исчисление налога на доходы;

· неисполнение требований законодательных и нормативных документов.

 

Аудит учетной политики

Аудит учетной политики представляет собой оценку соответствия совершаемых и отражаемых в учете операций аудируемого лица законодательству и организации бухгалтерского учета и налогообложения для выполнения им с максимальной эффективностью присущих ему функций.

Аудит учетной политики, являясь неотъемлемой частью аудита бухгалтерской финансовой отчетности, играет существенную роль в обеспечении объективных результатов аудита. Аудит учетной политики позволяет оценить надежность систем бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля.

Приказ по учетной политике – основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета в организации.

1.Основные нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики организации:

· Федеральный закон от 6.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

· Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);

· Методические рекомендации и указания Минфина РФ, регламентирующие отдельные вопросы ведения учета и составления отчетности;

· Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина РФ от 29.01.03г. №03-6/пз;

· Отраслевые документы, регламентирующие особенности калькулирования себестоимости продукции;

· Налоговый кодекс РФ.

2. Источники проверки:

  • учетная политика;
  • должностные инструкции работников бухгалтерии,
  • договор (контракт) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

3. Аудиторские процедуры

 

При проведении аудиторской проверки необходимо установить соответствие учетной политики действующему законодательству и масштабам аудируемого лица. При дальнейшей проверке должно быть проверено, правильно ли применяются положения учетной политики.

Необходимо проверить, обеспечивает ли учетная политика выполнение следующих требований.

В приказе по учетной политике необходимо проверить наличие всех аспектов: организационного, технического и методологического.

Организационный аспект – осуществление способов ведения учета с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее места в системе управления, взаимосвязей и взаимодействия с другими элементами и звеньями этой системы внутреннего контроля характерной для становления и формирования рыночной экономики.

Технический аспект – показывает, как реализуются указанные способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспект предполагает следующие составляющие:

· перечень обычных видов деятельности и критериев отнесения к ним;

· рабочий план счетов;

· технология обработки учетной информации;

· организацию внутрипроизводственного контроля;

· инвентаризацию имущества и обязательств;

· организацию составления отчетности;

· организацию раздельного налогового учета по видам деятельности и ставкам.

Методологический аспект включает:

· критерий отнесения предметов к основным средствам нематериальным активам;

· порядок начисления амортизации основных средств;

· порядок начисления амортизации по нематериальным активам;

· метод оценки сырья, материалов и других ценностей;

· формирование учетных групп материальных ценностей;

· способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей;

· способ учета выпуска продукции;

· сроки погашения расходов будущих периодов;

· перечень резервов предстоящих расходов;

· метод определения доходов и расходов от реализации продукции (работ, услуг);

· порядок создания резервов по сомнительным долгам;

· оценку и инвентаризацию обязательств;

· организацию налогового учета.

При проведении аудиторской проверки учетной политики аудиторы изучают приказ по учетной политике на аудируемый период, фиксируя в рабочих документах наличие основных элементов, выбранные способы учета и пр.

По результатам проведенного исследования приказа по учетной политике и приложений к нему аудитор может сделать выводы об общем уровне применяемой аудируемым лицом учетной политики в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный.

Неудовлетворительный уровень учетной политики для целей бухгалтерского учета свидетельствует о следующем:

· учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета в организации отсутствует;

· положения учетной политики не соответствует нормативным актам;

· большинство методик по ведению бухгалтерского учета в учетной политике экономического субъекта не представлено.

Неудовлетворительный уровень учетной политики для целей налогообложения свидетельствует о следующем:

· учетная политика в целях ведения налогообложения отсутствует;

· положения учетной политики не соответствуют нормативных актов, зафиксированным в Налоговом кодексе РФ, особенно в главе 25 «Налог на прибыль организаций»;

· большинство положений учетной политики в целях налогообложения отсутствует в учетной политике аудируемого лица.

При изучении учетной политики необходимо обратить внимание на отражение в бухгалтерском учете налоговых расчетов, в частности на требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.048 с.)