ГЛАВА 9 Судебные расходы. Судебные штрафы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 9 Судебные расходы. Судебные штрафы.



Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе.

Судебные расходы-это затраты, возлагаемые на федеральный бюджет и участвующих в деле лиц по поводу и в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела в суде общей юрисдикции, в целях компенсации затрат на правосудие и предотвращения необоснованных обращений в суд.

Институт судебных расходов выполняет 3 функции: компенсационную, превентивную и социальную.

1) Компенсационная функция характеризуется тем, что осуществление правосудия - это деятельность, которая требует значительного государственного финансирования. Для частичного возмещения государству расходов, понесенных на содержание судебной системы и обеспечение ее деятельности, определенные расходы возлагаются законом на тех, кто обращается в суд за защитой. При этом финансирование судов не находится в зависимости от уплаченной государственной пошлины.

Кроме того, компенсационная функция судебных расходов позволяет лицам участвующим в деле компенсировать те затраты, которые они понесли в связи с рассмотрением и разрешением дела в суде.

2) Превентивная функция характеризуется тем, что судебные расходы призваны дисциплинировать физических и юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление ими требований, необоснованные ходатайства о проведении экспертиз, вызове свидетелей и т.д. Сравнительно высокие ставки государственной пошлины должны стимулировать добровольное исполнение обязанностей (под страхом уплаты судебных расходов). Можно сказать, что это является превентивной целью введения государственной пошлины. Вместе с тем установленный размер государственной пошлины должен позволять каждому гражданину, юридическому лицу обращаться в суд за защитой. По этой причине ГПК содержит специальные нормы, гарантирующие обеспечение принципа доступности судебной защиты в отношении граждан, мелкого бизнеса (отсрочка уплаты государственной пошлины и т.п.).

3) Социальная функция судебных расходов проявляется в том, что они призваны обеспечить фактическую (экономическую) доступность к правосудию. Такая цель достигается установлением дифференцированных ставок, предоставлением различного рода льгот по уплате судебных расходов, а также возможностью обжалования определений суда по вопросам, связанным с судебными расходами.

Действующий ГПК РФ не дает определения судебных расходов, констатируя лишь их состав. Как следует из комментируемой статьи, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

Государственная пошлина.

Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины.

В соответствии с действующим законодательством государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, перечисленных в ст. 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (п. 1 ст. 333.16 НК РФ).

Закон дает общее понятие государственной пошлины, уплачиваемой не только при отправлении правосудия, но и при совершении действий нотариальными органами, органами загса и т.д. Однако это общее понятие в равной степени относится и к гражданскому процессу.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, независимо от форм собственности, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом судебная практика исходит из того, что отсутствие на платежном поручении, исполненном банком, отметки о зачислении государственной пошлины в доход федерального бюджета не может служить основанием для оставления жалобы без движения.

Поэтому указание в платежном поручении, подтверждающем уплату государственной пошлины, плательщика данного сбора при фактической уплате ее иным лицом является достаточным условием для принятия судом жалобы к рассмотрению.

Так, решением суда отказано в удовлетворении исковых требований М. к К. о взыскании долга, встречный иск К. к М. о признании договора займа незаключенным удовлетворен.

Определением районного суда оставлена без движения кассационная жалоба М. на указанное решение суда в связи с отсутствием отметки о зачислении государственной пошлины в доход федерального бюджета на приложенном к жалобе платежном поручении и предоставлен срок для устранения указанного недостатка.

Впоследствии кассационная жалоба возвращена в связи с невыполнением в срок указаний судьи, содержащихся в названном определении суда.

Определением суда второй инстанции указанное определение суда отменено, поскольку вывод судьи об оставлении жалобы без движения в связи с отсутствием в платежном поручении отметки о списании платежа в федеральный бюджет противоречит требованиям налогового законодательства.

Отменяя определение суда второй инстанции и оставляя без изменения определение суда первой инстанции, президиум областного суда исходил из того, что государственная пошлина в нарушение положений ст. 333.18 НК РФ уплачена не заявителем, а иным лицом через банк, в платежном поручении указано, что госпошлина оплачивается М., но в нем нет данных, по какому делу и в связи с чем осуществляется данный платеж, что исключает возможность его уплаты именно по данному делу.

Судебная коллегия, рассмотрев жалобу М., признала, что имеются основания, предусмотренные ст. 387 ГПК РФ, для отмены постановления президиума областного суда в кассационном порядке.

Согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.

В связи с этим (с учетом положений ст. 45 НК РФ) необходимо иметь в виду, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены: в поле "Списано со счета плательщика" - дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Указанием Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П).

При наличии упомянутых доказательств, подтверждающих уплату в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела в суде общей юрисдикции, исковое заявление, иное заявление, жалоба принимаются к рассмотрению.

Судом установлено, что сумма государственной пошлины была списана со счета плательщика, на платежном поручении имелся штамп банка с необходимыми реквизитами и подписью ответственного исполнителя об этом.

При таких обстоятельствах у суда не было законных оснований для оставления кассационной жалобы без движения по вышеназванным основаниям.

Судебная коллегия также не согласилась с выводом президиума областного суда о необходимости для М. лично уплатить государственную пошлину, поскольку из квитанции об оплате госпошлины следовало, что плательщиком сбора являлся именно М.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Между тем оставление без движения кассационной жалобы суд первой инстанции мотивировал только отсутствием отметки о зачислении государственной пошлины в доход федерального бюджета. Обстоятельства того, кем государственная пошлина была уплачена, по какому делу и в связи с чем осуществлялся данный платеж, он не исследовал, основанием для оставления жалобы без движения перечисленные обстоятельства не являлись.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила постановление президиума областного суда с оставлением в силе определения суда второй инстанции, а также отменила определение районного суда о возврате кассационной жалобы М[246].

Заявитель уплачивает государственную пошлину до обращения в суд и прилагает к исковому заявлению квитанцию банка об оплате пошлины.

В судебной практике возник вопрос о том, вправе физическое лицо, являющееся уполномоченным представителем юридического лица, самостоятельно уплатить государственную пошлину при обращении в суд с жалобой, поданной от имени юридического лица.

Так, ЗАО "Компания "Чайковский текстиль" подало кассационную жалобу на решение городского суда от 16 ноября 2009 г., которым удовлетворен иск Б. к ЗАО "Компания "Чайковский текстиль" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.

Определением городского суда от 4 декабря 2009 г. кассационная жалоба оставлена без движения в связи с неуплатой государственной пошлины. Срок для исправления недостатков предоставлен до 10 декабря 2009 г.

9 декабря 2009 г. председателем ликвидационной комиссии ЗАО "Компания "Чайковский текстиль" М. недостатки кассационной жалобы устранены (уплачена государственная пошлина).

Определением городского суда от 11 декабря 2009 г., оставленным без изменения определением краевого суда от 18 февраля 2010 г., кассационная жалоба возвращена без рассмотрения на основании ч. 1 ст. 342 ГПК РФ.

Возвращая кассационную жалобу, суд указал, что не устранены недостатки, указанные в определении суда от 4 декабря 2009 г. Представленная квитанция об уплате госпошлины оплачена физическим лицом - М. Уплата госпошлины физическим лицом за юридическое лицо не может рассматриваться в качестве надлежащей уплаты государственной пошлины.

Между тем порядок уплаты госпошлины определен ст. 333.18 НК РФ. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. При этом плательщиками госпошлины являются организации и физические лица (п. 1 ст. 333.17 НК РФ). Действия законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями этой организации.

В соответствии со ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять ее на основании закона или ее учредительных документов. Согласно ст. 69 Закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган (директор), который без доверенности действует от имени общества.

ЗАО "Компания "Чайковский текстиль" с 2 октября 2009 г. находится в стадии ликвидации, полномочия по управлению делами общества в соответствии с законом с момента назначения ликвидационной комиссии переходят к ней.

Судом не было принято во внимание то обстоятельство, что госпошлина уплачена не физическим лицом, а законным представителем ЗАО "Компания "Чайковский текстиль" - председателем ликвидационной комиссии М.

Из материалов дела видно, что в чеке-ордере в графе "Основание платежа" было указано: госпошлина за ЗАО "Компания "Чайковский текстиль", были указаны также ИНН и адрес юридического лица, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для возвращения кассационной жалобы ЗАО "Компания "Чайковский текстиль".

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила определение городского суда от 11 декабря 2009 г. и определение краевого суда от 18 февраля 2010 г. и дело направила в суд первой инстанции[247].

В соответствии с действующим законодательством государственная пошлина в суде взимается при:

1) подаче искового заявления: первоначального и встречного исков; искового заявления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора; иска об изменении размеров и сроков платежей, предъявленного после вступления решения в законную силу.

Если место истца занимает правопреемник, он платит государственную пошлину, когда она не была уплачена. Если один или несколько исков выделены из соединенных требований в отдельное производство, государственная пошлина не пересчитывается и не возвращается;

2) подаче заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений;

3) подаче заявления по делам особого производства;

4) подаче заявления о вынесении судебного приказа;

5) подаче апелляционной, кассационной и надзорной жалоб;

6) подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде;

7) подаче заявления об отмене решения третейского суда;

8) подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

9) выдаче судом копий (дубликатов) документов.

При этом государственная пошлина уплачивается до подачи заявления или жалобы.

 

2.2. Цена иска и порядок ее определения.

Для определения размера уплаты государственной пошлины важно правильно определить цену иска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.019 с.)