Глава VI свертывание и степени ограничения вселенной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VI свертывание и степени ограничения вселенной



[...] Разум не может ничего постигнуть, что не было бы уже в нем самом в сокращенном, ограниченном со­стоянии. В процессе постижения разум раскрывает це­лый мир уподоблений, пребывающий в нем в сокращен­ном, ограниченном виде, вместе со знаниями и обозна­чениями, основанными на подобиях (стр. 76, 79).

ГЛАВА VIII
ВОЗМОЖНОСТЬ ИЛИ МАТЕРИЯ ВСЕЛЕННОЙ

[...] Мир, который является только ограниченным бы] тием, не случайно исходит от бога, ибо бог — абсолют­ная максимальность (стр. 82, 86).

ГЛАВА IX
ДУША ИЛИ ФОРМА ВСЕЛЕННОЙ

[...] От этой души мира, думали мудрецы, исходит всякое движение. Она целиком находится в целом мир«и в каждой части его, хотя, говорили они, она не про-


изводит одних и тех же свойств во всех частях (стр. 87, 89).

[...] Душа мира должна рассматриваться как универ­сальная форма, заключающая в себе все формы, суще­ствующая в действительности в вещах лишь ограни­ченно и являющаяся в любой вещи ограниченной фор­мой вещи, как было сказано выше о Вселенной. [...] Один бог абсолютен, все остальные существа ограни­чены. Нет середины между абсолютным и ограничен­ным, как это воображают те, кто думает, что имелась еще некая душа мира после бога и до ограничения мира. Один только бог есть душа и разум мира в той мере, в какой душе представляется как нечто абсолют­ное, в чем действительно находятся все формы ве­щей. [...]

ГЛАВА X ДУХ ВСЕЛЕННОЙ

[...] Движение планет является как бы эволюцией первоначального движения, а движение временных и земных вещей — эволюцией движения планет.

В земных вещах скрыты причины событий, как жатва в посеве. Вот почему философы говорили, что то, что скрыто в душе мира, как в клубке, развертывается и принимает свои размеры благодаря такому движе­нию. [...]

Дух, о котором мы говорим, распространен в огра­ниченном состоянии по всей Вселенной и в каждой ее части. Его-то и называют природой. Природа есть, так сказать, то, что содержит все вещи, кои себя производят благодаря движению.

[...] Движение любовной связи увлекает все вещи к единству, чтобы образовать из них всех одну-единст-венную Вселенную. [...]

ГЛАВА XI КОРОЛЛАРИЙ К ДВИЖЕНИЮ

[...] В движении нельзя дойти до простого максимума как неподвижного центра, ибо необходимо, чтобы мини­мум совпадал с максимумом и центр мира совпадал с окружностью. Мир не имеет окружности, ибо если бы


он имел центр и окружность, то имел бы, таким обра­зом, в себе свое начало и конец и сам был бы завершен в отношении чего-то другого. Тогда вне мира было бы нечто другое и еще некая связь, но все это не представ­ляет ничего истинного. Раз невозможно, чтобы мир был заключен между материальным центром и окружностью, то мир непостижим, ибо центр его и его окружность суть бог, и, так как наш мир не бесконечен, все же нельзя считать его конечным потому, что он не имеет границ, между которыми заключен. Так, земля, не могу­щая быть центром, не может быть абсолютно лишена движения, даже необходимо, чтобы она имела такое движение, чтобы могла иметь еще бесконечно менее сильное движение.

Как земля не есть центр мира, так и окружность его не является сферой неподвижных звезд, хотя, если сравнивать землю с небом, земля кажется ближе к цен­тру и небо ближе к окружности. [...]

Тот, кто является центром мира, иными словами, бог, да святится имя его, является и центром земли и всех сфер, и всего того, что есть в мире, и он же вместе с тем есть бесконечная окружность всяких вещей.

В небе нет неподвижных и определенных полюсов, хотя небо неподвижных звезд кажется описывающим своим движением круги возрастающей величины (стр. 92-98).

ГЛАВА XII ЗЕМНЫЕ УСЛОВИЯ

Того, о чем мы только что говорили, древние не ка­сались, ибо относительно ученого незнания они нахо­дились в заблуждении. Нам уже ясно, что земля на са­мом деле движется, хотя это нам не кажется, ибо мы ощущаем движения лишь при сравнении с неподвижной точкой. Если бы кто-либо не знал, что вода течет, не видел бы берегов и был бы на корабле посреди вод, как мог бы он понять, что корабль движется? На этом же основании, если кто-либо находится на земле, на солнце или на какой-нибудь другой планете, ему всегда будетι казаться, что он — на неподвижном центре и что все остальные вещи движутся. Всегда, наверняка, такой


человек представит себе другие полюсы; если бы он ока­зался на солнце, то еще новые; если бы оказался на земле — иные; иные — на луне, на Марсе и т. д. Маши­на мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому что бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде. [...]

Всякое движение части направляется к целому, как совершенству, так, тяжелые вещи стремятся к земле, легкие поднимаются, земля направляется к земле, во­да — к воде, воздух — к воздуху, огонь — к огню. Вот почему движение всего старается, насколько может, быть кругообразным, и всякая фигура быть сферичной. То же мы наблюдаем в членах животных, в деревьях, в небе (стр. 100).

[...] Бог — да благословенно имя его — сотворил все вещи: когда каждая вещь старается сохранить свое существование как божий дар, она совершает это со-причастно с другими предметами; например, нога не только полезна самой себе, но и для глаза, для рук, тела, для всего человека, потому что служит для передвиже­ния. Так же обстоит дело с глазом и другими членами тела и частями мира. Платон говорил, что мир — жи­вотное. Если понимать бога, как душу этого мира, без всякого поглощения ее им, то многое из того, что мы сказали, станет ясно.

[...] Вся область земли целиком, простирающаяся до круга огня, велика. И хотя земля меньше солнца, как это очевидно по ее тени и затмениям, однако неизве­стно, насколько область солнца больше или меньше об­ласти земли. Она не может быть ей строго равной, ибо ни одна звезда не может быть равной другой. Земля не является самой малой звездой, ибо она, как показы­вают затмения, больше луны и даже Меркурия, а может быть, и еще других звезд,

[...] Звезды взаимно связываются своими влияниями, а также связывают их с другими звездами — Мерку­рием, Венерой и всеми звездами, существующими за пределами, как говорили древние и даже некоторые из современных мыслителей. Таким образом, ясно, что Имеется соотношение влияний, при котором одно не может существовать без другого.


 

 

 


[...] Не представляется возможным найти более бла­городную и более совершенную породу, чем разумная порода, населяющая землю как собственную область. И это даже в том случае, если на других звездах имеют­ся жители иного рода. Человек не желает, в действи­тельности, другой природы, другой натуры, но старается быть совершенным в своей, ему присущей (стр. 102— 103).

ГЛАВА XIII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.33.119 (0.004 с.)