Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления современной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные направления современной психологической науки Современная психологическая наука представляет собой конгломерат различных направлений, каждое из которых имеет свои представления о сущности психики. Поэтому в настоящее время психологи затрудняются в определении единой теоретической концепции. Такое положение дел объясняется большим разнообразием проявлений психических явлений. Общая характеристика основных направлений психологии: 1. Интроспективная психология изучает сознание. Это ряд направлений в психологической науке, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение за содержанием сознания (интроспекцию). Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта – Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, путем созерцания или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания (В. Вундт, Э. Б. Титченер, Ф. Брентано, К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльне). Таким образом, в интроспективной психологии преобладает субъективизм, основное внимание уделяется сознанию, не учитываются другие стороны психики. 2. Бихевиоризм (behavior – поведение). Данное направление психологии возникло в начале ХХ в. в США. Основатель – Джон Уотсон. Считается, что изучать можно только лишь то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение понимается как мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез внутренней секреции и описывается с помощью формулы – S–R, где S – стимул, предшествующий поведению и вызывающий его, а R –поведение. Подкрепления являются следствием поведения. Если они нежелательны, то поведение затормаживается, если благоприятны – воспроизводится. Бихевиоризм в основном критикуют за то, что не учитываются влияния внутреннего (мотивов, желаний, установок, интересов) на внешнее (поведение). Не дается ответ на вопрос: «Почему люди при одних и тех же одинаковых для них внешних стимулах дают разные реакции?». 3. Глубинная психология включает:
Основные положения. 1. Психика – это бессознательное, содержание которого составляют врожденные инстинкты, направленные на получение удовольствия. По З. Фрейду – это сексуальный инстинкт и агрессия (стремление к разрушению, танатос), по К.Г. Юнгу – архетип (коллективное бессознательное), по А. Адлеру – стремление к превосходству, совершенству, преодолению чувства неполноценности. 2. Структура психики:
3. Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Это создает напряжение, от которого индивид спасается с помощью следующих защитных механизмов: а) вытеснение – забывание и подавление неприятных, асоциальных, общественно неодобряемых побуждений; б) отрицание – выбрасывание из памяти неприятных событий жизни. Например, фантомные боли при ампутированных конечностях, истерическое бегство, амнезия; в) проекция – отчуждение неприемлемых чувств и приписывание их другим; г) рационализация – при сокрытии неприемлемых чувств человек впадает в крайность, в рациональное объяснение бессознательных процессов; д) регрессия – перед лицом несчастий человек начинает вести себя по-детски, отказываясь от принятия самостоятельных решений. Например, энурез ребенка при появлении новорожденного в семье; е) сублимация – «возгонка», перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Например, военные игры для взрослых мужчин, кукла для битья, которые способствуют снятию агрессии социально приемлемым способом. Таким образом, психическое и социальное развитие человека идет через установления баланса между инстинктами и культурными нормами. При этом игнорируется роль сознательного. Человек становится рабом своих инстинктов. 4. Гештальтпсихология (гештальт – целостная форма, образ)возникла при изучении познавательных процессов (К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келлер, Ф. Перлз). Основное внимание уделяет исследованию высших психических функций как целостных структур. Основное положение данного направления психологии заключается в следующем: для психической деятельности человека свойственно стремление к целостности и завершенности. Любое незаконченное действие оставляет в психике след в виде напряжения, которое стремится разрядиться в реальном или символическом плане. Данное положение используется в гештальтпсихотерапии, поэтому любые незаконченные действия лучше запоминаются человеком. Ассоциативная психология (ассоцианизм) – направление гештальтписхологии, утверждающее, что психические процессы объединены по принципу ассоциации, а сама психика – психический образ, являющийся продуктом ассоциации. 5. Когнитивная психология, представителями которой являются Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Дж. Фодор, М. Айзенк, Дж. Кеттел, возникла в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века как реакция на бихевиоризм, отрицающего роль внутренней организации психических процессов. Предметом изучения являются когнитивные (познавательные) процессы, интеллектуальные характеристики человека. В этот период были созданы интеллектуальные тесты, позволяющие оценить уровень развития познавательной сферы человека. Представителям данного направления не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе. 6. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) – экзистенциональное направление психологической науки (экзистенция – смысл жизни). Основным положением данного направления психологии является то, что ведущий мотивом человека – его стремление к самоактуализации, под которой понимают непрерывный поток развития. У каждого человека есть внутренний потенциал, который стремится к раскрытию. Психоанализ и бихевиоризм не признают человеческой свободы: в одном случае человек – заложник слепых инстинктов, в другом – условий среды. Нормально развивающийся человек всегда хозяин жизни и у него есть возможность выбора. 7. Психология деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин) возникла и развивается в России. Основные положения:
Вывод. В каждом направлении психологии и научной школе лежит идея об «единице» психике:
Это еще раз доказывает отсутствие единой концептуальной теории о психике и свидетельствует о великом разнообразии ее проявлений. ВОПРОС 9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.008 с.) |