Возникновение психики как результат еволюции материи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение психики как результат еволюции материи.



Психика как результат эволюции материиУченые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.Биологическая форма движения материи – жизнь – качественно новая ступень развития природы. Всякий живой организм избирательно (активно) относится ко всем внешним раздражителям, тем самым обнаруживая качественно новое свойство живой материи – саморегулирование.В результате длительной эволюции у современных организмов мы находим многообразные формы отражения, начиная от раздражимости и кончая более высокими формами отражения – ощущением, восприятием, памятью, мышлением, представляющими собой формы проявления психической жизни.Раздражимость ТропизмыВсе живые организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм обладают особой, биологической, формой отражения – раздражимостью. Раздражимость представляет собой способность живого организма реагировать на воздействие биологически значимых (биотических) влияний.Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам называют тропизмами, или таксисами. У животных форм возникает новый вид раздражимости -- чувствительность. Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, чувствительность “есть генетически не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию”. Переход от раздражимости к чувствительности связан с другим образом жизни. У высокоорганизованных животных развивается чувствительность, развиваются органы чувств.Инстинктивные формы поведенияПоведение червей более сложно, чем кишечно-полостных. Для червей свойственен активный поиск.Отражательные возможности животных с ганглиозной нервной системой не исчерпываются безусловными рефлексами. В течение жизни у них вырабатываются новые, более подвижные, чем врожденные, формы реагирования – условные рефлексы.У членистоногих, особенно у насекомых, существует сложная врожденная форма реагирования на определенные условия среды – инстинкты. Инстинкты приобретают цепной характер, последовательно вызывая серию приспособительных действий.У пчел мы наблюдаем сложнейшие инстинкты, связанные с групповым поведением.Эти примеры показывают органичность инстинкта. Инстинктивные действия строго приурочены к определенным условиям. Механизм осуществления инстинкта заключается в том, что внешние условия вызывают рефлекторную реакцию, конец которой возбуждает следующую реакцию и т.д., вызывая к действию целую цепь рефлексов и осуществляя тем самым наследственную упроченную программу. Инстинктивные действия теряют свою целесообразность лишь только изменяются стандартные условия.Очень сложные инстинкты выращивания потомства, а также половые, пищевые, защитные инстинкты можно найти у большинства позвоночных. Гнездостроение птиц и уход за потомством у птиц и млекопитающих кажется исключительно целесообразным, однако так как эта целесообразность обусловлена только внешними факторами, то поведение животного с изменением среды подвергается лишь очень незначительной перестройке. Едва изменяется определенный комплекс условий, вызывающий инстинктивные действия, как нарушается стройное течение этих действий.Индивидуально приобретенные формы поведенияЧем выше в эволюционном ряду стоит животное, тем более сложными могут стать выработанные условные связи и тем более пластичными они оказываются.Следующий этап развития отражения живой материи – формирование более сложных форм пластичного поведения, основанного на самостоятельной выработке новых критериев поведения. Для пластичного индивидуального поведения становится необходимым анализ и синтез не отдельных свойств среды (температуры, цвета, запаха), а целых предметных ситуаций.Интеллектуальное поведение животныхОснову интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами.Особое место среди высших животных ученые отводят приматам. Приматов, в отличие от большинства других млекопитающих, привлекают манипулирование не только пищевыми объектами, но и всевозможными предметами. Подобный интерес называют “настойчивой” и “бескорыстной” любознательностью, “исследовательским импульсом”. Активность этого вида обезьян, наряду с высоким развитием зрения, необычайно расширяют круг их восприятия, чрезвычайно увеличивает запас опыта и создает гораздо более мощную, чем у других животных, базу для формирования навыков, для зарождения сложных форм поведения.Общение и “язык” животныхВзаимоотношения “общественных животных” достигают порой значительной сложности. Уже у животных с ганглиозной нервной системой, живущих большими объединениями, можно наблюдать не только сложное инстинктивное индивидуальное поведение, но и необычайно развитые инстинктивные реакции на “язык” отдельного представителя сообщества.“Язык” животных с ганглиозной нервной системой – это позы, акустические сигналы, химическая (“обонятельная”) информация, всевозможные касания.Кроме “языка” поз, касаний, существует “язык” слышимых сигналов. Описана сложная сигнализация у врановых птиц, дельфинов, обезьян. Издаваемые звуки выражают эмоциональное состояние животного. Анализ голосовых реакций шимпанзе показал, что каждое звуковоспроизведение обезьяны связано с определенной рефлекторной деятельностью. Установлено несколько групп звуков: звуки, издаваемые при еде, звуки ориенировочно-оборонительные, агрессивные, звуки, связанные с проявлением половых функций и пр.Сущность различий психики животных и человека. Эволюция психики человека. Трудовая деятельность.Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного. Так, ни в какое сравнение не идет “ язык ” животных и человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не сталкивался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.Разница в “языке” животных и человека определяет различие в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.Таким образом, конкретное практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости – осознанно. Это первое отличие психики человека от психики животного.Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно – в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.Третья отличительная черта психической деятельности человека – передача общественного опыта. И животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражители. И тот, и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок обладает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человечества. У человека развиваются высшие, способственно-человеческие функции.В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует, - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта. Важнейшие отличия психики человека от психики животных заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, когда его развитие происходит среди людей.Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, он мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим у современных человекообразных обезьян.Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек – продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность, т.е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

ВОПРОС 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.004 с.)