Место психологии в системе других наук. Задачи психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место психологии в системе других наук. Задачи психологии



Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности (словарь Зинченко). Наука – сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация и построение на основе этого образа мира и способов взаимодействия с миром. При делении наук по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические (средства производства и орудия труда). По мнению многих ученых психология занимает центральное место среди других наук, т.к. она пытается (успешно) интегрировать (обобщать) самые разнообразные знания о человеке и его эволюции. В частности Жан Пиаже отмечал: Психология занимает ключевое место в системе наук, т.к. с одной стороны она зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но с другой стороны ни одна из этих наук не возможна без обобщающихся знаний о человеке. Академик Борис Михайлович Кедров предложил схему иллюстрирующую положение психологии в системе других наук (треугольник Кедрова). Кратко охарактеризуем связь психологии с естественными науками. Например: Психология тесно связана с генетикой, которая предоставляет материал о механизмах наследования определенных задатков предрасположенности к различным заболеваниям и т.д. И на стыке психологии и генетики возникла психогенетика.

Медицина Психология тесно связана с высшей нервной деятельностью (ВНД) и для развития психологии большую роль сыграли работы Берштейна, создавшего теорию физиологии активности, и Петра Анохина создавшего теорию функциональных систем. На стыке этих наук образовалась психофизиология, которая изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом - мозгом. На стыке псих-и, физиологии и медицины возникла нейропсихология (Лурия), изучает мозговые мех-мы ВПФ на основе локальных поражений ГМ.

С биологическими: теория Дарвина (эволюционная теория) – идея приспособления к меняющимся усл-ям среды, это дает ключ к пониманию эволюции форм психич-кой жизни и их адаптивной роли. Проблема развития психики в филогенезе обсуждается с аппеляцией к Дарвину. Многие псих-ги основывали рассуждение об онтогенетич-м раз-тии психики на биогенетическом законе, согласно, кот онтогенез есть сокращенное повторение филогенеза (биогенет-кая концепция С.Холла – принцип рекапитуляции- в психич-ком раз-тииреб- повторяет этапы раз-тия общества). Этология (направление соврем биологии) осн Лоренс – наука о повед-и живот-х, рассм-щая соот-ние врожденного инстинктивного повед-я и влияния среды, распространяет свои принципы и на чел-ка в поисках биолог-х истоков его соц повед-я, агрессивность, связь с зоопсихологией.

Физика – представление об атомарном строение мира привели к переносу принципа – об атомарном строении души. Пришли такие понятия: энергия, поле.

Химия – теории: химич-кие, физиолог-кие и психол-кие (меха-мы памяти); сущ-ет психофармокология – научно – практич-кая дисцип-на, кот изучает закон-ти воздействия на психику лекарст-ных препаратов. Психология тесно связана с общественными науками (гуманитарными). Например: Психология связана с философие й, в частности проблема психического разрабатывалась исходя из таких философских вопросов как отношение материального и идеального, биологического и социального, субъективного и объективного. Ряд психологических школ базируется на тех или иных философских системах. Например: отечественная психология базировалась на основе Марксизма – Адлер, Райх, Фромм. Гуманистическая психология строилась на принципе экзистенциализма (теория существования). Работы В. Франкла (логотерапия). В ряде случаев психол-кие теории перерастали в философ-кие направ-я или претендовали на это, либо оказ-ли влияние на возникновение и раз-тие филосф теорий: психоанализ, как философ течение; работы Рубиштейна: бытие и сознание, чел-к и мир- явл-ся также филоф-ми.

История – интерес к особ-тям душевного облика чел-ка в разл истор-кие эпохи и в разл культурах (особ-ти лич-ти, мировоспрятие, мышление, формир-ние эталонов повед-я).

Социология- через изучение закон-тей взаимодействия лич-ти и ее соц окружения, внутри групповых и межгрупповых отнош-ний. Одна из ведущих отраслей псих-гии – соц пси-я. Этнопсихология – изучает особ-ти психики людей разл-х народов и культур, разраб-я проблемы нац хар-ра, самосознания, нац особ-тей мировосприятия. Языковедение – проблема формир-я речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, возникла психолингвистика. Педагогика – связь с псих-ей: нельзя эфф-но работать с реб-ком и взрослым не представляя тех закон-тей, по кот разв-ся его психика, тех принципов, по кот должно строиться общение, не владея методами его организации, не умея усмотреть индив-ные особ-ти лич-ти. Психология тесно связана с техническими науками, в частности разработка социо-технических систем (космический корабль), предполагает учет психических и психофизических возможностей человека (авиатренажеры). Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки результатов психодиагностический исследований. Таким образом, психология с одной стороны аккумулирует теоретические и эмпирические (практические) знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями человека.

Задачи психологии: познание психич-кой реальности как таковой и на основании этого знания выработка средств практич-кой помощи людям в разнообразных областях – в организации опимальных усл-ях труда, воспитании, облегчении личных переживаний, лечении нервозов. Для себя: 1. изучение закономерностей психических процессов и состояний; 2. разработка критериев оценки уровней развития психических процессов; 3. изучение взаимосвязи особенностей психического отражения и форм поведения;4. изучение закономерностей механизмов функционирования психики. Лурия ставил задачи: изучение психол-х фактов и закон-тей, установл-е мех-мов псих-кой деятельности, описание изменения, кот происходят в этой деятельности.

ВОПРОС 10

СТРУКТУРА И ЗАДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Современная психология находится в состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для молодой науки. В ее структуре появляются новые отрасли и направления. В настоящее время их насчитывается более сорока. Таким образом, современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология представляет фундамент всего психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики, разрабатывает методологию и теорию психологии. Общая психология связана с другими отраслями психологии, так как, с одной стороны, все отрасли психологии в своем развитии опираются на общую теорию психологии, с другой стороны, знания и факты, добытые в прикладных областях, обогащают общую теорию психологии.

Если в основу классификации отраслей психологии положить объект изучения, то можно выделить следующие отрасли психологии.

Сравнительная психология изучает закономерности развития психики в филогенезе.

Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе, основные стадии его развития, критические и сенситивные периоды. В возрастной психологии выделяются: психология детства, психология подросткового периода, психология юности, психология взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология).

Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические различия между людьми. Это могут быть различия в темпераменте, характере, способностях, познавательных стилях, мотивации поведения и др. Основными задачами является выработка норм, стандартов в соответствии с возрастом, полом человека.

Педагогическая психология изучает психологические основы обучения и воспитания. Она тесно связана с возрастной и дифференциальной психологией, поскольку одной из важных ее задач является индивидуализация обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями обучаемых. Важнейшей задачей педагогической психологии является формирование гармоничной личности на основе сочетания умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания, формирования кругозора.

Инженерная психология разрабатывает принципы согласования технических устройств (машин, приборов и т. п.) с характеристиками психических процессов, функций и свойств человека, стремясь обеспечить максимальную надежность и эффективность систем контроля и управления и сократить затраты человеческого труда. Особенно остро вопрос встает, когда человеку приходится работать в условиях эмоционального напряжения, повышенной ответственности, дефицита времени или информации.

Психология труда изучает психологические основы и структуру трудовой деятельности, ее динамику и механизмы регуляции. Эта дисциплина исследует психологические факторы эффективности и качества труда. Психология труда выявляет профессионально важные качества личности по отношению к разным профессиям, решает проблемы профессионального отбора и профессионального обучения.

Социальная психология изучает психологические механизмы воздействия социума (общностей) на поведение и сознание человека, исследует взаимодействие людей в группах, коллективах, позиции личности в них, проблемы лидерства и подчинения. Важными проблемами социальной психологии является исследование психологических механизмов формирования общественного мнения, проблемы массовых коммуникаций. В последние годы в русле социально-психологических исследований стали активно разрабатываться проблемы этических общностей, национальных традиций и стереотипов поведения.

Юридическая психология - отрасль психологии, изучающая взаимоотношения человека и права. Основные ее проблемы - исследование личности преступника, формирование мотивации преступления, психологические основы перевоспитания правонарушителей. В юридической психологии изучают также психологию жертвы, психологию свидетельских показаний, психологические аспекты следствия.

Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. (Подробнее см. раздел «Клиническая психология»).

Конечно, в этом коротком введении невозможно охарактеризовать все отрасли психологической науки, тем более, что процесс дифференциации психологического знания продолжается и в последние годы появились такие области, как политическая психология, экономическая психология, организационная, психология менеджмента и т. п.

Основными тенденциями в развитии современной психологии являются: укрепление связей психологии с другими науками (биологическими, медицинскими, социальными, техническими); усиление практической направленности психологии, развитие ее прикладных отраслей, использование наряду с диагностическими широкого диапазона психокоррекционных, поддерживающих, терапевтических, развивающих методов и средств.

ВОПРОС 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.015 с.)