Руководство дейстивем и контроль за ним. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство дейстивем и контроль за ним.



Освоение деятельности: умения, навыки, привычки.

Деятельность (Петровский)- это внешняя (физическая), внутренняя (психологическая) активность человека, определяемая сознательной целью.

Деятельность ( Платонов ) - это взаимодействие человека с миром, в результате которой человек изменяет мир и самого себя.

Структура деятельности:

Структура деятельности включает - мотивы, действия, цели.

Цели:

· Цели - то, на что направлена непосредственно деятельность.

· Цель - это ради чего совершается деятельность.

· Цель - это предполагаемый результат.

Они бывают личные и общественные, далекие и близкие.

Мотивы:

· Это побуждение деятельности человека.

· Это обоснование решения поступать так, а не иначе.

Действие:

· Это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей и подчиненные общему мотиву.

Действия бывают:

· Моторные.

· Двигательные.

· Центральные (умственные).

· Сенсорные (чувственные).

· Мнестические (связанные с памятью).

· Осознанные.

· Неосознанные.

· Физические.

· Внутренние (сравнивать, рассуждать), умственные (мыслительные операции).

Интериоризация - это переход внешнего действия во внутренний план.

Экстериоризация - это реализация умственного действия в предметном внешнем плане.

Этапы осуществления деятельности:

· Этап постановки цели

· Этап составления плана деятельности

· Этап исполнения, составленного плана.

· Проверка результатов и исправление ошибок.

· Сопоставление результатов с запланированным.

· Подведение итогов работы и её оценка.

Освоение деятельности осуществляется через действия, формирование навыков и привычек, умений.

Навык - это способ выполнения действий в результате упражнений, ставших автоматизированными.

Этапы формирования навыка:

· Аналитический - овладение отдельными навыками действия.

· Синтетический - объединение элементов в единое действие.

· Автоматизация - упражнение с целью придания действию, плавности, нужной скорости, снять напряжение.

Умение - это освоенный способ выполнения действий, основанный на знаниях и приобретенных навыках.

Привычки - действие выполнение, которого стало потребностью, формирование через подорожание.

Ведущая деятельность - это деятельность, в которой формируются качественные изменения в данный период.

Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки - это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка. Деятельность человека благодаря автоматизации ее отдельных компонентов, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на решение более сложных задач.

Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и затем превращающихся в навыки, является, как показал Н.А.Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык; б) когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого); в) когда конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, включенных в один навык, противоречит, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыка; б) когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, ломать структуру старого навыка; в) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь усваиваемого навыка); г) когда начала и концы последовательно выполняемых навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне Центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов:

· двигательные,

· познавательные,

· теоретические

· практические.

Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков.

Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретически е умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

Воппрос 21

Взаимодействие привычек

Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий Именно в этих двух формах знания сохраняются в памяти Главное назначение знаний - организовывать и регулировать практическую ди ияльнистть.

Знание - это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания

Знание и действие тесно переплетены Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов Встречаясь с незнакомыми предметами, мы стремимся прежде вс это получить знания о том, как с ними обходиться, как их использовать Если мы имеем дело с новым техническим устройством, то прежде знакомимся с инструкцией по его использованию На основании ин рукции движения откладываются в виде двигательных представлений Однако движений обычно бывает недостаточно для правильного обращения с предметом Необходимы определенные теоретические знания о некоторых свойствах устройства, о закономерности и особенности явлений, связанных с ним Эти знания можно получить из специальной литературы и использовать их, работая с устройствомистроєм.

Знание поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения Выполнение деятельности невозможно без знаний

Кроме знаний, необходимыми компонентами деятельности является умение и навыки Соотношение этих компонентов объясняется психологами неоднозначно: одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие вв полагают, что умение возникают раньше навичок.

Кроме того, неоднозначно толкуется и понятия умение Так, умение иногда сводят к знанию определенного дела, понимание последовательности ее выполнения Однако это еще не умение, а лишь предпосылка для его возникнут ние Да, и первоклассник, и старшеклассник умеют читать, но это качественно отличные умения по их психологической структурой Поэтому следует различать элементарные умения, которые идут сразу за знаниями и первым д освидом действий, и умения, которые проявляются как мастерство в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыка Элементарные умения - это действия, возникающие на почве знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обхождении с предметом Они могут возникать на основе подражания, из случайных знаний Умение - мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широ кого круга знаний Таким образом, необходимым внутренним условием умение есть определенная сноровка в выполнении тех действий, из которых состоит данная деятельностьяльність.

Итак, умение - это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в главных промежуточных п пунктах и??конечной целейі.

Существование большого количества видов деятельности обусловливает существование соответствующего количества умений Эти умения имеют как общие черты (то, что необходимо для любого вида деятельности: умение быть внимательным, плана Уват и контролировать деятельность и т.п.), так и отличительные особенности, которые обуславливаются содержанием того или иного вида деятельностиі.

Поскольку деятельность состоит из разнообразных действий, то и умение ее выполнять состоит из ряда отдельных умений Чем сложнее деятельность, чем совершеннее есть механизмы и устройства, которыми необходимо в управлять, тем большим мастерством должны характеризоваться умение человеки.

Навык - это действие, сформирована путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля

навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать и автоматизированный компонент диї.

В результате неоднократного выполнения одних и тех же движений человек имеет возможность выполнять определенное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели сознательно подбирать для н нее способы ее выполнения, не сосредотачивая специально внимания на выполнении отдельных операции.

Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в виде навыков и переходят в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека освобождается от необходимости регулировать относительно элементарные акты, а сп прямовуеться на выполнение сложных задач.

При автоматизации действий и операций их превращения в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостный акт, который называю ют умением (например, сложная система движений пишущего текст, выполняет спортивную упражнение, проводит хирургическую операцию, производит деталь предмета, читающего лекцию и т.д.) При этом лишние, ненужные и движения исчезают, а количество ошибочных резко падаетає.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивной Скорость выполнения д действия и операции резко возрастает, становясь оптимальной или максимальной Все это происходит в результате упражнений и тренировокнь.

Физиологическим основой автоматизации компонентов деятельности, которые изначально представлены в ее структуре в виде действий и операций и затем превращаются в навыки, является, как показал НО Бернштейн переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизмму.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков Характер их взаимодействия может быть различным: от уз згоджености к противодействию, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, принадлежащих к одной навыки, отвечает знает системе движений, принадлежащих к другой навыки б) когда реализация одной навыки создает благоприятные условия для выполнения другой (одна из навыков служит средством лучшего усвоения другой) в) когда конец ь одной навыки являются фактическим началом другой и наоборот Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, принадлежащих к одной навыки, супер чить, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыки б) когда при переходе от одной навыки в другую фактически приходится переучиваться, разрушать структуру старой навыки; в) когда система движений, принадлежащих к одной навыки, частично содержится в другой, уже доведенной до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении новой навыки автоматически возникают движения, характерн и для ранее усвоенной навыки, что приводит к искажению движений, необходимых для новой навыки) г) когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не совпадают друг с другом При полном автоматы зации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезаетикає.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие Для того в, чтобы такой перенос исполнилось нормально, необходимо, чтобы навык стала обобщенной, универсальной, согласованной с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенной до автоматизму.

Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем за регуляцию таких действий осуществляется оптим минимальной управление умениями Оно заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, т.е. получение в результате надежного итоге действия Само действие в структуре умения контролируется за ее целью Например, ученики младших классов при обучении письму выполняют действия, связанные с написанием отдельных элементов букв При этом навыки держание карандаша в руке и выполнение элементарных движений ру кой выполняются, как правило, автоматически Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, ее достаточную гибкость Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к условиям деятельности, которые меняются время от времени, с сохранением позитивных результатов работы Так, умение делать что-либо руками означ ае, что человек, имеющий такие умения, будет работать хорошо и способна сохранять высокое качество труда в любых условиях Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика том, что знает и умеет са вміє сам.

Одна из главных качеств, которые принадлежат к умениям, заключается в том, что человек имеет возможность изменить структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохранил теряя при этом неизменным конечный результат Умелая человек может заменять один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, изготовить сам или воспользоваться имеющимися инструментами, другими учеб ними средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуацииї.

Умение в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления Сознательный интеллектуальный контроль-это главное, что отличает умение в от навыков Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется высшими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозгазку.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности Есть спе ециальни виды деятельности (например, спортивные), вполне построены на основе двигательных умений и навыков Познавательные умения включают способность вести поиск, воспринимать, запоминать и обрабатывать информ ацию Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом Они проявляются в способности человека анализировать и, обобщать материал, выдвигать гипотезы, теории, осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую Такие умения и навыки всего проявляются в творческой работе, связанной с оде ржание идеального продукта мысли Практические умения проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта Именно на их примере можно продемонстрировать формирование и проявление умений ь в чистом видеу вигляді.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом Упражнения необходимы как на этапе выработки ВМИ инь и навыков, так и в процессе их сохранения Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки часто теряют свои качествасті.

Еще один элемент деятельности - привычка От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности Если умения и навыки связаны с решением какого-либо ь задачи, предусматривающие получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычка есть негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не сознательной цели или ярко выраженного продуктивного завершения В отличие от простой навыки привычка может в определенной степени сознательно контролироваться Но от умения она отличается тем, что не завж ди является разумной и полезной (вредные привычки) Привычки как элементы деятельности является наименее гибкой ее частью Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, имеющими положительное влияние на фо рмування личности в целомагалом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.036 с.)