Изменения картин по субмодальностям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения картин по субмодальностям



Большинство людей позволяет своему мозгу беспорядочно показывать им любую картину на его выбор, а они в ответ хорошо или плохо себя чувствуют.

Приходилось ли вам когда-нибудь просто ходить взад-вперед, обдумывая свои дела, как вдруг ваш мозг высвечивает такую картинку, что вам становится тошио? Если у вас был неудачный день, то потом мозг показывает вам яркие повторы, снова и снова. Мало того, что день был плохой: вы можете загубить весь вечер, а возможно, и часть следующей недели.

А упускаете ли вы возможность расстроиться из-за того, что произошло давным-давно? Ваш мозг говорит: «Давай еще раз! У нас еще час до сна, давай подумаем о чем-нибудь по-настоящему мрачном. Может быть, нам удастся разозлиться по этому поводу на три года позже, чем следовало» Вы говорите о «незавершенном действии»? Оно завершено, вам просто не понравилось, что из этого вышло. Вам хотелось бы иметь фотографическую память? Многие демонстрируют ее, живо вспоминая неприятные переживания. Было бы неплохо, если бы часть этой способности использовалась намеренно для более полезных переживаний.

Проделайте небольшой эксперимент. Подумайте о событии из прошлого, очень приятном, которого вы давно не вспоминали. Вернитесь к нему, убедитесь, что видите. как это событие совершается.

Теперь, глядя на свое приятное воспоминание, измените яркость изображения (Воспользуйтесь аналогией с кинозалом, телевизором, компьютером, если это облегчит задачу). Делайте его все ярче и ярче. Отметьте, как ответно изменяются ваши чувства. Затем делайте его более и более тусклым, пока вы едва сможете различать его. Потом не забудьте снова сделать его ярче.

Это меняет ваше самочувствие? Всегда есть исключения, но для большинства, если сделать картину ярче, ощущения усилятся. Увеличение яркости обычно увеличивает интенсивность ощущения, а уменьшение- наоборот.

Теперь подумайте о неприятном воспоминании. Картину постепенно делайте тусклой. Если вы достаточно убавите яркость, она больше не будет вам досаждать.

Яркость- одна из субмодальностей визуальной модальности.

Субмодальности- это универсальные элементы, которые можно использовать для изменения любого зрительного образа, независимо от содержания. У аудиальной и кинестетической модальностей тоже есть субмодальности; но мы пока займемся визуальными.

Яркость- это лишь один из многих параметров, которые можно варьировать. Однако существуют исключения из правил обычного воздействия яркости. Если вы сделаете картину такой яркой, что она смоет детали и станет почти белой, это скорее снизит, нежели увеличит интенсивность ваших ощущений. В верхнем экстремуме связь обычно теряется. У некоторых людей связь в большинстве ситуаций обратная, так что увеличение яркости снижает интенсивность их ощущений.

Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная картина- это свеча, сумерки, закат солнца, то часть ее особого очарования связана с тусклостью; если вы сделаете изображение ярче, ощущения могут ослабнуть. С другой стороны, если вы вспомнили случай, когда боялись темноты, то страх может быть связан с невозможностью увидеть, что там находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там ничего нет- страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что исключения есть всегда, и когда вы их исследуете, в них тоже появляется смысл. Какова ни была бы связь, вы можете использовать эту информацию, чтобы изменить свои переживания.

Теперь давайте поиграем с другой субмодальной переменной. Выберите другое приятное воспоминание и меняйте размер картины. Сначала делайте ее все больше и больше, а потом все меньше и меньше, отмечая, как меняются в ответ ваши ощущения.

Связь обычно такова, что большая картина интенсифицирует вашу реакцию, а меньшая ослабляет ее. Здесь тоже есть исключения, особенно на верхнем конце шкалы. Когда картина становится очень большой, она вдруг может показаться нелепой или нереальной. Тогда ваша реакция может измениться качественно, а не по интенсивности- например, от удовольствия к смеху.

Изменив размер неприятной картины, вы, вероятно, обнаружите, что уменьшение ее ослабляет также и ваши ощущения. Если по-настоящему огромные размеры превращают ее в нелепую и смешную, вы и это можете использовать, чтобы почувствовать себя лучше. Выясните, что вам подходит.

Неважно, какова связь, если вы узнаете, как она работает в вашем мозгу- так, что сможете научиться контролировать свой опыт. Если подумать, в этом абсолютно нет ничего удивительного. Люди говорят о «тусклом будущем» и «ярких перспективах». «Все в черном свете.» «Это пустяк, но она раздувает его до непомерных размеров.» Когда человек произносит нечто подобное, это не метафора; обычно это

буквальное и точное описание того, что он испытывает внутри себя. Если он «непомерно что-нибудь раздувает», вы можете посоветовать сжать картинку. Если видит мрачное будущее- пусть сделает его поярче. Это звучит просто, но так оно и есть.

Внутри вашего разума существуют все те вещи, с которыми вам никогда не приходило в голову поиграть. Вы не хотите ввязываться в отношения с собственной головой, так? Пусть вместо вас это делают другие. Однако все, что происходит в вашей голове, воздействует на вас, и потенциально все это вам подконтрольно.

А теперь продолжите эксперимент с варьированием других визуальных элементов, чтобы выяснять, как можно сознательно изменять их для воздействия на вашу реакцию. Пусть у вас будет личное, опытным путем полученное понимание того, как вы можете контролировать свой опыт. Возьмите любой опыт и попробуйте изменить каждый из перечисленных ниже визуальных элементов. Сделайте то же самое, что вы делали с яркостью и размерами: попробуйте пойти в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Чтобы на самом деле выяснить, как работает ваш мозг, изменяйте только один элемент за раз. Если вы изменяете два или более параметра одновременно, то не узнаете, какое из них- или насколько сильно- воздействует на ваши ощущения. Начните с приятного переживания.

1. ЦВЕТ. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого.

2. РАССТОЯНИЕ. Меняйте от очень близкого до далекого.

3. ГЛУБИНА. Меняйте картину от плоского, двумерного фото до полной глубины трех измерений.

4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Варьируйте от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время.

5. ЧЕТКОСТЬ. Меняйте изображение от кристально чистой детальной четкости до размытой неразличимости.

6. КОНТРАСТ. Отрегулируйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого.

7. ПРЕДЕЛЫ. Варьируйте от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой, так что если вы повернетесь, то сможете увидеть еще часть,

8. ДВИЖЕНИЕ. Меняйте изображение от неподвижного фото или слайда до кинофильма.

9. СКОРОСТЬ. Регулируйте скорость фильма от очень медленной

до очень быстрой.

10. ОТТЕНОК. Изменяйте баланс цветов. Например, увеличьте интенсивность красных тонов, а голубых и зеленых- уменьшите.

11. ПРОЗРАЧНОСТЬ. Сделайте образ прозрачным, так, чтобы вы могли видеть, что находится под поверхностью.

12. ПРОПОРЦИИ. Сделайте обрамленную картину длинной и узкой, а потом короткой и широкой.

13. ОРИЕНТАЦИЯ. Наклоните верхнюю часть картины от себя, а потом к себе.

14. ПЕРЕДНИЙ/ЗАДНИЙ ПЛАН. Варьируйте различие между передним планом (то, что вас больше всего интересует) и задним (обстоятельства, которым просто случилось при сем присутствовать). Попробуйте поменять их местами, чтобы задний план стал более интересным переднего.

(Если вы действительно приостановитесь и попробуете поизменять переменные из этого списка- у вас будет прочная основа для понимания остального. Если вы считаете, что у вас нет времени, отложите это и почитайте, например, журнал «Здоровье»,)

Теперь у вас должен быть опыт использования нескольких из множества способов, какими можно, меняя субмодальности, изменить свой опыт. Всякий раз, обнаружив элемент, работающий по-настоящему эффективно, сделайте паузу, чтобы понять, где и когда вы хотите его использовать. Например, выберите жуткое воспоминание- хотя бы эпизод из фильма. Возьмите эту картину и быстро сделайте ее очень большой. Это встряхивает. Если вам по утрам трудно разогнаться, попробуйте это вместо кофе!

Выяснив, как разные элементы работают, вы можете комбинировать их, чтобы получить еще более интенсивные изменения. Например, приостановитесь и найдите исключительно приятное чувственное воспоминание. Во-первых, убедитесь, что это фильм, а не просто неподвижный слайд. Теперь возьмите этот образ и пододвиньте его к себе. По мере приближения делайте его более ярким и цветным, одновременно замедляя фильм до половинной скорости. Поскольку вы уже знаете кое-что о работе вашего мозга, проделайте также и все остальное, что наилучшим образом интенсифицирует ваше переживание...

Вы чувствуете себя по-другому? Можете это делать в любое время. Когда вот-вот соберетесь по-крупному придраться к любимому человеку- можете притормозить и сделать это. И с тем выражением, что было сейчас на вашем лице, кто знает, чем это могло бы закончиться... всякого рода занятыми волнениями!

Поразительно, но некоторые поступают в точности наоборот. Подумайте, на что была бы похожа ваша жизнь, если бы все свои приятные переживания вы вспоминали как мутные, отдаленные, расплывчатые черно-белые фотоснимки, зато все неприятные- как ярко цветные, близкие, панорамные, трехмерные фильмы. Отличный способ впасть в депрессию и думать, что жизнь не стоит того, чтобы ее проживать. У всех есть хорошие и плохие воспоминания; вся разница часто в том, как мы их вспоминаем.

Многие люди угнетают себя картинами: тут есть множество вариаций. Вы можете делать коллажи из всех тех моментов прошлого, когда что-то было неладно; или выдумывать тысячи картинок о том, как что-то могло бы быть не так в будущем.

Однажды Ричард Бэндлер спросил мужчину, как он загоняет себя в депрессию, и он сказал; «Ну, например, выхожу я к своей машине и обнаруживаю сдутую шину,»

«Да, это досадно, но это не выглядит достаточным для впадения в депрессию. Что вы делаете, чтобы это стало действитсльно ужасным?»

«Я говорю себе: «И вот так всегда», а потом вижу множество картинок всех остальных случаев, когда ломается моя машина.»

На каждый случай, когда его машина не работала, приходилось, вероятно, сотни три случаев, когда она работала превосходно. Но о них в этот момент он не думает. Если вы побудите его думать обо всех других случаях, когда его машина нормально работала, у него не будет депрессии.

Модифицировать прошлые переживания действительно довольно просто. Следующая вещь, которой стоит научиться- то, что Бэндлер называет «кратчайшей терапией». Она хороша тем, что это еще и скрытая терапия.

Подумайте о неприятном затруднении или разочаровании и хорошенько посмотрите на этот фильм, чтобы увидеть, все ли еще он портит вам настроение. Если не портит, выберите другое. Запустите его и сделайте фоном какую-нибудь громкую приятную музыку. Слушайте ее вплоть до самого конца фильма. Это превратит трагедию в комедию, и вы почувствуете облегчение.

Если у вас есть воспоминание, из-за которого вы раздражаетесь и злитесь- наложите на него веселую музыку. Если вы прокрутите его с ней, то вернувшись в следующий раз, оно будет автоматически сопровождаться этой музыкой и вызовет другие ощущения. Если изменения оказались неудовлетворительными или не произошли вообще, посмотрите, есть ли какая-нибудь другая музыка или звуки, которые могли бы, по вашему мнению, повлиять на это воспоминание. И попробуйте еще раз.

Выберите другое неприятное воспоминание. Прокрутите фильм задом наперед, от конца к началу, как если бы вы его перематывали, и сделайте это очень быстро, в несколько секунд. Чувствуете ли вы то же самое по поводу этого воспоминания после просмотра? Определенно нет. Это немного похоже на проговаривание фразы наоборот: смысл меняется. Попробуйте это на всех своих неприятных воспоминаниях, и вы сэкономите на терапии кучу денег.

Люди часто говорят: «Вы смотрите на это не с моей точки зрения», иногда они правы в буквальном смысле. Подумайте о каком-нибудь споре, когда вы были уверены, что правы. Сначала просто прокрутите фильм об этом событии, как вы его помните.

Теперь повторите это, но с точки зрения человека, который смотрит из-за плеча вашего противника, чтобы вы могли видеть самого себя в течение этого спора. Проживите тот же фильм от начала до конца, наблюдая с этой точки зрения. Есть разница? Ваши шансы оказаться правым- процентов пять.

Люди столетиями толковали о «точках зрения». Однако они всегда относились к этому метафорически, а не буквально. Они не знали, как дать человеку конкретные инструкции, чтобы изменить его точку зрения. То, что вы делали- одна возможность из тысячи. Вы можете буквально видеть что-либо из любой точки пространства. Увидеть тот же самый спор со стороны, как нейтральный наблюдатель, чтобы суметь одинаково хорошо рассмотреть и себя, и собеседника. Увидеть его откуда-нибудь с потолка, чтобы оказаться «выше всего этого», или из точки на полу. Один парень смотрел вниз на солнечную систему из точки в космосе, наблюдая, как планеты крутятся на своих орбитах. С этой точки зрения он едва мог различить себя и свои проблемы как крошечную крапинку на поверхности земли (чем они, в сущности, и являются). Картины других людей зачастую отличаются; но они похожи в том, что эти люди видят свои проблемы как очень маленькую часть изображения, и на огромном расстоянии, и время ускорено- сотня лет сжата в короткий фильм.

Люди во всем мире делают эти великолепные вещи внутри своих мозгов- и это действительно работает. Мало того, они даже объявляют о том, что делают. Если вы найдете время задать им несколько вопросов, то откроете все многообразие манипуляций, которые можно проделывать со своим мозгом.

Есть одна замечательная фраза, которую вы часто слышите, переживая что-то неприятное: «Позже, когда вы на это оглянетесь, вы будете смеяться.» В промежутке должен существовать некий процесс, который делает неприятный опыт забавным. Есть ли у вас нечто, на что можно оглянуться и рассмеяться? И воспоминание, над которым вы пока не можете смеяться? Сравните их, чтобы выяснить, чем они отличаются. В одном вы себя видите, а в другом нет? Одно- слайд, а другое- фильм? Есть ли разница в размере, цвете, яркости или местоположении? Выясните, в чем отличие, а потом попробуйте изменить эту неприятную картину, сделать ее похожей на ту, над которой уже можете смеяться.

А теперь подумайте о двух воспоминаниях: одном приятном и одном неприятном. За одну-две секунды переживите эти два воспоминания заново... Дальше отметьте, ассоциированы вы были или диссоциированы в каждом из них.

Ассоциированно- значит вернуться и заново пережить опыт, глядя на него своими собственными глазами. Диссоциированно- значит смотреть на образ из памяти с любой точки зрения, кроме своих глаз. Вы можете увидеть его так, словно смотрите вниз с самолета и т.п. Например, самокритичность обычно предполагает точку зрения, отличную от вашей собственной. Как если бы вы находились вне своих пределов, наблюдая и критикуя себя.

Каким бы способом вы ни вспомнили два ваших случая, делая это естественно,- вернитесь и попробуйте пережить их другим способом, чтобы выяснить, как это меняет ваши переживания.

Идеальная ситуация- воспроизводить все ваши приятные воспоминания ассоциированно, чтобы вы легко могли насладиться всеми положительными эмоциями, их сопровождающими. Когда вы диссоциированы от неприятных воспоминаний, при вас по-прежнему вся зрительная информация о том, чего нужно избегать и как именно поступить, но без неприятной эмоциональной реакции. Естественно, многие делают наоборот.

Есть еще две возможности. Некоторые люди склонны диссоциироваться постоянно. Это научно-инженерные типы, которых часто описывают как «объективных», «бесстрастных» или «сдержанных». Вы можете научить их ассоциироваться- когда они этого хотят- и вновь обрести какую-то чувственную связь с опытом. Возможно, вы в состоянии представить себе некоторые моменты, когда это принесло бы им реальную пользу. Любовь- одна из тех вещей, заниматься которыми гораздо приятнее, находясь внутри собственного тела и переживая все эти ощущения, нежели наблюдая за собой со стороны.

Другие склонны всегда ассоциироваться: у них немедленно возникают все ощущения прошлого опыта, как хорошие, так и плохие. Это люди, которых часто характеризуют как «театральных», «чувствительных» или «импульсивных». Многие их проблемы можно устранить, научив в нужные моменты диссоциироваться. Наблюдая за тем, как вы испытываете боль, вы не находитесь внутри собственного тела, которое ее чувствует.

Вы можете оказать себе настоящую услугу, потратив немного времени, чтобы диссоциированно пробежатъся по нескольким неприятным воспоминаниям. Выясните, как далеко вам нужно отодвинуть картины, чтобы спокойно рассматривать их, но при этом видеть достаточно ясно. Затем прокрутите серию приятных воспоминаний, потратив время на то, чтобы с каждым ассоциироваться и полностью насладиться. Вы учите свой мозг ассоциироваться с приятными воспоминаниями и диссоциироваться от неприятных. Скоро он схватит суть и автоматически проделает то же самое со всеми остальными вашими воспоминаниями.

Научить человека, когда и как это делать- один из наиболее глубоких и всеобъемлющих способов изменения качества опыта и возникающего в результате поведения.

Стратегия мотивации

Всякий раз, когда происходит что-то приятное, вы можете сказать себе: «Это ненадолго» или «Это не взаправду» или «На самом деле он не это имеет в виду». В вашем распоряжении множество способов. Вопрос всегда один: «Как именно это делает данньй человек?»

Может быть, внутри вас звучит голос «критического родителя», который бранит вас и пытается заставить что-нибудь сделать? Если кто-то предполагает, что внутри вас есть голос, которьй все время критикует, и вы начинаете вслушиваться- угадайте, что будет? Вы можете сделать интересную штуку- соглашаться раз за разом с этим критическим голосом, пока не сведете его с ума. Aua можно изменить местоположение. Выясните, что произойдет, если вы услышите тот же самый голос, доносящийся из большого пальца левой ноги... Такое изменение положения безусловно меняет воздействие этого голоса, не правда ли?

У некоторых есть внутренний голос, звучащий медленно и депрессивно, который составляет длинные списки их неудач. Так можно заговорить себя до очень глубокой депрессии. Как замечает Ричард, это будет похоже на то, что в вашей голове поселились кой-какие профессора из его колледжа, Неудивительно, что эти люди находятся в состоянии депрессии. Иногда внутренний голос настолько тих, что человек не осознает его, пока вы о нем не спросите. Из-за неосознанности голоса человек будет реагировать на него еще интенсивнее, чем если бы он был осознан: гипнотическое воздействие будет сильнее.

Если у вас клиент загоняет себя в депрессию одним из таких голосов, увеличивайте громкость голоса до тех пор, пока клиент не сможет слышать его отчетливо, чтобы он не оказывал гипнотического эффекта. Затем изменяйте тональность, пока голос не станет очень жизнерадостным. Клиент почувствует себя гораздо лучше, даже если этот жизнерадостный голос будет по-прежнему воспроизводить список неудач.

Лучший способ действия- определить, как люди мотивируют себя сами, и и спользовать это. Если вы задаете кучу чудных вопросов (и при этом настойчивы)- то можете у кого угодно выяснить, как он делает что угодно, включая мотивацию. Многих людей беспокоит «отсутствие мотивации», и примером тому является неспособность подняться утром. Если мы изучим таких людей, то сможем выяснить, как не просыпаться, что может быть полезно страдающим бессонницей. Все, что могут делать люди, полезно кому-то, где-то, когда-то.

На семинаре Бэндлера участница рассказала, каким образом ей удается легко вставать по утрам. Оказалось, что вначале она ощущает в теле усиливающееся тепло, осознает его и говорит себе: «Я просыпаюсь, я должна встать.» Это спокойный и мирный голос, который постепенно начинает говорить быстрее, становится более ясным, отчетливым и бодрым.

Вы не обязаны произносить те же самые слова, но потратьте минуту на то, чтобы закрыть глаза, почувствовать свое тело, а затем послушать голос внутри своей головы. Пусть этот голос начнет говорить с вами сонным и спокойным тоном... Теперь пусть он немного ускорится, станет громче и бодрее. Заметьте, как изменяются ваши ощущения.

Влияет ли это на ваше самочувствие? Если нет, проверьте свой пульс. Возбужденный внутренний голос- прекрасный способ разбудить себя, когда бы вам этого ни захотелось. Если вы начинаете говорить с собой и усыплять себя в момент, когда этого, вероятно, не стоит делать- на автостраде, к примеру,- можете научиться увеличивать громкость и высоту звука, говорить чуть быстрее о чем-то возбуждающем, и тут же проснетесь.

Вот что делают многие страдающие бессонницей. Они разговаривают с собой громким, высоким, бодрым голосом,- и он будит их, даже если они говорят о том, как им необходимо уснуть. Эти люди, как правило, очень бодры и мотивированы. Они считают, что спят не очень много; однако исследования показали, что на самом деле они спят примерно столько же, сколько и все остальные. Отличие в том, что они еще тратят кучу времени, пытаясь уснуть, но постоянно будят себя тоном своего внутреннего голоса.

Другой хороший способ приобрести бессонницу- разглядывать множество ярких, сверкающих картин.

Какие вопросы и в какой момент задавать клиенту- зависит от цели, с которой вы их задаете. Вам нужно получить достаточно подробностей для того, чтобы вы смогли породить такой же опыт. Способ все это проверить заключается в опыте- вашем собственном или чьем-нибудь еще. Вы должны выделить основные элементы последовательности, а также ключевой элемент, определяющий ситуацию. Обычно это деталь, которая производит радикальное изменение. В нашем примере это было изменение интонации, которое действительно поднимало эту женщину. Чтобы это обнаружить, вам придется на самом деле покопаться в деталях. Если человек говорит: «Я рисую картину того, как я встаю», попросите дополнительных подробностей:

«Это фильм? Это слайд? Он цветной? Большой? Вы себе что-нибудь говорите? Какую интонацию вы используете?»

Узнав стратегию мотивации, применяемую клиентом для какого-либо действия, вы можете воспользоваться ею, чтобы замотивировать его на разные другое вещи.

Существует множество различных способов, какими люди себя мотивируют. Довольно распространенный- так называемый «шаблон старой тревоги»: непрерывное генерирование неприятных ощущений («Боже, что будет, если я опоздаю!»), пока не появится мотивация избежать их. Но не у всех такой тип мотивации. Другим тревога мешает совершать поступки. Они думают о каком-нибудь интересном занятии, потом создают картину того, как все может пойти наперекосяк, после чего начинают тревожиться и просто сидят дома.

Менее распространенный тип мотивации- использовать приятные эмоции вместо неприятных.

Множество людей компетентно в мотивировании себя на выполнение приятных дел. Они просто рисуют образы делания приятных вещей, и эти картины настолько их привлекают, что они начинают делать эти вещи. Однако этот процесс не работает для тех вещей, которые вы хотите сделать, но не любите. Если вы не любите платить налоги и рисуете картину, как вы это делаете, вы чувствуете отвращение. Это вообще не мотивирует. Если вы хотите замотивировать себя позитивно, вам нужно подумать о том, что в задаче действительно привлекательно. Если вам неприятна сама задача, то привлекательна ее завершенность. Если вы просто думаете о том, как все закончено, а завершение работы требует какого-то времени, это может стать похожим на «журавля в небе». Но то приятное ощущение завершения, которое возникает у вас всякий раз, когда вы заканчиваете маленькую часть дела, поддержит вас на протяжении всей этой нудятины.

Как и все остальное, что делают люди, стратегии мотивации заучены, и вы всегда можете выучить еще одну. Вас довольно легко научить, как использовать «оптимистическую стратегию», если вы ею не обладаете. Но будьте осторожны, когда проделываете столь глубокое изменение в чьей-либо жизни.

Некоторые люди принимают паршивые решения, но поскольку они не очень мотивированы, то и не наживают себе больших неприятностей. Если вы обучите их действительно эффективной стратегии мотивации, они реально воплотят вое эти дурные решения и совершат кучу глупых, неуместных и, возможно, опасных поступков. Поэтому, прежде чем обучить человека новой мощной стратегии мотивации, убедитесь, что у него уже есть эффективный способ принятия решений. Если нет, научите его новой стратегии принятия решений прежде, чем новой стратегии мотивации.

Существует множество вариаций того, как люди мотивируют себя, но мы уже знаем два основных паттерна. Большинство людей мотивирует себя, думая о том, как плохо им будет, если они чего-то не сделают, а потом движутся от этого плохого чувства.

Немногие поступают наоборот, используя приятные ощущения, чтобы двигаться по направлению к тому, чего действительно хотят; и они получают подкрепление по пути.

Человек с позитивной стратегией мотивации живет совершенно в другом мире, чем большинство людей- в мире без множества тревог, неприятностей и стрессов, переживаемых людьми. Многие пользуются какой-то комбинацией этих двух стратегий. Они могут сначала подумать о том, что произойдет, если они чего-то не сделают, а потом как будет хорошо, когда это будет сделано.

Все стратегии мотивации работают, а отбрасывать то, что работает, нельзя. Однако некоторые из них гораздо быстрее, устойчивее и приятнее других.

Замешательство и понимание

«У многих людей возникают проблемы, потому что они испытывают замешательство по какому-либо поводу. Только имейте в виду, что замешательство и непонимание- это «две большие разницы». Есть куча вещей, которых вы не понимаете, потому что ничего о них не знаете. Возможно, вы не понимаете, как работает компьютер или нейрохирург, и не испытываете из-за этого замешательства; у вас просто нет необходимой информации.

Замешательство всегда указывает, что вы находитесь на пути к пониманию. Оно предполагает, что у вас есть множество данных, но они еще не организованы способом, который позволяет вам понять их.

Вы можете взять замешательство и превратить его в понимание.

1. Подумайте о чем-то, что приводит вас в замешательство; о том, в чем у вас большой опыт, но не организованный так, чтобы иметь для вас смысл.

2. Теперь подумайте о чем-то понятном и похожем. «Похожее» значит, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению, то пусть ваше понимание тоже относится к поведению. Если оно связано с тем, как работает автомобильный мотор, то пусть ваше понимание тоже будет о чем-то «механическом».

3. Теперь у вас есть два внутренних опыта. Убедитесь, что в обоих присутствуют визуальные образы, картины.

4. Обратитесь внутрь и исследуйте эти два опыта чем они отличаются?

Например, один может быть фильмом, а другой- картинкой, слайдом. Или один- черно-белый, а другой цветной, и т.п.

Есть ли звук в этих образах? Бывает так, что в понимании есть звук, описывающий то, что вы видите, а замешательство беззвучно.

5. Как вы узнаете, что чувствуете именно это, глядя на картины? Как вы узнаете, что испытываете разные чувства?

Ответом являются конкретные различия в зрительном, слуховом и кинестетическом опыте человека. Ваши вопросы должны помочь ему сделать такие различения, которых он не замечал, не делал раньше Если он затрудняется, вам уже известно, что делать: «Не знаете? Притворитесь, что знаете...» и т.п. Пусть ваш подход будет творческим, но это вовсе не означает, что вместо вопроса «как?» вы задаете вопрос «почему?» Будьте точны. А если клиент начинает концептуировать, мягко, но настойчиво верните его к вопросу «как?»

Что касается порядка вопросов, то есть определенный смысл в том, чтобы сначала спрашивать о вещах, а потом о качествах; вы реже будете сбиваться с дороги. Если вы спрашиваете: «Сколь быстро оно движется?», а оно оказывается слайдом- это может привести человека в некоторое замешательство. Сначала ищите основное, а потом спрашивайте о других, более тонких различениях.

Ваши вопросы- это еще и функция от осведомленности. Тот, кто несколько раз исследовал замешательство и понимание, уже знает, какого рода различия там скорее всего окажутся. Так происходит со всем, чему мы обучаемся: впервые делая что-нибудь, мы немного запинаемся. Позже, лучше познакомившись с предметом, мы приобретаем большую рациональность и систематичность. Кроме того, вы можете просто составить длинный список всех вариантов и пройтись по ним. Но проще сначала упомянуть несколько основных особенностей, чтобы повернуть разум этого человека в правильном направлении, а потом спросить: «Чем отличается одно от другого?»

6. Теперь возьмите образ замешательства и изменяйте его, пока оно не станет таким же, как понимание. Вам не нужно менять содержание. Измените только процесс, который используете,- чтобы представить то же самое содержание.

Участник семинара по НЛП представлял понимание как звучащий фильм, а замешательство было неподвижной картинкой (слайдом, фотографией), что очень характерно. Понимание того, как происходит нечто, само по себе предполагает процессуальность. Другое дело, что оно может и не быть визуальным, а к примеру, внутренним диалогом.

Этому человеку нужно было взять картинку-замешательство и превратить ее в фильм. Не все могут сразу справиться с этим. В нашем примере возможны такие инструкции: сначала сделайте серию слайдов с разных моментов времени. Когда их у вас будет достаточно, быстро просмотрите их один за другим. Немного ускорьте это- и получите фильм. Фильм- это всего лишь последовательность неподвижных картин, показанных быстро одна задругой.

Получив подтверждение клиента, тренер предлагает ему добавить повествовательную звуковую дорожку, описывающую фильм.

«Теперь увеличьте размеры этого фильма и придвиньте его к себе, пока он не окажется той же величины и на том же расстоянии, что и ваше изображение понимания... Что происходит, когда вы это делаете?»

7. Если вы получили от клиента подтверждение- он сможет видеть, что происходит», «чувствует себя гораздо комфортнее»; у него «одинаковое чувство к обеим картинам»- значит, вы получили искомый результат.

В нашем примере у клиента теперь есть широкоформатный фильм с повествовательной звуковой дорожкой- вместо маленькой, молчащей, неподвижной картинки; вместо замешательства- понимание. У него гораздо больше информации, и она организована так, что он может ее постичь. И зная, как это работает, он может намеренно включать этот процесс всякий раз, когда он из-за чего-то растерян.

Замешательство обычно порождается не недостатком информации, а ее избытком. Часто оно представляет собой огромный коллаж из данных или множество быстро мелькающих картинок. Картины понимания у большинства людей, напротив, хорошо организованы и очень экономны. Они похожи на изящное математическое уравнение или на хорошие стихи. Эти люди очищают скопище данных вплоть до очень простого представления.

Способность использовать ваш мозг означает способность получать доступ, организовывать и использовать то, что вы уже имеете.

А теперь возьмите нечто хорошо вам понятное и отдалите картинку, сделайте ее маленькой, неподвижной, уберите звук- и посмотрите, что произойдет... «Теперь я напряжен и растерян»,- говорит участник семинара. «Стало быть, теперь мы могли бы взять любую вещь, в которой вы уверены, и запутать вас ко всем чертям!»

Этот процесс может показаться бесполезным. Но разве вы не знакомы с людьми, которые уверены, что они понимают что-либо, а на самом деле- нет?.. И эта ложная уверенность доставляет им кучу неприятностей. Хорошая доза замешательства могла бы замотивировать их послушать окружающих и собрать кое-какую полезную информацию. Замешательство и понимание- это внутренние переживания. Они не обязаны иметь какое-либо отношение к внешнему миру. Вообще, если вы оглянетесь вокруг- связи обычно немного.

Для того, чтобы провести процесс «замешательство- понимание» с партнером, желательно малознакомым:

1) Попросите его подумать а) о чем-то, приводящем его в замешательство и б) о чем-то похожем и понятном. Ему запрещается сообщать вам о содержании.

2) Спросите, чем отличаются эти два опыта. Вас не волнует, чем они похожи- только, чем один отличается от другого.

3) Когда у вас будет как минимум два различия, попросите партнера изменить замешательство, чтобы оно имело такие же характеристики, как и понимание.

4) Проверьте, что вы сделали, спросив, понимает ли он то, что раньше приводило его в растерянность. Если он понимает, вы закончили. Если нет, вернитесь на шаг 2 и найдите еще несколько отличий. Продолжайте до тех пор, пока он либо не поймет, либо не определит, какая конкретно нехватка информации препятствует полному пониманию. Помните, что никто никогда ничего не понимает до конца. Это нормально.

Попробуйте «примерить» процесс понимания, которым пользуется ваш партнер. Неважно, насколько хорош ваш собственный процесс: всегда найдется время и место, где другой будет эффективнее. Один из участников тренинга, оказавшийся ученым, просто видел фильмы о происходящих событиях- «сырые данные», а когда он начинал понимать, то видел маленькие диаграммы, наложенные на фильм, который становился короче, пока не превращался в небольшую, экономную неподвижную картину с диаграммой. Это изящно и хорошо работает в научных размышлениях, но с людьми лучше сработает какой-нибудь другой способ понимания,- а если его нет, возникают трудности в общении.

[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]

Соберите еще немного информации об опыте вашего партнера. После того, как у вас будет полная информация о различии между пониманием и замешательством вашего партнера, выберите любое содержание, понятное вам, и сначала превратите его в замешательство вашего партнера. Затем проделайте все необходимые изменения, чтобы превратить это в его понимание. Ваша цель- пережить чужой способ понимания. Он может вам не понравиться, но он может сработать там, где вы испытываете трудности. По крайней мере, этот процесс поможет вам понять тех людей, которые его используют. Принятие чьего-то способа понимания- основной путь в мир этого человека.

Еще один простой, но занятный момент. Есть ли у вас достаточно актуальное переживание- полезное, приятное, радостное, новое? Не обязательно сегодняшнее или вчерашнее; важно, чтобы вы могли вспомнить то время вашей жизни, когда и понятия не имели об этом переживании или не придавали ему никакого значения. Вы не собирались менять ситуацию- зачем? Вы были искренне уверены, что ваше тогдашнее понимание является точным представлением о мире и что вы ничего не упустили. Как вы думаете, сколько разных вещей вы упускаете сейчас?..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.379 с.)