Выбор репрезентативной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор репрезентативной системы



«Ну, как дела? Какие у вас вопросы?» Женщина: «Я заметила, что отвлекаюсь, потому что мой партнер употреблял много слов, не соответствовавших моему внутреннему опыту.»

«Ну, тут вам нужен очень тонкий маневр: сказать

«3аткнись!» или дать ему пинка.»

Естественно, что при закреплении с помощью якоря вы не должны действовать открыто, как на обучающем тренинге. Чем тоньше вы действуете, тем эффективнее работа. Прикасаться можно очень незаметно. Используйте все что угодно, даже слова «родитель», «взрослый» и «ребенок», если они сработают с этим клиентом. «Мы действовали так открыто,- поясняют Гриндер и Бэндлер на семинаре,- поскольку хотели, чтобы вы видели и знали происходящее. Если бы мы использовали в качестве якоря тон голоса, то вы бы не поняли, в чем тут дело.»

Иногда целесообразно использовать тональные якоря. Вирджиния Сэйтир делала это. Шесть часов она говорила обычным тоном- а затем внезапно меняла интонацию. Когда она это делала, люди менялись. У Эриксона была особая интонация, которую он использовал, когда хотел, чтобы человек вошел в транс.

Совершаемый вами выбор системы, в которой вы будете ставить якорь, определит тип реакции, которую вы получите. Хотите вовлечь сознание человека- якорите во всех системах. Хотите работать скрытно и обойти сопротивляющееся сознание ставьте якорь в любой систем НЕ представленной в сознании. Если процессуальные слова и глазодвигательные паттерны дают вам информацию о том, что человек в основном кинестетик, не якорите в этой системе, когда не хотите вовлечь сознательные ресурсы. Если вы присоединитесь с помощью тонального якоря, он не осознает этого.

«Тональные якоря в нашей культуре, говорят создатели НЛП очень хорошо работают, так как большинство американцев не слушают сознательно. Число способных слышать людей в этой стране равняется почти нулю, немногим больше числа профессиональных музыкантов.

В Англии считается важным учитывать классовые различия. Чтобы делать это, надо уметь слышать разные акценты и тональности. Таким образом англичане гораздо тоньше различают изменения интонации. Билингвы и полиглоты, владеющие тональными языками, также чувствительны к этим оттенкам. Большинство людей в США в действительности не слышат последовательности слов и интонаций своей или чужой речи. Они осознают лишь картины, чувства и внутренние диалоги, появляющиеся у них в ответ на то, что они слышат. Очень мало людей могут повторить слова с той же интонацией, что слышали. Мы же слышим людей буквально. Мы ничего не добавляем и ничего не выделяем.»

Работая с техникой ВКД, вы вполне можете использовать аудиальный или визуальный якорь. Однако создатели метода рекомендуют прикосновение, аргументируя тем, что якорям в кинестетической системе очень трудно сопротивляться. То же относится к изменению личной истории. Кинестетические якоря можно удерживать постоянно, в отличие от аудиальных- их трудно удерживать и визуальных, которые не работают, когда клиент закрывает глаза.

В связи с кинестетическими якорями возникает вопрос о правой и левой стороне тела. Гриндер и Бэндлер сообщают, что различия- весьма тонкие- существуют, и это целое искусство. Но они считают, что для проведения терапии это знать не обязательно: «Достаточно кинестетических якорей, и годится любая сторона тела одинаково.» Так они нам и сказали! Во всяком случае, здесь напрашивается одно предположение: каким-то образом это связано с работой полушарий мозга.

Отмечаются и другие преимущества кинестетических якорей, кроме длительности их эффекта. Во-первых, они достаточно очевидны в плане процесса обучения. И во-вторых, прикосновение может быть выполнено не только психотерапевтом, но и другим человеком, и передается оно с большей точностью, чем аудиальный либо визуальный якорь, что увеличивает способность клиента к эффективному использованию данного якоря.

Однако у прочих якорей есть свои особенности, которые делают их предпочтительными для определенных людей и в определенных контекстах. По наблюдениям Лесли Кэмерон, Ричард Бэндлер прибегает в основном к изменениям тона голоса и темпа речи. Подобные изменения могут быть столь тонкими, что заметить их сознательно может только специально обученный человек. И эти якоря остаются вне сознания клиента. Умение преднамеренно изменять голос легко пришло к Ричарду, в то время как Лесли потратила много времени, чтобы ввести эти тонкие аспекты в свое поведение и сознательно их контролировать. На нее произвела большое впечатление полезность этого умения, когда она и Ричард вместе работали с одной парой. Она заметила однажды, что он использует тональность и интонационные паттерны мужа в своей речи в качестве якоря каждый раз, когда у жены отмечалась сильная позитивная реакция. Таким образом, естественный для мужа тон голоса и интонационная манера стали вызывать положительные реакции у жены, и было осуществлено общее и глубокое изменение их отношений.

Звуковые якоря могут занимать диапазон от таких тонких изменений в речи до постукивания карандаша, скрипа стула или даже боя часов. Важен момент постановки якоря и наличие возможности точно повторить тот же слуховой стимул по желанию.

Равным образом некоторые особенности визуальных якорей делают их особенно уместными для определенных людей и контекстов.

Полезными могут быть якоря в любых модальностях. Чтобы выбрать тип якоря, ответьте, в частности, на следующие вопросы:

насколько подходит якорь данному контексту? Насколько легко eai повторить? Может ли он быть повторен в рамках естественного поведения и интегрирован в повседневное взаимодействие?

Бывает так, что у клиента прикосновение связано с отрицательным опытом. Здесь вы можете использовать любую систему, но все же лучше кинестетическую, потому что вы имеете дело с ограничением. Иначе он будет отрицательно реагировать на прикосновение всю жизнь, и если вы будете уважать это ограничение, то сослужите клиенту очень плохую службу. Вы можете начать с вызова действительно приятного переживания и закрепить его, затем расширить якорь до тех пор, пока прикосновение не перестанет вызывать ассоциации с негативным опытом.

Кстати, надо отметить, что «негативный»- это не опыт, а суждение об опыте. Переживание, почитаемое клиентом за неприятное, может послужить основанием для будущего поведения, если его включить в соответствующий контекст. «Если первые двадцать лет своей жизни вы прожили без единого неприятного переживания, вы будете просто глупы и ни к чему неспособны. Важно понять, что любое переживание может быть развивающим, приятное оно или неприятное.»

И последнее. Следите, чтобы клиент никогда не узнал о том, как вы проверяете свою работу с помощью якоря. Скрытый невербальный способ проверки даст вам возможность убедиться, что интеграция завершена, еще до того, как он покинет ваш кабинет. Опираясь на гуманистическую психологию, многие ожидают от больных вербальной осознанной проверки обратной связи, но такой род обратной связи наименее полезный из всех возможных.

Упражнения

№ 1. Начните с кинестетического якоря. Затем перенесите свой навык на другие системы. Для этого упражнения, как и для большинства из них, вам понадобится партнер.

а) Сядьте лицом к партнеру и легко положите руку на его левое колено.

б) Задайте вызывающий переживание вопрос. Например: «Помните ли вы, когда в последний раз испытывали действительно приятные сексуальные переживания?» Дождитесь невербального ответа.

в) Увидев реакцию, увеличивайте давление рукой на колено.

г) Отметив изменения, продолжайте увеличивать давление. Когда эти реакции начнут исчезать, поднимите руку. Теперь у вас есть якорь.

д) Положите левую руку на правое колено партнера и спросите «Что в вашем опыте противоположно этому переживанию?»

е) По мере наступления изменений увеличивайте давление руки и ослабьте его, когда они начнут исчезать.

ж) Воспроизведите якоря поочередно и пронаблюдайте за изменениями. Хорошо отвлечь внимание партнера каким-нибудь незначительным вопросом. Убедитесь, что оба якоря работают и вы различаете эти реакции.

з) Нажмите одновременно на оба колена партнера и сохраняйте давление в течение 30-60 секунд. Пронаблюдайте интеграцию.

№ 2.

а) Закрепите якорем реакцию, которую партнер хочет изменить.

б) Спросите, в каком ресурсе он нуждался в той ситуации, когда у него было такое ресурсное переживание?

в) Поставьте его на якорь.

г) Соедините якоря. Держите оба якоря, пока партнер путешествует в прошлое с новыми ресурсами.


Глава 7.
ТЕХНИКИ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ

Техники и приемы, о которых мы здесь говорили, являются ранними методами НЛП. Все они требуют знания о репрезентативных системах. Репрезентативные системы могут быть названы модальностями психики. С тех пор, как возникло НЛП, его создателями было дано в книгах, ia тренингах и семинарах множество способов использования знания о модальностях для изменения состояния и поведения. Знание о субмодальностях, разработанное Бэндлером, обнаружило новое пространство личностных изменений методами еще более быстрыми, конкретными и мощными. Субмодальности- это в буквальном смысле способы, которыми наш мозг сортирует и кодирует опыт. Субмодальные техники изменения можно использовать для непосредственной модификации программного обеспечения человека- тех способов, какими мы думаем о своем опыте и реагируем на него.

Сама по себе ни одна из репрезентативных систем не производит перцептуальных различений на уровне этой системы. Каждая система репрезентации делит свою перцептуальную организацию на меньшие, отдельные элементы различения, каждый из которых отвечает за кодирование информации в области определенного измерения опыта. Эти единицы различения и являются субмодальностями.

Если вы попросите кого-нибудь описать свой частный опыт, то при этом, возможно, в первую очередь им будут использованы слова, стоящие за всем опытом: он чувствует гнев, видит лицо, слушает музыку и т.д. Однако этот вид слов идентифицирует только «категории» опыта, о котором он рассказывает, и имеет довольно отдаленное отношение к описанию природы самих этих опытов. Если вы затем попросите его специфицировать точно, что он видит/слышит/чувствует, возможно, вам будет предъявлено описание опыта в терминологии различений субмодальностей. Например, так:

Категория опыта: «Я чувствую гнев.»

Опыт: «Я ощущаю тяжесть в голове, у меня сжимается желудок, меня бросает в жар, как в лихорадке»

Субмодальности (кинестетические): сила давления, температура.

Категория опыта: «Я слышу музыку»

Опыт: «Она нежная, но быстрая, в основном- высокие ноты»

Субмодальности (аудиальные): интенсивность, темп, высота тона.

Категория опыта: «Я вижу его лицо»

Опыт: «Ну, оно какое-то далекое, неясное, бледное»

Субмодальности (визуальные): расстояние, четкость, цвет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.98.249 (0.009 с.)