Вспомогательньй прием наложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательньй прием наложения



1. Прием наложения мы разберем прежде, чем перейти к изложению якорных техник, где он нередко применяется.

Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие все сенсорные модальности. Это создает глубокие измененные состояния сознания, а кроме того, развивает способность использовать внутренние процессы как ресурсы, какими они и являются: орудиями для создания необходимых переживаний. Наложение- это техника, используемая для создания таких переживаний. Наложение начинается с вербализации, соответствующей первичной PC клиента, а затем добавляет другие сенсорные модальности по одной. Это делается также вербально, с использованием естественных моментов пересечения, которые существуют между модальностями.

Если вы имеете какой-то фрагмент переживания, то можете восстановить все переживание. Например: «Слегка наклонитесь вперед, закройте глаза и представьте, что кто-то или что-то толкает вас сзади. Возьмите эти чувства, усильте их и разрешите им превратиться в картину. Что или кого вы видите? Что в этой картине связано с какими-то звуками, которые могли бы раздаваться, если бы это происходило на самом деле? А теперь послушайте звук.»

Это и есть наложение. Вы всегда можете войти в репрезентативную систему, которая определяется глаголами, и произвести наложение на другую систему. И вы можете этому научить. «Когда я впервые попытался создавать образы,- рассказывал Ричард,- я пошел тем же путем, что и все люди, испытывающие трудности в этом плане. Они говорят себе: «Ну, еще упорнее смотри на это!»- а потом чувствуют разочарование. Конечно, чем больше я говорю себе, и чем больше чувств я испытываю, тем менее я способен что-то увидеть. Я научился делать это по принципу наложения: вы берете чувство или звук, а потом добавляете к нему визуальное измерение.»

Вы можете применить принцип наложения, чтобы натренировать клиента во всех системах, что полезно для каждого человеческого существа. Проверьте это на себе. Допустим, у вас хорошо развита кинестетическая система, но вы совершенно не можете визуализировать. Вы можете представить себе, какова на ощупь кора дерева? Тактильно исследуйте ее, пока не получите хорошую кинестетическую галлюцинацию. Затем визуализируйте вашу руку и посмотрите на нее, пытаясь увидеть, как выглядит кора дерева, базируясь на тактильных ощущениях (мягкости, твердости, шершавости, гладкости, температуры). Если вы легко визуализируете и хотите развить аудиальную систему, можете увидеть машину, заворачивающую за угол, а затем услышать соответствующие звуки.

Для людей, которые не могут сознательно визуализировать, управляемая визуализация может стать глубоким продуктивным переживанием, ведущим к изменению. Для тех, кто визуализирует постоянно, этот опыт будет гораздо менее полезен. Единственное, что вы должны сделать, чтобы визуализация работала у людей, которые не могут нормально визуализировать, это присоединиться к их репрезентативной системе, установить раппорт и медленно, путем наложения, перевести их в ту систему, где вы хотите, чтобы они фантазировали. И это будет весьма мощным средством изменения, более мощным, чем для человека, который уже умеет визуализировать.

Хотя техника наложения PC эффективна и сама по себе, она часто является составной частью паттернов коммуникации, создаваемых для обогащения опыта человека. Она, к примеру, весьма полезна с клиентами, которые не способны сосредоточить свое сознание на кинестетической части опыта в сексуальном контексте.

Чтобы имела место естественная последовательность внутренних и внешних процессов, составляющих сексуальное переживание, нужно, чтобы кинестетическая часть переживания входила в сознание. Начиная с того, что в сознании есть, и добавляя другие модальности, можно привести в сознание телесные ощущения и усилить их.

Наложение может быть полезно тем, чьи внутренние процессы мешают им чувствовать, частично или полностью, интенсивное удовольствие сексуального переживания. Наложение приводит к сознаванию тех сторон переживания, которые ранее не сознавались, а также помогает объединить внешние и внутренние процессы, так что переживание становится конгруэнтным.

«Когда ты видишь, какее рука протягивается к тебе и слегка

прикасается, ты можешь почувствовать, как она притрагивается к твоей, тепло ее кожи.»

«Слушая тон своего голоса, ты начинаешь сознавать, какие чувства стоят за этим.»

«Когда ты видишь, как она смотрит на тебя, совершенно по-особенному, ты можешь сказать себе, насколько она тебя хочет, и почувствовать, как это хорошо вызывать желание.»

«Слыша, как меняется ритм твоего дыхания. ты возбуждаешься все больше».

Это примеры инструкций, использующих наложение. С клиентами, не имевшими успешного сексуального опыта или полными запретов, полезно проведение их через управляемые фантазии сексуальных переживаний; при этом вы используете наложение, оставаясь максимально неопределенными. Это оставляет им свободу внутренне создавать наиболее удовлетворяющие их переживания. Искусство оставаться достаточно неопределенным при достаточной специфичности, чтобы создавать богатые управляемые фантазии, опирается на языковые паттерны.

Понятие якоря и якоризации.

«Однажды студент спросил дзенского учителя Дзесю:

— Если у меня в голове ничего нет, что мне делать?

Дзесю ответил:

— Выброси это из голов…

— Но если у меня нет ничего, как же я могу это выбросить?- продолжал спрашивать студент.

Ну,- сказал Дзесю, тогда вытащи его»

Перед глубинным погружением в лингвистические тонкости мы с вами остановились на понятии якоря. Подробнее рассмотрим его и техники, где он применяется.

Итак, вы разобрались в состоянии клиента и выяснили, какой ряд переживаний составляет желаемое состояние. Чтобы перевести его из нынешнего состояния в желаемое, важно располагать достаточным количеством возможностей. Эффективный терапевт выбирает метод или комбинацию методов, лучше всего соответствующих потребностям и особенностям конкретного клиента, специфическому содержанию проблемы.

Основная предпосылка вашей работы состоит в том, что люди располагают всеми ресурсами, чтобы совершить желаемые или необходимые им изменения. Вы помогаете им получить доступ к своим ресурсам и организовать их. Не имеет значения, верна ли эта предпосылка. Когда вы структурируете свое поведение так, будто она верна, результаты показывают, что она, во всяком случае, полезна.

Понятие ресурса будет часто встречаться вам в дальнейшем. Ресурс- это не помощь извне и не что-нибудь в этом роде. Ресурс находится в личной истории каждого. Это: уверенность в себе, способность к самоутверждению, настойчивость, расслабленность/ ненапряженность. готовность к действию, доверие, нежность любое ваше переживание ценно и может быть ресурсом.

Некоторые любят давать своим клиентам советы. Каждый раз, когда вы даете совет, зто будет менее эффективно, чем если бы вы могли соответствующими ясно сформулированными инструкциями отослать человека к его собственным ресурсам, развивать его собственные альтернативные варианты. Вы- уникальное человеческое существо; таковы же и ваши клиенты. И соответствие между вами и ими может иметь место, а может и не иметь. Если вы обнаруживаете невероятное соответствие, то можете предложить полезный совет. В этом нет ничего плохого- до тех пор, пока вы восприимчивы к реакции, которую получаете, предлагая его. Но даже в этом случае будет более эффективно отослать человека к его собственным ресурсам.

Мы берем на себя смелость утверждать, что всякий, к примеру, постоянно тревожный и напряженный человек найдет в своем опыте момент, когда он был спокойным и расслабленным: тот, кто считает себя непоправимо рассеянным, хотя бы однажды переживал состояние полной сосредоточенности, внимания и собранности: а именно это вам и нужно! Ваша задача- обеспечить доступ к ресурсам, когда они необходимы. Выполнению этой задачи способствует разработанный авторами НЛП метод якоря.

«Любой человек периодически переживает опыт некоего видения, слышания, чувствования, обоняния или вкуса,- пишет Давид Гордон,который немедленно переносит его к какому-либо опыту или событию в его прошлом.» Возможно, вам приходилось уловить запах знакомых духов, вдруг напомнивший о давно забытой женщине, а случайно услышанная мелодия окажется той, под которую вы танцевали, только что познакомившись; вы могли глотнуть холодного шампанского или увидеть, как на заснеженной улице продают ярко-оранжевые апельсины- и с неожиданной остротой вспомнить какой-нибудь Новый год в далеких семидесятых и чудную рождественскую сказку для взрослых, показанную по телевизору...

Эти якоря прошлых опытов воскрешают тем или иным образом приятные/полезные опыты вашей жизни. Конечно, якорь может извлечь наружу и другой опыт, который является не только болезненным, но и бесполезным- теперь.

У якорей есть еще одно важное свойство. Для того, чтобы они работали, далеко необязательно их осознавать. Якоря ежедневно и ежечасно приводят каждого из нас к каким-либо предшествующим опытам. Многие из наших ежедневных ощущений и восприятии, которые мы переживаем и с необходимостью игнорируем, оказываются такими якорями. И тогда мы вдруг вспоминаем «то путешествие», не подозревая, что где-то над нами сейчас пролетел самолет, звук которого был явно слышен.

«Якоря вездесущи»,- говорят Бэндлер и Гриндер. Один из них на семинаре вспомнил о школьном классе и жестом изобразил царапанье ногтями по классной доске, получив реакцию типа «скрип ножа по тарелке»: «Многие в аудитории вздрагивают и морщатся. Что вы делаете? Вы- сумасшедшие. Здесь нет доски. Каково в качестве якоря?»

Все, кто занимался семейной терапией, наблюдали следующее: пара сидит и разговаривает очень мирно, и вдруг кто-то из них «взрывается». Если вы не уловили характерный тон, незначительное изменение позы или движение рук второго партнера, то происшедшее останется для вас загадкой. Что случилось? Никто не знает. Якорь, на который люди реагируют неадаптивным поведением, обычно находится вне их сознания.

Таким образом, якоря могут быть средством быстрого возвращения к прошлым эмоциям и поведению, доставляя приятные и волнующие переживания. Но часто они «включают» чувства и реакции, которые в настоящее время вас вовсе не радуют.

Якоря могут использоваться сознательно и намеренно. Подобно тому, как определенные внешние стимулы становятся связанными с прошлым опытом, вы можете произвольно создать ассоциацию стимула с определенным опытом. Если такая ассоциация возникла, вы можете произвольно вызвать переживание. (Аналогично работает язык.)

Для того, чтобы клиент надлежащим образом описал некоторый опыт, он в первую очередь должен репрезентировать его, по крайней мере, в одной из сенсорных систем. Во время воспоминания (репрезентации) он на каком-то уровне переживает его, поскольку «репрезентация опыта» и «опыт» являются идентичными процессами. Поэтому, человек в действительности (в большей или меньшей степени) перепереживает поведение и эмоции, о которых он сообщает.

Когда по внешнему виду, словам, интонации клиента вы заключаете, что он полностью «вернулся», вы можете использовать этот момент для якоризации. Произвольный ввод (при соблюдении необходимой осторожности) нового стимула, когда человек наиболее полно переживает свой прошлый опыт, связывает новый стимул с воспоминаемым переживанием. Этот новый стимул может быть кинестетическим (прикосновение), аудиальным (изменение интонации и пр.), визуальным (очевидное и резкое движение); даже запахом, по утверждению Лесли Кэмерон. Трудно понять, как запах бывает произвольным якорем, но вы пофантазируйте.

Если момент выбран удачно, воспроизведение стимула приводит к воспроизведению переживания. Это и называется якорем. Будучи повторен один или два раза, якорь приобретет способность «перевызывать» якорированный опыт, также, как и настоящий (естественный) якорь. Реакция на использование якоря может быть минимальной, но тем не менее, в опыт клиента вводится некоторое влияние.

Важная особенность вновь созданных якорей состоит в том, что они находятся под контролем терапевта. Пока клиент описывает переживания, относящиеся к его проблеме, терапевт устанавливает якоря для каждого из тех опытов, над которыми он хотел бы иметь контроль с целью вызова определенных реакций. Всякий раз, когда клиент конгруэнтно выражает один из этих опытов, терапевт повторяет свои действия по установке якоря, чтобы убедиться, что он включен сюда.

Для эффективного установления якоря вам нужно умение определить, когда человек получил доступ к значимому переживанию. Поскольку вы не можете точно знать, какое внутреннее состояние он переживает, вы зависите от своих чувств в определении внешнего выражения внутреннего опыта и отличении одного опыта от другого. Важные области, на которых стоит сосредоточиться- цвет кожи, тон голоса, объем ay6, тонус лицевых мышц, температура кожи, тип и частота дыхания. Они достаточно заметно изменяются, и за ними легко следить.

Вы можете вызвать различные интенсивные реакции, просто предложив вспомнить ряд эмоций. Например, когда клиент был в последний раз испуган? Взволнован? Смотрите, слушайте, улавливайте изменения.

Если вы их не различаете или они вам представляются незначительными, проверьте две вещи. 1. Конгруэнтны ли ваши собственные слова, голос и лицо по отношению к той реакции, на которую вы рассчитываете? Если вы просите клиента вспомнить переживание страсти. вряд ли вам поможет скучающее выражение лица, тусклый голос и интонации, с которыми вы обычно обсуждаете дома ваши финансовые дела. Успех в постановке якоря значительно зависит от гибкости поведения. поскольку чем более вы сами выразительны, тем большую выразительность вызовете. 2. Проверьте, как клиент вспоминает требуемое переживание: находясь в картине или видя себя в ней со стороны. Вы помните, что второе- это конструкт? Часто его можно распознать по соответствующему ключу доступа. Если вы не уверены, спросите клиента прямо. Это важно выяснить. Видя себя со стороны, человек не переживает чувств, связанных с прошлым опытом- он переживает чувства по поводу его. И естественно, вы не можете поставить на якорь те сильные чувства, которые были бы у него внутри картины. Предложите войти в нее, почувствовать то, что он чувствовал тогда. услышать те звуки, увидеть, что он тогда видел.

Будучи способным вызывать и замечать различные переживания, вы сможете и поставить их на якорь. Наблюдая момент полного выражения (внешнего представления внутреннего переживания), полезного в терапевтическом процессе, вы вводите стимул, с которым это выражение ассоциируется.

Использование техники постановки якоря открывает вам доступ к различным внутренним состояниям человека. Клиенты с психическими нарушениями часто изменяются в плане того, кто они, что они такое и в каком состоянии находятся, что сбивает с толку, словно флюгер. который вам почему-то предлагают вместо четкого дорожного указателя к интересующему вас городу. Якорь поможет стабилизировать эмоциональное состояние, давая терапевту возможность идти к намеченной цели.

Три правила, которым вы следуете для успешной постановки якоря:

1. Дайте клиенту получить доступ к требуемому переживанию (или вызовитеего)так ярко и полно, как только возможно.

2. Введите добавочный стимул в момент наиболее интенсивной реакции- выбор момента является решающим.

3. Позаботьтесь о том, чтобы выбранный стимул мог быть воспроизведен совершенно точно- только при этом условии он вызовет достаточное воспроизведение внутреннего состояния. Установление якоря может быть описано как прикосновение к колену, плечу,тыльной стороне руки, но имейте в виду, что это вполне специфическое прикосновение: воспроизводите его совершенно точно вплоть доинтенсивности давления. Проверьте сами, какие допустимы отклонения.

Триггеры

По сути,якоря и триггеры это две взаимодополняющие части одного и того же процесса. Различение может показаться излишним, но это не так. В то время, как якорь- это восприятие человеком какого-либо события в его окружении, триггер выступает в роли самого этого события. Хотя в качестве триггеров может действоватъ что угодно, события и факты окружения не являются триггерами до тех пор, пока они не якорируют определенный опыт. Это уточнение важно, поскольку оно обращает ваше внимание на то, что повторяющиеся события окружения являются неотделимой частью эмоций и поведения. При обработке проблемы мы можем изменить либо окружение (триггеры), либо опыт о нем (якоря), либо последующую реакцию. Изменения, возникающие на любом из этих уровней, будут обобщаться (генерализоваться) и на двух других, но работа с клиентом на уровне его опыта мира является наиболее жизнеспособным выбором в большинстве терапевтических случаев.

Использование триггеров может быть включено в процесс терапии. Когда клиент специфицирует для вас характеристики проблемной ситуации, вы часто будете замечать, что в его окружении есть одно особенное событие (триггер), которое всегда действует эффективно для извлечения этого опыта. Такими триггерами могут быть конкретные слова или сочетания слов, какое-нибудь имя, грубый голос, указующий жест, залах сигарет и так далее. Будучи уверенным, что обнаруженный триггер отвечает за извлечение неприятных или, по меньшей мере, бесполезных эмоций и поведенческих реакций, вы можете переключить его -на закрепление совершенно другого опыта, чем и измените проблемную ситуацию.

На семинаре Гриндер и Бэндлер работали с женщиной, желавшей избавиться от неприятного переживания, кстати, так и не названного. Они применили кинестетический якорь- прикосновение. Изменение прошло успешно, но при этом было сделано существенное замечание: «У нас нет возможности быть постоянно рядом с ней, чтобы держать ее за плечо, поэтому мы должны сделать триггером нового поведения то, что раньше вызывало неадаптивные реакции. Если звук голоса ее начальника заставляет ее чувствовать себя беспомощной, сделайте именно этот звук триггером для переживания уверенности в себе и т.п. Иначе уже существующие старые якоря окажутся сильнее новых, которые вы создали.»

Переформирование триггера- мощное «оружие» для клиента, поскольку оно обеспечивает его средством немедленного возвращения к соответствующему усвоенному опыту точно в тот момент, когда он в нем нуждается.

Подобно якорям, триггеры бывают естественными- сейчас мы говорили именно о них,- и искусственными. И те и другие могут быть использованы для инициирования изменения в дальнейшем. Это нужно учитывать, когда природа проблемы клиента указывает на то, что актуальный процесс изменения будет наилучшим образом обеспечен, если он произойдет в контексте действительной проблемной ситуации. Все, что здесь необходимо сделать,- отобрать в качестве триггера одно из различных событий в окружении клиента, характеризующее актуальную проблемную ситуацию, и затем эксплицитно включить его в качестве триггера для происходящих изменений.

Как терапевт вы можете установить и контролировать триггеры, пользуясь этим, чтобы инициировать изменение.

Но мы обращаемся не только к терапевтам и не исключаем того, что все эти вещи вам покажутся не очень ясными. Поэтому давайте уточним еще раз.

Итак, якоря могут быть естественными, неизбежно возникающими в ходе жизни, и искусственными, которые вводятся по необходимости терапевтом. Это дополнительные стимулы в одной из репрезентативных систем. Триггер и якорь можно осознать, но чаще они являются неосознаваемыми. «Триггер» буквально означает спусковой крючок, механизм и связанное с ним действие. Он и впрямь «запускает» действие якоря. Естественный якорь- это детерминатор, фрагмент прошлого опыта, в свою очередь, вызывающий положительное или отрицательное переживание (покой, напряженность и т.д.)

Допустим, человек пережил когда-то бурную, резкую ссору с женщиной, крайне уязвившей его. Выражение лица партнерши при этом было характерно ироническим, и какая-то его деталь отпечаталась в памяти. И после того, как эта сцена давно забыта, у него случаются, казалось бы, немотивированные вспышки сильной раздражительности. Триггер в этом случае- высоко поднятые брови партнерши, у которой время от времени может появляться такое выражение лица безо всякого намерения затеять ссору; якорь- воспоминание об этой сцене; результат- воспроизведение неприятного переживания.

Последовательность выглядит следующим образом: триггер- якорь- внутреннее эмоциональное состояние- поведенческая реакция.

Знание триггера и якоря вам необходимо, чтобы полноценно работать с процессом изменения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.025 с.)