Б. Шаблоны, опосредованно возбуждающие реакции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Шаблоны, опосредованно возбуждающие реакции.



Следующая группа шаблонов модели Милтона Эриксона особенно полезна для возбуждения реакций косвенным путем, без открытого запрашивания.

1) Скрытые команды. Вместо того, чтобы непосредственно давать слушателю инструкции, гипнотизер может скрыть указание в более обширной структуре предложения.

«Вы можете начать РАССЛАБЛЯТЬСЯ».

«Я не знаю, как скоро вы ПОЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ЛУЧШЕ»

Скрывая структуры указаний в более обширном контексте, вы можете сформулировать их мягче и изящнее, и слушатель сознательно не воспримет их как указания или команды. Приведенные выше высказывания способны воздействовать на слушателя гораздо точнее и легче, чем если бы вы дали краткие указания типа «расслабьтесь», «чувствуйте себя лучше».

2) Аналоговое обозначение. Скрытые команды особенно эффективны, когда они используются вместе с аналоговыми обозначениями. Смысл аналоговых обозначений в том, что вы выделяете с помощью аналогичного несловесного поведения ту часть высказывания, которая содержит скрытую команду. Это можно сделать, повышая интонацию голоса, когда вы излагаете указание, небольшими паузами до и после такого указания, изменением выражения голоса, жестикуляцией или поднятием бровей. Можно использовать любое поведение, которое слушатель воспримет как знак, призывающий обратить особое внимание на указание. Слушатель не должен сознательно замечать такие обозначения. Факт состоит в том, что ваше указание успешнее вызывает соответствующую реакцию, если слушатель воспринимает аналоговые обозначения, но не распознает их сознательно.

3) Скрытые вопросы. Вопросы, как и команды, могут быть скрыты в более обширной структуре предложения:

«Мне было бы интересно узнать, чем именно может помочь вам гипноз»

«Меня удивляет то, что вы любите выпивать»

Как правило, люди отвечают на скрытый вопрос, содержащийся в высказывании «мне было бы интересно узнать, чем именно может вам помочь гипноз», не понимая сознательно, что вопрос на самом деле не задан. Слушатель не избегает отвечать на этот вопрос именно потому, что он скрыт в утверждении говорящего, будто тому интересно кое-что узнать. Использование скрытых вопросов- изящный и спокойный способ сбора информации.

4) Негативные команды. Когда команда подается в негативной форме, в ней содержится тем самым положительная инструкция, указывающая в общих чертах, как должен РЕАГИРОВАТЬ слушатель. Например, если кто-нибудь говорит «НЕ ДУМАЙТЕ о платье в розовый горошек», слушатель вынужден подумать о платье в розовый горошек хотя бы потому, что хочет понять это высказывание. Отрицание не приложимо к первичным переживаниям образов, звуков и чувств. Отрицание возможно только в случае вторичных переживаний- символических представлений, таких, как язык или математика.

Негативные команды позволяют эффективно вызывать желательные для вас реакции; они образуются с помощью приставки «не» «Я НЕ хочу, чтобы вы чувствовали себя слишком удобно и уютно»

«НЕ слишком веселитесь и забавляйтесь, практикуясь в использовании негативных команд»

Основная реакция слушателя на приведенные высказывания следующая: он начинает чувствовать себя несколько удобнее и уютнее и начинает забавляться использованием негативной команды, потому что прежде всего ему нужно понять смысл высказывания,

5) Разговорные постулаты. Разговорными постулатами называются вопросы, рассчитанные на ответы «да» и «нет», вызывающие, как правило, более отчетливые реакции, чем буквальные вопросы. Например, если вы подойдете к кому-нибудь на улице и спросите: «Вы располагаете свободным временем?», скорее всего, вам не ответят просто «да» или «нет» вам ответят, сколько времени вам могут уделить.

Если вы спрашиваете кого-нибудь: «Вы знаете, что будут показывать сегодня по телевидению?», скорее всего вам объяснят, что именно будут показывать сегодня вечером, а не скажут просто «Да, знаю» или «Нет, не знаю».

Формулируя разговорные постулаты, следует заранее знать, какого рода реакцию вы хотите вызвать. Предположим, например, что вы хотите, чтобы кто-нибудь закрыл дверь.

На следующей стадии определите по крайне мере одно несомненное явление, которое последует за тем, как этот человек закроет дверь. Иначе говоря, вы определите, какой результат следует предварительно предположить. В данном случае следует предварительно предположить (а), что слушатель способен закрыть дверь, и (б), что в данный момент дверь открыта.

На третьем этапе используйте одно из таких предварительных предположений и вставьте его в вопрос, рассчитанный на ответ «да» или «нет»; «Можете вы закрыть дверь?», «Скажите, дверь все еще открыта?» С помощью таких вопросов вы, как правило, получаете нужную вам реакцию, тогда как вопрос «Закроете вы дверь или нет?» вызовет подобную реакцию с меньшей вероятностью.

6) Расплывчатость выражений. Расплывчатость возникает, когда предложение, фраза или отдельное слово имеют более чем один возможный смысл. Расплывчатость- важное средство, вызывающее некоторую растерянность и дезориентацию, способствующие наведению измененных состояний сознания. В обычной беседе наиболее ценными являются совершенно определенные высказывания, в гипнозе же, напротив, имеет место противоположное. Расплывчатость высказывания дает возможность слушателю внутренне обработать это высказывание несколькими различными способами. Расплывчатость высказывания требует от слушателя активного участия в создании смысла такого высказывания, что увеличивает возможность удачного, естественного для него выбора значения. Кроме того, это означает, что на подсознательном уровне слушатель сохранит этот смысл или даже несколько приемлемых для него смыслов высказывания. Функция четырех первых словесных шаблонов, описанных в настоящем приложении, состоит в обеспечении расплывчатости высказывания, множественности его смыслов.

а) Фонетическая множественность смыслов. Слова, которые сходным образом звучат, но имеют различные смыслы, порождают фонетическую множественность смыслов Например: «правильно правило», «украсть/украсить».

Другие слова могут сами по себе иметь несколько различных смыслов, например «утка», «липа» и т. п.

Фонетическая множественность смыслов может быть достигнута с помощью слов, имеющих различный смысл в различных контекстах «медленный подъем руки» «душевный подъем» и т. п.

Слова, вызывающие фонетическую множественность смыслов, можно подчеркнуть с помощью аналоговых обозначении и комбинировать с другими словами того же рода, составив из них своеобразное предложение внутри предложения, скрытую инструкцию.

Например: «Я не знаю, желаете ли вы и ТЕПЕРЬ ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА на огромное значение состояния транса», Подчеркнутые слова, выделенные интонацией голоса и жестикуляцией, могут быть восприняты на подсознательном уровне как указание закрыть глаза.

б) Синтаксическая множественность смыслов. Классический пример синтаксической множественности смыслов: «Гипнотизирование гипнотизеров может быть мошенничеством», Такое высказывание означает в равной степени, что гипнотизеры, занимающиеся. гипнотизированием, могут быть мошенниками, а также, что погружение в транс одним гипнотизером другого тоже может быть мошенничеством.

Высказывание такого типа, как «Это молочные поросята», может означать, что таким образом характеризуют определенных людей, но может иметь и прямой смысл.

Расплывчатость выражений такого рода основывается на переносном значении слов.

в) Расплывчатость границ. Расплывчатость границ возникает когда в самой структуре предложения возникают неясности, когда непонятно, к какому слову относится та или иная часть речи.

«Мы пойдем туда вместе с этим очаровательным человеком и его женой» Это высказывание может означать, что мы направимся куда-либо вместе с очаровательным человеком, а также с его женой, которая может и не быть очаровательной; но присутствует и второй смысл- кажется, что жена очаровательного человека также должна быть очаровательной особой.

«Я не знаю, как скоро вы окончательно ОСОЗНАЕТЕ, что вы сидите, чувствуя себя уютно и удобно, слушаете звук моего голоса и начинаете погружаться в глубокий транс не быстрее, чем пожелает ваше подсознательное...» Смысл высказывания неясен с самого начала, так как невозможно понять, относится ли глагол «осознавать» ко всей фразе или же действителен до первой запятой, до первого соединительного союза «и». Если слушатель воспринимает глагол «осознавать» как предшествующий всей фразе, значит все, что последовало за этим глаголом, является предварительным предположением.

7) Расплывчатость пунктуации. Расплывчатость такого рода достигается с помощью соединения вместе двух высказываний, причем одно из них должно заканчиваться тем же словом, с которого начинается второе.

«Мне кажется, ваш пиджак сидит на вас слишком СВОБОДНО, погружая вас в глубокий транс». Слово «свободно» заканчивает первое высказывание «мне кажется, ваш пиджак сидит на вас слишком свободно» и в то же время (хотя это синтаксически неправильно) начинает следующую фразу «свободно погружая вас в состояние транса».

«Все правильно, так и ДОЛЖНО БЫТЬ, вы уже начинаете расслабляться».

«Я говорю отчетливо, чтобы убедиться, что вы меня СЛЫШИТЕ, все происходящее внутри вас.

«Как ВЫ МОЖЕТЕ погружаться в такой глубокий транс?» В. Шаблоны в метафорах.

Последний набор словесных шаблонов особенно полезен при использовании метафорических коммуникаций, но такие же шаблоны можно с успехом применять и в других гипнотических процедурах.

Существует множество самых различных шаблонов, эффективно действующих на слушателя, когда ему рассказывают метафорические истории. Однако в основном для модели Милтона Эриксона характерны следующие два типа шаблонов:

1) Выборочные насильственные ограничения. Такие ограничения возникают, когда кому-либо или чему-либо приписываются качества, которые по определению не могут быть свойственны этому предмету или человеку. Например, если я говорю, что скала очень печальна или рассказываю о беременном мужчине, я произвожу выборочное насильственное ограничение, так как скалы не способны испытывать чувства, а мужчина не может забеременеть. Слушатель вынужден придать какой-то смысл моим высказываниям. Когда я говорю о переживаниях, которые испытывает огорченная скала, об изменениях, которые в ней происходят, слушатель все же пытается найти какой-то смысл во всем этом и, скорее всего, воспримет сказанное на свой счет. «Скала не может быть печальна- значит, речь идет обо мне,»- подумает он. Но процесс этот произойдет не сознательно- только подсознание слушателя будет воспринимать автоматически смысл сказанного:

2) Цитаты. Шаблон, позволяющий сформулировать любое утверждение, которое вы хотите сообщить партнеру так, как если бы вы сообщали «в кавычках», что сказал кто-то другой в другое время.

Цитаты позволяют сформулировать любое сообщение так, чтобы не брать на себя ответственность за такое сообщение. После того, как вы естественным тоном расскажете о том, что говорил кто-то другой, ваш слушатель, как правило, прореагирует на это сообщение, но не сможет сознательно определить, на что именно он реагирует, кому он отвечает, кто ответственен за это сообщение.

Вы можете, например, рассказать партнеру об одном клиенте Милтона Эриксона, который очень хотел научиться гипнозу. Он слушал. как Эриксон говорил о гипнозе, и думал, что все понимает. Но Эриксон обернулся к нему и сказал довольно резко:

«ВЫ НИЧЕГО НЕ ПОЙМЕТЕ В ГИПНОЗЕ, ПОКА НЕ ОВЛАДЕЕТЕ В СОВЕРШЕНСТВЕ КАЖДОЙ ИЗ ГИПНОТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР!»

«СВЕРХНАДЕЖНАЯ» ТЕХНИКА НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА. Если вы недовольны тем, как у вас получается наведение транса, используйте «сверхнадежную» технику Росси, и вам гарантирован успех.

Инструкции клиенту:

1. Поднимите руки перед собой, согнув в локтях, ладони- параллельно друг другу. Почувствуйте, что между ладонями существует магнитное поле. Дайте себе время ощутить это поле, поток энергии между ладонями.

2. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать о слове «да» и, делая это, вы можете обнаружить, что ваши ладони начинают сближаться или удаляться друг от друга в то время, как ваше тело говорит «да»

3. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать только о слове «нет» и выяснили, будут ваши ладони сближаться или удаляться в то время, как ваше тело говорит «нет».

4. По мере того, как вы почувствуете, что медленно входите в транс и только тогда- ваши руки начнут медленно опускаться на колени.

5. И ваше сознание может задать вопрос, на который может ответить только ваше подсознание, и это единственный вопрос, на который может ответить только ваше подсознание: «Какой палец «поднимет» ваше подсознание, подавая сигнал «Да»? И вы можете думать только о слове «да» и с любопытством ждать, какой палец поднимет ваше подсознание».

6. А сейчас вы можете подумать о том, какой палец «поднимет» ваше подсознание, когда вы подумаете о слове «нет». Подумайте о слове «Нет» и с любопытством ждите, какой палец «поднимет» ваше подсознание.

7. По мере того, как я буду считать до десяти, с каждой цифрой вы будете погружаться в транс все глубже, и когда я скажу «десять», вы сможете обнаружить, что находитесь в глубоком трансе. Один. глубже... глубже... три... глубже... еще глубже... и десять, глубокий транс.

8. И когда вы уже погрузились в глубокий транс, то есть только сейчас, в глубоком трансе, вы можете понять, что способны погрузиться в транс еще глубже... Одиннадцать... глубже... двенадцать... глубже. пятнадцать... и, наконец, двадцать. В два раза глубже, чем вы себе представляли раньше.

9. И вы можете начать исследовать внутренний мир, открывшийся перед вами. Когда вы идете по коридору, глубоко внутри себя, на одной стене вы можете видеть образы и картины, представляющие все то, что вы любите в жизни и чего хотите... Вы говорите этому «Да» Ну, а на другой стене вы видите картины, изображающие все то, что вам в жизни не нравится, и вы испытываете соответствующие чувства, говоря всему этому «Нет».

10. И, продолжая идти по коридору, который опускается вниз выпродолжаете видеть картины на стенах. Возможно, это буду портреты людей из вашего прошлого или прошлого других людей с которыми вас связывают определенные отношения в настоящем илитех, с кем вы хотели бы общаться в будущем.

11. И, продолжая идти, вы можете увидеть стену с картинами изображающими все, о чем вы мечтаете, на что надеетесь, ваши мечты и надежды... вы можете услышать музыку... эмоциональную мелодию вашей жизни. Символы всего важного, что вам удалось понять в вашей жизни.

12. И еще дальше и глубже, и вы видите зеркала на обеих стена: коридора. Зеркала отражаются в зеркалах, и вы видите бесконечно множество отражающихся друг от друга образов, и видите себя в бесконечном количестве зеркал, и находитесь в бесконечном количеств мест.

13. И размышляя над одним образом, потом над другим, третьим... вы можете понять, что У ВАС ЕСТЬ ВСЕ РЕСУРСЫ, КОТОРЫЕ КОГДА-ЛИБО МОГУТ ВАМ ПОНАДОБИТЬСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ВАШИ МЕЧТЫ И ОСУЩЕСТВИТЬ НАДЕЖДЫ, КОТОРЫЕ ТАК ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС.

14. И дайте себе время испытать в полной мере ощущение безопасности и уверенности. Это ваше собственное чувство. И только тогда, когда вы почувствуете себя в безопасности и ощутите уверенность в том, что способны учиться и развиваться, начинайте медленно возвращаться в эту комнату, в настоящий момент.


Приложение III

Краткий словарь терминов

Абреакция: Естественное негативное отреагирование клиента на повторное переживание болезненных воспоминаний.

Аппроксимация: Приблизительная точность, соответствие.

Ассоциативные (ассоциированные) состояния: Полное переживание прошлого опыта, его воссоздание заново вплоть до иллюзии физического присутствия.

Ведущая система: Физиологическая система, чаще всего используемая человеком для доступа к хранимой информации.

Висцеральный: Относящийся к внутренним органам.

Глазные сигналы доступа: Движения глаз, которые соотносятся с визуальным, аудиальным или кинестетическим мышлением.

Диссоциативные (диссоциированные) состояния: Воссоздание клиентом прошлого опыта с позиции зрителя, наблюдателя собственных действий.

Изменение личной истории: Процесс постановки якоря, который дополняет ресурсами воспоминания о проблемах прошлого.

Калибровка: Использование тонкости, остроты восприятия, чтобы отметить специфические сдвиги во внешнем состоянии человека и знать, когда в его внутреннем состоянии происходят изменения.

Кинестетика: Внутренние и внешние телесные ощущения.

Ключи доступа: Внешние признаки внутреннего состояния клиента: движения глаз, словоупотребление, физиологические признаки.

Конгруэнтность: Все части личности находятся в согласии с поведением в определенном контексте.

Мета-модель: Набор лингвистических признаков, позволяющих определить способ, которым человек обобщает, собирает или стирает информацию.

Метафора: Истории или аналогии, позволяющие провести параллель между восприятиями реальности разных людей.

Модель рассечения (взмах): Генеративный процесс субмодальности, который направляет ваш мозг в новое русло.

Неконгруэнтность: Определенный внутренний конфликт приводит к посылке разных сигналов, в силу чего внешнее поведение и внутренние чувства не совпадают. Это часто проявляется в асимметрии физиологических реакций.

Подстройка: Техника установления раппорта путем уподобления коммуникатора своему партнеру в языке и поведении.

Предикаты: Глаголы, наречия и прилагательные, которые относятся к одной из модальностей.

Проприоцептивный: Относящийся к импульсам, исходящим от тканей самого организма.

Раппорт: Предварительное условие эффективной коммуникации, глубокое чувство взаимного доверия. Создается через осознанное или бессознательное присоединение к партнеру на разных уровнях. Репрезентация: Образ или что-либо отличающееся от реального предмета, модель.

Репрезентативные системы: Системы кодирования информации в сознании. Имеются визуальная, аудиальная, кинестетическая системы, а также вкусовые и обонятельные ощущения. Благодаря им существует возможность воспринимать информацию, хранить и использовать ее.

Ресурсы: То, что дает возможность личности быть гибкой и достигать цели: 1) прошлый собственный успешный опыт 2) якоря на эмоциональное положительное состояние 3) метафоры и аналогии.

Рефрейминг: Процесс переформирования, когда становится весомой вторичная цель, как, например, намерение, стоящее за поведением. Это меняет перспективы человека и обеспечивает новый выбор.

Стратегия: Привычная последовательность шагов- внутренних репрезентаций (образов, звуков, слов, чувств), которые определяют поведение человека и ведут к результату

Стратегия генератора нового поведения: Процесс, когда человек рассматривает ситуацию, в которой он не ведет себя так, как хотел бы, и затем дополняет ситуацию новыми ресурсами. Он может либо 1) выбрать ресурс, который был ему доступен в прошлом; 2) представить, как будто у него есть этот ресурс, или 3) найти кого-нибудь, у кого есть этот ресурс, и смоделировать.

Субмодальность: Составная часть или качество модальности. Например, визуальная модальнось включает субмодальности: яркость изображения, четкость, фокус, размер изображения и пр.

Трансдеривационный поиск: Процесс, когда к чувству присоединяют якорь и, используя якорь-чувство, возвращают человека в то время, когда он испытывал это самое чувство.

Часть: Комплекс линий поведения или стратегий. «Bo мне есть часть, которая хочет, чтобы я похудел».

Якорь: Стимул, последовательно позволяющий перенести прошлый опыт человека в настоящий момент и воссоздать прежнее состояние, переживание. Якоря существуют естественно. В НЛП открыта модель, при которой вы можете специально установить стимул жестом, прикосновением или звуком, чтобы закрепить состояние стабильно. Внешний стимул сочетается с внутренним состоянием.


Появление данного файла, столь обрадовавшее вас, стало возможным благодаря (теперь вы будете знать, кого надо благодарить;-):

1. Крылову Дмитрию, привлекшему меня в FIDOnet.

2. Эхе RU.PICKUP и крутым пикаперам, от которых я впервые услышал, т.е. прочитал слово “НЛП”.

3. Николаю Козлову, упомянувшему в своих книгах про НЛП.

4. Тюменскому клубу Синтон и Мирону (АКА Блаженских Алексей), внедряющему НЛП в массы.

5. О. Ксендзюк с книгой “Трансформация личности”.

6. Мирону, раздобывшему у кого-то эту книгу.

7. Некоторой личности, предоставившей ту книгу Мирону.

8. Настойчивости Евгения Славенкова, уговорившего заняться меня сканированием, распознаванием и редактированием этой книги.

9. Одной организации с хорошим сотрудником, позволившему отсканировать значительную часть книги и задержавшемуся для этого на работе до 12 часов ночи.

10.Одной компьютерной фирме вообще и Крылову Дмитрию, в частности, предоставившим свой планшетный сканер для сканирования.

11.Мне, дорогому и обожаемому Кискину Георгию, за то, что я потратил уйму времени на сканирование, распознавание и особенно на редактирование текста. Я бы очень обрадовался, если бы вы в знак благодарности зашли на мою страничку: http://members.tripod.com/~zhorzh, или сообщили бы на мой адрес E-mail: zhorzh@usa.net (Fidonet: 2:5077/27.6)об имеющихся у вас в электронном виде книгах психологической направленности.

 

Успехов в изучении НЛП!:-)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.042 с.)