Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая культура горожан.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Средневековый город – это центр развития ремесла и торговли. Население городов составляли выходцы из среды крестьян, освободившиеся от феодальной зависимости. Таким образом, основой физической культуры горожан были народные формы физического воспитания, которые и положили начало формированию новой, городской, прогрессивной для своего времени, общей культуры. Вначале слабо защищенные города были зависимы от феодалов. Они облагались тяжелыми налогами, подвергались нападению странствующих феодалов-рыцарей, которые грабили население городов. По мере роста и укрепления городов, росло стремление населения городов защитить себя от подобных неприятностей. Защита города нужна была не только торговцам, владельцам мастерских, но и ремесленникам, которые также страдали от грабежей. Элементы физической культуры в средневековых городах имели место в обучении городского ополчения, а также в празднествах горожан. Объединения ополчения создавались из жителей города и носили название – стрелковые и фехтовальные «братства». В определенные дни они собирались для совместных занятий фехтованием, борьбой, стрельбой из лука, арбалета и другими военно-прикладными упражнениями. Большое значение для дальнейшего развития физической культуры в средневековых городах имели различные празднества. Особенно в день ярмарок. Вместе с купцами и торговцами в город приходили акробаты и жонглеры, певцы и рассказчики, фокусники и дрессировщики. Борьба, кулачный бой, бег являлись широко распространенными забавами городского населения. С бегом тесно связано катание на коньках – излюбленное развлечение городской молодежи в Нидерландах и Франции. Метание камня, прыжки через препятствия, пародии на рыцарские турниры, метание шахтерами своего отбойного молота и другие различные физические упражнения приводили к необходимости вводить определенные правила для каждого соревнования, что приводит к возникновению современных правил спортивных соревнований. В дальнейшем с появлением в городах наемного войска надобность в народном ополчении отпала, но фехтовальные и стрелковые «братства» сохранились. Они превратились в клубы, где проводили свой досуг зажиточные горожане, все больше отдаляясь от ремесленников. Среди горожан различные виды метания послужили основой для развития игр в шары, но особенно широкое распространение получили народные игры с мячом. Игроки перебрасывали мяч друг другу, отбивали его рукой, изогнутой палкой, ракеткой, ногой – что привело в дальнейшем к появлению современных спортивных игр – гольф, футбол (особенно в Англии), теннис, крикет и другие. Трудовая деятельность горожан-ремесленников позволила обогатить арсенал физических упражнений – это толкание ядра (оружейники), упражнения с обручем (бочары) и другие. Для проведения состязаний стали строить специальные площадки для игр в мяч, стрельбы из лука, арбалета, ружья, фехтования и других физических упражнений. Соревнования все более и более регламентировались конкретными правилами, что дает основание считать, что в средневековых городах зарождаются элементы современного спорта. Зарождение педагогических идей о физическом воспитании В эпоху Возрождения Эпоха Возрождения или период позднего средневековья, когда в недрах феодального общества зарождаются основы капиталистического строя. Быстрое развитие промышленности, торговли, ставят человека во главе угла, что противоречило средневековой дворянской и религиозной идеологии в воспитании. Необходимо было возродить интерес человека к земной жизни, а не стоять на позициях церковной идеологии аскетизма, устремления в загробный мир. Проводниками нового взгляда на место человека в обществе, его духовное и физическое воспитание были гуманисты. Их основная идея заключалась в том, что нельзя рассматривать физическое воспитание только как средство военной подготовки, оно должно служить также средством укрепления здоровья и развития физических сил. Это прогрессивная идея. Среди гуманистов были не только врачи, писатели, философы, но и чистые практики. Одним из практиков-гуманистов является итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446). В городе Мантуе на средства правителя данного города герцога Гонзага он основал Академию физики, литературы и этики – школу, где в систему обучения он ввел принцип гармонического развития тела и духа, характерный для античности. Назвал он свое заведение «Дом радости». Он воспитывал в учениках смелость, отвагу, силу, способность переносить неудобства. Борьба, фехтование, плавание, соревнования в беге, прыжках, верховая езда, стрельба из лука, подвижные игры, танцы сочетались в его школе с изучением математики, логики, музыки и других предметов. Поощрял любознательность, активность, самостоятельность учеников. Был против телесных наказаний и зубрёжки. Применял методы наглядного обучения. Прививал навыки соблюдения элементарных правил гигиены. Французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1994-1553) изложил свои гуманистические взгляды на систему умственного и физического воспитания в художественном произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль». В данном фантастическом романе Рабле отвергает средневековый аскетизм, считает бессмысленным занятием заучивание богословских книг и противопоставляет средневековой схоластической системе свою систему обучения, построенную на свободе мысли и действий, что делает процесс обучения приятным для ребенка. Большое значение придавал Рабле физическому воспитанию, где считал необходимым соблюдать гигиенический режим и обязательное чередование умственных занятий с физическими упражнениями, которые представляли собой совокупность физических упражнений из древнегреческой гимнастики, а также полезных упражнений, применявшихся среди дворян и в быту народа. Он рекомендовал заниматься бегом, прыжками, метанием, стрельбой из лука, арбалета, пищали, пушки; плаванием на спине, на груди, на боку и прыжками в воду; фехтованием копьем, мечом, шпагой, рапирой, алебардой, кинжалом; верховой ездой, лазанием по канатам, деревьям и скалам; охотой, прогулками, греблей, борьбой, шахматами и выполнять гимнастические упражнения на перекладине, деревянном коне, упражнения с гантелями; играть в мяч и заниматься танцами. Для того, чтобы обучать ребенка выполнять перечисленные выше физические упражнения, Рабле предлагает идеал учреждения «Телемская обитель», где были – стадион, ипподром; бассейн; трехъярусные бани со сменой температурного режима; театр, парк для прогулок; манежи для игр в мяч, конюшни, соколиная служба и псарни. Заслугой Рабле является и то, что в отличие от других гуманистов он написал свой роман на родном французском языке, а не на латинском, к тому же в юмористическом духе. Благодаря этому, его книга приобрела широкую популярность среди населения. Итальянский врач–гуманист, профессор медицины в ряде университетов Италии – Иероним Меркуриалис (1530-1606) написал первое руководство по гимнастике. В работе «Об искусстве гимнастики» Меркуриалис доказывает благотворное влияние занятий физическими упражнениями на душу. Тело человека, а также как одного из важных факторов формирования человеческой личности. Кроме того, автор описал все известные ему физические упражнения, их историю, возникновение, технику и методику применения. Так, все физические упражнения, которые служили средством укрепления здоровья, он считал важными и назвал их – «истинные». Физические упражнения, необходимые в военном деле, считал не очень нужными для укрепления здоровья, но так как это необходимо обществу, то военные упражнения получили название – «необходимые ». Те же физические упражнения, односторонне направленные на достижение высоких результатов, то есть подготовку к соревнованиям и участие в них – считал вредными, называя их атлетическими и в которых пользы для здоровья человека он не видел. Занятия физическими упражнениями, как уверял Меркуриалис, должны приносить радость, а не утомление и следовательно цель занятий гимнастикой – поддерживать хорошее физическое состояние и укреплять здоровье. В связи с этими аргументом он назвал атлетические упражнения – «ложные». Меркуриалис восхвалял купание, а не плавание; рекомендовал рыбную ловлю и выступал против соревновательного метода в физическом воспитании. Заслуга Меркуриалиса в том, что его методика носила общеразвивающее и оздоровительное направление в физическом воспитании, а также лечебно-профилактическое в медицине. Мишель Монтень (1533-1592) – французский философ-гуманист считал духовную и физическую стороны личности человека равноправными частями целого и ставил вопрос о воспитании не только ума, но и тела. Свою позицию он ярко иллюстрирует в своей работе «Опыты». Взяв за основу взгляды древнегреческого философа Платона, М.Монтень сравнивает эти две стороны человеческой личности с двумя лошадьми, запряженными в карету, где одна лошадь хромает. Таким образом, карета, увы, поедет со скоростью хромой. Автор делает вывод, что только тот человек способен на большие достижения, если у него развиты полноценно обе стороны личности. Не ушел Монтень от других гуманистов и в рекомендациях, какими физическими упражнениями необходимо заниматься: бег прыжки, метания, борьба, фехтование, верховая езда, игры, танцы, прогулки и путешествия. Он считал, что в школах должна царить атмосфера радости и веселья. Призывал к изучению родины, родного языка, к осознанным знаниям, нужным для практической деятельности. Важной вехой в развитии гуманистических прогрессивных идей, как общего так и физического воспитания молодежи, в период позднего средневековья была деятельность ранних социалистов-утопистов. Англичанин - Томас Мор (1478-1535) написал великое произведение об острове «Утопия», где главной причиной социального зла считал частную собственность, чем и обеспечил гениальность своему творению. Высшей ценностью считалось здоровье. Все дети получали умственное образование, трудовое обучение, нравственное и физическое воспитание. В часы забав занимались плаванием, играми, верховой ездой, бегом и другими военными и физическими упражнениями. Согласно идеям Мора, забота о всеобщем образовании и физическом воспитании населения острова была одной из важнейших задач правительства, а забота о здоровье и физическом развитии возведена в государственную обязанность каждого утопийца. Итальянец – Томмазо Кампанелла (1568-1639) выступал против деления общества на бедных и богатых, пропагандировал такой тип государства, которое обеспечивает всестороннее развитие всех горожан и возможность всем участвовать в труде. Эти мечты Кампанелла изложил в своей книге «Город Солнца». В городе нет частной собственности, нет имущественного разделения, детей после 2-х лет обучали родному языку, истории, а также учили бегать, бороться, играть. С 6-ти лет, приобщали к естествознанию, ремеслу, занимаясь одновременно и физическими упражнениями: гимнастика, метание диска, игры и другие. Забота о теле человека была первейшей обязанностью, все вели активную жизнь, изобретали, трудились и совершенствовались в труде. Несмотря на утопический характер произведений Мора и Кампанеллы, в них они критикуют как феодальное, так и зарождающееся буржуазное общество с их системами воспитания и мечтают об обществе, где организация воспитания будет направлена на гармоническое развитие всех духовных и физических способностей человека, готового к трудовой деятельности и защите своей страны. Весомый вклад дальнейшего развития прогрессивных идей в области воспитания внесли ученые, которые жили на рубеже средних веков и нового времени. Начало педагогической науке положил выдающийся словенский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670). Свою педагогическую теорию он развивает, исходя из принципа природосообразности, то есть внимательно изучать природу и следовать ее законам, чтобы правильно воспитать ребенка. Полноценное развитие личности, считал Коменский, возможно лишь, когда она обладает крепким и здоровым организмом. Педагогика Коменского не ограничивалась только физической подготовкой, он придавал большое значение играм и другим физическим упражнениям, как важному средству нравственного воспитания ребенка. В его педагогических трудах «Великая дидактика» и других, мы впервые встречаемся с такой формой физического воспитания детей, которая включена в программу обучения школы и увязана с уроками по теоретическим предметам. Он предложил педагогам время длительных перемен, а также часть времени после обеденного перерыва использовать для занятий подвижными играми, физическими упражнениями и воспитательной работы. Рекомендовал игры в мяч, шары, кегли, жмурки; прогулки, бег, прыжки, борьбу, плавание, фехтование, кулачный бой и другие физические упражнения. Большое влияние на развитие науки о физическом воспитании оказали научные труды ученых, которые изучали не только окружающую человека природу, как призывал Коменский, но и природу самого человека. Это положило начало зарождению таких наук, как анатомия, биомеханика, физиология. Впервые голландский ученый Андреа Везалий (1514-1564) описал строение человеческого тела, что привело к исследованиям в области такой науки, как анатомия. Открыв законы кровообращения, английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) положил начало зарождению физиологии. Выдающийся ученый и художник Леонардо да Винчи (1452-1519) своими исследованиями положил начало науке биомеханике. За свою разносторонность его называют универсальным человеком. В его работах, моделях были и парашют, танк, велосипед. По его проекту в 20 веке в Норвегии был построен мост через фьорд. Наблюдая за полетом птиц, Леонардо да Винчи изложил свое видение летательного аппарата и другие изобретения. Педагогические идеи гуманистов и научных исследования ученых рубежа средних веков и нового времени изменили и отношение части церковников к физическому воспитанию. Происходит реформация церкви и последователи ее считали физическое воспитание полезным делом. Как для укрепления сил человека, так и для отвлечения молодежи от вредных привычек. Особенности физической культуры феодального общества: 1. Физическая культура при феодальном строе носила классовый характер. 2. Господствующие классы использовали физическую культуру для решения своих интересов и задач – военной подготовки. 3. Народные массы все шире использовали физическое воспитание не только для военной подготовки, но и для подготовки к труду. 4. В последний период существования феодализма создались условия для зарождения буржуазной культуры и возникновения гуманистических теорий о воспитании вообще и физического воспитания в частности. Вопросы для самопроверки: 1. Какова периодизация истории средневековья? 2. Военно-физическое воспитание феодалов? В чем значение рыцарских турниров? 3. Развитие физической культуры в средневековых городах? 4. Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание? 5. Особенности физической культуры при феодальном строе?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.012 с.) |