Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Физическая культура России в XVIII векеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1. Физическая культура в период образования Российской империи. В начале 18 века образовалась Российская империя с новой столицей — Санкт- Петербургом. В период образования империи усилился абсолютизм, укрепились позиции русского дворянства, началось развитие капиталистических отношений. Проведенные Петром I реформы, обеспечили значительные сдвиги в развитии экономики и культуры страны и сказались на развитии физической культуры. Следует помнить, что перемены, произошедшие в сфере физической культуры, коснулись только дворянства. Народные формы не претерпели существенных изменений и продолжали развиваться стихийно. Наибольшее значение для развития физической культуры имели преобразования, проведенные Петром 1 в области военного дела, просвещения и быта дворян. Военная реформа, направленная на создание регулярной армии и флота, началась с организации Петром1 потешных отрядов из дворянской и крестьянской молодежи подмосковных сел Преображенского и Семеновского. Созданием этих отрядов Петр 1 осуществил военно-физическую подготовку и овладение боевыми навыками юношества, состоящие из военных игр - потех, проводимых как на суше, так и на воде. Потехи проводились в условиях, приближенным к боевым, включали походы, учебные сражения, во время которых формировались необходимые физические и морально-волевые качества будущих солдат. Потешные учились штурмом преодолевать препятствия, брать крепости, важное место отводилось штыковому бою и рукопашной схватке. Заслугой Петра было то, что он не слепо перенимал европейскую систему обучения войск, а выбирал из нее самое ценное, соответствующее национальным особенностям. В результате он добился того, что российская армия по боевой выучке и физической подготовке стала превосходить лучшие армии Европы. Другим крупным нововведением Петра 1 было внедрение физического воспитания в учебные заведения. Учредив «цифирные школы», школы математических и навигацких наук, гимназию, морскую академию и духовную семинарию, Петр 1 заложил основы государственной системы образования в России. Во всех этих учебных заведениях преподавались фехтование, верховая езда и танцы. В режим учебного дня включались прогулки, игры, телесные упражнения. В Москве, в Сухоревой башне, где размещалась школа математических и навигацких наук, имелся «рапирный зал». За успехи в овладении «рапирной наукой» ученикам даже прибавлялось жалование. Таким образом, впервые в России физическое воспитание соединилось с умственным, став составной частью дворянского образования. Изменения произошли и в быту дворянства. Одним из начинаний Петра 1 были «экзерциции» парусных и гребных судов. В основе этого начинания лежало стремление пробудить у россиян интерес к морскому делу. Известно, что с целью «приохотить» своих подданных к занятиям парусом и греблей Петр 1 вначале даже запретил строить мосты через Неву и указом от 3 июля 1710 года назначил комиссара Потемкина следить, чтобы через Неву переправлялись на судах. Указом от 12 апреля 1718 года было положено начало регулярных занятий парусным и гребным делом. В бесплатное пользование дворянам было роздано 141 судно – «Невская флотилия» - и, согласно указу, каждое воскресенье с ранней весны до поздней осени все владельцы судов должны были участвовать в учебных занятиях, включающих разнообразные приемы парусного и гребного дела. Вскоре такие же занятия стали проводиться и на Москва-реке. Петру 1 принадлежит инициатива государственной регламентации парусного и гребного дела. Целью была подготовка офицеров и матросов, гребцов и рулевых, как резерва для создаваемого военного и торгового флота. Это же стало одной из форм культурных развлечений дворянской молодежи. На смену боярским потехам с медвежьими поединками пришло еще одно начинание — ассамблеи, развлечения дворян, в программу которых включались конными и пешие прогулки, катание на лодках, игры в шахматы и шашки, а в зимнее время катание на коньках и санках. Стремясь изменить нравы, унаследованные от Московской Руси, Петр 1 и его сподвижники старались распространять новые взгляды на воспитание и поведение молодых людей в обществе. Этому послужила книга «Юности честное зерцало» (1717г.), авторство которой приписывается Петру 1. Она содержала свод правил поведения молодого человека высшего сословия: знать иностранные языки, ездить верхом, фехтовать, уметь танцевать, быть начитанным и уметь вести беседу. Примером отражения вопросов физического воспитания в общественной мысли петровских времен служат сочинения В.Н. Татищева, Ф. Прокоповича и Ф. Салтыкова. Русский ученый В.Н.Татищев (1686-1750) в трактате «Разговор о пользе наук и училищ» отнес к нужным наукам физическое воспитание детей. Архиепископ Феофан Прокопович - автор «Духовного регламента», утвержденного Петром 1 в 1721 году, дает указание о включении физических упражнений в программы духовных учебных заведений в форме оздоровительных мероприятий: «на всяк день два часа определить на гуляние семинаристам, а именно по обеде и по вечери и тогда б не вольно никому учиться и ниже книжки в руках иметь. А гуляние было бы с играми честными и телодвижеными». Эти же вопросы поднимались в «Пропозициях» - проекте организации образования, представленном в 1713 году Петру 1 русским государственным деятелем Федором Салтыковым. В числе обязательных учебных дисциплин там перечислены верховая езда, фехтование и танцы. Таким образом, в эпоху Петра 1 в России впервые получили распространение педагогические идеи о соединении умственного образования с физическим воспитанием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.006 с.) |