Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Символ-маркер «своего» и «чужого»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Землепроходцы, делая первые шаги по территории Сибири, по чужой для них земле, старались интеризировать пространство, «освятить» и возвести характерные для культуры «священные ритуальные столбы» [615]. Знамя было первым таким предметом, который проводил связь с небесными покровителями, необходимое одухотворение пространства. В отдаленных уголках Сибири, в условиях превалирующего численно полиэтничного окружения воинские знамена для русских играли этнодифференцирующую и этноконсолидирующую роль. Развевающийся подобно кресту на куполе церкви еловчик олицетворял русское присутствие «столбил» место на новых землицах. Неслучайно мастера-иконописцы (по своместительсву и знаменописцы) так ценились в Сибири, что остроги оспаривали свое право иметь при городе такого мастера. Когда в 1691 г. ссыльные московские иконники Иван Владимиров и Федот Алексеев были присланы в Красноярск, то уже через год было получено распоряжение о пересылке их дальше, в Забайкалкье в Братский острог «для церковной утвари и письма знамен». Позже Ивашку Владимирова перевели в Кузнецк для обучения отроков «письму знамен» [616]. Подготовка к походу в неясачные землицы включала подготовку знамен, идентифицирующих отряд, символьно наделяя его царской милостью и уверенностью в правоте. Невозможно было представить выход в «чисто поле» без знамен и прапоров. В своей отписке 1639 г. в Сибирский приказ Я. О. Тухачевский, говоря о военной тактике кыргызов и нехватке вооружения, просит прислать из Москвы боевые знамена и прапоры: «Мало по месной знамя мне и прапоров холопу (твоему) зделать не чем. И великий государь отпусти ис (То)больска со мною литаврщиков и трубачей и с литаврами». На отряд из 500 казаков было послано из Москвы «сто пищалей немецкой добрых; шесть знамен киндячных розными цветы, пять барабанов да пятьсот прапоров, сто лат с шишаками, пятьсот гротил» [617]. Знамена были призваны демонстрировать свою силу и идентичность в условиях незнания сибирских языков, а значит, невозможности устного общения. Знамена выступали субститутом собственной мощи и невербальным предупреждием противнику. Когда отряд казаков под командованием Василия Порякова пришел в Даурию, в один из городков дауров, «взяв с собою знамя и пятьдесят человек служилых людей круг острожку ходили и осматривали, крепок ли острожек и приступить к нему можно ль». После этого кругового обхода со знаменем в руках казаки «почали тем даурским князцом говорить и в острожек к ним проситься...» [618]. Знамя, выступая маркером сакрального центра, преобразовывало чужое пространство в «свое». Тем самым оно было аналогом мирового древа. Именно знамя как воплощение государева счастья и силы «указало» место закладки храма - места пребывания бога на земле. Таким образом, знамя выступает связующим звеном между божественной силой, воинами и их предводителем. Славянский мировоззренческий комплекс, мировоззренческий стандарт, главная установка был направлен на защиту и спасение. В условиях Сибири, на защиту от «язычников». Вступала в силу оппозиция «мы-они». В культурном поле полиэтничного сибирского фронтира знамена инвертировались в другие значимые символы (оружие, хлеб, молитва, икона) и даже в стихии огня, воды, земли и пр. В шертных записях, которыми аборигены присягали «белому царю» знамя оборачивалось оружием, а оружие (русская сабля, русская пищаль) в знамя. «Яз братцкой мужик, имя рек, даю прямую свою шерть государю... своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси самодержцу... на том: По своей вере под солнцем и под землею и под огнем и под русскою саблею и под пищалью и под знамя быти мне Булую и всем улусным людем под ево государевою царьскою высокою рукою в вечном холопстве...» [619]. Знамена были символом, вбиравшим в себя всю силу войска и подлежали особой охране. В наказе Ивану Аршинскому, назначенному в драгунский полк, говорилось о преступлениях и соответствующих наказаниях для бывших конных казаков, перешедших в разряд драгун. Так, об отношении к знамени говорилось следующее: «а больши всего которой с бою побежит и товарыщев выдаст и знамя покинет, и тех без всякой пощады жестоко смирять и наказанье чинить, смотря по вине, чему кто будет достоин» [620]. Знамена были настолько значимы в сознании казаков, что их спасали даже под угрозой собственной жизни. Наряду с оружием знамена были первыми предметами, которые следовало вывезти с поля боя или из осажденного города. Пленные казаки Албазинского острога Ларион Куликов, Михаил Сафьянчиков и Иван Киселев вывезли сохраненное на себе знамя отряда, защищавшего Верхозейский острог. Несколько месяцев по осенней распутице «пешим ходом» они добирались до Красноярска «волоча» с собой знамя [621]. Знамена учитывались наряду с вооружением как основной показатель боеготовности «служилого войска». Так, посланный с двухтысячным отрядом полковник К. О. Щербатов, оценивая запасы забайкальских острогов и готовность к войне с манчжурским войском в своем списке 1685 г. о количестве необходимых вещей перечислял пушки, ручные пищали, порох и свинец, затинные пищали, ручные пищали, знамена и чехлы к ним [622]. Знамена плотно вплетались в структуру межэтнических коммуникаций, определяя их содержание. Знамена переходили из рук в руки, становились предметом добычи и обмена, включались «ясачные» клятвы. Почти каждое воинское знамя в Сибири имело собственную судьбу и непростую историю, составляя один из сюжетов землепроходческого нарратива. Охотские казаки рассказывали о том, как отбили одно государево знамя. «На дороге на станех Долбанского роду мужики ночью везли санки иноземские, а на них были государевы два знамяна киндяшные». В результате разбирательств выяснилось, что их «с бою» захватили мужики Долганского роду (Нявлигины родники): «Знамяна увезли и их де спрятали в торосу, и на прибылой де воде те знамена в море унесло» [623]. Символичность понимали обе противоборствующих стороны. И знамена выступали предметом торга во время мирных переговоров. «И он де Еренак знамя и пушку и коней отгонных отдаст и ясак и аманатов добрых пришлет» [624]. Аналогичные ситуации повторялись как запрограммированные биологические коды: в 1683 г. посольство вновь договаривалось, «чтоб он, Еренячко, по прежнему своему договору и шерти отдал пушку, которая взята из Ачинсково острогу и знамя, которое взято на бою у Ивана Суворова, и пансыри, и ружье, и отгонные лошади» [625]. Даже в руках «иноземцов» казаки рассматривали знамя как символ суверенитета. Поднятое знамя аборигенов воспринималось как вызов и подлежало захвату в первую очередь. Когда «князец Шандычко... откочевал в Канскую землю и великого государя указу учинился ослушен», то собирал своих воинов под собственным знаменем. Это знамя было впоследствии захвачено казаками вместе с оружием и пленными и стало предметом особой гордости в «сказке» казаков. «И они де служилые люди видя такое воровство учинили бой и тех воров побили, а жен их и детей поимали в полон, и знамя взяли» [626]. На военном языке того времени прислать знамя с гонцом означало объявить войну. Посланец был неприкосновенен. Знамя означало, что собраны великие силы со всех родов и война будет вестись до полной победы. Так, в 1622 г. Согласно разведывательным данным казачьих «проезжих станиц», «прислал аринский князец Татауш в Басагары и в Керекусы и в Верхние Мелесцы человека своего и знамя брацкое, потому подлинно де идут де воевать брацкие люди аринцев и качинцев и басагар и керексусов и мелеских людей...» [627]. В походе И. Суворова в июне 1692 г. были пленены и убиты несколько десятков казаков, захвачены пушки и другое огнестрельное оружие. Особым образом отмечался захват боевых знамен воинами князя Ереняка. Этот факт по своей значимости итогов похода в степь был отмечен наряду с ранением самого И. Суворова [628]. Оленный тунгус Бугача с товарищи на побоище на реке Ураке и при осаде Охотского острожка «взял казачье замочную пищальную доску да иконново окладу венец и знамя дорогомильное малое». Все это, а также пульки свинцовые были «сысканы у него Бугачи в юрте и серебряново венца иконново три обрезочка» [629]. Во время переговоров с калмыками и кыргызами о мире в августе и сентябре 1701 г., казачий десятник Роман Торгошин главным условием начала переговоров ставил возвращение воинского знамени, которое было взято калмыками «на бою». «Такожде и они б киргизы и присланные из киргиз посланцы по своему вышеписанному договору учинили самую совершенную правду... а знамя и ружье, что взяли на бою, отдали». И он де Аба зайсан с киргизы 700 лошадей и побитых ружье и знамя, и куяки, и панцыри сыскав, отдадут....А знамя отдадут знак, для того, что изодрано» [630]. Захват в бою знамен противника считался почетным и выгодным, позволял требовать за них выкуп или диктовать условия мирных договоренностей. «Такожде и они б, кыргызцы, и присланные ис кыргыз посланцы по своему вышеписанному договору учинили самую совершенную правду без всякия перемены, а знаме, и оружье, и збрую, которую взяли на бою, отдали» [631]. Среди военной добычи знамена рассматривались как почетные трофеи, подчеркивавшие полный разгром противника и удалую храбрость казаков. «И мы, казаки, у них, богдоев, языков переимали. Да у них же, богдоев, отбили мы, казаки, 830 лошадей з запасы хлебными. Да у них же, богдоев, отбили 17 пищалей скорострельных, а те их пищали по 3 ствола и по 4 ствола вместе, а замков у тех скорострельных пищалей нет. Да у них же отбили 2 пушки железные да 8 знамен богдойских» [632]. Знаменам приписывалась сверхъестественная сила, действовавшая во время сражения. Казаки, сидевшие в осаде Ачанском острове, писали о покрывших стены крепости богдойских знаменах, не дававших казакам заметить хитрый маневр по разрушению городских укреплений. «А богдойские люди знаменами стену городовую укрывали нашего. И у того нашего города вырубили они, богдойские люди, 3 звена стены сверху до земли» [633]. Ерофей Хабаров в свойственной ему метафорической манере речи писал о «богдойском покрывале»: «А богдойские люди знаменами стену городовую укрывали, и у того нашего города вырубили они богдойские люди три звена стены сверху до земли...» [634]. Одна из многочисленных церковных притч о подвижниках-казаках (которые были сочинены после смерти Ермака и затем собраны и помещены С. Ремезовым на страницы «Истории») показывает подобное отношение к знаменам в коллективной памяти казаков. Согласно рассказу, в трудный момент казачье знамя с ликом спасителя поднялось из струга и само собой пошло впереди но левому берегу Тобола, увлекая за собой отряд. Поднявшееся в высь знамя, должно быть, заметил бог и самолично явился в облаках с небесным воинством и не дал бусурманам стрелять в ермаковцев и т. д. [635]. В другой раз на поднятое знамя в трудную боевую минуту явился святой, особо почитаемый казаками Как покровитель воинства и вообще всяких путешественников: на Тоболе казаки приняли решение идти вперед «по явлению святителя Николы чудотворца» [636]. В воеводском наказе дворянину Федору Феофилову о следовании с военным отрядом к Ямышу озеру за солью говорилось о знамени как защите от умыслов «воинских людей». «...А для береженья от приходу воинских людей, послано из Тобольска... знамя полковое камчатое, пуд фетилю...» [637]. Во время первого опыта организации и функционирования «сибирской засечной черты» в начале XVIII в., центром которой стало вновь построенное Царево-Городище, караульные отряды казаков совершали обход со знаменем. «Из той роты Царева-Городища драгунской полковник Давыд Яковлевич Мейн да полуголова Степан Текутьев послали для оберегательства от воинских людей в Иковскую слободу знаменщика Сенку Боботкова, да с ним драгун 40 человек» [638].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.008 с.) |