Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Символ групповой идентификации
Воинское знамя имеет функциональное значение в воинской культуре русских казаков-землепроходцев. Знамя обеспечивает поддержание социального порядка - константность и солидарность воинского сословия как части социума. Безусловно, солидарность основывается на действиях и чувствах конкретных индивидов, однако действенное явление солидарности выражается в коллективных действиях с общезначимыми объектами (такими, как, например, знамя). Знамя - это объект-символ, представляющий группу, находящийся в центре ритуализированных действий [600]. Царские знамена объединяли, знамена соединяли, знамена придавали легитимность любым действиям тех, кто под ними стоял. Так, отколовшиеся от отряда Тухачевского казаки, прихватив с собой знамена, барабаны и литавры, с полной уверенностью в собственной правоте говорили полковому воеводе Тухачевскому, что «волочяся де ты за нами ж будешь!» [601]. Так наличие знамени указывало на главенство, упраздняя субординацию в пределах малой группы в полевых условиях боевых действий. Когда возникали внутренние конфликты среди казаков-землепроходцев, то каждая из сторон стремилась овладеть знаменем как символом собственной правоты. Е. Хабаров отмечал, что «воры Стенька Поляков, да Костька Иванов, да Логинко Васильев» прежде всего захватили знамя и лишь потом начали «лаять свои воровские речи». «Да они ж Стенька Поляков с товарыщи войскового живота свезли на две тысячи рублев, да знамя увезли войсковое ж, а цена пятьдесят рублев» [602]. Знамена были важнейшим атрибутом, без которого не представлялся функционирование военного отряда. Иван Кольцов «с есаулы» просил у Максима Строганова знамена для похода в Сибирь: «и знамена полковые с иконами всякому сту по знамени». Каждое выданное знамя закреплялось за ответственным лицом (сотником), с которого бралась расписка [603]. Знамя в сознании казаков придавало легитимность даже тем действиям, которые шли вразрез с намерениями и приказами воеводы. Обладание знаменем как частицей государя означало не только приобщение к его силе, мощи, «государеву счастью», но и делегирование от государя к казакам самостоятельности в принятии тактических решений, связанных с функционированием «войска» как «организма», объединяющего казаков. Внешним выразителем этой солидарности выступало знамя. В 1655 г., в Красноярск из Томска был послан отряд 50 казаков «для помоги и обереганья» в связи с «великим нашествием» Лауцзана. Отряд этот пробыл в Красноярске только «6 недель и 2 дни» - с 25 августа по 9 октября. Далее казаки приняли решение отступить всем отрядом в Томск ради сохранения собственных жизней. «А октября, государь, в 9 день томский сын боярский Петр Лавров с томскими служилыми людьми,- писал в Москву из Красноярска воевода Михаил Скрябин,- подняв знамя и наседлав лошади, из Красноярского острогу бежали в Томской...» [604].
Знамена выступали материальным воплощением божественного в молитве воинов, казаков-землепроходцев. Они были предметом, через который нисходила божественная благодать, предметом, в котором находилась частица божьей милости и государева счастья. Казачий пятидесятник Верхоленского Братского острожка Курбат Иванов в твоей отписке 1645 г. так описывает начало похода на восставших «братцких людей». «...Поделав лыжи и нарты с великою нужею и прося у бога милости со всеми служилыми людьми, пев молебны в Верхоленском в Братцком острошке спасу и пречистой богородице и Николе чюдотворцу, и после молебенного пения собрався под знамена 74 человеки и урядясь крепкими сторожами, пехотою на лыжах и на нартах, последним зимним путем пошли с великою нужею...» [605]. Знамя приобретает еще один смысл – знамя как икона. Причем икона спаса, то есть защитника. Знамя предстает как оберег. Именно в условиях войны, в условиях маргинального переходного состояния возникают очень древние, архаические образы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.005 с.) |