Символ власти и суверенитета «войска» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символ власти и суверенитета «войска»



В представлениях казаков знамя наделяло «войско» или просто бунтовскую ватагу казаков правом вершить суд, арестовывать человека в целях общественного спокойствия и безопасности власти, брать пленных из числа государевых служилых людей. С этой целью казаки Стеньки Разина разместили на площади перед астраханским кремлем большое знамя и соорудили под ним «темницы». «казаки схватили его Тимошку и связали и отвели под воровское свое знамя. И сидел де он Тимошка... под знаменем у казаков под караулом три дни; а было де под знаменем с триста человек полонеников» [606].

Знамена оправдывали применение насилия, вводили его в правовое русло. Так, в «распросных речах о восстании казаков Камчадальских острогов» один из очевидцов событий признается, что «...за винность де служилых людей, которые де в чем приличались, своего полку каршами смиряли, и тем де свое войско утверждали, и заповеди де меж себя великие клали и приговоры де писали, что де друг друга ни в чем не выдавать и заедино бунтовать» [607].

Вынесение знамен в качестве символической демонстрации суверенитета «войска» отмечалось самими казаками как «донской обычай». Когда в мае 1695 г. красноярское служилое войско «отказало» воеводе во власти, арестовало его и создало свой орган самоуправления в составе восьми выборных «судеек», то каждый из этих судей имел собственное знамя. Это придавало им дополнительную легитимность посылать от имени всех красноярцев челобитную в Москву на воеводу А. И. Башковского с длинным перечнем его «преступлений». Кроме судей в мятежном городе действовал казачий круг. Как и во время деятельности восьми «судеек» на казачьем кругу также выставлялось воинское знамя [608]. В марте 1696 г. восставшие казаки Селенгинска по «донскому обычаю» вынесли знамя, собрали круг и выбрали «набольшим» пятидесятника А. Березовского. Вскоре к ним присоединились казаки Удинского, Ильинского, Кабанского и Баргузинского острогов, которые также свергли «государевых приказчиков» и под государевыми знаменами избрали своих ставленников.

В челобитной жителей города Иркутска и подгородных слобод и деревень об осаде города забайкальскими казаками 18 июля 1696 г. особо отмечалось использование знамен для агитации собственных замыслов. «Служилые люди, конные и пешие казаки и полковые стрельцы... приплыли из-за Байкала моря на дощанике человеках в двустах и больши с ружьем, з знамены, з барабаны, во всякой готовности, бутто к воинскому делу» [609]. Сопряжение воинского дела и гражданских инициатив, вплоть до свержения неугодных приказчиков и воевод характеризовало политические настроения казаков. Интегральным символом для этого служило воинское знамя. Оно представлялось воплощением власти, царской правды и силы. Оно позволяло воевать, побеждать, отстаивать «правду» как во внешне-, так и внутриэтнических сферах.

Казачий бунт 1711-1712 гг. в Камчадальских острогах ярко высвечивает властную символику знамен. Бунт был учинен Данилой Анцифоровым с товарищи - Харитоном Березиным, Григорием Шибановым, Степаном Болшаковым. «И учали де они Данло с товарищи призывать к своему зломыслию иных вольских чинов людей... И он Данило, собрався многолюдством, заводят круги, и называют его Данила атаманом, а Ивана Козыревскаго ясаулом, и учинены у них меж собою десятники, и вынесши де знамя, в ту злую мысль призывают и иных служилых и промышленных людей». Знамя в этом случае выступило легитимизацией обретения бунтовщиками власти. Причем эта власть была абсолютной и неподчинение ей каралось. «вынесши де знамя, в ту злую мысль призывают и иных служилых и промышленных людей в неволю, а кто итти не похочет, и тех бьют каршами». Приказчик Камчадальского острога Алексей Пещера «жил с великим опасением и бережью.., потому что де он Данило с товарищи заводили круги и знамена выносили, и под знаменем друг друга каршами били, и называли его Данила атаманом и меж собою ясаулами и десятниками росписывались» [610].

Атаман Верхоленского острога Михаил Сорокин, начиная бунт 25-го апреля 1655 г., с Федором Мещеряковым явились в часовню св. Николая Чудотворца и потребовали у «часовеннаго дьячка» Дмитрия Семенова выдачи «войсковаго знамени». Семенов не хотел выдавать, но они «знамя войсковое у меня в часовне «сильно взяли» [611]. Только после этого они объявили о твоих намерениях служилому люду острога. И далее многие свидетели, сталкивавшиеся с полком Сорокина на стоянках или в походе, согласно показывают, что видели, как на «станах» бунтовщики «в кругах под знамены говорили» о своих делах [612].

В свою очередь приказчики пытались спасти знамена и не дать их в руки казаков-бунтовщиков, лишив их действия легитимности в глазах служиловн войска и остального городского населения. Спасая символы государевой власти от мятежников, приказчик Камчадальских острогов Василий Колесов отправил «в Якуцк знамя государево дабинное, в средине кумач» [613].

Знамя во время собраний войскового «круга» означало незримое присутствие государя подобно тому, как иконы на народных сходах олицетворяли божественное присутствие и божественное благословение. Когда красноярское служилое казачье войско решило отстранить Мирона Башковского от воеводства, то день 14 ноября они начали с удара в набат в Покровской церкви. Далее по рассказам очевидцев, сохраненных в «судном деле» 1696 г. по улицам забили барабаны, и на площади перед церковью собралась толпа служилых людей, русских и татар, человек с 300, со знаменами и оружием - пищалями, копьями, бердышами и сулемами. Образовался «круг», в котором, «усоветовав меж собою» стали вершить народную правду [614].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.003 с.)