Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Символ власти и суверенитета «войска»
В представлениях казаков знамя наделяло «войско» или просто бунтовскую ватагу казаков правом вершить суд, арестовывать человека в целях общественного спокойствия и безопасности власти, брать пленных из числа государевых служилых людей. С этой целью казаки Стеньки Разина разместили на площади перед астраханским кремлем большое знамя и соорудили под ним «темницы». «казаки схватили его Тимошку и связали и отвели под воровское свое знамя. И сидел де он Тимошка... под знаменем у казаков под караулом три дни; а было де под знаменем с триста человек полонеников» [606]. Знамена оправдывали применение насилия, вводили его в правовое русло. Так, в «распросных речах о восстании казаков Камчадальских острогов» один из очевидцов событий признается, что «...за винность де служилых людей, которые де в чем приличались, своего полку каршами смиряли, и тем де свое войско утверждали, и заповеди де меж себя великие клали и приговоры де писали, что де друг друга ни в чем не выдавать и заедино бунтовать» [607]. Вынесение знамен в качестве символической демонстрации суверенитета «войска» отмечалось самими казаками как «донской обычай». Когда в мае 1695 г. красноярское служилое войско «отказало» воеводе во власти, арестовало его и создало свой орган самоуправления в составе восьми выборных «судеек», то каждый из этих судей имел собственное знамя. Это придавало им дополнительную легитимность посылать от имени всех красноярцев челобитную в Москву на воеводу А. И. Башковского с длинным перечнем его «преступлений». Кроме судей в мятежном городе действовал казачий круг. Как и во время деятельности восьми «судеек» на казачьем кругу также выставлялось воинское знамя [608]. В марте 1696 г. восставшие казаки Селенгинска по «донскому обычаю» вынесли знамя, собрали круг и выбрали «набольшим» пятидесятника А. Березовского. Вскоре к ним присоединились казаки Удинского, Ильинского, Кабанского и Баргузинского острогов, которые также свергли «государевых приказчиков» и под государевыми знаменами избрали своих ставленников. В челобитной жителей города Иркутска и подгородных слобод и деревень об осаде города забайкальскими казаками 18 июля 1696 г. особо отмечалось использование знамен для агитации собственных замыслов. «Служилые люди, конные и пешие казаки и полковые стрельцы... приплыли из-за Байкала моря на дощанике человеках в двустах и больши с ружьем, з знамены, з барабаны, во всякой готовности, бутто к воинскому делу» [609]. Сопряжение воинского дела и гражданских инициатив, вплоть до свержения неугодных приказчиков и воевод характеризовало политические настроения казаков. Интегральным символом для этого служило воинское знамя. Оно представлялось воплощением власти, царской правды и силы. Оно позволяло воевать, побеждать, отстаивать «правду» как во внешне-, так и внутриэтнических сферах.
Казачий бунт 1711-1712 гг. в Камчадальских острогах ярко высвечивает властную символику знамен. Бунт был учинен Данилой Анцифоровым с товарищи - Харитоном Березиным, Григорием Шибановым, Степаном Болшаковым. «И учали де они Данло с товарищи призывать к своему зломыслию иных вольских чинов людей... И он Данило, собрався многолюдством, заводят круги, и называют его Данила атаманом, а Ивана Козыревскаго ясаулом, и учинены у них меж собою десятники, и вынесши де знамя, в ту злую мысль призывают и иных служилых и промышленных людей». Знамя в этом случае выступило легитимизацией обретения бунтовщиками власти. Причем эта власть была абсолютной и неподчинение ей каралось. «вынесши де знамя, в ту злую мысль призывают и иных служилых и промышленных людей в неволю, а кто итти не похочет, и тех бьют каршами». Приказчик Камчадальского острога Алексей Пещера «жил с великим опасением и бережью.., потому что де он Данило с товарищи заводили круги и знамена выносили, и под знаменем друг друга каршами били, и называли его Данила атаманом и меж собою ясаулами и десятниками росписывались» [610]. Атаман Верхоленского острога Михаил Сорокин, начиная бунт 25-го апреля 1655 г., с Федором Мещеряковым явились в часовню св. Николая Чудотворца и потребовали у «часовеннаго дьячка» Дмитрия Семенова выдачи «войсковаго знамени». Семенов не хотел выдавать, но они «знамя войсковое у меня в часовне «сильно взяли» [611]. Только после этого они объявили о твоих намерениях служилому люду острога. И далее многие свидетели, сталкивавшиеся с полком Сорокина на стоянках или в походе, согласно показывают, что видели, как на «станах» бунтовщики «в кругах под знамены говорили» о своих делах [612].
В свою очередь приказчики пытались спасти знамена и не дать их в руки казаков-бунтовщиков, лишив их действия легитимности в глазах служиловн войска и остального городского населения. Спасая символы государевой власти от мятежников, приказчик Камчадальских острогов Василий Колесов отправил «в Якуцк знамя государево дабинное, в средине кумач» [613]. Знамя во время собраний войскового «круга» означало незримое присутствие государя подобно тому, как иконы на народных сходах олицетворяли божественное присутствие и божественное благословение. Когда красноярское служилое казачье войско решило отстранить Мирона Башковского от воеводства, то день 14 ноября они начали с удара в набат в Покровской церкви. Далее по рассказам очевидцев, сохраненных в «судном деле» 1696 г. по улицам забили барабаны, и на площади перед церковью собралась толпа служилых людей, русских и татар, человек с 300, со знаменами и оружием - пищалями, копьями, бердышами и сулемами. Образовался «круг», в котором, «усоветовав меж собою» стали вершить народную правду [614].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.003 с.) |