Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Служба и подсобные промыслы и хозяйствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По своему экономическому положению казачество Сибири было довольно пестрой группой. Большинство служилых людей совмещали службу с занятиями торговлей, ремеслом и хлебопашеством. Работа Н. И. Никитина и ряд предшествующих ей статей убедительно показали, что служилые люди в XVII в. были наиболее социально и экономически активной категорией населения в целом ряде западносибирских городов [421]. В Сибири служилые люди обеспечивались жалованьем крайне неравномерно. Попытка перевести служилых людей на земельное обеспечение относится к реформе тобольского воеводы Ю. Я. Сулешова 1624-1625 гг. Он ввел новое правило обеспечения служилых людей: те, кто имел пашни, лишался хлебной части жалованья. Однако перевод на землю казаков так и не был совершен, даже в конце XVII в. Так называемое хлебное жалованье продолжало сохраняться и имело громадное значение для казаков. Земельный участок пешего казака, как установил В. И. Шунков, «был невелик и по своим размерам приближался к крестьянской заимке» [422]. В 1630-х гг. попытка правительства сократить или отменить выдачу жалованья служилым людям и оставить их на пашне или изменить соотношение между хлебной и денежной частями жалованья вызвало даже бунт и «шатость» в среде служилых людей [423]. В 1635 г. томские служилые люди жаловались в своей челобитной на несвоевременную раздачу некачественного хлебного жалованья. Они решительно протестовали против нового закона — служить только «с пашен», в результате чего казаки задолжали «великими долги» [424]. Служилые люди отказывались подчиняться приказам и идти в поход на «немирных иноземцев» при отсутствии хлебного жалованье. Так, в Томске в 1645 г. служилые люди ответили отказом на приказ воеводы О. И. Щербатого о походе на «братских людей» и выборе из «войска» 200 человек: «...А ныне де им на твою государеву службу подняться нечем...» [425]. Казаки отказывались обеспечивать себя хлебопашеством и полагались только на жалованье. Служба трудно сопрягалась с ведением сельского хозяйства. В 1647 г. томские казаки требовали жалованье «безотступно, с великою докукою», говоря, «што де без твоего государева жалованья от денежные скудости бресть им розно...» [426].
Основу рациона служилого человека составлял хлеб. Все остальные продукты служили дополнением. Казаки стремились иметь постоянный хлебный запас, особенно в «бесхлебных» восточносибирских гарнизонах. Государево жалованье, платившееся вперед на год, было разнообразным и могло выдаваться деньгами, солью, хлебом, порохом и свинцом. Оно не обеспечивало всех потребностей казаков. Им приходилось заниматься другими видами деятельности и покупать недостающие товары. Прежде всего это касалось хлеба. Будучи постоянно в разъездах на годовальных службах, они пополняли свои хлебные запасы несколько раз в год в торговых перевалочных центрах. Цена на хлеб сильно разнилась в зависимости от района. В. И. Шунков связывает такую ситуацию с высокой стоимостью провоза хлеба [427]. Так, например, по документам известно, что в 1680-х гг. в Иркутске пуд хлеба ценился от 5 до 12 коп., а в Удинске, где стоимость доходила до 5 руб., цена в 60-100 коп. считалась дешевой.
На местные рынки к началу годовой службы казаков, когда они готовились к дальним поездкам, завозился хлеб из различных пашенных районов Сибири, а также привозной хлеб из России. Съезжавшиеся в такие центры казаки раскупали все доставленные запасы.
Казаки отрицали труд на земле или в ремесленной мастерской. Они проводили достаточно ясное разделение между «служилым» и «мужиком». Так, томский конный казак И. Бунаков называл «мужиком» своего человека, который возил в 1648 г. грамоту в Енисейск, а отправленный в Красноярск с аналогичной грамотой казак назван «казачий чин» Зиновий Литосов [428].
Они напрямую писали в своих челобитных, что это не их дело. Но и служба за одно жалованье не могла их устроить. Они занимались теми делами, которые приносили быстрый и высокий доход. Как правило, эта деятельность была связана с пограничными, на грани нарушения закона, операциями. Среди таких занятий особенно распространенным было винное курение, провоз заповедных товаров с Руси, торговля ясырем,... Так, например, томский сын боярский Ф. Пущин, будучи годовальщиком в Ачинском остроге, продавал вино и скот, менял на мех; под Томском у него было «имение» (деревня), в котором его жена гнала вино на продажу.
«Острожное строенье» также было обязанностью казаков. Так, например, конный казак Петр Терентьев подрядился в 1648 г. «строить город» в Томске. Для выполнения работ он нанял плотников из Кузнецка и томских «охочих людей» (всего было 134 чел.).
Торговля соболями В первой половине XVII в., когда служилое население составляло большинство населения, когда не сложилось посадское и сельского населения, служилые люди занимали большую долю в торговле, промыслах, строительстве и сельском хозяйстве. Правительство предоставляло солидные налоговые льготы по всем видам деятельности служилых людей [429]. Со второй половины XVII в. власти делали попытки запретить любую побочную деятельность служилых людей, понимая, что это ведет к ухудшению исполнения прямых обязанностей казаков. Особенно отчетливо это происходит в Западной Сибири, в которой большое развитие получили города и торговля. Часто в наказных грамотах из Сибирского приказа 1640-1680-х гг. можно столкнуться запретами казакам вести экономическую деятельность, которые мотивировались тем, что они находятся в Сибири «на государевой службе, а не для своего торгового промыслу» [430]. Однако запрет никогда не был последовательным, поскольку жалованье было небольшим и выплачивалось нерегулярно и не в срок. Поэтому у казаков наделяли землями, на которых они занимались сельским хозяйством, они часто занимались торговлей в городе и по деревням. Многие представители служилого сословия оседали в крупных городах и, хотя не теряли чин, основное занятие выбирали в области экономических отношений (торговля, промыслы и пр.). Для большинства же подсобные занятия не занимали столь большого места, были сезонными или связанными с поездками в Москву с ясачной казной. Единственная сфера, в которой более-менее соблюдался запрет на побочные виды деятельности служилого населения была торговля пушным зверем.
Казачество Сибири, объединенное в собирательный аутентичный термин «служилые люди» обладало высокой экономической активностью, занимаясь ремеслом, торговлей, промыслами. На фоне этой экономической активности посады сибирских городов блекли в тени казаков-собственников. Среди сибирских служилых исследователи выделяют ремесленников, мелких товаропроизводителей и торговцев, крупных купцов, т.е. те же социальные группы, что и среди посадского населения российских городов XVII в. [431]. Развитию предпринимательства служилых людей способствовало и то обстоятельство, что утвержденная Соборным уложением 1649 г. монополия посада на торгово-ремесленную деятельность не распространялась на города Сибири. Значительный размах торгово-промышленной деятельности служилых людей дает основание для вывода о фактическом замещении служилым населением посада сибирского города. При этом важно подчеркнуть, что казачество, занимаясь торговлей и промыслами, не становилось посадом, оставаясь верным своей идентичности как свободных слуг государя, занимающихся войной. Поэтому вполне можно отчасти согласиться с выводом Люцидарской о том, что «вести речь собственно о казаках не совсем справедливо» [432]. Состоявшие на государевой службе казаки, оказавшись в Сибири, представляются подчас в обыденном сознании отчаянными авантюрными склада людьми, пребывающими в постоянных военных походах. Но эти же самые казаки в «тылу» имели собственность, собственное натуральное хозяйство и даже производство: начиная от простой избы-клети до многогектарных сенных угодий, заимок, мылеварень, трехжерновых мельниц и т. д. Правительство не препятствовало, а наоборот, утверждало такой порядок вещей: «служилых людей в пашни важивать, чтоб себе пашню пахали и вперед бы с Руси хлебных запасов посылати меньше…» [Никитин Н.Н. Служилые люди в Западной Сибири. Новосибирск, «Наука». 1988. С.141 и далее]. Неслучайно в воеводских отписках о наборе служилых людей в гарнизоны казаки подразделялись в зависимости от семейного и финансового положения. Так, в 168? г. кузнецкий воевода, оценивая возможности дополнительного набора в гарнизон из числа местных казаков, делил возможных кандидатов на следующие группы: «Отставные и неприверстанные казаки», «казачьи дети лет по сороку и больши, с домами, и пашни на себя пашут и скот домашний и живот и кони есть», «казачьи дети лет по сороку», «казачьи дети по двадцати и по семнадцати лет, домов нет, живут у сродичей своих, холостых, живут у отцов своих».
Существование гарнизона зависело от наличия хлеба. Даже формирование воинского состава и количественные характеристики зависели от наличия хлебных запасов. Так, кузнецкий воевода И. Конищев в 168? г., планируя расширение гарнизона, писал в Сибирский приказ, что из-за нехватки хлеба в служилые люди никто не идет и нанимать в государеву службу некого. "А в Кузнецком остроге хлебу нет и ис Тобольска хлебных запасов... не привозят... И в Кузнецком, государи, хлеб дорог, зерно московскому четверть ржи... по полторы рубли и больши. Пословица "Хлеб всему голова" здесь имела буквальное значение. ...Хлебное жалованье в «дальних украйных землицах» становилось главным ресурсом, обладание которым давало в руки начальному человеку власть над всем казачьим «войском». Так, енисейские казаки, посланные в Братскую землю с приказным человеком И. Похабовым жаловались, что присланное государево жалованье было «скрыто» от них: «...Тот Иван приехал на Байкал и почал те хлебные запасы продавать и корысть себе великую поделал и денежное жалованье отдавал, а продавал запас казакам самою большею дорогою ценою, имал за всякой пуд по пять рублев и пошлин и по десять и больши, потому что дальное головное место...» [433]. ...Отсутствие хлеба означало голодную смерть всему «войску». Казаки Братского острога писали в 16?? г.: «А кому купить запасов нечем и те казаки з голоду померли, умерло в тоя поры енисейских казаков з голоду ведано сто человек...» [434]. В 16?? г. кузнецкие казаки писали: «А в Кузнецком остроге хлебу нет и ис Тобольска хлебных запасов… И в Кузнецком, государи, хлеб дорог, зерно московскому четверть ржи покупал с полторы рубли и больши» [435]. Жалованье платилось только за фактически понесенную службу. Отсутствие на службе по болезни вело к потере жалованья. Так лишился годового жалованья якутский казак С. Попов в 1659 г.: "Государева жалованья не послано, потому что по скаске служилых людей, Кузки Чюрила с товарыщи, тот Сенка лежит болен, изломил ногу..." [436]. Обращение к заклинаниям и оберегам было распространенным явлением среди сибирских казаков. Повседневная жизнь в гарнизоне, хозяйственная деятельность и более всего военная служба, полные неожиданностей, непреодолимых и необъяснимых препятствий и явлений, была насыщена обращениями к потусторонним силам. Обращение было преимущественно личным как в силу того, что крепкие позиции имела церковь, в общении с рядовыми верующими описавшаяся на государственный аппарат, так и в силу ключевых характерных черт сообщества колонистов, которое находилось на стадии формирования, когда "колдовство" в качестве специализированной деятельности не успело сформироваться. ...Документированные свидетельства "ведовства" в Сибири редки, однако имеющиеся свидетельства красноречиивы и показательны. Так, сохранилось "дело" 1652 г. о "ворожебных письмах" (тетрадях) илимского промышленного человека Никифора Андреева [437]. Сами" тетради" не сохранились, однако в "деле" подшит список "письмам" [438]. ...Илимск — типичный служилый город на окраине восточносибирского фронтира с преобладающим казачьим населением. Активность казачества проявлялась не только на военной службе и во взаимоотношениях с аборигенами — ясакоплательщиками, но и в общих делах гарнизона, острога, города и даже близлежащих деревень. Так, в "деле" о "ворожебных письмах" именно казак стал инициатором разбирательств. Пеший казак Герасим Коноплин, отправившись в избу промышленного человека Н. Андреева, "поимал" его и в сенях "взял" эти письма и привел в съезжую избу к воеводе Б. Д. Оладьину. Казаки, бывшие в остроге, примкнули к собранию, которое возглавил воевода, а "в чтецах" поставили "соборного спасского попа Обросима" [439]. Забили в городской колокол. Общим сходном было постановлено посадить Н. Андреева в тюрьму "пытаючи". Таким образом, казаки были теми, кто "вершил" судьбы колонистов, вмешивался в повседневную жизнь города и неслужилых слоев, формально свободных ("гражданских") и не зависимых от военного сословия. Денежное обращение среди служилого казачества, получавшего жалованье в натуральной форме (хлебное, соляное и т. д.), было весьма номинальным. На обмен шли различные товары. Долги отдавались не только деньгами, шкурками пушных животных, но и продовольствием, лошадьми, скотом, а также "заповедными товарами" (табак и вино). Перемещение последних было возможным только в рамках строгой конфиденциальности, когда "рука покрывало руку". Казачьи сообщества, объединенные общими занятиями, были именно той средой, где для циркулирования "заповедных товаров" снимались все препоны. Гомогенизированное воинское сообщество могло скрывать тайны и нарушения законов. Большая мобильность казаков, перемещавшихся в течение года по разным службам, также способствовала быстрому перемещению и обмену этих товаров. Дела о "зерновой игре" [440] и о "табачном питии", например, большое "дело" 1640-1641 гг. [441], представляют богатый иллюстративный материал о широком распространении различных платежных средств помимо денег в воинском сообществе Сибири. Особенно во времена городских бунтов середины 17 в. деньги выводились из хозяйственной сферы гарнизонной жизни, охваченной бунтами и социальной напряженностью [442]. Натурализация обмена подчеркивала черты казачества и городских сообществ Сибири, в которых военно-распределительная сфера если не превалировала, то по крайней мере занимала сильные позиции.
Обращение денег среди казаков-землепроходцев распространилось широко, проникая в ткань социальных отношений и определяя их. В условиях, когда землепроходец выступал одновременно солдатом-наемником (с затруднениями в выплате жалованья), торговым агентом, домовладельцем, фискальным работником, промысловиком и даже сельскохозяйственным управляющим, такая денежная зависимость не кажется странной. Деньги были необходимым средством, создающим минимальные условия для деятельности. Кредитно-денежные отношения особо были развиты в среде казачества. Сплоченные групповым интересом, системой воинских корпоративных ценностей, ориентировавших на честность и порядочность, фактором землячества, принесением одной клятвы государю и пр., служилые люди становились идеальной средой для заключения "долговых кабал" и других методов кредитования. Взаймы брались большие суммы, в несколько сот рублей. "Так, приказчик Киренского острога казачий атаман Артемий Петриловский в 1670 г. занял у сослуживца-казака Завьяла Калинина 10 рублей, отдав в качестве залога «заемную кабалу во сте в пятидесят рублех на срок на Офонасьев день» [443]. Кроме этого, деньги давались на условиях выплаты двойной суммы в случае просрочки платежа: «А будет я, Артемей, на срок денег не заплачю, в кой срок в сей кабале выше сего писан, и по сроце заплатить вдвое, дватцеть рублев». В срок атаман А. Петриловский не рассчитался и 10 рублей в течение полугода (сентябрь 1669 — 18 января (Афанасьев день) 1670 гг.) превратились в 20 рублей. Поручителями выступали атаманы как воинское руководство, арбитры. Да и сами "начальные люди" были не последними среди заемщиков. Личное имущество казака, которое составляло основную ценность в представлениях того времени, включало разнообразные вещи (прежде всего зимний гардероб и обувь), а также ткани (камча, бархат, сукно, шелк и др.), «постели» (одеяла). Перечисление «животов» встречается в «тяжбенных» и «сыскных» делах, духовных грамотах (завещаниях), в делах о татьбе (воровстве), в «сказках» о походах в «новые землицы» и столкновениях с аборигенами. Этот корпус источников представляет достаточно достоверные сведения о сфере личного имущества казаков. В большом «сыскном» деле 1670 г. о злоупотреблениях приказчиков Киренского острога есть «расспросные речи» о смерти атамана А. Петриловского [444]. Он был послан вместе с казаком З. Калининым «с Лены из Якутцкого острогу к Москве за государевою ленскою соболиною казною». По дороге, на стоянке в Верхотурье, Петриловский умер. Его личные вещи, бывшие с ним и находившиеся на его дворе в Якутске «прибрали к рукам» находившиеся рядом с ним служилые люди. В число самых ценных вещей, которые разошлись по его сослуживцам и которые требовал вернуть его брат Евфим Филипов Петриловской, вошли верхняя одежда (кафтаны «зеленой», «камчатой холодной», «китайчатой стёганой поношенной», «кумашной поношенной», «суконной»; «куртишка ношебная зелёная суконная»), обувь и принадлежности («башмаки красные телятинные», «сапоги сафьяновые красные поношены», «чюлки зелёные поношены» [445]), постельные принадлежности (одеяла «заячинное покрыто летчиною» и «соболье пластинное»; «постеля оленья»), зимняя одежда (рукавицы «покрыты черевом бобровым», «черевешные бобровые, а в ысподе лоскут соболье», «розсомачьи», шубы «барановая под тёмновишнёвым сукном», «соболья под киндяком лазоревым», «соболья под бархатным верхом, «соболья с подскором нагольным», «барановая, покрыта анбурским сукном зелёным», «соболья пупчатая женская без рукав»), покрывала («полсть валяная», «подскор под бархатным вершком»), мелочи в коробках («коробка з борошнишком»), документы («коробка с письмами»).
Свободное время казаки заполняли игрой в карты, пьянками, курением запрещенного табака. Подобное времяпрепровождение характеризовало не только отдаленные гарнизоны или небольшие острожки и зимовья, но и уездные центры, такие, как Верхотурье, Томск, Енисейск, Красноярск и даже Тобольск. В большом "сыскном деле" 1640-1641 гг. [446] география табакокуров насчитывала более тридцати гарнизонов в Западной и Восточной Сибири. В числе распространителей табака были пятидесятники, десятники, конные и пешие рядовые казаки, стрельцы, палач и сын боярский. Табак употребляли назально и перорально; тертым и нетертым. Продавая по четверть и по полфунта, табак забивали в "бумашки". Эти бумажки жевали ("жваная бумашка"), "пили" (то есть курили), вкидывали в рот; во время «сыска» и обысков даже глотали, чтобы избавиться от компрометирующей улики [447]. Местом неформальных собраний, попоек и проведения досуга казаков были избы. Так, казаки собравшиеся «пить табак» зимой 1641 г. в избе енисейского палача, были найдены войсковым пятидесятником Б. Ленивцевым, который шел с инспекцией казачьих дворов. Когда он вошел в избу, казаки сидели в «горнице» и «пили из бумашки» табак. Часть бумажек они постарались спрятать «под постелю», однако пятидесятник, власть которого распространялась и на такие интимные места, как спальное место казака, нашел и конфисковал «под постелею четыре бумашки табаку» [448]. Пьянство во многих измерениях становилось социальным явлением в среде сибирского казачества. Практически на каждую сферу деятельности оно оказывало влияние. Но более всего это влияние проявлялось в сфере товарищеского общения и коммуникаций с представителями военной администрации. Употребление алкоголя было самооправдательным моментом на судебных делах казаков. Существует множество примеров, когда свою вину казаки оправдывали тем, что был "не о своем уме.., объелся коренья.., в те поры без ума бродил" [449]. Вино становилось главным средством расчета в казачьем сообществе. За ведро вина прощали "грехи", оставляли обиды, оказывали услуги. Вообще эта традиция прекрасно выражена в формуле казака Тимошки, который в распросных речах по делу о побоях Тухачевского томскому воеводе Андрею Дубенскому в 1631 г. говорил: "дал бы де Яков мне за мои побои ведро вина и дела бы де на него не было" [450]. Снабжение гарнизона вином в условиях государственной монополии на алкоголь было выстроено на принципе тайного винокурения. Производство "запускали" в "дальних" острогах, ясачных зимовьях, — там, где гарнизон состоял из рядовых служилых людей и "начальными людьми" были сами казаки. Так было проще "покрывать" незаконную деятельность; Свои своих не выдавали. Впрочем, последнего добивались либо делясь частью "продукции", либо включая "в дело". Так, в «сыске» 1692 г. на приказчика Киренского острога А. Хабарова якутский воевода П. Зиновьев выяснил схему переправки "накуренного" вина с усть Киренги в Якутский гарнизон. А. Хабаров отправлял лагуны с вином на дощанике с сыном боярским Родионом Кобелевым "по знакомству... лагун вина без меры. Да к нему де он на дощаник лагун вина и велел сплавить в Якутцкой..." [451].
Не считалось зазорным обирать своих сослуживцев. С одной стороны, этому способствовали распространение кредитно-долговых отношений в среде сибирского казачества. С другой стороны, крайне низкая степень уважения к личному имуществу и личной неприкосновенности. Солидарность, братство и общинность имели обратной стороной незащищенность конкретного индивида будь он живой или мертвый. Так, после внезапной смерти якутского казачьего атамана А. Петриловского в Верхтурье в 1670 г., по дороге в Москву с государевой соболиной казной, три шубы (барановая под тёмновишнёвым сукном», «соболья под киндяком лазоревым», «соболья под бархатным верхом, «соболья с подскором нагольным») забрал якутский казак З. Калинин, рукавицы (рукавицы «покрыты черевом бобровым», «черевешные бобровые, а в ысподе лоскут соболье», «розсомачьи») ленский казак Васька Новгород, одеяла «заячинное покрыто летчиною» и «соболье пластинное» воевода Алексей Беклемишев. Также «животом» атамана поживились ленский пятидесятник казачий Овдокимко Козицын, верхотурский поп, совершавший погребение (в документе имя не приведено), целовальники Данилко Максимов и Федька Агеев, протодьякон Мефодий, сын воеводы Беклемишева Матвей [452]. Необходимо отметить, что «дело» было заведено по челобитной брата Петриловского Евфимко Филипова Петриловского [453]. Без челобитчика вряд ли бы вообще «сыск» был бы затеян.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.012 с.) |