Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Параграф 1. «Образ новых территорий».
Показано, как казаки воспринимали территории, в которые они ехали с экспедицией для подчинения населения царской власти. Что в источниках говорится о «новых землицах» с точки зрения казаков. Больше четырехсот лет прошло с тех пор, как полиэтничная Сибирь стала одной из тем для рефлексии в русской культуре. Говорят, что первое впечатление оказывает решающее влияние на дальнейшее восприятие. Возможно, что этот тезис применим не только по отношению к индивидам, но и к культурам. У истоков создания образов Сибири в русской культуре, а также подходов, предубеждений и парадигм ее восприятия стояли колонисты конца XVI ― XVII вв. и их краевая часть ― казаки-землепроходцы, непосредственно «открывавшие» новые земли и вступавшие в контакт с их обитателями. Выявить, обозначить и объяснить эти представления составит цель данной работы. Таким образом удастся не только лучше понять события этнополитической и этносоциальной истории Сибири обозначенного времени, но и раскрыть неосознанно репродуцируемые клише, конструкты, предубеждения в более поздних и современных работах. В работе использован термин «образ» как наиболее точный и тонкий. Понятие «образ» предполагает, что некий субъект формирует картинку в своем воображении и видит мир определенным образом. «Образ» ― это подходящий термин как в силу того, что никто не может наблюдать межэтнические отношения напрямую вне зависимости от того, насколько пристально вглядываться, так и потому, что развитие теории требует кого-то, кто бы описывал соответствующую сферу деятельности. Использование термина «образ» также предполагает, что для того, чтобы объяснить произошедшие события, придется пропустить через фильтр взгляды и мысли с целью сосредоточения на самых базисных с точки зрения исследователя.
В исследовании мы опирались на делопроизводственную документацию XVII в. В отличие от традиционных культур, российские источники раннего Нового времени (XVI-XVII вв.) менее информативны, не являются кодифицированными, клишированными текстами, которые раскрывают модель общества. Однако отсутствие таких текстов восполняется немногочисленными, но содержательными документальными примерами сибирских «многоголосных отзвуков» [151].
В нашем социально-антропологическом исследовании мы применяли метод культурной географии [152]. Данная парадигма берёт своё начало в школе Анналов и успешно используется во многих современных исследованиях [153]. Согласно этому методу, в одной и той же реальности разные культуры, этнические группы, представители этнолокальных традиций «выхватывают» совершенно разные «куски» действительности. Процесс отбора «картинок» и создания образов не столько индивидуален, сколько обладает групповой спецификой и связан с коллективным бессознательным, другими словами, с ментальными структурами, заложенными в языке, традициях, устойчивых стереотипах, не осознающимися носителями данной культуры. То, что видит в объективной действительности человек, определено этнокультурной сеткой, наложенной на его сознание. Суть культуры какого-либо сообщества (и даже целого этноса), все ее девиации можно увидеть за спецификой и характерными чертами коллективного зрения этнической группы. То, что «видят» и «замечают» ее представители вокруг себя более всего говорит о них самих, чем об окружающей реальности, которую они описывают. Согласно классическим образцам «новой культурной географии» в англо-американской традиции культурный ландшафт рассматривается как «информацию, сохраненную в символической форме, <…> <которая> отчасти функционирует как нарратив» [154]. Символы становятся динамическими структурами, «регулирующими механизмами, которые упорядочивают и контролируют потоки информации» [155], «частью, которая в силах создать целое» [156]. Таким образом, в фокусе исследований оказываются «символические качества ландшафтов, которые создают социальные значения» [157].
В работе рассматривается пространственный поворот в представлении фронтирных процессов процессов, который заключается в методологической интервенции географии в область этнокультурных исследований. Присоединение Сибири рассматривается как процедура не просто освоения пространства, но его реконфигурации, а именно превращения «географически определяемой» территории в «культурно осваиваемое» место. Особую роль в данных процессах играет граница и процедуры ее преодоления. В этом смысле пространство обретает статус символического капитала, по отношению к которому устанавливается система коммуникаций.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.87.83 (0.004 с.) |