Этносоциокультурные характеристики казачества лесостепной полосы Сибири. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этносоциокультурные характеристики казачества лесостепной полосы Сибири.



Этннческая характеристика

 

Социальная характеристика

 

Культурная

 

Первое известное упоминание слова «казак» относится к летописному известию 1335 г. «», - писал летописец. Прокопьев предположил, что слово казак в данном контексте означало особую группу населения, вовлеченную в обслуживание знатных половецких кочевников. Летопись сообщает об участии рязанских казаков в битве с татарским царевичем Мустафой в 1444 г. Из текста летописи следует, что на осадившее Рязань татарское войско «...приидоша Мордва на ртах и с рогатинами и с саблями; а казаки Рязанскиа такоже на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями з другиа стороны; а воеводы великого князя Василья Васильевича с своею силою... И бысть им бой велик и силен зело... И начаша одолевати христианя» [118]. В другой летописи также говорится о казаках, которых по приходу царя Махмета, рязанские власти набрали «в черкасах»: «...И прииде к ним две тысячи казаков и, шедшее, взяша Лух без слова царева, и приведоша полону много и богатьства» [119].

 

В грамоте 1502 г. великой княгине рязанской Агриппине царь Иван III предписывает казнить уклонившихся от службы казаков.

 

 

 

 

Казаков

 

 

 

Первые остроги – Тюменский и Тобольский, построенные вблизи от главных татарскитх городков, - были рассчитаны на пребывание в них только служилых людей. Остроги являли собой укрепленные военные лагеря с единственными обитателями – воинскими людьми.

Главной проблемой таких военных лагерей было снабжение продовольствием, военными и иными припасами гарнизонов двух острогов. Наряду с нехваткой ресурсов, задачей был подбор оптимального пути для транспортировки огромного количества предметов через Урал. Так, известно, например, что в 1598 г. в Лозьвинском городке, главном перевалочном пункте, в нем было сосредоточено свыше девятисот тонн грузов [120].

В первые десятилетия в Сибирь казаки переводились партиями, по несколько сот человек. В результате сотни человек были вынуждены селиться на пустое место и помимо своих основных обязанностей строить жилье. В челобитной 1599 г. более 50 казаков во главе с Ромашной Голянищевым, которых переводили на службу в Верхотурье, просили «пожаловать... подмогу на дворы, как и в иных городех стрельцом и казаком на дворы давано». подмогу» на строительство дворов в связи с переводом на службу в Верхотурье [121].

Не каждому удавалось найти или в короткое время построить избу, тем более в условиях, когда остроги только начинали обустраиваться. Поэтому характерными были временные жилища по типу казарм для общего проживания. Так, в 1594 г. в Тобольске нововерстанных казаки жили в избе в одном «дворце» с «избой поземной, большой... Дворец же в недоделке - изба новая, а огорожен заплотишком» [122].

 

В документах вплоть до середины 1650-х гг. часто встречаются упоминания о «донских и вольских казаках», переведенных на службу в Сибирь [123].

 

 

---

Как осознавали себя казаки и гулящие люди северных русских городов, многие из которых перебирались на службу в Сибирь, показывает словарь Т. Фенне начала XVII в. С большим чувством собственного достоинства они объявляли: «Оцум мне тебе блюстись, ты мне не наредник. Я свои волиои человек. Бог - мои асподарь». Об этих людях говорили: «Тот человек добро вольни: сам себе асподарь, никому не служит». Они четко отделяли себя от крестьян, трудящихся на земле: «Смердум слять мне не хочитца, дворянинум слыть - много надобе» [124].

 

Полномочия атаманов (голов) были довольно широки. Конечно, не до такой степени, как это было на степной окраине европейской части России, где «головы могли заполнять свободные места [в гарнизонах] по своему усмотрению, даже без ведома местного воеводы» [125]. В их ведении находилась как повседневная жизнь подчиненных казаков, так и функционирование отряда в походе.

Практически в казаки мог поступить кто угодно.

В условиях недостатка служилых людей в Сибири, призыв «кликали» среди гулящих людей без чинов. В одной из челобитных известного сибирского предпринимателя И. Ушакова, действующего по всей Сибири и чрезвычайно осведомленного, он пишет в 1684 г.енисейском воеводе К. О. Щербатову, что «...идут из Тобольска мимо Енисейска в даурские остроги тобольские и Тобольского разряду розных городов новоприборных козаков преж сего многие люди бывали в Енисейску не в чинах, в гулящих людях, и бывали де у них в наемных сроках в работе...» [126].

Нередко в течение XVII в. в казачьей среде возникали идеи создания вольного Дона в Сибири. Особенно характерным это было для больших гарнизонов с сильным влиянием «войска». Так, например, в рамках Томского восстания 1648 г. бунтующее войско «хотели Дон заводить вверх по Оби-реки и вверх Бии и Катуни» [127].

 

 

Стационарное нахождение и формирование казачьего населения на территории Сибири относится к 1580-м гг. - времени похода дружины Ермака [128]. В ее состав (по разным оценкам насчитывавшей от 500 до 1500 человек) входили выходцы из вольных казачьих общин Дона, Урала, Северного Кавказа, Запорожья. Пребывание их в Сибири не закончилось походом 1582-1584 г. [129]): ермаковы казаки упоминаются в отряде Болховского (1585 г.), в числе строителей первых сибирских острогов - Тобольска, Пелыма, Тары (1587, 1591, 1594 гг.), в составе сибирских гарнизонов 1610-1620 гг., в том числе в чинах атаманов и пятидесятников [130], в качестве жителей сибирских городов и деревень, которых опрашивал митрополит Киприан для составления синодика [131], сохранились упоминания о сибирских казаках-потомках дружинников Ермака [132].

На протяжении XVII - начала XVIII вв. состав сибирского казачества формировался из мультисоциального и полиэтничного субстрата, представители которого так или иначе участвовали в деятельности воинских формирований или прошедших воинскую службу и имевших боевой опыт (служилые люди, переведенные на службу в Сибирь из городов Поморья и Поволжья, ссыльные участники антиправительственных выступлений, украинские казаки («черкасы»), военнопленные поляки, литовцы, представители западноевропейских стран, многие из «вольных гулящих людей», промысловиков, крестьян, посадских, представителей аборигенного населения также были вовлечены в военные практики до своего поверстания в казаки). Со второй половины XVII в. в сибирском казачестве определилась тенденция к самовоспроизводству, когда вакантные места стали занимать близкие родственники ушедших в отставку или убитых казаков. К концу века отмечается даже наличие очереди на получение служилого чина среди казачьих детей, многим из которых не удавалось перейти на военную службу [133].

Как отмечалось выше, одним из значений слова «казачество» в XVII в. в Сибири было официальное наименование разряда царских служилых людей - конных и пеших казаков, существовавших наряду со стрелецким, литовским, черкасским, татарским списками, детьми боярскими, затинщиками, пушкарями и пр. Воеводской администрацией составлялись общие городовые списки служилых людей: однако процедура не была упорядочена и синхронизирована в рамках всей Сибири, поэтому сведения, предоставляемые этими документами, не позволяют с точностью определить численность казаков за весь период ни по какому-либо отдельному городу (уезду или разряду), ни по региону в целом.

Опираясь на сохранившиеся данные, были составлены сводные таблицы численности казаков исследуемого региона (использовалась группа источников, представленная окладными книгами денежного, хлебного, соляного жалованья служилых людей, разрядными книгами, городскими перечневыми списками, ведомостью сибирских городов конца XVII в., использовались также отдельные челобитные казаков) [134]. Реперные точки данного ретроспективного мониторинга были максимально унифицированы (проведенные вычисления по итогам каждого двадцатипятилетия, начиная с начала XVII в.) с целью получения сравнительных данных по гарнизонам Южной Сибири (Тюмень, Тара, Томск, Кузнецк, Тобольск, Красноярск, Енисейск, Якутск, Илимск, Иркутск, Нерчинск).

Сведенные воедино данные позволили выявить следующие характерные черты развития гарнизонов и казачества в Сибири XVII в.:

· непрерывный рост численности русских казаков в Сибири на протяжении XVII в. (с тысячи в начале до десяти тысяч в конце века);

· равномерный характер увеличения численности казаков на протяжении всего рассматриваемого времени (каждый 25 лет численность увеличивалась на 15-20 %).

· зональная распределенность, когда наибольшая численность гарнизонов была в приграничных южных острогах (и даже могла превышать численность столичного гарнизона [135]).

· перманентный дефицит служилых казаков и необходимость постоянной переброски отрядов из гарнизона в гарнизон по мере военной необходимости.

Первое штатное расписание сибирских острогов относится к 1703 г. Оно закрепило фиксированную (штатную) численность каждой из 21 городовой команды (Тобольск, Тюмень, Тара, Верхотурье, Туринск, Пелым, Берзов, Сургут, Нарым, Кетск, Томск, Кузнецк, Новая Мангазея (Туруханск), Енисейск, Красноярск, Иркутск, Илимск, Удинск, Селенгинск, Нерчинск, Якутск). Согласно штатам 1703 г. общая численность служилых людей составляла в 8,7 тыс. чел. (без учета служилых татар; в т. ч. 6,3 тыс. казаков); из них ок. 5,8 тыс. чел. находились на южной границе со степью [136].

Штатное расписание 1703 г., как и более ранние городовые списки, книги жалованья и пр. служили прежде всего для фискальных целей и расчета жалованья, выдававшегося из казны. Эти источники не отражают реальное местонахождение казаков, обозначая лишь город приписки. Само понятие городовой (острожной команды) ориентировало на обслуживание всего уезда (окрестных острогов, ясачных острожков, зимовий) и большую часть времени казаки проводили за пределами основного города приписки, неся годовальную службу. Во многих случаях казаков могли перебрасывать на службу на территории, не относящиеся к ведению их города (например, березовские казаки упоминались среди якутских «годовальщиков» [137]).

В лесостепной зоне Сибири вплоть до начала XVIII в. служилые приборные люди численно преобладали над остальными социальными группами. Они составляли большую часть русского населения и их значение как в хозяйственной, так и в административно-фискальной жизни Сибири было велико. По данным 1710 г. крестьянство вдвое численно превосходило служилых людей по Сибири в целом, однако при этом в лесостепной части Сибири (в Тарском, Томско-Кузнецком, Нерчинском районах) служилые люди составляли основную категорию населения либо лишь незначительно уступали крестьянам (в Тюменском, Енисейском, Красноярском, Иркутском районах) [138].

Среди служилого населения лесостепной полосы Сибири численно преобладало казачество. Приведенные в Приложении данные указывают на то, что казачество преобладало в составе служилого людей как по городовым спискам, так и в отдельных походах [139]. В более, чем в половине из 115 зафиксированных походов и сражений казаки составляли 75 и более процентов от численности отряда [140]. В 30 % походов за ясаком непосредственными руководителями (начальными людьми) являлись казаки [141]. Нередко высшие чины сына боярского также занимали выходцы из казачества, своей активной службой получивших такое продвижение в чине.

Таким образом, систематизация материалов по численности мужского казачьего населения, официально находящегося на царской службе, представила количественные данные, необходимые для решения поставленных в исследовании задач и корректной интерпретации военно-этнополитических событий, характеризующих воинскую культуру русского казачества в Сибири.

 

 

Казачьи сообщества в Сибири развивались во многом своеобразным путем, в сравнении с волжским и донским казачествами. Своим челобитьем о приобретении нового «царства» казаки Ермака признали над собой юрисдикцию царской власти. Государство не было в состоянии установить в Сибири централизованное воинское управление, поэтому русское правительство вынуждено было не только сохранить казачью организацию, но и считаться с ее традиционными формами.

Более того, правительство официально инициирует процесс укрепления исторической памяти о ермаковых казаках. Начало было положено первым сибирским архиепископом Киприаном. В сорокалетнюю годовщину похода (1622 г.) этот видный церковно-политический деятель, принимавший активное участие в приходе к власти Романовых, собрал живых ермаковских казаков и расспросил их о походе. На основе «распросных речей» Киприан создал «Соборный синодик», который нужно было ежегодно «кликать» в Тобольской Софийской церкви.

В 1636 г. по ходатайству архиепископа Нектария «прославление» Ермака и его казаков было утверждено в виде ежегодного «возглашения» во всех церквях России в день «торжества православия» [142]. Прославление казачьего подвига подтверждало значимость и нерушимость вхождения Сибири в состав России, отражало идеологическое стремление церкви - увековечить память героического мученичества в борьбе за распространение православной веры.

Нет сомнения в характере организации дружины Ермака. «Казачий обычай» решать все свои дела на войсковом круге четко прослеживается во всех сибирских летописях и синодике «Ермаковым казакам». На протяжении всего похода общность мнения «казаков» или «Ермака с товарищи» была твердым принципом. «Ермак и казаки действуют как единое целое,- отмечала Е. К. Ромодановская. - Ермак в Есиповской летописи олицетворяет сословие казаков–именно поэтому он для автора летописи неотделим от дружины» [143].

Обязательность коллективного решения отразилась в акте дружины, как посылка посольства в Москву. Собранная из разнородных казачьих отрядов, преимущетсвенно с Волги и Яика, а также с Дона и Терека [144], дружина Ермака, направляя посольство в Москву, впервые предстала консолидированным сибирским «воинством», коллективно обратившимся к царю.

Даже по Строгановской летописи организация посольства в Москву предстает инициативой самого «войска». Сообщив Строгановым об успехе, «тогда же они, атаманы и казаки волстли Ермак Тимофеев з дружиною своею из Сибири писаше к Москве государю князю Ивану Васильевичю… о усмирении Сибирския земли» [145]. По другому списку, казаки и Ермак сообщили «о пленении всеа сибирския земли» [146]. В различных списках Есиповской летописи формулировка казачьего обращения к государственной власти еще более определенно свидетельствует о цели похода - «царство Сибирское взяша и царя Кучюма и с вои его победиши, под его царскую высокую руку привели… до веку» [147]. Наконец Ремезовская летопись подчеркивает «единомыслие» совета Ермака с дружиной о послании Ивану IV [148].

С присоединением Сибири к России казачья дружина потеряла право самостоятельного комплектования своего состава, которое перешло к правительственным органам. Однако обстоятельства складывались так, что уже в первые десятилетия XVII в. «войско» в Сибири пополнялось людьми, близкими по своему духу казачьей вольнице. Необходимость в служилых людях заставляла правительство снисходительно относиться к их прошлому. Среди них были люди, привыкшие к самоуправлению, независимости и решению собственных проблем внутри мирских организаций, подобным казачьему круг, в том числе в условиях военного времени. Среди них были поляки и литовцы (шляхтичи и челядники), украинцы (черкасы), белорусы и даже «немчины», т. е, по всей вероятности, наемников польских войсках.

Судьба забрасывала их в различные города вплоть до Мангазеи и Якутска. Некоторая часть их после мирных договоров возвращалась на родину, но некоторые оставались на «вечную службу». Инкорпорация этих разносоциальных элементов

комплектовались целые отряды, так и систематическими, когда «выбылые» места заполнялись новыми людьми. Так, в 1627 в Тобольске при организации экспедиции на Енисей для основания Красноярского острога было набрано 300 «вольных охочих» людей [Бахрушин С.В. Научные труды. IV. М., 1955. С. 18, 19.]. В 1635 после гибели в борьбе с бурятскими князцами отряда Дуная Васильева (50 чел) эта потеря была возмещена набором «гулящих людей». И др. примеры–насильно. При этом пополнении «войско» имело свое мнение и могло отказаться принимать в свое общество поверстанных людей.

7) Со второй половины 17 в по мере роста и развития семей служилых людей всё большое значение стало приобретать поверстание в службу их детей. В своих челобитных дети служилых людей ссылались на службу отцов как веское основание для определения их самих на службу. Поэтому правительство ограничивает напор «гулящих» людей. Тем самым укреплялась корпоративность «войска».

Мироощущение сибирских служилых людей. Сохраняли ощущение живой органической связи с европейской частью страны. Этому способствовали постоянные поездки казаков сибирских городов в Москву с ясачной казной и воеводскими отписками.

Корпоративный характер отношений с государственной властью. Автономия. Корпоративность, свойственная казачьим дружинам, сохранялась: прежде всего потому, что правительство вынуждено было ее поддерживать: 1) обеспечивала сплочение разнородных элементов в «войске». 2) значение для хорошего выполнения служилыми людьми их многочисленных и очень разнообразных обязанностей. Правительство, поддерживая корпоративность, вынуждено было считаться с правами войска.

Организация войска.

1. Войско строилось по станичному принципу с выборным командным составом. Иногда станицы организовывались по принципу землячеств (черкасские, литовские сотни или станицы). В делопроизводстве употреблялась и официальная терминология войсковых чинов (сотники, пятидесятники, десятники), и казачья (атаманы, есаулы)

2. Привилегия иметь свою «коробью» или «казну» для: а) расходы на дорогу в Москву, б) подготовка «войска» к походу, в) оплата расходов по государственным повинностям, г) енисейские служилые–на изготовление судовых снастей

3. Выборность, правда, была поставлена под контроль правительства. Например в 1627 в Москве отклонили челобитье енисейского служилого мира о назначении Максима Перфильева на место утонувшего в Оби стрелецкого сотника Поздея Фирсова (Максим Перфильев–известный в будущем землепроходец). Это из-за нависшего над Максимом церковного обвинения в незаконном венчании. На вакантное место был назначен тобольский сын боярский Петр Бекетов. Однако уже в 1628 в административной переписке Перфильев упоминается атаманом. Любая перемена в руководстве станицы сопровождалась челобитными в Сибирский приказ для санкционирования выбора «войска».

4. Попытки правительства предписать сибирским воеводам не допускать «кругов» у служилых людей не имели успеха.

5. На новых острогах–казачье самоуправление. 1665–русское население на Амуре–Албазинский острог–большой с/х район: фактически управлялось выборными приказчиками (теоретически управляли Нерчинские воеводы) + Зашиверск–в 1680 (Приполярье).

6. Независимы (или отстаивали независимость в сфере профессиональных интересов–от центра и сибирских воевод):

• Постройка и состояние оборонительных сооружений,

• Обеспеченность вооружением,

• Необходимость, сроки, тактика походов и боевых действий,

• Численность гарнизонов и их материальное снабжение.

Примеры. I построение острогов: 1611, 1613–служилые люди Сургута и Нарыма возбуждали в Москве вопрос о переносе на более удобное место Кетского и Нарымского острогов. Москва велела выбрать новое место на их усмотрение. 1620 Томские служилые люди, посланные в Кузнецк ставить острог на новое место, не согласились с воеводой в выборе места острога и «побили» его. То же самое в 1631, Кетский мир (Кетск). 1628–на Енисее место под острог Андрей Дубенский выбирал вместе с служилыми людьми–Красный Яр. 1648–спор с воеводой, где ставить новый острог. 1669 Мангазейский воевода Р.М. Павлов, поднимая вопрос о перенесении города Мангазеи на место Туруханского зимовья, заручился челобитной служилых людей [Александров В.А. Русское население Сибири 17–начала 18 вв. М., 1964. С. 30.].

Красноярские служилые люди активно участвовали в выборе мест для новых порубежных острогов. Так, в 1635, они посчитали целесообразным построить острог на Енисее, в устье р. Тубы, что было одобрено красноярскими и томскими воеводами Ф.М. Мякининым и И.И. Ромодановским и санкционировано Сибирским приказом. В 1637 «по высмотру» атамана М. Кольцова был поставлен острог на р. Кане…

II Казачьи круги зачастую имели весомое мнение о целесообразности, сроках и маршрутах походов. Вовсе неслучайно от имени всей войсковой единицы красноярские казаки докладывали в Москву о постройке Красноярского острога, а затем о результатах боевых походов [ЦГАДА. Сиб. Приказ. Стб. 160. Л. 427-435; стб. 241. Л. 15,22, 29, 36 (а, б, в), 43, 69-72; стб. 368. Л. 126, 127, 141, 142, 407]. Сохранились и другие подробные челобитные отчеты войсковых соединений разных городов (Енисейск, Томск, Тобольск–Там же. Стб. 368. Л. 151-159, 181, 183, 184; стб. 246. Л. 194, 195, 199, 207).

Примеры: поход в «Киргизскую землю» во главе с воеводой Я.Е. Тухачевским, 1641. Цель широко организованного похода заключалась в том, чтобы разбить изменивших «киргизских князцов» и «среди киргизской земли» поставить острог. Поход неудачен–причина в распре казаков с воеводой. После первоначального боевого успеха казачий круг усомнился в возможности воевать со всей «киргизской землей». В результате конфликта с воеводой войско повернуло назад. При разборе этого дела в Москве и Тобольске казаки доказывали свою правоту, воеводскую некомпетентность и то, что воевода «челобитную войсковых не послушал» [Резун. Русские в Среднем Причулымье. С. 59-68]. В дальнейшем, в 90х гг. большие походы из Красноярска против «киргизских князцов» организовывались только по служилым челобитным, подтверждавшим их необходимость. Что писал Я.Е. Тухачевский в Москву?: «…А только, государь, таким ворам и бунтовщикам не будет твоего государева указу в их воровстве, Бог видит, государь, и воевод из Сибири выгонят, а то, государь, у них, у воров и слово похвальное–не дорожите де вы воеводы, что пишете на нас государю…» [ЦГАДА. Стб. 84. Л. 297-305].

III Голос сообществ сибирских служилых людей звучал и при решении многих других профессиональных дел, вроде бы полностью относящихся к компетенции воевод и Сибирского приказа,- размещение и численность гарнизонов, снабжение их оружием, порохом, жалованьем.

Примеры: источники–отписки в Сибирский приказ сибирских воевод; войсковые челобитные. По своей инициативе казаки сибирских городов ставили острый, особенно в первой половине 17 в., вопрос о починке огнестрельного оружия; на подобные просьбы Москва старалась реагировать быстро и положительно, обеспечивая присылку нужных мастеров [ЦГАДА. Сибирский приказ. Стб. 40. Л. 120, 182-186, 260-262; Стб. 90. Л. 535-568; стб. 132. Л. 56-58; стб. 302. Л. 20-21; МИллер Г.Ф. История Сибири. Т. 1. С. 447-449; Александров В.А. Покровский Н.Н Указ. Соч. С. 60].

В 1645 после длительного, тяжелого и успешного похода на «бурятского князца» Оилана, не признавшего русского подданства, красноярское «войско» во главе со своими атаманами Кольцовым и Тюменцовым, надеясь на внимание к своей решительной победе, поставило перед Сибирским приказом вопрос о децентрализации выдачи денежного жалованья, высылаемого их Москвы в Томск и затем распределяемого оттуда по городам, подведомственным томским воеводам. Красноярцы просили присылать им деньги непосредственно с их представителями, которые в Москву доставляют ясачные меха, мотивируя просьбу неприсылкой из Томска. Челобитная вызвала раздражение в Сибирском приказе, хотя по существу придраться к ней было нельзя. Однако дело замяли: увидев описку в титуле царя, чиновники Сибирского приказа решили даже наказать батогами подьячего, который ее писал. Наказание не исполнили, но дело закрыли.

Степень зависимости войска от центра (Красноярское «войско»). В 1688 Красноярское войско, постоянно доставлявшее хлопоты Сибирскому приказу своими требованиями добилось изменения структуры управления воинскими силами. Дело в том, что Красноярск входил в то время в состав Енисейского разряда, воеводы которого руководили обороной границ. Красноярские казаки, ссылаясь на напряженную пограничную обстановку, свою службу «беспрестанно на крови» и на неоперативность распоряжений из Енисейска, потребовали, чтобы военные дела решались самими воеводами Красноярска без согласований, от чего «время уходит». Сибирский приказ вывел уезд из подчинения енисейских воевод [ЦГАДА. Сиб. Приказ. Стб. 199. Л. 108, 109].

Увеличение численности сибирских гарнизонов. Это было в интересах и воеводской власти, и служилых миров. Конец 17 в.: 11637 служилых людей (вместе с ружниками и оброчниками) - [Шунков В.И. Вопросы аграрной истории России. М., 1974.С. 26]. При относительной незначительности штатов войску приходилось решать многие не только военные, но и административно-хозяйственные дела–транспортировка в Москву пушнины, доставка денежной, хлебной, соляной казны и т.д. Челобитные Красноярского «войска» достигали успеха–с 30-90х численность увеличилась с 300 до 650 чел [Бахрушин С.В. Научные труды. IV. С. 69-70; Александров В.А. Русское население Сибири…С. 47; ЦГАДА. Сиб. приказ. Стб. 90. Л. 535-540].

Войско и воеводы. С усилением воеводской системы управления, взгляды «войска» на свое положение вступали в противоречие со взглядами представителей власти. Усложняли обстановку конфликты между «войском» и верхушкой служилых людей (дети боярские), не входящей в него. Постепенно «войско» ограничивалось в экономических привилегиях. 1634/35–указ о запрете вывоза ясыра (пленников) из Сибири на «Русь» [ЦГАДА. Сиб. Приказ. Стб. 189. Л. 144]. До середины 17 в. «войско» еще пыталось вернуть себе это право. 1631–Енисейский воевода С.И. Харя-Шаховский по предписанию из Тобольска забрал у вернувшихся из Бурятии красноярских служилых людей ясырь [ЦГАДА. Сиб. Приказ. Стб. 12. Л. 558-562]. 1646–челобитная енисейских служилых–отстаивать право на ясырь, ясырь–вознаграждение со стороны государства за службу и как средство материального обеспечения своей службы и дальних походов [Там же. Стб. 259. Л. 44, 45].

– 1639/1640: ограничение в торговле с местными–запрет винокурения и продажи вина (50ые гг Тюмень),

– в 90х–налог с торговых и промышленных оборотов (10 деньга).

Обострение отношений «войска» и воеводской власти не было специфичным только для Сибири. На протяжении 17 в. Царская власть последовательно и повсеместно стремилась уничтожить привилегии приборного войска и полностью сблизить его с тяглыми слоями населения. Это вело к ослаблению данной социальной группы населения, ее военной значимости. В Сибири корпоративность казачьего войска проявлялась значительно сильнее. «Войско» было противовесом воеводскому самовластью. Ермаковская дружина представлялось в летописях исключительно как воинская группа, по первому призыву отправлявшиеся на войну, главное, чтобы богатые купцы давали «запас на проем 5000 человек, и ружье, и молитвослов» [149]. Происходивших из разных мест и сословий, с разнообразным жизненным опытом и склонностями, будущих дружинников первоначально сплачивало только воинское ремесло. «Ермак же посла казаков искусных ратному делу. Они ж шед нападоша нощию и побиша многих» [150],- записано в летописи под 1583 г.

 

Образ казака в летописях

Образ казака в царских грамотах

 

«Войско»

Казачество с наличием «войска» как самоорганизации группы представляет из себя некую самоорганизующуюся систему, а воинская культура - основной признак этой самоорганизующейся системы. Ключевой концепт - война - определил этносоциальные рамки существования сибирского казачества. Война как ключевая идея, как парадигма формирования сословия, война как стратегия освоения пространства (как способ адаптации) и война как форма культурного существования.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.044 с.)